|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговое администрирование в мегаполисе ("Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 13-14
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В МЕГАПОЛИСЕ
Столичное налоговое управление из года в год лидирует по показателям собираемости налогов. Оно также нередко становится экспериментальной площадкой, где происходит апробирование новых технологий налогового администрирования, которые затем берут на вооружение другие регионы. В чем секрет успеха 11-тысячного коллектива московской налоговой службы? Каковы первые итоги текущего года и задачи, которые предстоит решить Управлению ФНС России по г. Москве в 2007 г.?
Начало 2007 г. характеризуется сохранением основных тенденций стабильного роста макроэкономических показателей развития экономики Москвы, которые сложились в предыдущие годы. Растет промышленное производство, оборот розничной торговли и платных услуг населению. Заработная плата увеличивается темпами, значительно опережающими инфляцию. Доля налоговых поступлений в доходах столичного бюджета достигла 86%. Понимая, что наша основная задача заключается в том, чтобы обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджетную систему России, мы уделяем большое внимание созданию условий и предпосылок для максимально эффективного администрирования налогов. Результатом такого подхода стали итоги работы налоговых органов столицы в I квартале текущего года. В бюджетную систему поступило около 296 млрд руб. Это на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 25 процентных пунктов выше среднероссийского показателя (темп роста по России - 112%). Удельный вес налоговых платежей, администрируемых управлением, в общем поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации составил 18%. В целом по России поступления налоговых платежей за I квартал в федеральный бюджет снизились, составив 93% показателя за аналогичный период 2006 г. Однако управление обеспечило рост этого показателя в сравнении с прошлогодним на 132%. В абсолютном выражении это 130 млрд руб.
Консолидированный бюджет г. Москвы с учетом поступлений от налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях (МРИ), пополнился на 170 млрд руб. (рост составил 134%, в том числе управление обеспечило мобилизацию 117,7 млрд руб.). Это почти четверть (24,7%) общей суммы налогов, поступивших в региональные и местные бюджеты России. Кроме того, обеспечено поступление 47,5 млрд руб. единого социального налога во внебюджетные фонды, что на 40% больше, чем за январь - март прошлого года, и на 10 процентных пунктов опережает среднероссийские темпы роста. Перечисленные показатели отражают как положительный результат нашей работы, так и ту огромную ответственность, которая возложена на управление. Мы стремимся обеспечить системный подход в организации работы по всем направлениям, определяя приоритетные.
Планирование налоговых проверок
Новый подход к планированию проверок, контроль со стороны управления за обоснованностью решений, принимаемых по их результатам, обеспечили повышение результативности проводимой контрольной работы. В отчетном периоде организована работа по проведению в инспекциях более качественного предпроверочного анализа, то есть по сбору, мониторингу, углубленному изучению всей информации о налогоплательщике. Более 50% всех проверок осуществлено только после всестороннего предпроверочного анализа. Результат не заставил себя долго ждать: 97 проверок из 100 - с доначислениями. А по проверкам, проводимым с правоохранительными органами, достигнут стопроцентный результат. Всего дополнительно начислено платежей в сумме около 19 млрд руб. (на 23% выше показателя аналогичного периода прошлого года). По результатам контрольной работы взыскано в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды 6,5 млрд руб., или 35% от доначисленных сумм. Значительно (в 2,5 раза) увеличились поступления от контрольных мероприятий в бюджет г. Москвы, составив 2,1 млрд руб. (в I квартале 2006 г. - 819 млн руб.). В то же время необходимо более активно проводить контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков - физических лиц. Ведь не секрет, что большая часть денежных средств, выведенных из-под налогообложения с использованием различных схем уклонения, - доходы граждан. Сегодня управление разрабатывает Концепцию администрирования физических лиц, в которой будут жестко прописаны обязанности каждого участника процесса.
Налог на прибыль
Налоговые доходы Москвы почти на 60% формируются за счет налога на прибыль. В этой связи его администрирование находится на постоянном контроле. Приведу цифры. Налоговыми органами обеспечены высокие темпы поступления налога на прибыль в I квартале текущего года: в федеральный бюджет - 132,6%, в городской бюджет - 139,6% (с учетом МРИ - 130%). Для сравнения: в целом по России темпы роста поступлений в федеральный бюджет составили 122,3%, в региональные бюджеты - 127,4%. В абсолютном выражении это 26 млрд руб. поступлений в федеральный бюджет и 57 млрд руб. - в городской. А с учетом поступлений от налогоплательщиков, зарегистрированных в МРИ, общая сумма налога на прибыль, перечисленная в бюджет столицы, равна 99 млрд руб. В результате контрольной работы за I квартал дополнительно начислено 6,2 млрд руб. налога на прибыль (в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). В консолидированный бюджет взыскано около 2,8 млрд руб. (в 2,5 раза больше, чем в I квартале 2006 г.). В 2007 г., как и в 2006-м, объектом нашего постоянного контроля будут не только крупнейшие и основные налогоплательщики, но также и предприятия, которые сдают нулевую отчетность либо имеют убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение нескольких лет. Своевременность и актуальность данной работы трудно переоценить, ведь с 2007 г. законодательство разрешает переносить убытки, полученные в предыдущие годы, в полном объеме на уменьшение налоговой базы отчетного года. Число убыточных предприятий в Москве велико: по декларациям, представленным за 2006 г., - 63 тыс. (за 2005 г. - 78 тыс.), причем около 20 тыс. из них имеют убытки на протяжении двух последних лет. В отчетном периоде по результатам проведенных мероприятий налогового контроля в отношении убыточных организаций доначислено около 0,5 млрд руб. налога на прибыль. Кроме того, уменьшены убытки на сумму 1,7 млрд руб. В текущем году управление планирует проведение серьезной работы вместе со столичным правительством в рамках Постановления от 03.04.2007 N 234-ПП "О защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями". Мы уверены, что эффект от такой деятельности будет значительным. Следует отметить, что внимание со стороны налоговых органов побудило налогоплательщиков подать в январе - марте 2007 г. 568 уточненных деклараций. В них первоначально заявленный убыток налогоплательщики самостоятельно уменьшили на 888 млн руб. и дополнительно исчислили налог в сумме 14 млн руб.
Налог на доходы физических лиц
Нашу столицу от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата. В декабре 2006 г. - феврале 2007-го она составила более 21 тыс. руб. (для сравнения: средняя зарплата по России - 12 800 руб.). Поэтому второй по значимости (бюджетообразующий) для Москвы - это налог на доходы физических лиц. Его доля в доходах города составляет 30%. За I квартал в бюджет города поступило 52 млрд руб. НДФЛ (90% этой суммы, или 46,7 млрд руб., приходится на управление). Налоговые органы Москвы (с МРИ) обеспечили темп поступления налога в размере 144% (при росте средней зарплаты около 125%).
Деятельность "зарплатных" комиссий
На столь высокие темпы роста поступления НДФЛ оказала положительное влияние проводимая работа по улучшению администрирования этого налога. Как известно, именно московское управление стало одним из первых и активных участников борьбы с теневой заработной платой. Если удастся вывести всю зарплату из тени, социальные проблемы москвичей и россиян во многом будут решены. Поэтому проверки налогоплательщиков, имеющих признаки ухода от налогообложения путем выплаты "серой" зарплаты, остаются одним из приоритетных направлений работы управления и в 2007 г. Мы также надеемся на поддержку и эффективное сотрудничество с Правительством Москвы в реализации задач, связанных с выводом заработной платы из тени. В текущем году объектом нашего контроля стали организации, где уровень заработной платы находится в диапазоне от прожиточного минимума до среднего по виду экономической деятельности. Вот некоторые итоги. Комиссия управления с рабочими группами по легализации теневой заработной платы провела 400 заседаний, на которых было заслушано более 4700 организаций. Среднемесячная заработная плата на одного работника в организациях, с которыми проведена соответствующая работа, увеличилась в 2,5 раза. В отношении предприятий, которые не увеличивают официальную заработную плату сотрудникам, проводятся выездные проверки. Эта работа также принесла в I квартале весьма ощутимый результат - доначисления по всем налогам составили более 360 млн руб. Но основной результат данной работы заключается в том, что налогоплательщики поняли: это не политическая разовая кампания, а систематическая работа налоговых органов и исполнительных органов власти. Проводя указанную работу, мы сделали вывод о необходимости создания общественного мнения и доведения до сознания людей информации о том, что каждый человек должен быть заинтересован в "чистой" заработной плате. Ведь это его социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение. Для формирования гражданской позиции, создания общественного мнения о пагубности такого явления, как зарплата в конверте, в I квартале управление размещало в СМИ пресс-релизы, проводило горячие линии, круглые столы. В теле- и радиоэфире транслировались интервью и разъяснения ответственных сотрудников управления. Рекламная кампания по доведению информации до горожан будет продолжена. Кроме того, в инспекциях организованы телефоны доверия, по которым физические и юридические лица могут сообщать о нарушениях, связанных с выплатой зарплаты. Значительную роль в росте поступлений НДФЛ сыграли и другие факторы, о которых стоит сказать отдельно. Так, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц мы активно используем информацию из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества.
Итоги декларационной кампании в столице
Как и по всей стране, 2 мая в столице завершилась декларационная кампания. Ее итоги отражают положительный результат работы, проводимой налоговыми органами. Количество деклараций, поданных москвичами, увеличилось почти в два раза (на 10 мая - 120 тыс. против 63 тыс. в 2006 г.). Сумма налога к доплате составила 11 680 млрд руб. Это на 6 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Около 13 тыс. граждан заявили о получении доходов от реализации имущества, что почти в три раза превышает аналогичный показатель на 1 мая 2006 г. В то же время в масштабах более чем 10-миллионного населения города эти цифры не выглядят столь значительными. В первую очередь речь идет о физических лицах, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. В рамках действующего законодательства налоговые органы ограничены в получении указанной информации: - от риелторских организаций, через которые заключаются договоры аренды; - Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, располагающего адресами регистрации иностранных граждан по месту их пребывания; - коммунальных служб, обслуживающих жилые здания. Это не позволяет обеспечить полноценный налоговый контроль в отношении данной категории налогоплательщиков. Решить проблему можно только путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство через обязанность представлять такого рода информацию и ответственность за ее непредставление.
Другие налоги
Всего 10% налоговых доходов столицы приходится на долю региональных и местных налогов. Однако их администрирование, являясь довольно трудоемким, также остается для нас одним из приоритетных направлений в работе. В результате улучшения администрирования этой группы налогов в бюджет поступило 14 млрд руб., что на 33% больше, чем за I квартал 2006 г. Немалую роль в росте налоговых поступлений сыграло тесное взаимодействие с органами ГИБДД, ГУП МосгорБТИ и Управлением Федеральной регистрационной службы (ФРС) по г. Москве. Наибольший рост - 263% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года - обеспечен по транспортному налогу. Этому способствовало принятие Московской городской Думой закона о повышении ставок транспортного налога, а также постоянная совместная работа управления с органами ГИБДД по актуализации налоговой базы. На основании информации, представленной ГУП МосгорБТИ и Главным управлением ФРС по г. Москве, создан информационный ресурс, который постоянно дополняется и служит базой для исчисления налога на имущество физических лиц. В результате мы имеем актуальную базу и уже в I квартале обеспечили рост поступления налога на 28%. Поступления земельного налога увеличились за отчетный квартал на 71%. Здесь большую роль сыграл тот факт, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы своевременно обеспечивал налоговые органы сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом налогообложения.
Работа с налоговой задолженностью
Усиление эффективности работы по сокращению задолженности юридических и физических лиц - одна из основных задач налоговых органов столицы на 2007 г. За I квартал текущего года должникам, не обеспечивающим своевременную и полную уплату налогов в федеральный бюджет и бюджет г. Москвы, направлено 133 тыс. требований на сумму более 29 млрд руб., выставлено более 60 тыс. инкассовых поручений на сумму 13 млрд руб. Всего в результате указанных мероприятий мобилизовано около 10 млрд руб. налоговых поступлений (против 4,8 млрд руб. в I квартале 2006 г.). Из них бюджет г. Москвы пополнился 3,7 млрд руб. Кроме того, за отчетный период в результате совместной работы налоговых органов и Департамента финансов г. Москвы удалось списать задолженность ликвидированных организаций (с учетом пеней и штрафов) на общую сумму 6,6 млрд руб., в том числе по налогам - на 1,6 млрд руб. Общая сумма задолженности снизилась на 5,3 млрд руб. (задолженность в городской бюджет - на 1,4 млрд руб.).
Регистрационные действия
В столице единым регистрирующим (налоговым) органом по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является Межрайонная инспекция N 46 по г. Москве. Ежедневно она осуществляет в среднем 2400 регистрационных действий в отношении юридических лиц и 190 регистрационных действий в отношении индивидуальных предпринимателей. Помимо этого инспекция обрабатывает в день около 800 запросов о представлении сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписок. Каждый день не менее 700 граждан обращаются в инспекцию за консультациями и разъяснениями. Вот статистика за I квартал: зарегистрировано 7 тыс. физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, более 37 тыс. юридических лиц и почти 81 тыс. изменений в учредительные документы. Инспекция также приняла более 20 тыс. решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Каким образом удалось обеспечить столь высокую "пропускную способность" инспекции? Во-первых, прием и выдача документов ведутся с 7.00 до 19.00 без перерыва на обед. Во-вторых, организована предварительная запись по телефону на сдачу документов. Эти меры позволили исключить очереди заявителей. В инспекции также реализована концепция "одного окна". Одновременно с регистрацией создания юридических лиц осуществляется их постановка на учет в налоговых органах и органах государственных внебюджетных фондов г. Москвы, присваиваются коды Мосгорстата. Однако наряду с массой положительных моментов, реализованных в Едином регистрационном центре, остается ряд нерешенных проблем, которые не могут нас не беспокоить. Это захват юридических лиц, а также регистрация юридических лиц по сфальсифицированным документам. По нашему мнению, эффективное противодействие захватам юридических лиц, работа с заявлениями потерпевших граждан невозможны без внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. В данном вопросе позицию налоговых органов разделяет Прокуратура г. Москвы и активно поддерживает столичное правительство. В наших планах - довести до логического конца решение данной проблемы. Пока вопрос не урегулирован на законодательном уровне, Федеральная налоговая служба будет предпринимать все возможные меры для изменения ситуации. Сведения о юридических лицах, по которым в регистрирующий орган поданы документы для госрегистрации, ежедневно размещаются на сайте ФНС России. Юридические лица могут оперативно получать информацию о совершении в отношении них неправомерных действий. Количество обращений к данному ресурсу свидетельствует о его актуальности. В частности, с декабря 2006 г. по апрель 2007-го зарегистрировано 45 тыс. обращений, при этом за последний месяц - более 18 тыс. Насколько эффективна эта работа, подтверждает практика. Так, в Единый регистрационный центр обратились руководители двух организаций, которые своевременно узнали о вносимых изменениях в учредительные документы из информации, размещенной на сайте ФНС России. В результате удалось предотвратить захваты этих фирм. Еще одно приоритетное направление работы управления - организация комплексной и системной работы с фирмами-однодневками. Она включает контроль за таким налогоплательщиком от момента его регистрации до проведения конкретных контрольных мероприятий и ликвидации. За период с февраля 2006 г. по 1 апреля текущего года в соответствии с действующим Регламентом выявлено около 80 тыс. организаций, условно отнесенных к фирмам-однодневкам. Эти предприятия подлежат контролю и мониторингу на предмет дальнейшей деятельности: представления отчетности, уплаты налогов и т.д. Инспекции выявили, что на расчетные счета организаций, условно отнесенных к однодневкам, которые представляли нулевую отчетность либо не подавали ее вовсе, поступило более 192 млрд руб. Естественно, указанные фирмы стали объектом нашего контроля. В отношении таких организаций инспекции осуществляют различные контрольные мероприятия. Только камеральных проверок фирм с признаками однодневок проведено более 2 тыс., передано в органы внутренних дел 124 материала для рассмотрения в порядке ст. 199 Уголовного кодекса. Очевидно, что проводить проверки в отношении данной категории налогоплательщиков бесперспективно, так как предъявленные претензии к фирме-однодневке невозможно реализовать. Поэтому объектом проведения контрольных мероприятий в 2007 г. будут реально действующие организации, которые минимизируют уплату налогов через заключение фиктивных договоров с указанными фирмами. Процесс мониторинга таких предприятий длительный, быстрого эффекта не предвидится, но эта работа будет осуществляться на постоянной основе.
Акцент на передовые технологии
Важнейшее направление работы столичного налогового управления - улучшение условий труда налоговых работников, модернизация и оптимизация трудового процесса, совершенствование программного обеспечения, а также решение социально значимых вопросов. Достижение высоких стандартов в обслуживании налогоплательщиков невозможно без использования передовых информационных технологий и современных компьютерных систем. Сегодня управление достаточно серьезно оснащено компьютерной техникой. Так, по контрактам ФНС России осуществлена поставка 102 ксероксов, 51 сервера, 2,5 тыс. системных блоков с мониторами, 8 высокопроизводительных принтеров, 100 сканеров. От Правительства Москвы налоговая служба города получила 2800 компьютеров, 200 ноутбуков, 1660 принтеров, 100 серверов, а также несколько современных программно-аппаратных комплексов. При активной поддержке Федеральной налоговой службы и Правительства Москвы проводились строительство и ремонт дополнительных площадей, необходимых для улучшения условий труда работников инспекций. Буквально на днях в здание на Волгоградском проспекте переехали инспекции N N 8 и 10, которые до последнего времени работали в наихудших условиях (на каждого сотрудника этих инспекций приходилось по 3 кв. м при норме 10). Отремонтированы арендуемые помещения в административном здании на ул. Гиляровского. Здесь разместится call-центр, создание которого позволит существенно улучшить информационно-консультационное обслуживание налогоплательщиков. С началом функционирования такого центра налогоплательщик, состоящий на учете в любой столичной инспекции, сможет оперативно получить актуальную справочную информацию по налоговому законодательству. В этом же здании создаются учебные классы на 150 мест, в которых будут проходить подготовку и переподготовку сотрудники налоговых органов.
Н.В.Синикова Руководитель Управления ФНС России по г. Москве Подписано в печать 14.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |