Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: HR-стратегия: роли руководителей и специалистов ("Банки и деловой мир", 2007, N 6)



"Банки и деловой мир", 2007, N 6

HR-СТРАТЕГИЯ: РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Конкуренция на рынке финансовых услуг ужесточается день ото дня. Одним из первых и самых заметных в профессиональном мире следствий этого процесса можно назвать дефицит подготовленных кадров, который тоже становится все острее. Если еще вчера банки и иные компании лишь изредка набирали персонал среди новоиспеченных молодых специалистов и старшекурсников, то сегодня одна лишь инвестиционная корпорация "Тройка Диалог" объявила о возможном наборе в самом ближайшем будущем нескольких тысяч сотрудников из студенческой среды.

Прежде персонал нанимали, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой - и придирчиво, и разборчиво. А теперь даже студент-второкурсник имеет реальный шанс устроиться на должность специалиста в банк с известным всем именем. В знакомой мне семье подросшие дети, обучаясь на втором курсе далеко не самого престижного вуза, за последний год попробовали свои силы в двух банках. И вот что особенно интересно, из первого банка они ушли в полном смысле этого слова "по собственному желанию", потому что их не устроили ни динамика работы, ни потенциал развития, ни корпоративная культура наконец. Повторяю: речь идет о студентах-второкурсниках. Тот же банк, куда они перешли из первого, по всей видимости, не обманул их ожиданий. Кстати сказать, оба банка в рейтингах занимают лидирующие позиции... Осталось задуматься: так кто же кого нынче выбирает?

Эта ситуация все чаще вынуждает лидеров банковского рынка пересматривать свои позиции в управлении персоналом. Однако финансовые структуры развиваются все равно с большей скоростью, чем меняются подходы к кадровой проблеме. Тем не менее теперь уже все реже приходится убеждать руководителей в том, какой из двух полярных подходов разумнее практиковать.

Первый подход формулируется в нескольких словах: персонал - это расходный материал. Выжал энтузиазм - набрал новых. Не правда ли, до боли знакомая психология?

Суть второго подхода можно изложить еще лаконичнее: персонал - ценный ресурс. И поэтому надо сотрудников информировать, разъяснять им логику функций, вовлекать эмоционально и создавать разностороннюю систему мотивации с адекватной оценкой персонала.

Отрадно, что сегодня многие руководители (хотя бы теоретически) уже не сводят систему мотивации к материальному благополучию - то есть постоянной и переменной части оплаты труда, а также пакету дополнительных благ.

Постепенно приходит понимание того, что лояльность сотрудников и эффективная работа - производные в первую очередь от корпоративной культуры и качества менеджмента.

Обычно выделяют пять основных задач управления персоналом (HRM) в банке:

- организация эффективной работы индивидуумов;

- оптимизация уровней должностей и обеспечение привлечения на них сотрудников с необходимым набором знаний и навыков;

- формирование правильных компетенций и развитие культуры;

- управление деятельностью сотрудников и отделов для достижения стратегических целей;

- возможность удовлетворить интересы и нужды коллектива и каждого работника.

И это лишь минимум. А теперь посмотрим правде в глаза: много ли банков (как, впрочем, и иных бизнес-структур), где эти задачи выполняются?

Сегодня весьма популярны дискуссии на тему, что такое HR: центр затрат, вспомогательная функция, стратегическое направление? В поддержку каждой из приведенных оценок функции HR можно привести массу аргументов. Однако, несмотря на всю разницу в подходах, очевидно одно: важна эффективность функции с точки зрения результатов бизнеса, а не просто продуктивность HR как таковая.

Там, где HR-департамент рассматривается как центр затрат и вспомогательная функция, его попытки идти в ногу с изменениями на рынке и новыми проектами всегда тщетны.

Изменения в сфере бизнеса требуют от кадровой службы, чтобы она вносила собственный вклад в создание ценности компании и на равных участвовала в борьбе за конкурентное преимущество. Что же может сделать HR-департамент, чтобы улучшить конкурентную позицию банка? Как минимум три важных дела:

- и дальше совершенствовать компетенции и навыки сотрудников департамента по управлению персоналом;

- обращать внимание на то, что происходит за пределами департамента. Иными словами, участвовать в решении всех основных задач менеджмента: планирование, организация выполнения плана и его корректировки, оценка, мотивация и контроль деятельности сотрудников;

- стать стратегическим направлением развития бизнеса.

На последнем постулате стоит остановиться подробнее. Что значит - стать стратегическим направлением развития? Раньше считалось, что главное в развитии бизнеса - заключать успешные сделки, расширять свою рыночную долю и так далее. О персонале чаще вспоминали на этапе исполнения, а не планирования. Сейчас руководители то и дело сталкиваются с тем, что на пути к получению дохода от клиентов стоит препятствие в виде некомпетентности или даже нелояльности собственного персонала. А в подобных условиях успешно развивать бизнес-процессы вряд ли получится... К тому же оказалось, что сами по себе сотрудники не становятся ни профессиональными, ни преданными компании. С ними нужно, как выяснилось, работать, причем внимательно, кропотливо и изо дня в день. И наиболее грамотные и нацеленные на будущее топ-менеджеры сами занимаются такими вопросами, как, скажем, необходимая реорганизация без потерь персонала. Или еще одна насущная задача: как привлечь талантливых людей? И, наконец, как привить своим сотрудникам чувство ответственности? Все эти задачи - стратегические. И было бы странно, если бы HR-департамент оказался в стороне от их решения. Важно лишь понять свое место, значение и четко спланировать работу.

Можно обозначить ключевые этапы участия кадровиков в реализации стратегии компании.

- Прежде всего им важно прояснить ожидания от реализации стратегии. Они же фасилитируют процессы постановки стратегических задач, следят за тем, чтобы стратегия была ясно сформулирована. Ведь в конечном счете важно донести ее до персонала компании, а ключевых сотрудников - вовлечь в соответствующие дискуссии.

- Суть второго этапа в том, чтобы подстроить, адаптировать под новую стратегию имеющуюся практику работы с персоналом: наем, обучение, оценка, система мотивации, горизонтальные и вертикальные коммуникации.

Однако HR-департамент не должен ограничиваться исключительно своими прямыми обязанностями. Для того чтобы добиться подлинной эффективности, стоит обращать больше внимания на другие сферы бизнеса: маркетинг, продажи, оказание услуг и прочие. Это не только полезно "для расширения кругозора", но и совершенно необходимо, если жить не одним сегодняшним днем, а думать о перспективах. А следовательно, и о том, какого рода таланты понадобятся компании через год-другой. Точно так же HR-специалист должен иметь ясное и по возможности полное представление о том, что происходит за пределами банка, о его клиентах, поставщиках и партнерах. Это поможет лучше понимать потребности и ожидания этих групп, а значит, целенаправленно готовить к работе с ним персонал.

Реализация этих принципов последовательно и в соответствии с целями банка приводит к серьезному росту доходов владельцев бизнеса. В том числе и при его оценке и продаже. За примерами далеко ходить не надо. Не так давно банк "Абсолют" был куплен за рекордную сумму, превысившую миллиард долларов. Рассматривая эту ситуацию, журнал SmartMoney в статье "Доплата за кадры" (N 15, 2007) вспоминает, что годом раньше Импэксбанк, располагающий более чем двумя сотнями розничных точек (у "Абсолюта" их всего сорок), достался Raiffeisenbank почти вдвое дешевле - за 563 млн долл. США "А ведь считается, что иностранцам нужна доля рынка, за нее и платят... На самом деле европейцев мог привлечь, как ни странно, уровень менеджмента. Владельцы "Абсолюта" показали, что за хороший подбор кадров стратегические инвесторы готовы хорошо платить". Добавлю, что в той же статье приводятся весомые аргументы в виде финансовых показателей и коэффициентов.

Что можно заметить по этому поводу? Во-первых, мало провести селекцию и тщательный отбор кадров - их надо еще и удержать. И лояльность при этом подходе становится необходимой предпосылкой для эффективности работы банка. А во-вторых, перед новыми владельцами "Абсолют Банка" встала ясная задача. Произошедшая продажа банка и неизбежный (пусть со временем, пусть частично) его реинжиниринг неизбежно отразятся на персонале, которому придется пройти через период напряжения и неопределенности. Кого-то переведут на другую должность, кому-то скорректируют функции на той же позиции, а над кем-то, вполне возможно, повиснет дамоклов меч увольнения. В такой ситуации трудно переоценить значение кадрового департамента, который обязан будет уделить самое серьезное внимание моральному духу и мотивации сотрудников. Конечный успех всего замысла зависит от того, удастся ли поддержать и развить в сотрудниках энтузиазм, необходимый для успешной конкуренции.

Эти проблемы известны в каждой компании, прошедшей через реорганизацию, слияние или продажу. И опытные НР-специалисты знают, насколько важно в такие нелегкие времена сплотить коллектив, привлекая к участию в дискуссиях и информационных совещаниях даже тех руководителей, подразделения которых не будут непосредственно затронуты изменениями. Если воспользоваться спортивными аналогиями, то в идеале банк должен представлять собой сплоченную команду, в роли тренеров которой выступают руководители. Поэтому необходима личная заинтересованность каждого из них в том, чтобы реализовать преимущества обновленной структуры и сгладить неизбежные "перестроечные" шероховатости.

Правильно управлять персоналом - задача вполне реальная и достижимая даже на уровне здравого смысла. Но такой подход постепенно уходит в прошлое, потому что на смену ему приходят специальные знания и методы.

Но об этом мы поговорим в следующих публикациях.

Ю.Лоханов

Руководитель отдела консультантов,

ведущий тренер-консультант

компании MBD-group

Подписано в печать

13.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Совет директоров утверждает, что доходность наших акций в последние два года существенно возросла. Но как она могла возрасти, если уже на протяжении трех лет дивиденды не выплачиваются? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 24) >
Статья: Кредитование под залог паев ("Банки и деловой мир", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.