Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Результаты и перспективы реформирования НДС ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 7)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 7

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС

Особое внимание при разработке мер в области налоговой политики традиционно уделяется НДС, так как он является основным источником доходов федерального бюджета. В силу этого любые проблемы с администрированием налога чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков. В статье рассматриваются отдельные результаты проведенной в рамках налоговой реформы модернизации НДС, оцениваются перспективы его дальнейшего реформирования.

Модернизация НДС проводилась по следующим направлениям:

- приближение основных понятий и структуры законодательства о НДС к международным требованиям: введение понятий "место реализации товаров и услуг", "нулевая ставка", прочих стандартных для НДС технических понятий;

- включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

- введение режима освобождения от обязанностей плательщика НДС;

- взимание НДС на основании метода начислений, когда момент возникновения налоговых обязательств (как и момент возникновения права на налоговый вычет) определяется как наиболее ранняя из дат: день получения (выставления) счета-фактуры, день получения (осуществления) оплаты, день отгрузки (получения) товара;

- переход к единым территориальным правилам при взимании НДС: взимание налога по ставкам страны назначения товаров вне зависимости от страны - внешнеторгового партнера <1>;

- предоставление права на налоговый вычет при осуществлении капитального строительства в момент осуществления расходов и отказ от принятия к вычету указанных сумм в момент постановки на учет соответствующих объектов основных средств <2>;

- переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой налоговой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0%, и прочим операциям.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> До реформы НДС во внешней торговле со странами СНГ взимался по ставкам страны происхождения товаров. <2> В 1990-х гг. действовал порядок, предполагающий своеобразное "амортизирование" сумм НДС, уплаченных поставщикам и подрядчикам при осуществлении капитального строительства, в части их принятия к вычету. В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ с 2006 г. вступил в силу ряд важных норм, касающихся НДС: переход на определение даты возникновения обязанности по уплате налога по методу начисления; освобождение от налогообложения авансовых платежей при экспорте товаров и др. Кроме этого в соответствии с Законом N 119-ФЗ с 01.01.2007 изменен порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, при налогообложении по ставке 0%. В частности, введен единый порядок начисления и принятия к вычету налога как при операциях по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, так и при операциях по реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке; одновременно отменяется требование о представлении отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по нулевой ставке. Подобные нововведения являются попыткой решения вызывающей многочисленные жалобы налогоплательщиков проблемы систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченных при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. Также с 2007 г. при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, использовании в расчетах ценных бумаг уплата НДС производится платежным поручением. С 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС будет увеличена до одного квартала. На данном этапе основные проблемы администрирования НДС лежат не в плоскости законодательства о налогах и сборах, а в сфере методов налогового администрирования, порядка регистрации лиц в качестве плательщиков НДС и налогового контроля. К числу наиболее значимых перспективных направлений реформирования налога можно отнести следующие: 1. Упорядочение возмещения НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки. Возмещение НДС при превышении сумм налоговых вычетов над начисленными суммами налога является ключевым для обеспечения эффективности его функционирования. Невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования налогового законодательства, возмещения НДС из бюджета приводит к значительной потере ресурсов, в связи с чем появляются стимулы к оптимизации затрат с точки зрения уплачиваемого поставщикам налога и подрывается конкурентоспособность экспортно ориентированных секторов экономики. В то же время возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений со стороны как налогоплательщиков, так и налоговых органов. С 01.01.2007 осуществлен переход к уведомительному порядку возмещения НДС, при котором не предполагается обязательное представление в налоговые органы отдельной налоговой декларации при реализации товаров с применением налоговой ставки 0%. Налогоплательщик не освобождается от представления документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, однако документы представляются не каждый раз по окончании налогового периода. Налоговые органы вправе проводить камеральную проверку, в ходе которой такие документы должны быть представлены. В целях дальнейшего совершенствования процедур возмещения НДС из бюджета при применении налоговой ставки 0% специалистами обсуждается вопрос о перечне документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. При этом учитывается, что данное право налогоплательщика обусловливается фактом потребления товаров за пределами РФ, т.е. для подтверждения применения нулевой ставки необходимо прежде всего подтвердить факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта, что означает сокращение соответствующего перечня документов. Однако представляется, что такое решение возможно только после апробации и внедрения автоматизированных информационных методов налогового контроля (например, введения специального реестра таможенных деклараций, представление которых экспортерами допускается при вывозе товаров и которые должны содержать сведения о фактически вывезенных товарах с отметками таможенных органов). 2. Введение системы регистрации лиц в качестве плательщиков НДС. Суть регистрации состоит в том, что организации и индивидуальные предприниматели не будут по умолчанию признаваться плательщиками НДС с момента государственной регистрации. Возможно создание системы регистрации, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера плательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые в счете-фактуре. Целесообразно размещение реестра плательщиков НДС в общедоступных информационных ресурсах (например, в сети Интернет). В то же время необходимо, чтобы регистрация в качестве плательщика НДС была обязательной для организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую законодательно определенную величину. Такая величина может быть установлена в пределах применяющихся в настоящее время критериев освобождения от обязанностей плательщика НДС, а также объема выручки от реализации, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения. Для налогоплательщиков, объем выручки которых не превышает установленную предельную величину, регистрация в качестве плательщиков НДС должна являться добровольной. Введение специальной регистрации лиц в качестве плательщиков НДС позволит предотвратить возникновение ситуаций, когда при выявлении в результате налоговой проверки факта предъявления покупателю НДС лицом, не являющимся налогоплательщиком (освобожденным от налогообложения), налоговые органы отказывают покупателю в праве на применение соответствующего налогового вычета. Регистрация плательщиков НДС должна позволять проводить дополнительную проверку достоверности сведений, представляемых налогоплательщиком, с целью недопущения неправомерной ликвидации без выполнения налоговых обязательств. 3. Внедрение современных автоматизированных методов контроля НДС. В рамках данной задачи необходимо обеспечить налоговые органы информацией о пересечении границы товарами, вывозимыми в режиме экспорта, а также более оперативный и эффективный обмен информационными потоками с финансово-кредитными учреждениями. Введение в действие подобной автоматизированной системы позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщиков с точки зрения представляемых документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки НДС. Ю.М.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 19.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Институт вины организации и его место в налоговом законодательстве ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 7) >
Статья: Многосторонние взаимозачеты: порядок осуществления и типичные ошибки ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.