Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...В открытом акционерном обществе количество держателей акций менее 50. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" наличие совета директоров обязательно в том случае, если количество держателей акций составляет более 50. Возможно ли осуществление упразднения (роспуска) совета директоров в данной ситуации? Если да, то каковы условия и порядок этой процедуры? ("Финансовая газета", 2007, N 25)



"Финансовая газета", 2007, N 25

Вопрос: Предположим, что в открытом акционерном обществе количество держателей акций уменьшилось и составило менее 50. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" наличие совета директоров обязательно в том случае, если количество держателей акций составляет более 50. В настоящее время необходимости наличия совета директоров на предприятии не имеется. Возможно ли осуществление упразднения (роспуска) совета директоров в данной ситуации? Если да, то каковы условия и порядок этой процедуры?

Ответ: Законодательство об акционерных обществах не содержит прямых запретов на упразднение совета директоров открытого акционерного общества с количеством акционеров менее 50. Тем не менее процедура упразднения действующего совета директоров не выполнима без волеизъявления акционеров, владеющих контрольным пакетом акций. Поэтому если у члена совета директоров, владеющего, например, 62,2% акций общества, не имеется желания упразднять совет директоров, то сделать это практически невозможно.

Для упразднения совета директоров требуется решение общего собрания акционеров о внесении изменений в устав общества (в разд. 11 "Структура общества"). Кроме того, поскольку исключение совета директоров из состава управляющих органов общества затрагивает и другие разделы устава общества, следует заранее подготовить новую редакцию устава общества, исключив из всех разделов упоминания о совете директоров общества. В формулировку вопроса повестки общего собрания следует включить вопрос об утверждении новой редакции устава общества, причем решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров, владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 05.02.2007). При этом решением общего собрания акционеров должно быть определено лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. Это лицо (или орган общества) должно быть внесено в устав общества (п. 1 ст. 64 Закона N 208-ФЗ).

Общее собрание акционеров может принимать решения только по заранее определенной повестке дня (п. 6 ст. 49 Закона N 208-ФЗ). Поэтому вопрос об изменении устава и передаче полномочий по управлению общему собранию акционеров общества должен быть включен в повестку общего собрания. Предложение о включении тех или иных вопросов в повестку общего собрания акционеров может внести любой акционер, владеющий двумя и более процентами акций общества. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года (п. 1 ст. 53 Закона N 208-ФЗ).

В связи с тем что до проведения собрания акционеров действующий в прежней редакции устав общества предполагает наличие совета директоров, при определении повестки общего собрания может сложиться ситуация внесения в повестку собрания двух взаимоисключающих пунктов. Допустим, что некий акционер направляет в установленный законодательством срок предложение об утверждении новой редакции устава общества, не предполагающей наличия совета директоров в органах управления обществом (проект устава следует приложить).

Одновременно другой акционер направляет предложение о кандидатурах в совет директоров, поскольку согласно действующему на момент подготовки повестки общего собрания уставу совет директоров все еще является одним из органов управления обществом, а исполнение положений устава является обязательным для акционеров и общества (п. 2 ст. 11 Закона N 208-ФЗ). Кроме того, в повестку дня годового общего собрания акционеров должны быть обязательно включены вопросы об избрании совета директоров общества (п. 2 ст. 54 Закона N 208-ФЗ). Таким образом, в совет директоров поступят одновременно два взаимоисключающих предложения в повестку проведения общего собрания акционеров.

Отказаться включить поступившие предложения совет директоров может только по формальным признакам (п. 5 ст. 53 Закона N 208-ФЗ), в остальных случаях все предложения должны быть приняты. Вносить какие-либо изменения в формулировки, предлагаемые акционерами, запрещено.

С юридической точки зрения утверждение новой редакции устава общества (основного закона, своего рода "мини-конституции" акционерного общества) является первоочередным вопросом по сравнению с вопросом избрания совета директоров общества. Поэтому этот вопрос должен быть рассмотрен в первую очередь. В случае принятия общим собранием акционеров (75% голосов) новой редакции устава общества вопрос о выборе нового совета директоров должен быть снят с голосования. К сожалению, в действующем законодательстве об акционерных обществах не регламентирована процедура снятия с голосования вопросов, включенных в повестку общего собрания акционеров. Поэтому, на наш взгляд, для снижения рисков последующего оспаривания в суде решений общего собрания акционеров при направлении предложений о внесении вопроса об изменении устава общества формулировку решения о снятии с голосования вопроса избрания членов совета директоров следует сразу включить в повестку собрания акционеров. Такая возможность предусмотрена п. 4 ст. 53 Закона N 208-ФЗ, в котором указано, что предложения в повестку дня должны содержать формулировки вопроса и могут содержать формулировку решения по нему. Полагаем, что для акционера будет разумно воспользоваться данным правом и предложить выгодную ему формулировку решения, например: "Принять устав общества в новой редакции. Для решения вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня избрать "Х" (лицо или орган). Снять с голосования вопрос повестки общего собрания об избрании кандидатур в совет директоров общества". Совет директоров отклонить эту формулировку не вправе, он обязан включить ее в бюллетень наряду со своим предложением. Дальнейшее зависит только от результатов голосования на общем собрании акционеров.

И.Перелетова

Генеральный директор

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"

Подписано в печать

20.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...При оформлении акта выездной налоговой проверки налогового агента отражается сумма задолженности по удержанным, но не перечисленным суммам налога на доходы физических лиц (в случаях установления такого нарушения). На какую дату в акте выездной налоговой проверки фиксируется сумма задолженности по удержанным, но не перечисленным суммам налога на доходы физических лиц: на дату окончания проверяемого периода либо на дату окончания проверки? ("Финансовая газета", 2007, N 25) >
Вопрос: Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц с работников районных (городских) судов осуществляет Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Обязано ли Управление Судебного департамента перечислять налог за работников районных (городских) судов в соответствующий бюджет по месту нахождения этих судов или может перечислять налог на доходы физических лиц в бюджет по месту своего нахождения? ("Финансовая газета", 2007, N 25)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.