Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Директор внес предоплату за услуги поставщика собственными наличными средствами. Поставщик выдал все документы для учета операции: акт, счет-фактуру, приходный кассовый ордер (на юрлицо), кассовый чек. Возможности оформить "задним" числом выдачу денежных средств директору подотчет не имеется. Как отразить данную операцию в бухучете? Целесообразно ли оформить договор займа на уплаченную сумму? ("Финансовая газета", 2007, N 24)



"Финансовая газета", 2007, N 24

Вопрос: Предположим, что директор внес предоплату за услуги поставщика собственными наличными средствами (1700 руб.). Поставщик выдал все документы для учета данной операции: акт, счет-фактуру, приходный кассовый ордер (на юридическое лицо), кассовый чек. Возможности оформить "задним" числом выдачу денежных средств директору подотчет не имеется. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете, чтобы минимизировать риски? Целесообразно ли оформить договор займа на уплаченную сумму или нецелесообразно?

Ответ: Полагаем, что оформлять договор займа на уплаченную сумму нецелесообразно. Достаточно будет приложить к расходному кассовому ордеру заявление директора на выдачу денежных средств в возмещение расходов, понесенных при оплате услуги поставщикам. Дело в том, что ни в одном действующем законодательном акте не имеется прямого запрета на приобретение сотрудниками организации товаров (работ, услуг), предназначенных для использования организацией в производственных целях, с последующим возмещением организацией понесенных расходов сотрудникам. Пунктом 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, предусмотрена выдача наличных денег из кассы организации по заявлениям. Кроме того, поскольку допускается перерасход денежных средств по авансовому отчету, почему не может быть 100%-ного перерасхода?

Однако не все так просто. Налоговые органы нередко рассматривают такие ситуации, как приобретение ТМЦ (услуг) для использования в личных целях приобретателя и доначисляют НДФЛ и ЕСН. Поэтому в таких ситуациях следует особенно внимательно отнестись к документам, которыми оформляется использование приобретаемых услуг для производственных целей. Помимо перечисленных документов целесообразно иметь и договор об оказании услуг, заключенный с организацией, аудитор которой внес предоплату за услуги, с условием о предоплате. В данной ситуации налоговые органы не смогут применить свой главный аргумент в споре - отсутствие распоряжения руководителя на приобретение услуги. Руководитель приобрел услугу самостоятельно (на что имеет право, записанное в уставе).

Кроме того, даже если бы услугу приобрел работник организации, то гражданское законодательство все равно бы не было нарушено. Статьей 183 ГК РФ определено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, только если другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения. Пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 определено, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым могут пониматься письменное или устное одобрение, конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, реализация других прав и обязанностей по сделке). Действия работников представляемого по исполнению обязательства исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (сказанное относится к директору).

На тему оплаты ТМЦ из личных средств работника имеется Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2005 N А40-53403/05-141-442 и Постановление девятого Арбитражно-апелляционного суда (по тому же делу) от 25.01.2006 N 09АП-15823/05-АК, в котором налоговые органы проиграли это дело окончательно. В этих документах сказано: "Вывод о приобретении товара (услуг) сотрудниками заявителя для собственных нужд налоговым органом был сделан исходя из более ранних дат приобретения товаров (услуг) по сравнению с датами оформления отчетных документов. Без наличия доказательств неиспользования приобретенных товаров (услуг) заявителем в своей деятельности суд признает довод налогового органа, сделанный им в оспариваемом решении, формальным и неправомерным". К сожалению, это единственная арбитражная практика, которую нам удалось найти по данной теме. Вероятно, большинство налогоплательщиков не хотят выяснять отношения с налоговыми органами из-за незначительности сумм и поэтому не обращаются в арбитраж.

В бухгалтерском учете необходимо в первую очередь отразить получение услуг на основании акта об их оказании, подписанного организацией, директор которой внес предоплату за услуги, и счета с его резолюцией об оплате:

Дебет 20 (26, 44), Кредит 60 - 1700 руб. - признаны расходы на оказанные услуги для производственных целей (предполагаем, что НДС не начислялся, а если начислялся, то он должен быть выделен в кассовом чеке и отражен на счете 19 с последующим предъявлением к вычету в обычном порядке). После отражения расходов в учете появляется задолженность перед поставщиком.

Поскольку аванс в кассе директор не получал, по нашему мнению, авансовый отчет может не составляться. К заявлению директора о возмещении его расходов по оплате услуги следует приложить приходный кассовый ордер и кассовый чек. Выплачивая деньги из кассы, необходимо сделать следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 76, Кредит 50 - 1700 руб. - выданы из кассы денежные средства работнику в возмещение расходов, понесенных в пользу организации.

В данном случае мы считаем неправильным использовать счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", поскольку подотчетное лицо в этой ситуации отсутствует. Можно использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", введя дополнительный субсчет для таких операций. При этом следует иметь в виду, что счет 73 не корреспондирует со счетом 60, на котором учтена задолженность организации, директор которой внес предоплату за услуги, перед поставщиком, в соответствии с Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Поэтому для закрытия задолженности необходимо сначала учесть выданную сумму на счете 76, а затем сделать бухгалтерскую запись по закрытию задолженности перед поставщиком:

Дебет 60, Кредит 76 - 1700 руб. - отражена оплата счета поставщика услуг через работника организации.

Полагаем, что при таком оформлении риски минимальны, но тем не менее для исключения серьезных разбирательств с налоговыми органами использовать такую схему приобретения услуг на постоянной основе мы не рекомендуем.

И.Перелетова

Генеральный директор

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"

Подписано в печать

13.06.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Основные средства внесены в качестве взноса в уставный капитал. Следует ли прежнему владельцу восстановить НДС с недоамортизированной стоимости переданных основных средств? ("Финансовая газета", 2007, N 24) >
Вопрос: В 2006 г. у организации списывается реструктуризированная задолженность по пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации. Правомерно ли исключение доходов в виде суммы списанной задолженности по пеням перед Пенсионным фондом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2006 г.? ("Финансовая газета", 2007, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.