Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу об оценке эффективности налоговых преференций ("Налоги и налогообложение", 2007, N 6)



"Налоги и налогообложение", 2007, N 6

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Оценка эффективности, как правило, в любом рассматриваемом случае подразумевает сопоставление результата того или иного действия с потребовавшимися для его осуществления затратами. Таким образом, главной задачей экономической обоснованности введения или реформирования налоговых преференций, а именно количественной оценки эффективности их предоставления, становится правильное определение затрат и соответствующего им результата, а также приведение данных показателей к единой системе, позволяющей сравнивать их.

В настоящее время не существует единой методики оценки эффективности налоговых льгот, а также налоговых преференций. Между тем следует отметить, что отдельные авторы, а также отдельные должностные лица налоговых органов пытаются самостоятельно разрабатывать количественные и качественные критерии оценки.

К примеру, О.В. Саввина предлагает методику, согласно которой возможно из имеющихся преференций определить наиболее эффективную <1>. Тем самым автор сводит анализ к элементарному сравнению, однако в ряде случаев возникает необходимость определения, при соответствии каким условиям преференция должна быть определенным образом реформирована или введена в налоговое законодательство в качестве меры, дающей стимулирующий эффект.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Саввина О.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в промышленности России: Дис. ...к. э. н. - Москва, 2003. С. 135 - 140.

В связи с этим достаточно интересной представляется изученная и проанализированная О.В. Тютюгиной <2> система количественной оценки предоставления региональных налоговых льгот администрацией Хабаровского края. Автор исследования описывает критерии, при соответствии хотя бы одному из которых решение о целесообразности предоставления налоговой льготы может быть рассмотрено положительно. К таким условиям автор относит:

- повышение инвестиционной привлекательности края;

- сокращение расходов краевого бюджета;

- повышение уровня жизни населения.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Тютюгина О.В. Региональные налоговые льготы: оценка эффективности, влияние на экономическое развитие депрессивного региона: Дис. ...к. э. н. - Хабаровск, 2006. С. 119 - 121.

Однако, как справедливо отмечает М.В. Зюльманова, "выявление всех затрат и всего эффекта, связанного с деятельностью экономического субъекта, а также определение того, в какой мере конкретный вид затрат включает величину того или иного результирующего показателя, само по себе представляет важнейшую и часто трудно разрешимую задачу, сложность которой возрастает по мере укрупнения, агрегирования показателей затрат и результата" <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Зюльманова М.В. Эффективность государственного управления налоговой системой: макроэкономический аспект: Дис. ...к. э. н. - Москва, 2005. С. 18.

В связи с тем что механизм воздействия налоговых преференций на экономические отношения позволяет выделить два объекта воздействия: деятельность, на развитие которой направлено стимулирование (например, инновационная), и налоговые доходы бюджетов, - оценка эффективности налоговых преференций должна предусматривать оценку и экономического, и бюджетного эффектов.

На основе этого представляется возможным формирование системы индикаторов эффективности налоговых преференций:

1. Преференции могут считаться эффективными, если их применение приводит к увеличению экономических и макроэкономических показателей.

В данном случае показателями, характеризующими эффективность выбранных форм налогового воздействия, могут выступать: увеличение количества инновационно-активных предприятий, затрат на инновационную деятельность, рост объема реализованной продукции и услуг инновационного характера, увеличение объемов инвестиций в основной капитал, рост численности работников и средней заработной платы, соотношение числа прибыльных и убыточных инновационно-активных предприятий.

Интересную методику по определению "фактического положения дел" в инновационной сфере предлагает А.В. Рогов <4>. Его методика включает анализ состояния инновационной деятельности и может быть использована при определении необходимых показателей на базовом этапе. На начальном этапе реформирования необходимо проведение прогноза в отношении данных показателей, далее на этапе, когда вновь закрепленные или реформированные налоговые преференции вступят в действие, целесообразным является контроль динамики таких показателей.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Рогов А.В. Мотивация инновационной деятельности в промышленности: Дис. ...к. э. н. - Саратов, 2000. С. 42 - 47.

Для улучшения качества модели при оценке социально-экономического эффекта, а именно при анализе вышеобозначенных показателей, важно учесть изменения, произошедшие под влиянием новых или реформированных преференций, то есть достичь устранение влияния иных факторов. Это представляется возможным с помощью проведения многофакторного анализа.

2. Преференции эффективны в том случае, если их предоставление при прочих равных условиях приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет по сравнению с базовыми поступлениями.

Показателями, характеризующими эффективность применяемых налоговых преференций, могут служить: расширение налоговой базы, соотношение бюджетных потерь и дополнительных поступлений, увеличение налоговых доходов бюджета.

Вследствие того что введение дополнительных преференций может привести к ситуации, когда упущенные фискальные выгоды превысят экономический эффект от привлекаемых инвестиций, необходимым является условие о том, что потери в краткосрочном периоде, возникающие вследствие предоставления налоговых преференций, должны быть как минимум компенсированы дополнительными доходами бюджета в долгосрочном периоде.

Расчет эффективности предоставления налоговых преференций может быть сведен к следующей модели:

ДЕЛЬТАT B = TB x t x (1 - pr)

in in

или

ДЕЛЬТАT B = (TB - pr) x t, (1)

in in

где ДЕЛЬТАT B - величина снижения налоговых поступлений

in

вследствие введения преференции по налогу = потери бюджета в i-м

году = дополнительная сумма, остающаяся в распоряжении

налогоплательщика в (i + 1)-м году;

TB - налоговая база по налогу на прибыль. При построении модели автор основывался на условии обязательного включения налогоплательщиком высвободившихся сумм налога в развитие инновационной деятельности;

t - ставка налога на прибыль (%);

pr - величина преференции (данное выражение может быть модифицировано, его изменения будут зависеть от формы предоставления налоговой преференции: в первом случае преференция представляет собой снижение налоговой ставки, во втором - скидку).

ДЕЛЬТАT B = ДЕЛЬТАT B x (1 + r) x t x (1 - pr)

in in

или

ДЕЛЬТАT B = (ДЕЛЬТАT B x (1 + r) - pr) x t, (2)

in in

где r - рентабельность производства;

ДЕЛЬТАT B - изменение налоговых поступлений вследствие

in

прироста налоговой базы в (i + 1)-м году.

Таким образом, изменения налоговых поступлений в последующие годы можно отразить следующей записью:

i+1 i i

ДЕЛЬТАT = ДЕЛЬТАT x (1 + r ) x t x (1 - pr)

in in

или

i+1 i i

ДЕЛЬТАT = (ДЕЛЬТАT x (1 + r ) - pr) x t, (3)

in in

i

где ДЕЛЬТАT - изменение налоговых поступлений в базисном

in

периоде вследствие предоставления налоговых преференций;

i+1

ДЕЛЬТАT - изменение налоговых поступлений вследствие

in

прироста налоговой базы в году, следующем за базисным.

Следует отметить, что описанная автором исследования модель требует соблюдения некоторых условий, к которым следует отнести:

i+1 i

1. ДЕЛЬТАT >= ДЕЛЬТАT , что будет свидетельствовать

in in

о равенстве или превышении дополнительных доходов бюджета

в (i + 1)-м году над потерями бюджета в i-м году.

2. Корректировка рентабельности производства по отраслевому признаку.

3. Дисконтирование денежных потоков.

4. Учет мультипликативного эффекта.

1. Первое условие должно быть дополнено необходимостью учета временного лага - инвестиционного и налогового.

В связи с принятием во внимание описанного фактора и того, что уменьшение тяжести налогового бремени ведет к расширению налоговой базы в долгосрочном периоде, расчет эффективности следует производить с учетом прошествия значительного периода. Определение таких временных рамок следует основывать на среднем сроке окупаемости инновационного проекта, под которым следует понимать период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. Датой начала периода окупаемости является дата поступления первой выручки от реализации продукции, предусмотренной проектом <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Погорелов А.А. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов: Дис. ...к. э. н. - Краснодар, 2002.

Под налоговым лагом следует понимать период времени, отделяющий момент внесения изменений в систему налоговых стимулов, и момент реагирования на них со стороны предприятий и, как следствие, момент получения результата.

Таким образом, текущую эффективность можно определять ежегодно, общую же эффективность применения налоговых преференций целесообразно рассчитывать по прошествии 3 - 5 лет.

2. Учет в предложенной модели показателя рентабельности объясняется тем, что дополнительные средства, оставшиеся на руках предприятия в результате применения той или иной налоговой преференции, будут инвестированы в инновационную сферу деятельности предприятия и, как следствие, принесут дополнительную прибыль. В связи с этим автор считает необходимым рассчитывать эффективность отдельно по каждой рассматриваемой отрасли, не усредняя показатель рентабельности. Это позволит сделать расчеты более точными.

3. Обязательным условием модели также является дисконтирование денежных потоков, это связано с тем, что при оценке экономической эффективности в статике не учитываются факторы неравноценности равных сумм поступлений и платежей, относящихся к разным периодам времени. В таком случае чистый дисконтированный доход государства будет отражать разницу потерь бюджета и дополнительных налоговых поступлений, связанных с успешной реализацией инновационного проекта, приведенных к ценам первого года.

i

NPV = SUM CF / (1 + r) , (4)

b

где NPV (net present value) - чистая современная стоимость

b

бюджета;

CF (cash flows) - денежные потоки, бюджетные поступления;

r - ставка дисконтирования, учитывающая темп инфляции и минимальную реальную норму прибыли.

Наиболее интересным выглядит предложение А.Ф. Зиятдинова относительно расчета суммарного эффекта от реализации инвестиционного проекта для государства, преобразование которого позволит исчислить такой эффект от предоставления той или иной налоговой преференции. Формула расчета суммарного эффекта имеет следующий вид:

Э = SUM Э , (5)

к bj

где Э - эффект от реализации проекта для J-ого уровня

bj

бюджета (приравнивая внебюджетные фонды к бюджетам) <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Зиятдинов А.Ф. Бюджетная эффективность промышленных инвестиционных проектов (Системно-синергетический подход): Дис. ...к. э. н. - Набережные Челны, 2002. С. 120.

Необходимость определения чистого дисконтированного дохода бюджетов разных уровней требует определения ставок дисконтирования, причем искомая норма дисконта должна быть определена для каждого уровня бюджета.

В связи с этим убедительным является мнение А.Ф. Зиятдинова о том, что применять ставку рефинансирования нецелесообразно, так как "этот показатель характеризует процент, под который Центральный банк РФ кредитует другие банки, а ставка дисконтирования должна отражать стоимость капитала для конкретного бюджета", и предложение в качестве ставки дисконтирования использовать показатель доходности государственных ценных бумаг, который характеризует, за какой процент коммерческие институты соглашаются кредитовать бюджет. Поскольку разные бюджеты выпускают собственные кредитные бумаги, то таким образом можно определить норму доходности для каждого из них <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Там же. С. 122.

4. Мультипликативные эффекты означают множительные эффекты, возникающие при росте одной переменной, превышающем величину первоначального импульса, это становится возможным ввиду тесной причинно-следственной связи между различными элементами экономической системы. Увеличение средств, остающихся на руках налогоплательщиков после налогообложения, приведет к "впрыскиванию" этих средств в экономику, это связано с тем, что разработка и реализация любого инновационного проекта требует инвестиций. Работа над таким проектом потребует привлечения труда специалистов, работников в области науки, строительства, производства и т.д. Полученные доходы они потратят на приобретение продовольственных и промышленных товаров, на оплату различных видов услуг. Эти расходы превратятся в доходы других лиц и позже будут потрачены снова. Данный процесс будет повторяться, однако на каждой новой стадии сумма средств, направляемых на потребление, будет уменьшаться в силу того, что часть средств направляется на сбережение.

Другими словами, мультипликативный механизм возникает в силу многократной ступенчатой реакции потребления.

Россия является крупной страной, в связи с чем правомерным является учет "эффекта масштаба", описанный З.Б. Дондоковым, который (эффект) проявляется в "...усиленном проявлении мультипликационных эффектов" "...в больших странах, к которым относится и Россия" <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Дондоков З.Б. Мультипликационные эффекты в экономике (Методология и методика): Дис. ...д. э. н. - Иркутск, 2000. С. 191.

Вместе с тем следует отметить наличие мультипликативного эффекта вследствие возможности многократной оборачиваемости активов предприятия за год, однако оборачиваемость активов может значительно варьироваться в зависимости от исследуемой отрасли. Кроме того, сила мультипликативного эффекта зависит от продукта или услуги, производимого или предоставляемой отраслью, от тесноты взаимосвязи предприятий, наличия свободных производственных мощностей и финансовых ресурсов внутри отрасли <9>. Все вышесказанное позволяет принять в качестве дополнительного условия учет мультипликативного эффекта на основе "отраслевых мультипликаторов" <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Там же. С. 186, 188. <10> Там же. С. 206 - 208. Наряду с этим существует понятие "эффекта нарастания развития", смысл которого состоит в том, что чем большая доля доходов предприятия выделяется на инвестиции (а предоставление налоговых преференций подразумевает, что большая часть доходов предприятия останется в их распоряжении после налогообложения и будет вложена в инновационную деятельность), тем быстрее растет сам доход и тем большая его доля будет выделена на новые инвестиции. Коэффициент лямбда (акселератор) показывает сумму инвестиций, связанных с приростом дохода: лямбда = I / ДЕЛЬТАY, (6) где I - сумма инвестиций; ДЕЛЬТАY - изменение дохода. Следовательно, если известен абсолютный объем капиталовложений данного года, то с помощью акселератора можно определить величину прироста дохода в будущем году. Таким образом, при оценке эффективности использования налоговых преференций необходимо делать поправку на коэффициенты мультипликатора, акселератора и оборачиваемости каждой отдельно взятой отрасли. Анализ условий, предъявляемых к описанной модели, показал необходимость применения отраслевого подхода к оценке эффективности. Общий показатель эффективности может быть представлен как интегральный показатель, построенный на основе оценок, определенных по каждой исследуемой отрасли. Однако следует отметить, что предложенная модель требует большей детализации в случае известности конкретной налоговой преференции, которая будет введена или реформирована. М.Н.Шмакова Старший преподаватель, аспирант кафедры налогообложения и учета Сибирской академии государственной службы г. Новосибирск Подписано в печать 15.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: При каких условиях протокол осмотра может быть признан допустимым доказательством совершенного налогового правонарушения? ("Налоги и налогообложение", 2007, N 6) >
Статья: Аудит оценок стоимости предприятий: методологический аспект ("Аудиторские ведомости", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.