Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Точечный тренинг в профессиональном развитии персонала ("Управление персоналом", 2007, N 12)



"Управление персоналом", 2007, N 12

ТОЧЕЧНЫЙ ТРЕНИНГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА

Руководители и лица, отвечающие за профессиональную подготовку персонала, зачастую сталкиваются с проблемой дефицита времени для обучения и повышения квалификации сотрудников. Источник проблемы - в необходимости отрывать сотрудника на время обучения от труда или от необходимого отдыха. Привлечь сотрудника к обучению в рабочее время - значит временно лишиться его вклада в прибыль. Проведение занятий в выходные нередко формирует у сотрудников негативное отношение к занятиям, сказывающееся на результатах обучения и последующей деятельности. Кроме того, отдых, необходимый для восстановления сил работника, является непоследним условием его продуктивной деятельности.

Позволить себе проводить обучение сотрудников с длительным (хотя бы недельным) отрывом от основной деятельности в корпоративных университетах или во взаимодействии с подрядчиками могут позволить себе, как правило, только крупные организации. В менее масштабных организациях проблема минимизации временных затрат на профессиональное развитие персонала, как правило, актуальна и требует практического разрешения.

Даже такая сравнительно компактная и эффективная форма профессионального развития персонала, как тренинги, не всегда способна удовлетворить заказчиков с точки зрения времени проведения занятий. Это касается не только общего времени, отводимого на отработку материала тренинга, но также периодичности и продолжительности занятий.

Способы временной организации тренингов, нередко предлагаемые в таких ситуациях заказчиками, исключают возможность правильной организации тренингового процесса и достижения впоследствии необходимого результата. К примеру, заказчик может предложить не систематизированное по времени проведение тренинговых занятий, "когда будет появляться время", без учета целесообразной периодичности и временных рамок проведения, с постоянно меняющимся составом группы, формируемой от занятия к занятию по принципу "кто будет посвободнее", и т.д. Другой подход, зачастую предлагаемый заказчиками, - проведение в выбранный день, как правило, в выходной, "тренинг-марафонов" - тренингов, предполагающих более чем восьмичасовые интенсивные занятия, в течение которых тренер должен попытаться передать колоссальный объем знаний и умений утомленным рабочей неделей сотрудникам. При таких условиях организации работы достичь поставленных заказчиком целей в рамках классических тренинговых схем, предполагающих оптимизацию психологического состояния тренируемых, системность обучения и дозировку передаваемого опыта и т.д., не представляется возможным.

Попытки подрядчиков убедить заказчика в необходимости увеличения времени занятий и их систематичности воспринимаются некомпетентными в области тренингов заказчиками чаще всего негативно - как непрофессионализм тренера или как желание увеличить стоимость заказа. Нередко в такой ситуации подрядчики готовы пожертвовать качеством предоставляемых услуг ради достижения договоренности и принять условия организации работы, заведомо не обеспечивающие ее высокой эффективности. При этом тренеры, не видя продуктивного выхода из создавшейся ситуации, либо ориентируются на внешнюю эффектность и устраивают вместо тренинга красивое, но практически бесполезное "шоу", либо проводят по заказанной теме занятия неопределенного смешанного жанра, лишенные концептуальности и системности. В обоих случаях работа дает краткосрочные неустойчивые результаты и в конечном счете не удовлетворяет ни одну из сторон.

Один из возможных методических подходов к решению этой проблемы, позволяющий заказчикам не тратить, а инвестировать, а подрядчикам - получать профессиональное удовлетворение от своих действий и результатов, - использование точечных тренингов в развитии персонала без отрыва от производства. Методологический подход организации и проведения таких тренингов наиболее распространен в прослойке небольших компаний, которые, с одной стороны, стремятся инвестировать в повышение профессионального мастерства сотрудников, с другой - не могут позволить себе организацию систематического профессионального обучения и переподготовки сотрудников с отрывом от производства. Использование точечных тренингов во многих случаях позволяет минимизировать время отрыва персонала от производственных процессов и отдыха и при этом добиться реальных улучшений в показателях деятельности.

Точечный тренинг - это работа с локализованными проблемными элементами деятельности. По своей сущности он близок к коучингу, однако занятия могут проводиться с группой профессионалов, неважно - корпоративной или сборной, имеющих сходные затруднения в профессиональной деятельности. Если классический тренинг профессиональной деятельности ориентирован на формирование и закрепление каких-либо целостных поведенческих стереотипов (необходимых образцов деятельности), то точечный тренинг ориентирован на отработку (формирование или коррекцию) отдельных "затруднительных" операций в технологии деятельности.

Точечный тренинг предусматривает предварительную подготовку, т.е. детальную диагностику, призванную выявить "проблемные точки" в деятельности профессионала для последующей направленной работы с ними. При этом перед формированием новых эффективных элементов деятельности обязательно проводится предварительное разрушение выявленных неэффективных образцов операций или действий, если таковые закреплены в опыте сотрудника. Это выступает условием принятия, усвоения и закрепления новых формируемых способов деятельности.

Точечные тренинги неприменимы в случаях, когда линия поведения профессионала строится на неправильных началах, является в корне, в принципе неверной, не соответствующей технологии деятельности. Точечные тренинги применимы, когда при правильном подходе к профессиональной деятельности специалист испытывает затруднения на каком-то отдельном этапе своих действий, из-за чего нужный результат в конце концов не достигается. При помощи точечного тренинга отрабатывается именно тот шаг или элемент деятельности, который выполняется не в соответствии с технологией, из-за чего механизм деятельности нарушается и конечный результат не достигается. Например, продавец, в целом владеющий определенной технологией продаж, не может выбрать правильный момент, чтобы предложить клиенту заключение сделки, хотя на всех остальных этапах, предполагаемых технологией (например: привлечение внимания, формирование интереса к продукту, усиление мотивации и волевой готовности к сделке), работает идеально. В результате клиент получает предложение в момент, когда его мотивационная и волевая готовность к сделке еще не сформирована, или наоборот, когда пик готовности к покупке незаметно для продавца уже пройден клиентом и максимально благоприятный момент для завершения продажи упущен. В этом случае точечный тренинг будет посвящен отработке у сотрудника навыка диагностики готовности клиента к сделке. Формирование этого навыка позволит сотруднику добиваться результативности в применении используемой технологии продаж, так как все ее звенья будут реализовываться сотрудником эффективно. Таким образом, используя точечный тренинг, мы "чиним" сломанное звено в цепочке технологического процесса и делаем этот процесс завершенным и результативным.

Предварительная точная диагностика, необходимая для комплектования группы и планирования тренинга, может занять довольно длительное время, однако существуют способы проводить ее даже без личного участия сотрудников, планируемых на тренинг. В качестве сравнительно простых и незатратных методов точной диагностики проблемной сферы можно предложить: стандартизированное наблюдение, экспертную оценку со стороны коллег и руководителей сотрудников, профессиональную пробу (например, "незнакомый клиент" - для профессий, связанных с общением, исполняемый тренером и его ассистентами). Дополнительным источником информации при диагностике могут выступить материалы психологических исследований сотрудников при приеме на работу или при аттестации, если таковые имеются в службе персонала организации. В результате обобщения данных предварительной диагностики локализуется этап деятельности, который будет отрабатываться на тренинге, уточняется состав группы, планируется работа.

Для принятия окончательного решения о составе группы могут быть проведены личные беседы с предполагаемыми участниками группы. При этом значительная часть работы сделана еще до того, как сотрудник будет привлечен к тренинговому процессу, что значительно экономит время на проведение занятий.

Таким образом, точечный тренинг - форма профессионального развития сотрудников, занимающая промежуточное положение между коучингом и классическим тренингом профессиональной деятельности и сочетающая в себе их сильные стороны. Точечный тренинг требует меньше финансовых затрат по сравнению с коучингом, экономит время сотрудников и снимает некоторые организационные неудобства по сравнению с классическим тренингом профессиональной деятельности.

При наличии очевидной экономии в деньгах и времени возникает закономерный вопрос: не снижается ли эффективность точечного тренинга по сравнению с классическими формами профессионального развития? Как показывает практика, неизбежные потери точечного тренинга по сравнению с коучингом и классическим тренингом вполне компенсируются некоторыми его преимуществами.

Что отличает точечный тренинг и делает его более результативным?

1. В отличие от классического тренинга точечный тренинг предполагает больше возможностей для использования индивидуальных, в том числе полевых, заданий, выполняемых тренируемыми в промежутке между занятиями. Тренер в ходе подготовки хорошо изучил проблематику и индивидуальные возможности каждого участника, что дает возможность лучше подобрать и сформулировать индивидуальное задание, проконтролировать результаты его выполнения. Индивидуальные задания могут выступать связующим звеном между разнесенными по времени занятиями в ходе проведения точечного тренинга.

2. Предварительная диагностика проблем обеспечивает лучшую подготовку методических средств для их разрешения. До начала занятий тренер имеет возможность подобрать более универсальные задания, которые заведомо подошли бы всем участникам группы, найти ответы на вопросы, которые, скорее всего, будут заданы в рамках отрабатываемой тематики. Перечень таких ответов, естественно, формируется заранее, путем опроса более успешных сотрудников и анализа их работы. Таким образом, краткосрочность проведения занятий компенсируется возможностью их более эффективного планирования.

3. Единство решаемых проблем повышает мотивированность и усиливает элементы групповой динамики, которая наблюдается, несмотря на неблагоприятную временную организацию. В ходе классического тренинга каждый из моментов работы более важен для одних участников и менее актуален для других. В то время как одни включены и заинтересованы, другие просто присутствуют, вместо того чтобы работать или отдыхать. Решение проблем, актуальных для каждого из присутствующих, позволяет получать от тренинга большую отдачу на единицу времени по сравнению с классическим тренингом.

4. Сходство решаемых проблем каждого из участников позволяет им выступать по отношению друг к другу как помощниками, так и экспертами, совместно работать над решением стоящих в тренинге задач, увидеть промахи в своей деятельности со стороны - в исполнении коллег, получить обратную связь о своих действиях. То есть точечный тренинг позволяет более интенсивно использовать групповой ресурс для развития каждого из участников.

5. Заведомое сходство проблем делает участников более открытыми, объединяет их, снижает проявления позерства и сопротивления. Участники не боятся задавать вопросы и потерять лицо перед более компетентными коллегами, высказав неправильное предположение. В состоянии номинального равенства они чувствуют себя более комфортно. Вопросы возможной конкуренции с тренером и других проявлений, отвлекающих группу от работы, в большинстве случаев решаются заранее, в ходе личного предварительного общения каждого участника с тренером при уточнении проблем и формировании группы. Уже на этой стадии тренер частично устанавливает контакт и позитивные отношения с каждым участником. Это снижает напряженность участников на тренинге и вероятность проявления ими негативных реакций в ходе тренинга.

6. В отличие от коучинга получаемый каждым тренируемым опыт не является односторонним. Большое количество мнений и предложений, высказываемых участниками по обсуждаемой проблеме, позволяет выбрать для каждого наиболее подходящий вариант. Большее количество источников обратной связи также повышает объективность оценки решений и достижений каждого участника.

7. В отличие от индивидуального коучинга создание тренинговой группы позволяет ее участникам работать над проблемой и в отсутствие тренера, контактируя друг с другом. Кроме того, совместная работа над профессиональным развитием выступает для каждого дополнительным источником мотивации в отсутствие тренера.

8. После завершения работы над конкретной проблемой навыки взаимодействия в процессе группового самообучения могут быть впоследствии использованы сотрудниками для работы по разрешению других профессиональных затруднений.

В то же время необходимо отметить ряд особенностей точечных тренингов, ограничивающих сферу их применения:

1. Успешность всего тренингового процесса зависит от точности предварительной диагностики и планирования. Предварительная диагностика зависит от большого количества источников информации, на которые тренер вынужден полагаться, что повышает вероятность ошибки при планировании. При отсутствии организационных возможностей для предварительной точной диагностики не может быть реализована сама идея точечного тренинга. В такой ситуации от использования данного метода лучше отказаться.

2. Точечные тренинги не подходят для первоначального обучения или для внедрения новых технологий деятельности. Они применимы лишь для коррекции отдельных элементов деятельности, которой в целом уже владеет специалист, для восполнения отдельных пробелов в ней, исправления систематически возникающих ошибок. Точечные тренинги не передают обучаемым технологию профессиональной деятельности в целом, а учат правильно реализовывать ее отдельные звенья, преодолевать отдельные проблемы, из-за которых у сотрудников возникают затруднения в достижении конечного результата.

3. Точечный тренинг предполагает наличие группы специалистов со сходными затруднениями. Как правило, такие группы можно набрать только в сравнительно больших коллективах.

Таким образом, можно заключить, что точечный тренинг не является универсальным подходом, имеет ограниченную сферу применения, но с учетом указанных выше ограничений его использование представляется перспективным из-за ряда организационных и экономических преимуществ.

Основное преимущество может быть определено как акцентированность обучающего воздействия. Принимая решение о целесообразности использования той или иной формы развития персонала, нужно четко представлять, какой внешне измеряемый эффект должно дать мероприятие и каков объем затрат, оправдывающий предполагаемые достижения. Необходимо понимать, что, в отличие от тренингов личностного развития, где достижения отдельных участников несоизмеримы и сугубо индивидуальны, тренинги профессионального развития, ориентированные на наблюдаемые изменения в деятельности, трудно организовать так, чтобы каждый сотрудник извлек из них одинаковое количество пользы и одинаково прибавил в деятельности. Чем более акцентированно обучение, тем с большей вероятностью это скажется на конкретных ожидаемых результатах. Но используемый для акцентированной работы индивидуальный подход, предполагаемый коучингом, стоит дороже и чаще всего представляется непозволительной роскошью в отношении рядовых сотрудников. Точечный тренинг предполагает сравнительно дешевую групповую работу с индивидуальными проблемами за счет объединения сотрудников, имеющих сходные затруднения в деятельности. С другой стороны, использование точечного тренинга дает возможность высвободить для работы и отдыха тех сотрудников, присутствие которых на данном тренинге заведомо будет менее продуктивным.

Таким образом, акцентированность как основное преимущество точечного тренинга выражается в экономии времени сотрудников и оплачиваемого времени тренера, в максимально эффективном использовании этого времени, что достигается за счет оптимального подбора группы, четкой локализации проблемы и возможности более основательной подготовки к ее решению.

С.Горностаев

Подписано в печать

13.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перспективы и проблемы применения аутсорсинга ("Управление персоналом", 2007, N 12) >
Статья: Об изменениях отдельных актов Фонда социального страхования Российской Федерации и утверждении новых Правил подсчета страхового стажа ("Все для бухгалтера", 2007, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.