Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговое администрирование в мегаполисе ("Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В МЕГАПОЛИСЕ

Столичное налоговое управление из года в год лидирует по показателям собираемости налогов. Оно также нередко становится экспериментальной площадкой, где происходит апробирование новых технологий налогового администрирования, которые затем берут на вооружение другие регионы. В чем секрет успеха 11-тысячного коллектива московской налоговой службы? Каковы первые итоги текущего года и задачи, которые предстоит решить Управлению ФНС России по г. Москве в 2007 г.?

Начало 2007 г. характеризуется сохранением основных тенденций стабильного роста макроэкономических показателей развития экономики Москвы, которые сложились в предыдущие годы. Растет промышленное производство, оборот розничной торговли и платных услуг населению. Заработная плата увеличивается темпами, значительно опережающими инфляцию.

Доля налоговых поступлений в доходах столичного бюджета достигла 86%. Понимая, что наша основная задача заключается в том, чтобы обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджетную систему России, мы уделяем большое внимание созданию условий и предпосылок для максимально эффективного администрирования налогов.

Результатом такого подхода стали итоги работы налоговых органов столицы в I квартале текущего года. В бюджетную систему поступило около 296 млрд руб. Это на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 25 процентных пунктов выше среднероссийского показателя (темп роста по России - 112%).

Удельный вес налоговых платежей, администрируемых управлением, в общем поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации составил 18%.

В целом по России поступления налоговых платежей за I квартал в федеральный бюджет снизились, составив 93% показателя за аналогичный период 2006 г. Однако управление обеспечило рост этого показателя в сравнении с прошлогодним на 132%. В абсолютном выражении это 130 млрд руб.

Консолидированный бюджет г. Москвы с учетом поступлений от налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях (МРИ), пополнился на 170 млрд руб. (рост составил 134%, в том числе управление обеспечило мобилизацию 117,7 млрд руб.). Это почти четверть (24,7%) общей суммы налогов, поступивших в региональные и местные бюджеты России.

Кроме того, обеспечено поступление 47,5 млрд руб. единого социального налога во внебюджетные фонды, что на 40% больше, чем за январь - март прошлого года, и на 10 процентных пунктов опережает среднероссийские темпы роста.

Перечисленные показатели отражают как положительный результат нашей работы, так и ту огромную ответственность, которая возложена на управление. Мы стремимся обеспечить системный подход в организации работы по всем направлениям, определяя приоритетные.

Планирование налоговых проверок

Новый подход к планированию проверок, контроль со стороны управления за обоснованностью решений, принимаемых по их результатам, обеспечили повышение результативности проводимой контрольной работы.

В отчетном периоде организована работа по проведению в инспекциях более качественного предпроверочного анализа, то есть по сбору, мониторингу, углубленному изучению всей информации о налогоплательщике.

Более 50% всех проверок осуществлено только после всестороннего предпроверочного анализа. Результат не заставил себя долго ждать: 97 проверок из 100 - с доначислениями. А по проверкам, проводимым с правоохранительными органами, достигнут стопроцентный результат.

Всего дополнительно начислено платежей в сумме около 19 млрд руб. (на 23% выше показателя аналогичного периода прошлого года).

По результатам контрольной работы взыскано в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды 6,5 млрд руб., или 35% от доначисленных сумм. Значительно (в 2,5 раза) увеличились поступления от контрольных мероприятий в бюджет г. Москвы, составив 2,1 млрд руб. (в I квартале 2006 г. - 819 млн руб.).

В то же время необходимо более активно проводить контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков - физических лиц. Ведь не секрет, что большая часть денежных средств, выведенных из-под налогообложения с использованием различных схем уклонения, - доходы граждан.

Сегодня управление разрабатывает Концепцию администрирования физических лиц, в которой будут жестко прописаны обязанности каждого участника процесса.

Налог на прибыль

Налоговые доходы Москвы почти на 60% формируются за счет налога на прибыль. В этой связи его администрирование находится на постоянном контроле. Приведу цифры.

Налоговыми органами обеспечены высокие темпы поступления налога на прибыль в I квартале текущего года: в федеральный бюджет - 132,6%, в городской бюджет - 139,6% (с учетом МРИ - 130%). Для сравнения: в целом по России темпы роста поступлений в федеральный бюджет составили 122,3%, в региональные бюджеты - 127,4%. В абсолютном выражении это 26 млрд руб. поступлений в федеральный бюджет и 57 млрд руб. - в городской. А с учетом поступлений от налогоплательщиков, зарегистрированных в МРИ, общая сумма налога на прибыль, перечисленная в бюджет столицы, равна 99 млрд руб.

В результате контрольной работы за I квартал дополнительно начислено 6,2 млрд руб. налога на прибыль (в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). В консолидированный бюджет взыскано около 2,8 млрд руб. (в 2,5 раза больше, чем в I квартале 2006 г.).

В 2007 г., как и в 2006-м, объектом нашего постоянного контроля будут не только крупнейшие и основные налогоплательщики, но также и предприятия, которые сдают нулевую отчетность либо имеют убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение нескольких лет.

Своевременность и актуальность данной работы трудно переоценить, ведь с 2007 г. законодательство разрешает переносить убытки, полученные в предыдущие годы, в полном объеме на уменьшение налоговой базы отчетного года. Число убыточных предприятий в Москве велико: по декларациям, представленным за 2006 г., - 63 тыс. (за 2005 г. - 78 тыс.), причем около 20 тыс. из них имеют убытки на протяжении двух последних лет.

В отчетном периоде по результатам проведенных мероприятий налогового контроля в отношении убыточных организаций доначислено около 0,5 млрд руб. налога на прибыль. Кроме того, уменьшены убытки на сумму 1,7 млрд руб.

В текущем году управление планирует проведение серьезной работы вместе со столичным правительством в рамках Постановления от 03.04.2007 N 234-ПП "О защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями". Мы уверены, что эффект от такой деятельности будет значительным.

Следует отметить, что внимание со стороны налоговых органов побудило налогоплательщиков подать в январе - марте 2007 г. 568 уточненных деклараций. В них первоначально заявленный убыток налогоплательщики самостоятельно уменьшили на 888 млн руб. и дополнительно исчислили налог в сумме 14 млн руб.

Налог на доходы физических лиц

Нашу столицу от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата. В декабре 2006 г. - феврале 2007-го она составила более 21 тыс. руб. (для сравнения: средняя зарплата по России - 12 800 руб.). Поэтому второй по значимости (бюджетообразующий) для Москвы - это налог на доходы физических лиц. Его доля в доходах города составляет 30%.

За I квартал в бюджет города поступило 52 млрд руб. НДФЛ (90% этой суммы, или 46,7 млрд руб., приходится на управление). Налоговые органы Москвы (с МРИ) обеспечили темп поступления налога в размере 144% (при росте средней зарплаты около 125%).

Деятельность "зарплатных" комиссий

На столь высокие темпы роста поступления НДФЛ оказала положительное влияние проводимая работа по улучшению администрирования этого налога.

Как известно, именно московское управление стало одним из первых и активных участников борьбы с теневой заработной платой. Если удастся вывести всю зарплату из тени, социальные проблемы москвичей и россиян во многом будут решены. Поэтому проверки налогоплательщиков, имеющих признаки ухода от налогообложения путем выплаты "серой" зарплаты, остаются одним из приоритетных направлений работы управления и в 2007 г.

Мы также надеемся на поддержку и эффективное сотрудничество с Правительством Москвы в реализации задач, связанных с выводом заработной платы из тени. В текущем году объектом нашего контроля стали организации, где уровень заработной платы находится в диапазоне от прожиточного минимума до среднего по виду экономической деятельности.

Вот некоторые итоги. Комиссия управления с рабочими группами по легализации теневой заработной платы провела 400 заседаний, на которых было заслушано более 4700 организаций. Среднемесячная заработная плата на одного работника в организациях, с которыми проведена соответствующая работа, увеличилась в 2,5 раза.

В отношении предприятий, которые не увеличивают официальную заработную плату сотрудникам, проводятся выездные проверки. Эта работа также принесла в I квартале весьма ощутимый результат - доначисления по всем налогам составили более 360 млн руб.

Но основной результат данной работы заключается в том, что налогоплательщики поняли: это не политическая разовая кампания, а систематическая работа налоговых органов и исполнительных органов власти.

Проводя указанную работу, мы сделали вывод о необходимости создания общественного мнения и доведения до сознания людей информации о том, что каждый человек должен быть заинтересован в "чистой" заработной плате. Ведь это его социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение.

Для формирования гражданской позиции, создания общественного мнения о пагубности такого явления, как зарплата в конверте, в I квартале управление размещало в СМИ пресс-релизы, проводило горячие линии, круглые столы. В теле- и радиоэфире транслировались интервью и разъяснения ответственных сотрудников управления.

Рекламная кампания по доведению информации до горожан будет продолжена. Кроме того, в инспекциях организованы телефоны доверия, по которым физические и юридические лица могут сообщать о нарушениях, связанных с выплатой зарплаты.

Значительную роль в росте поступлений НДФЛ сыграли и другие факторы, о которых стоит сказать отдельно. Так, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц мы активно используем информацию из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества.

Итоги декларационной кампании в столице

Как и по всей стране, 2 мая в столице завершилась декларационная кампания. Ее итоги отражают положительный результат работы, проводимой налоговыми органами. Количество деклараций, поданных москвичами, увеличилось почти в два раза (на 10 мая - 120 тыс. против 63 тыс. в 2006 г.). Сумма налога к доплате составила 11 680 млрд руб. Это на 6 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Около 13 тыс. граждан заявили о получении доходов от реализации имущества, что почти в три раза превышает аналогичный показатель на 1 мая 2006 г.

В то же время в масштабах более чем 10-миллионного населения города эти цифры не выглядят столь значительными. В первую очередь речь идет о физических лицах, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. В рамках действующего законодательства налоговые органы ограничены в получении указанной информации:

- от риелторских организаций, через которые заключаются договоры аренды;

- Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, располагающего адресами регистрации иностранных граждан по месту их пребывания;

- коммунальных служб, обслуживающих жилые здания.

Это не позволяет обеспечить полноценный налоговый контроль в отношении данной категории налогоплательщиков.

Решить проблему можно только путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство через обязанность представлять такого рода информацию и ответственность за ее непредставление.

Другие налоги

Всего 10% налоговых доходов столицы приходится на долю региональных и местных налогов. Однако их администрирование, являясь довольно трудоемким, также остается для нас одним из приоритетных направлений в работе.

В результате улучшения администрирования этой группы налогов в бюджет поступило 14 млрд руб., что на 33% больше, чем за I квартал 2006 г. Немалую роль в росте налоговых поступлений сыграло тесное взаимодействие с органами ГИБДД, ГУП МосгорБТИ и Управлением Федеральной регистрационной службы (ФРС) по г. Москве.

Наибольший рост - 263% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года - обеспечен по транспортному налогу. Этому способствовало принятие Московской городской Думой закона о повышении ставок транспортного налога, а также постоянная совместная работа управления с органами ГИБДД по актуализации налоговой базы.

На основании информации, представленной ГУП МосгорБТИ и Главным управлением ФРС по г. Москве, создан информационный ресурс, который постоянно дополняется и служит базой для исчисления налога на имущество физических лиц. В результате мы имеем актуальную базу и уже в I квартале обеспечили рост поступления налога на 28%.

Поступления земельного налога увеличились за отчетный квартал на 71%. Здесь большую роль сыграл тот факт, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы своевременно обеспечивал налоговые органы сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом налогообложения.

Работа с налоговой задолженностью

Усиление эффективности работы по сокращению задолженности юридических и физических лиц - одна из основных задач налоговых органов столицы на 2007 г.

За I квартал текущего года должникам, не обеспечивающим своевременную и полную уплату налогов в федеральный бюджет и бюджет г. Москвы, направлено 133 тыс. требований на сумму более 29 млрд руб., выставлено более 60 тыс. инкассовых поручений на сумму 13 млрд руб.

Всего в результате указанных мероприятий мобилизовано около 10 млрд руб. налоговых поступлений (против 4,8 млрд руб. в I квартале 2006 г.). Из них бюджет г. Москвы пополнился 3,7 млрд руб.

Кроме того, за отчетный период в результате совместной работы налоговых органов и Департамента финансов г. Москвы удалось списать задолженность ликвидированных организаций (с учетом пеней и штрафов) на общую сумму 6,6 млрд руб., в том числе по налогам - на 1,6 млрд руб. Общая сумма задолженности снизилась на 5,3 млрд руб. (задолженность в городской бюджет - на 1,4 млрд руб.).

Регистрационные действия

В столице единым регистрирующим (налоговым) органом по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является Межрайонная инспекция N 46 по г. Москве. Ежедневно она осуществляет в среднем 2400 регистрационных действий в отношении юридических лиц и 190 регистрационных действий в отношении индивидуальных предпринимателей. Помимо этого инспекция обрабатывает в день около 800 запросов о представлении сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписок. Каждый день не менее 700 граждан обращаются в инспекцию за консультациями и разъяснениями.

Вот статистика за I квартал: зарегистрировано 7 тыс. физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, более 37 тыс. юридических лиц и почти 81 тыс. изменений в учредительные документы.

Инспекция также приняла более 20 тыс. решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Каким образом удалось обеспечить столь высокую "пропускную способность" инспекции? Во-первых, прием и выдача документов ведутся с 7.00 до 19.00 без перерыва на обед. Во-вторых, организована предварительная запись по телефону на сдачу документов. Эти меры позволили исключить очереди заявителей.

В инспекции также реализована концепция "одного окна". Одновременно с регистрацией создания юридических лиц осуществляется их постановка на учет в налоговых органах и органах государственных внебюджетных фондов г. Москвы, присваиваются коды Мосгорстата.

Однако наряду с массой положительных моментов, реализованных в Едином регистрационном центре, остается ряд нерешенных проблем, которые не могут нас не беспокоить. Это захват юридических лиц, а также регистрация юридических лиц по сфальсифицированным документам.

По нашему мнению, эффективное противодействие захватам юридических лиц, работа с заявлениями потерпевших граждан невозможны без внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

В данном вопросе позицию налоговых органов разделяет Прокуратура г. Москвы и активно поддерживает столичное правительство. В наших планах - довести до логического конца решение данной проблемы.

Пока вопрос не урегулирован на законодательном уровне, Федеральная налоговая служба будет предпринимать все возможные меры для изменения ситуации. Сведения о юридических лицах, по которым в регистрирующий орган поданы документы для госрегистрации, ежедневно размещаются на сайте ФНС России.

Юридические лица могут оперативно получать информацию о совершении в отношении них неправомерных действий. Количество обращений к данному ресурсу свидетельствует о его актуальности. В частности, с декабря 2006 г. по апрель 2007-го зарегистрировано 45 тыс. обращений, при этом за последний месяц - более 18 тыс.

Насколько эффективна эта работа, подтверждает практика.

Так, в Единый регистрационный центр обратились руководители двух организаций, которые своевременно узнали о вносимых изменениях в учредительные документы из информации, размещенной на сайте ФНС России. В результате удалось предотвратить захваты этих фирм.

Еще одно приоритетное направление работы управления - организация комплексной и системной работы с фирмами-однодневками. Она включает контроль за таким налогоплательщиком от момента его регистрации до проведения конкретных контрольных мероприятий и ликвидации.

За период с февраля 2006 г. по 1 апреля текущего года в соответствии с действующим Регламентом выявлено около 80 тыс. организаций, условно отнесенных к фирмам-однодневкам. Эти предприятия подлежат контролю и мониторингу на предмет дальнейшей деятельности: представления отчетности, уплаты налогов и т.д.

Инспекции выявили, что на расчетные счета организаций, условно отнесенных к однодневкам, которые представляли нулевую отчетность либо не подавали ее вовсе, поступило более 192 млрд руб. Естественно, указанные фирмы стали объектом нашего контроля. В отношении таких организаций инспекции осуществляют различные контрольные мероприятия. Только камеральных проверок фирм с признаками однодневок проведено более 2 тыс., передано в органы внутренних дел 124 материала для рассмотрения в порядке ст. 199 Уголовного кодекса.

Очевидно, что проводить проверки в отношении данной категории налогоплательщиков бесперспективно, так как предъявленные претензии к фирме-однодневке невозможно реализовать. Поэтому объектом проведения контрольных мероприятий в 2007 г. будут реально действующие организации, которые минимизируют уплату налогов через заключение фиктивных договоров с указанными фирмами.

Процесс мониторинга таких предприятий длительный, быстрого эффекта не предвидится, но эта работа будет осуществляться на постоянной основе.

Акцент на передовые технологии

Важнейшее направление работы столичного налогового управления - улучшение условий труда налоговых работников, модернизация и оптимизация трудового процесса, совершенствование программного обеспечения, а также решение социально значимых вопросов.

Достижение высоких стандартов в обслуживании налогоплательщиков невозможно без использования передовых информационных технологий и современных компьютерных систем. Сегодня управление достаточно серьезно оснащено компьютерной техникой.

Так, по контрактам ФНС России осуществлена поставка 102 ксероксов, 51 сервера, 2,5 тыс. системных блоков с мониторами, 8 высокопроизводительных принтеров, 100 сканеров. От Правительства Москвы налоговая служба города получила 2800 компьютеров, 200 ноутбуков, 1660 принтеров, 100 серверов, а также несколько современных программно-аппаратных комплексов.

При активной поддержке Федеральной налоговой службы и Правительства Москвы проводились строительство и ремонт дополнительных площадей, необходимых для улучшения условий труда работников инспекций.

Буквально на днях в здание на Волгоградском проспекте переехали инспекции N N 8 и 10, которые до последнего времени работали в наихудших условиях (на каждого сотрудника этих инспекций приходилось по 3 кв. м при норме 10).

Отремонтированы арендуемые помещения в административном здании на ул. Гиляровского. Здесь разместится call-центр, создание которого позволит существенно улучшить информационно-консультационное обслуживание налогоплательщиков. С началом функционирования такого центра налогоплательщик, состоящий на учете в любой столичной инспекции, сможет оперативно получить актуальную справочную информацию по налоговому законодательству.

В этом же здании создаются учебные классы на 150 мест, в которых будут проходить подготовку и переподготовку сотрудники налоговых органов.

Н.В.Синикова

Руководитель Управления ФНС России

по г. Москве

Подписано в печать

14.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Отчитываемся перед ФСС РФ по обновленным формам ("Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14) >
Статья: Обсуждаем проблемы исчисления налога на прибыль ("Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.