Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА ("Аудиторские ведомости", 2007, N 7)



"Аудиторские ведомости", 2007, N 7

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СБЛИЖЕНИЕ С МСА

В статье анализируется современная ситуация, сложившаяся в сфере регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого на основе правил (стандартов). Сопоставляются федеральные правила и их аналоги в системе международных стандартов аудита.

Одной из причин, побудивших российское правительство одобрить Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобренную Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, далее - Концепция), была отмеченная в данном документе слабость системы контроля бухгалтерской отчетности, в том числе невысокое качество ее аудита. Необходимыми предпосылками эффективности аудита являются качественные стандарты аудиторской деятельности, которые, как указано в Концепции, должны соответствовать международным стандартам аудита (далее - МСА). Знание этих документов требуется также для выполнения еще одной задачи, поставленной Концепцией, - совершенствования бухгалтерского образования. Таким образом, информация, содержащаяся в документах, регулирующих аудиторскую деятельность на международном уровне, играет важную роль при реформировании системы бухгалтерского учета и аудита в России.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ), организующая работу по формированию и внедрению международных стандартов финансовой отчетности и аудита, прилагает значительные усилия в направлении совершенствования методологической работы в области аудиторских проверок и оказания сопутствующих услуг. В последние годы продолжается деятельность МФБ по пересмотру имеющихся и разработке новых МСА и положений о международной аудиторской практике с учетом опыта, приобретенного компаниями и специалистами за время, прошедшее с момента введения в действие первых версий этих документов. Следовательно, аудиторские стандарты являются гибким инструментом, способным адекватно реагировать на изменения в профессиональной среде и экономике.

В составе МФБ действует Совет по международным стандартам аудита и гарантии достоверности - International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB), призванный защищать общественные интересы с помощью разработки высококачественных стандартов, регулирующих проведение аудита, контроля качества аудиторских услуг, обзоров, других сопутствующих услуг, а также содействовать конвергенции национальных и международных стандартов.

С момента выхода первого (1999 г.) и второго (2002 г.) официального перевода МСА произошел кардинальный пересмотр состава документов, подготовленных IAASB и регулирующих различные стороны аудиторской деятельности. Ежегодно IAASB издает сборник актуальных документов (Handbook), сопровождая его предисловием, глоссарием, описанием структуры стандартов и положений, перечнем последних изменений. В настоящее время документы, регулирующие аудиторскую деятельность на международном уровне, в зависимости от регламентируемых ими сфер профессиональной деятельности делятся на несколько групп, представленных в табл. 1 с обозначением сокращенных названий и присвоенных шифров (курсивом выделены предусмотренные для разработки группы документов, которые еще не прошли всех стадий подготовки и обсуждения и не приняты на начало 2007 г.).

Таблица 1

Регулирование профессиональной деятельности

с помощью документов, принятых IAASB

     
   —————————————————T—————————————————T—————————————————T——————————————¬
   |      Виды      |   Обозначения   |   Обозначения   |    Другие    |
   |профессиональной|   и коды групп  |   и коды групп  |   документы  |
   |   аудиторской  |    стандартов   |    положений    |              |
   |  деятельности  |                 |                 |              |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |Все виды        |Международные    |                 |Глоссарий     |
   |                |стандарты        |                 |(Glossary     |
   |                |контроля качества|                 |of Terms)     |
   |                |(ISQCs) 1 — 99   |                 |              |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |В том числе     |                 |                 |Международная |
   |задания,        |                 |                 |концептуальная|
   |обеспечивающие  |                 |                 |основа        |
   |уверенность:    |                 |                 |заданий,      |
   |                |                 |                 |обеспечивающих|
   |                |                 |                 |уверенность   |
   |                |                 |                 |(International|
   |                |                 |                 |Framework for |
   |                |                 |                 |Assurance     |
   |                |                 |                 |Engagements)  |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |аудит           |Международные    |Положения по     |              |
   |исторической    |стандарты аудита |международной    |              |
   |финансовой      |(ISAs) 100 — 999 |аудиторской      |              |
   |информации      |                 |практике (IAPSs) |              |
   |                |                 |1000 — 1999      |              |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |обзорные        |Международные    |Международные    |              |
   |проверки        |стандарты        |положения по     |              |
   |исторической    |обзорных проверок|практике обзорных|              |
   |финансовой      |(ISREs) 2000 —   |проверок (IREPSs)|              |
   |информации      |2699             |2700 — 2999      |              |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |другие задания  |Международные    |Международные    |              |
   |                |стандарты по     |положения по     |              |
   |                |заданиям,        |практике         |              |
   |                |обеспечивающим   |выполнения других|              |
   |                |уверенность      |заданий,         |              |
   |                |(ISAEs) 3000 —   |обеспечивающих   |              |
   |                |3699             |уверенность      |              |
   |                |                 |(IAEPSs) 3700 —  |              |
   |                |                 |3999             |              |
   +————————————————+—————————————————+—————————————————+——————————————+
   |Сопутствующие   |Международные    |Международные    |              |
   |услуги          |стандарты по     |положения по     |              |
   |                |сопутствующим    |практике оказания|              |
   |                |услугам (ISRSs)  |сопутствующих    |              |
   |                |4000 — 4699      |услуг (IRSPSs)   |              |
   |                |                 |4700 — 4999      |              |
   L————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————
   

Подобное деление на группы связано в первую очередь с внедрением группы стандартов контроля качества, призванных гарантировать надлежащий характер оказания аудиторских услуг. Другой отличительной чертой пересмотренных стандартов стала их практическая ориентация, включение конкретных пояснений.

Однако процессу пересмотра документов IAASB присущи и отдельные недостатки. Так, представляются не совсем оправданными увеличение объема отдельных стандартов, повторы одних и тех же положений, что затрудняет их изучение. Особенно сложным может быть восприятие российских аутентичных версий стандартов представителями аудируемых лиц, т.е. их руководителями, главными бухгалтерами и другими лицами, несущими ответственность за подготовку, составление и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Ведь согласно отечественному законодательству положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее - ФПСАД) обязательны и для исполнения этими лицами, а значит, они должны быть ознакомлены с содержанием ФПСАД. В качестве примера приведем два положения проекта нового ФПСАД N 35 "Аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки рисков", соответствующего одноименному МСА 330.

Пункт 23. Если аудиторская оценка рисков существенного искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определена исходя из предположения того, что средства контроля аудируемого лица функционируют эффективно, то аудитор должен выполнить тестирование средств контроля для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что средства контроля эффективно функционировали именно в те моменты времени в течение аудируемого отчетного периода, когда они и должны были функционировать.

Пункт 24. Аудиторская оценка рисков существенного искажения информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности может быть определена исходя из предположения о том, что средства контроля аудируемого лица функционируют эффективно. В этом случае аудитор выполняет тесты средств контроля для получения аудиторских доказательств относительно их эффективного функционирования.

Даже специалисту нелегко разобраться в нюансах данных положений и целевой установке, которой они служат. И таких примеров в текстах МСА и ФПСАД множество.

В целях оказания помощи тем странам, которые принимают национальные стандарты, соответствующие требованиям IAASB, но считают необходимым введение ограниченных модификаций, IAASB разработал и опубликовал в июле 2006 г. специальный документ, не являющийся стандартом, "А guide for national standard setters that adopt IAASB's international standards but find it necessary to make limited modifications" ("Руководство для органов, устанавливающих национальные стандарты, адаптированные к международным стандартам IAASB, но считающих необходимым применение ограниченных изменений") (далее - практическое руководство).

Авторы руководства отмечают, что часто национальные стандарты создаются в виде документов, аутентичных международным стандартам, с небольшими отличиями или даже без каких-либо отличий. Практическое руководство указывает, в каких случаях IAASB будет считать такие национальные стандарты соответствующими международным.

Заметим, что IAASB не одобряет прямых заявлений о соответствии международным стандартам в текстах национальных стандартов. В практическом руководстве определено, что IAASB будет рассматривать национальные стандарты как с модификациями относительно международных стандартов, так и полностью соответствующие последним, если они отвечают следующим требованиям:

- помимо документов, регулирующих аудиторскую практику и оказание сопутствующих услуг, национальные стандарты обязательно должны содержать документ, соответствующий международному стандарту контроля качества (в России уже есть его проект);

- национальные стандарты, за исключением разрешенных модификаций, должны включать все требования и правила международных стандартов соответствующей категории; при этом нет необходимости включать все требования и правила международного стандарта в один соответствующий национальный стандарт, возможно распределение различных положений международных стандартов в разных национальных стандартах; тем не менее они в совокупности должны содержать все требуемые положения и иметь те же значение, область применения и степень легитимности, что и соответствующие международные стандарты.

Практическое руководство отмечает, что национальные стандарты могут иметь ограниченное количество дополнений, объясняющихся национальными правовыми и законодательными особенностями, а также другими требованиями и правилами, не учтенными в международных стандартах.

Национальные стандарты могут содержать также ограниченные поправки и другие изменения (исключения) по сравнению с международными стандартами, если:

- исключение одного из альтернативных положений установлено международными стандартами;

- применение определенного правила или требования международных стандартов противоречит национальной законодательной или нормативной базе;

- международный стандарт признает возможность существования другой практики при соответствующем уровне юрисдикции и национальный стандарт подпадает под такую юрисдикцию.

В последних двух случаях поправки, имеющиеся в национальных стандартах, должны быть раскрыты в пояснениях к стандартам, причем исключенные требования описываются вместе с принятой в стране альтернативной практикой с указанием возможности применения профессионального суждения в случаях, когда необходимо отступление от базовых принципов и специальных процедур в целях достижения наибольшей эффективности при выполнении задания.

В системе российского нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время сложилась ситуация, когда пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разрабатывались с учетом устаревших версий МСА и положений по международной аудиторской практике (далее - ПМАП). В 2003 г. начался глобальный пересмотр документов IAASB, связанный с внедрением новых стандартов, основанных на риске, что потребовало внесения изменений в большую часть существующих МСА и ПМАП. В результате российское аудиторское законодательство значительно отстало от международных норм и требует доработки.

Кроме того, ФПСАД в отличие от документов IAASB:

- имеют двузначную сквозную нумерацию, зависящую от очереди принятия стандарта, а не его назначения и содержания, что затрудняет их восприятие;

- не классифицированы по группам;

- среди стандартов числятся документы, аналогичные ПМАП, хотя они по версии МФБ не должны иметь силы стандарта;

- не содержат ссылки на соответствующие документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность (ПБУ, методические указания и др.), тогда как в документах IAASB имеются аналогичные ссылки на МСФО, что способствует унифицированному восприятию тождественных понятий и обеспечивает единство подходов аудитора и бухгалтера при осуществлении профессиональной деятельности.

Представляется целесообразным ликвидировать указанные отличия, что позволило бы приблизить российскую аудиторскую практику к международной. Наглядно существующее положение на этом уровне нормативного регулирования аудиторской деятельности в России по сравнению с состоянием документов IAASB на начало 2007 г. представлено в табл. 2.

Таблица 2

Международные и российские правила (стандарты)

аудиторской деятельности (по состоянию на 1 января 2007 г.)

     
   —————————————————————————————————T————————————————————————————————¬
   |         Документы IAASB        | Федеральные правила (стандарты)|
   |                                |    аудиторской деятельности    |
   +————T———————————————————————————+————T———————————————————————————+
   |  N |      Русский перевод      |  N |        Наименование       |
   |    |        наименования       |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |    |Глоссарий                  |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |    |Международная              | 24 |Основные принципы ФПСАД,   |
   |    |концептуальная основа      |    |имеющих отношение к        |
   |    |заданий, обеспечивающих    |    |услугам, которые могут     |
   |    |уверенность                |    |предоставляться            |
   |    |                           |    |аудиторскими организациями |
   |    |                           |    |и аудиторами               |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |  1 |Контроль качества в        | 38 |Контроль качества в        |
   |    |аудиторских организациях,  | <*>|аудиторских организациях,  |
   |    |осуществляющих аудиторские |    |осуществляющих аудиторские |
   |    |и обзорные проверки        |    |и обзорные проверки        |
   |    |финансовой информации, а   |    |финансовой информации, а   |
   |    |также выполняющих иные     |    |также выполняющих иные     |
   |    |задания, обеспечивающие    |    |задания, обеспечивающие    |
   |    |уверенность, или           |    |уверенность, или           |
   |    |оказывающих сопутствующие  |    |оказывающих сопутствующие  |
   |    |аудиту услуги              |    |аудиту услуги              |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 200|Цель и общие принципы,     |  1 |Цель и основные принципы   |
   |    |регулирующие аудит         |<**>|аудита финансовой          |
   |    |финансовой отчетности      |    |(бухгалтерской) отчетности |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 210|Условия заданий по аудиту  | 12 |Согласование условий       |
   |    |                           |    |проведения аудита          |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 220|Контроль качества работы   |  7 |Внутренний контроль        |
   |    |при аудите исторической    |<**>|качества аудита            |
   |    |финансовой информации      |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 230|Аудиторская документация   |  2 |Документирование аудита    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 240|Ответственность аудитора по| 13 |Обязанности аудитора по    |
   |    |рассмотрению мошенничества |    |рассмотрению ошибок и      |
   |    |в ходе аудита финансовой   |    |недобросовестных действий в|
   |    |отчетности                 |    |ходе аудита                |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 250|Учет законов и нормативных | 14 |Учет требований нормативных|
   |    |актов при аудите финансовой|    |правовых актов Российской  |
   |    |отчетности                 |    |Федерации в ходе аудита    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 260|Сообщение информации по    | 22 |Сообщение информации,      |
   |    |вопросам аудита лицам,     |    |полученной по результатам  |
   |    |отвечающим за управление   |    |аудита, руководству        |
   |    |                           |    |аудируемого лица и         |
   |    |                           |    |представителям его         |
   |    |                           |    |собственника               |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 300|Планирование аудита        |  3 |Планирование аудита        |
   |    |финансовой отчетности      |<**>|                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 315|Понимание деятельности     | 15 |Понимание деятельности     |
   |    |организации и его окружения|    |аудируемого лица           |
   |    |и оценка риска существенных|    |                           |
   |    |искажений                  |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 320|Существенность в аудите    |  4 |Существенность в аудите    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 330|Аудиторские процедуры,     | 35 |Аудиторские процедуры,     |
   |    |соответствующие оцененным  | <*>|выполняемые на основе      |
   |    |рискам                     |    |оценки рисков              |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 402|Аудит субъектов,           | 25 |Учет особенностей          |
   |    |пользующихся услугами      |    |аудируемого лица,          |
   |    |обслуживающих организаций  |    |финансовую (бухгалтерскую) |
   |    |                           |    |отчетность которого        |
   |    |                           |    |подготавливает             |
   |    |                           |    |специализированная         |
   |    |                           |    |организация                |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 500|Аудиторские доказательства |  5 |Аудиторские доказательства |
   |    |                           |<**>|                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 501|Аудиторские доказательства | 17 |Получение аудиторских      |
   |    |— дополнительное           |    |доказательств в конкретных |
   |    |рассмотрение особых статей |    |случаях                    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 505|Внешние подтверждения      | 18 |Получение аудитором        |
   |    |                           |    |подтверждающей информации  |
   |    |                           |    |из внешних источников      |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 510|Первичные задания —        | 19 |Особенности первой проверки|
   |    |начальные сальдо           |    |аудируемого лица           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 520|Аналитические процедуры    | 20 |Аналитические процедуры    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 530|Аудиторская выборка и      | 16 |Аудиторская выборка        |
   |    |другие процедуры           |    |                           |
   |    |тестирования               |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 540|Аудит оценочных значений   | 21 |Особенности аудита         |
   |    |                           |    |оценочных значений         |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 545|Аудит измерения и раскрытия| 39 |Аудит оценки по            |
   |    |справедливой стоимости     |    |справедливой стоимости     |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 550|Связанные стороны          |  9 |Аффилированные лица        |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 560|Последующие события        | 10 |События после отчетной даты|
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 570|Непрерывность деятельности | 11 |Применимость допущения     |
   |    |                           |    |непрерывности деятельности |
   |    |                           |    |аудируемого лица           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 580|Заявления руководства      | 23 |Заявления и разъяснения    |
   |    |                           |    |руководства аудируемого    |
   |    |                           |    |лица                       |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 600|Использование работы       | 28 |Использование результатов  |
   |    |другого аудитора           |    |работы другого аудитора    |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 610|Рассмотрение работы        | 29 |Рассмотрение работы        |
   |    |внутреннего аудита         |    |внутреннего аудита         |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 620|Использование работы       | 36 |Использование результатов  |
   |    |эксперта                   | <*>|работы другого аудитора    |
   |    |                           |    |<***>                      |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 700|Независимое аудиторское    |  6 |Аудиторское заключение по  |
   |    |заключение по финансовой   |    |финансовой (бухгалтерской) |
   |    |отчетности общего          |    |отчетности                 |
   |    |назначения                 |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 701|Модификации заключения     |    |                           |
   |    |независимого аудитора      |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 710|Сопоставления              | 26 |Сопоставимые данные в      |
   |    |                           |    |финансовой (бухгалтерской) |
   |    |                           |    |отчетности                 |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 720|Прочая информация в        | 27 |Прочая информация в        |
   |    |документах, содержащих     |    |документах, содержащих     |
   |    |проаудированную финансовую |    |проаудированную финансовую |
   |    |отчетность                 |    |(бухгалтерскую) отчетность |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   | 800|Отчет независимого аудитора|    |Заключение аудиторской     |
   |    |по аудиторским заданиям    |    |организации по специальным |
   |    |специального назначения    |    |аудиторским заданиям <***> |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1000|Процедуры межбанковского   |    |                           |
   |    |подтверждения              |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1004|Взаимодействие инспекторов |    |                           |
   |    |по банковскому надзору и   |    |                           |
   |    |внешних аудиторов          |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1005|Особенности аудита малых   |    |                           |
   |    |предприятий                |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1006|Аудит финансовой отчетности|    |                           |
   |    |банков                     |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1010|Учет экологических вопросов|    |                           |
   |    |при аудите финансовой      |    |                           |
   |    |отчетности                 |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1012|Аудит производных          |    |                           |
   |    |финансовых инструментов    |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1013|Электронная торговля —     |    |                           |
   |    |влияние на аудит финансовой|    |                           |
   |    |отчетности                 |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |1014|Заключение аудитора о      |    |                           |
   |    |соблюдении Международных   |    |                           |
   |    |стандартов финансовой      |    |                           |
   |    |отчетности                 |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |2400|Задания по обзорным        | 37 |Задания по обзорной        |
   |    |проверкам финансовой       | <*>|проверке финансовой        |
   |    |отчетности                 |    |информации <***>           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |2410|Обзорная проверка          |    |                           |
   |    |промежуточной финансовой   |    |                           |
   |    |информации, проводимая     |    |                           |
   |    |независимым аудитором      |    |                           |
   |    |организации                |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |3000|Задания, обеспечивающие    | 24 |Основные принципы          |
   |    |уверенность, отличные от   |    |федеральных правил         |
   |    |аудита и обзорных проверок |    |(стандартов) аудиторской   |
   |    |исторической финансовой    |    |деятельности, имеющих      |
   |    |информации                 |    |отношение к услугам,       |
   |    |                           |    |которые могут              |
   |    |                           |    |предоставляться            |
   |    |                           |    |аудиторскими организациями |
   |    |                           |    |и аудиторами               |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |3400|Проверка прогнозной        |    |Проверка прогнозной        |
   |    |финансовой информации      |    |финансовой информации <***>|
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |4400|Задания по выполнению      | 30 |Выполнение согласованных   |
   |    |согласованных процедур в   |    |процедур в отношении       |
   |    |отношении финансовой       |    |финансовой информации      |
   |    |информации                 |    |                           |
   +————+———————————————————————————+————+———————————————————————————+
   |4410|Задания по компиляции      | 31 |Компиляция финансовой      |
   |    |финансовой информации      |    |информации                 |
   L————+———————————————————————————+————+————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Проект, находящийся на стадии обсуждения. <**> Действующий ФПСАД; имеется проект новой редакции, находящийся на стадии обсуждения. <***> До принятия ФПСАД действует правило (стандарт) аудиторской деятельности, одобренное Комиссией по аудиторской деятельности. В табл. 2 отсутствует ФПСАД N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", действующее на начало 2007 г., так как новая концепция построения стандартов и положений IAASB распределяет учет рисков по другим стандартам, поэтому после принятия новой очереди ФПСАД данный стандарт намечено упразднить. Поскольку формирование нормативной базы аудиторской деятельности не закончено, Минфин России признает легитимными часть правил (стандартов), не имеющих статуса федеральных, но действующих до утверждения полного комплекса ФПСАД. Часть из них имеет аналоги среди стандартов IAASB, другая часть обусловлена особенностями отечественной аудиторской практики и законодательства. Ниже представлены действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, и прокомментирована их связь с МСА. Наименование правила Наличие или отсутствие аналога (стандарта) аудиторской в стандартах IAASB, пояснения деятельности Письменная информация Частично положения, аналогичные включенным аудитора руководству в данное правило, имеются в МСА 260 экономического субъекта "Сообщение информации по вопросам аудита по результатам лицам, отвечающим за управление"; коренным проведения аудита отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде; это, как предполагается, должно побудить руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и исправлению обнаруженных ошибок Аудит в условиях До конца 2004 г. существовали аналоги компьютерной обработки среди документов IAASB, но необходимость данных; проведение в этих документах отпала в связи аудита с помощью с вступлением в силу новых редакций компьютеров стандартов, касающихся понимания бизнеса и оценки рисков искажений, которые содержат вопросы компьютерной обработки данных, а также в связи с совершенствованием компьютерных технологий и устареванием положений данных документов Общение с руководством В июне 2001 г. отменен действовавший ранее экономического субъекта аналогичный документ, его уместные положения вошли в другие стандарты Характеристика Аналога нет; правило определяет подробный сопутствующих аудиту перечень сопутствующих аудиту услуг, в том услуг и требования, числе не совместимых с проверкой, не предъявляемые к ним касаясь заданий, обеспечивающих уверенность Требования, Наличие внутрифирменных стандартов предъявляемые к аудиторской деятельности является, внутренним стандартам согласно российскому законодательству, аудиторских организации одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг Права и обязанности Правило регламентировало права и аудиторских организаций обязанности аудиторов и аудируемых лиц, и проверяемых так как до принятия соответствующего экономических субъектов федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности Обобщая изложенное, сделаем некоторые выводы. 1. В целом российское законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, ориентируется на МСА; тексты ФПСАД, особенно проектов их обновленных версий, достаточно точно отражают содержание соответствующих МСА. 2. Для улучшения формируемой нормативной базы аудиторской деятельности и ее дальнейшего сближения с МСА необходимы изменения, предлагаемые выше (относительно нумерации, ссылок на документы, регламентирующие бухгалтерский учет, и т.д.). 3. Процесс формирования полной нормативной базы аудита сдерживается постоянно происходящим пересмотром МСА; поэтому необходим регулярный мониторинг изменений, происходящих в документах IAASB, и своевременный учет их при разработке новых версий. 4. Профессиональная общественность должна активнее участвовать в обсуждении проектов документов IAASB и ФПСАД, с тем чтобы избежать их ненужного усложнения и сделать стандарты аудита действенным средством обеспечения качества аудиторских услуг. С.В.Панкова Д. э. н., профессор, декан финансово-экономического факультета Н.И.Панкова Оренбургский государственный университет Подписано в печать 18.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Резервы по сомнительным долгам: учет и оценка ("Аудиторские ведомости", 2007, N 7) >
Статья: Стандарт "Документирование аудита": задачи и содержание ("Аудиторские ведомости", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.