Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ошибка в платежке: насколько это серьезно? ("Упрощенка", 2007, N 7)



"Упрощенка", 2007, N 7

ОШИБКА В ПЛАТЕЖКЕ: НАСКОЛЬКО ЭТО СЕРЬЕЗНО?

При оформлении платежного поручения бухгалтеру следует быть очень внимательным, особенно если оно предназначено для перечисления налогов и взносов. Кроме расчетного счета и реквизитов банка и получателя нужно заполнить еще налоговую часть, а это множество дополнительных полей, разобраться с которыми не так-то просто.

Как оформлять платежные поручения по налогам, сборам и взносам, мы уже обсуждали. Теперь поговорим о последствиях, к которым приводят ошибки в заполнении. К сожалению, даже опытные бухгалтеры допускают их довольно часто. Приводит ли это к тому, что налог считается неуплаченным и его нужно перечислять заново? Все зависит от того, какие именно реквизиты указаны неверно.

Реквизиты Федерального казначейства

Если в платежном поручении неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, налог не попадет в бюджет и будет считаться, что обязанность по его уплате налогоплательщик не исполнил. Это следует из пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, а также подтверждается Минфином России (см., например, Письмо от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122).

Примечание. Налоговые органы обязаны информировать об изменениях в реквизитах счета УФК, однако советуем их чаще уточнять самим налогоплательщикам.

Налоговые реквизиты

А что же с другими реквизитами? Приведут ли ошибки в налоговой части к тому, что налог придется платить второй раз?

Долгое время между налоговыми органами и плательщиками возникали споры, касающиеся неверного указания таких реквизитов, как КБК (код бюджетной классификации) и ОКАТО (код административно-территориального образования). Чтобы понять почему, представим общую картину. Денежные средства, переводимые в уплату налогов, вначале полностью зачисляются на счет соответствующего территориального органа Федерального казначейства, который впоследствии распределяет их по бюджетам (федеральный, региональный, местный) согласно нормативам, принятым законодательством. Для этого как раз и введены коды КБК и ОКАТО. Например, в федеральный бюджет поступает 90% единого налога, уплачиваемого при "упрощенке" (п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ), а оставшиеся 10% зачисляются во внебюджетные фонды (п. 1.1 ст. 146 Бюджетного кодекса РФ).

На заметку. Для чего нужны КБК и ОКАТО?

По КБК территориальные органы казначейства определяют вид платежа, его принадлежность статьям доходов и уровню бюджетной системы Российской Федерации (федеральному, региональному, муниципальному) или внебюджетным фондам. Код ОКАТО необходим для распределения налогов в государственном бюджете согласно нормативам.

Итак, если ошибка в КБК - нельзя идентифицировать платеж, если в ОКАТО - деньги попадут не в тот бюджет. В связи с этим суммы по расчетным документам, в которых эти коды не указаны либо указаны с ошибкой, органы Федерального казначейства признают неклассифицируемыми и относят к невыясненным поступлениям. Вместе с тем через два месяца налоги все же будут зачтены в бюджет как прочие неналоговые доходы.

Получается следующее. С одной стороны, хоть и окольным путем, но перечисленные деньги все же оказываются в бюджете. С другой - до недавнего времени налоговые органы утверждали, что зачесть невыясненные платежи как налог нельзя, поскольку их невозможно классифицировать и, соответственно, отразить в карточке РСБ (расчеты с бюджетом). Таким образом, у налогоплательщика образуется недоимка, на которую начисляются пени.

Примечание. Такая карточка заводится на каждого налогоплательщика.

Но вспомним: пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны из-за несвоевременного поступления налога. В рассматриваемой же ситуации налог все-таки попадает в бюджет, и казна в средствах не теряет.

Именно такую позицию не первый год налогоплательщики успешно отстаивают в судах, а с 1 января 2007 г. она подкреплена законом: к начислению пени приводит только неверное указание реквизитов соответствующего органа Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ), другие же ошибки в налоговой части поручения исправляются без взимания пеней.

Однако Минфин России своеобразно трактует это положение. По его мнению, налог считается уплаченным и пени не начисляются лишь тогда, когда даже при наличии ошибки в КБК денежные средства окажутся в нужном бюджете. Например, если бухгалтер организации на упрощенной системе с объектом налогообложения доходы минус расходы в КБК вместо 182 1 05 01020 01 1000 110 укажет 182 1 05 01010 01 1000 110 - код, предусмотренный для объекта налогообложения доходы, действительно достаточно сообщить в инспекцию об ошибке и пеней удастся избежать.

Примечание. См. Письма Минфина России от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 и от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122.

Этого же мнения Минфин придерживается и в Письме от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249. Вывод очевиден: при неверных налоговых реквизитах данные об уплате в карточку РСБ не попадут, и будут начислены пени. Если же ошибку исправить, налоговики обязаны пересчитать пени со дня уплаты налога до того дня, когда они приняли решение об уточнении платежа.

В то же время по логике Минфина выходит, что при указании, допустим, несуществующего КБК ситуация может рассматриваться как неуплата налога. Данный вывод неправомерен, что подтверждает сложившаяся судебная практика. Видимо, налогоплательщиков ожидают новые судебные разбирательства по этому поводу, но шансов отстоять свою правоту достаточно. Лучше, конечно, лишний раз не конфликтовать и внимательно заполнять каждое поле платежного поручения.

Если ошибка все же допущена, придется потратить немало сил, чтобы отыскать "пропавший" платеж. И успех будет зависеть от того, кто первый ее заметит - налогоплательщик или налоговый инспектор.

Если ошибку обнаружил налоговый орган

Часто налогоплательщики даже не подозревают, что в их налоговой платежке что-то не так, и узнают об этом, лишь получив из инспекции требование уплатить налог и пени. И это при наличии всех банковских документов, доказывающих своевременность перечислений!

Заметим, что УФК ежедневно передает в налоговые органы информацию о невыясненных платежах (то есть произведенных по платежкам с ошибкой). В ответ налоговикам рекомендовано высылать налогоплательщику уведомление, подобное приведенному на с. 23. Получив его, налогоплательщик проверяет реквизиты сомнительного платежа, заполняет заявление (на отрывном бланке) и передает в налоговую инспекцию. Работник налоговой инспекции вносит изменения в реквизиты, отправляет данные в Федеральное казначейство, а после того, как их примет УФК, переносит платеж из разряда невыясненных в разряд уплаченных.

Пример уведомления об ошибочном указании данных

в платежках по налогам

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                                   ИНН 7713152019, КПП 771301001|
   |                                                   ООО "Простор"|
   |                                  г. Москва, Линейный пр—т, д. 8|
   |                                                                |
   |                       Уведомление N 3315                       |
   |     об ошибочном указании информации в расчетных документах    |
   |        при перечислении налогов (сборов) и иных платежей       |
   |                                                                |
   |                                                  17 мая 2007 г.|
   |                                                                |
   |    Инспекция  Федеральной  налоговой службы N 7713 по г. Москве|
   |сообщает,  что платежное поручение N 119 от 18.04.2007  на сумму|
   |23 450 руб. 00 коп.  оформлено  с  нарушением   Правил  указания|
   |информации   в  полях  расчетных   документов   на  перечисление|
   |налогов, сборов  и  иных платежей в бюджетную систему Российской|
   |Федерации,  утвержденных  Приказом  Минфина России от 24.11.2004|
   |N 106н.  Неверно  указан  КБК  налога,  уплачиваемого  в связи с|
   |применением   УСН   при   объекте   налогообложения   доходы,  —|
   |182 1 05 01030 01 1000 110.                                     |
   |   Данный  платеж  в  соответствии  с действующей классификацией|
   |доходов   бюджетов   Российской   Федерации   отнесен   органами|
   |Федерального  казначейства/налоговыми  органами  на невыясненные|
   |платежи.                                                        |
   |    Просим  уточнить  указанный выше реквизит, заполнив отрывное|
   |заявление  к  данному уведомлению. Заявление следует отправить в|
   |налоговый орган почтой или вручить лично, комната 207.          |
   |                                                                |
   |    Заместитель руководителя                                    |
   |    ИФНС России N 7713 по г. Москве                             |
   |    советник государственной                                    |
   |    гражданской службы РФ 1—го класса                           |
   |                            Свиридова          А.П. Свиридова   |
   |                                                                |
   |——————————————————————————линия отрыва——————————————————————————|
   |                                                                |
   |                                 ИФНС России N 7713 по г. Москве|
   |                     125422, г. Москва, Дмитровский пр—т, д. 8/1|
   |                                                                |
   |         Заявление к уведомлению N 3315 от 17.05.2007           |
   |     об уточнении отдельных реквизитов в платежном поручении    |
   |                       N 119 от 18.04.2007                      |
   |                                                                |
   |    ООО "Простор"  (ИНН 7713152019, КПП 771301001),  находящееся|
   |по  адресу:  г. Москва,  Линейный  пр—т,   д. 8,  просит  учесть|
   |платеж,  произведенный  по  указанному  расчетному документу, на|
   |КБК 182 05 01010 01 1000 110.                                   |
   |                                                                |
   |    Генеральный директор      Круглов          С.А. Круглов     |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Рисунок Примечание. Форма Уведомления дана в Приложении 6 к Приказу ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@. Но, к сожалению, это только теория. В действительности налоговые органы редко занимаются рассылкой уведомлений: рекомендация еще не норма закона. В оправдание они жалуются на нехватку кадров, из-за чего невыясненные платежи обрабатываются с запозданием, которое порой растягивается на годы. Однако и после этого они не торопятся с уведомлением. Вот и выходит, что налогоплательщик, который думал, что вовремя и полностью перечислил налог в бюджет, вдруг получает требование о повторной уплате. Повезет, если при сверке расчетов (например, при переводе в другую инспекцию, при регистрации стимулирующих лотерей и т.п.) бухгалтер сам найдет ошибку и вовремя отреагирует. Заметим: некоторым "упрощенцам" в судебном порядке удалось доказать, что раз налоговики не просили делать уточнений (не высылали соответствующее уведомление), значит, с назначением платежа разобрались самостоятельно и начислять пени нет причин. Примечание. См., например, Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2006 N А54-842/2006-С8. Если ошибку выявил налогоплательщик Как действовать бухгалтеру, который обнаружил допущенную ошибку? Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ, если налог все же зачислен в бюджет, нужно подать в налоговую инспекцию заявление с просьбой скорректировать основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Заявление пишется в произвольной форме. Из этого правила можно сделать два вывода: 1) заявление не требуется, если ошибка не позволила перечислить налог в бюджет (то есть в платежке неправильно указаны реквизиты счета Федерального казначейства или обслуживающего банка). В этом случае платеж возвращается на счет налогоплательщика, и перечислять налог нужно заново (уже с опозданием, за что будут начислены пени); 2) неверное указание таких реквизитов, как основание, тип, принадлежность платежа (КБК и ОКАТО), налоговый период и статус плательщика, не влечет за собой неуплату налога, потому что налог все же попадает в бюджет. Итак, мы остановились на заявлении. К нему следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его зачисление в бюджет. Для первого можно использовать платежное поручение, для второго - выписку с расчетного счета. Скорее всего, налоговиков не удовлетворят электронные копии или распечатки, выведенные с помощью системы "клиент - банк", и потребуются подлинники с банковской отметкой. Поэтому сначала лучше обратитесь в банк за необходимыми документами, а потом уже идите в инспекцию. Позиция. Так ли необходимы оригиналы? Если рассудить, налоговики могли бы и не настаивать на банковской отметке в документах, прилагаемых к заявлению об уточнении платежа. Ведь они сами вправе запросить у банка копии платежных поручений, а тот, получив требование, обязан выдать их в течение пяти дней (абз. 4 п. 7 ст. 45 НК РФ). Помимо этого при необходимости банк должен представлять документы, подтверждающие списание со счетов налогоплательщика (налогового агента) и с корреспондентских счетов налогов, сборов, пеней, штрафов, а также перечисление этих сумм в бюджет (пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ). Имейте в виду: прилагаемые документы советуем указать в заявлении - этого будет достаточно, если его подавать лично. Если же вы обошлись почтовым отправлением, надежнее составить опись вложений. Казалось бы, на этом можно закончить. Однако в абз. 3 п. 7 ст. 45 НК РФ предусмотрен еще один этап - совместная сверка уплаченных налогов, проводимая по инициативе инспекции или налогоплательщика. Результаты фиксируются в акте, который подписывают представители налогоплательщика и налогового органа. Все бы ничего, если бы не формулировка "уплаченные налоги". Она не ограничивает сверку лишь тем налогом, с которым связана ошибка, а значит, процесс может чрезвычайно затянуться, поскольку никакие сроки в Налоговом кодексе не названы. Примечание. Такие сроки установлены внутренним приказом ФНС России, но, как правило, они не соблюдаются. Что же в итоге? На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки (если таковая проводилась) налоговый орган выносит решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет, а потом пересчитывает пени за время с момента фактической уплаты до момента принятия решения (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). Как свести к минимуму последствия ошибки? Вот несколько советов. Во-первых, не оставлять уплату налогов на последний день, иначе даже вернувшийся платеж (при неверном указании реквизитов УФК) не спасет от пеней. Во-вторых, по запросу можно получить из инспекции справку и проверить состояние своих расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Налоговики обязаны ответить в пятидневный срок согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. Запрос должен быть только письменным - в законе это специально оговорено. Однако следовало бы учесть, что довольно часто инспекции, курирующие большое число плательщиков, не успевают разносить платежи, и тогда представленные сведения могут оказаться устаревшими. В-третьих, время от времени - хотя бы раз в год - нужно проводить сверку, благодаря которой удастся понять, попали налоги в бюджет или нет. Конечно, эти меры потребуют от бухгалтера дополнительных усилий, но они не просто избавят от лишних объяснений с налоговыми органами, а позволят избежать совершенно непредвиденных и потому особенно досадных потерь. М.А.Пархачева Член Научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель Консалтинговой группы "Экон-Профи" Подписано в печать 19.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Упрощенку" обновили ("Упрощенка", 2007, N 7) >
Статья: Делим товарные потери ("Упрощенка", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.