Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как правильно оформить личные дела сотрудников ("Зарплата", 2007, N 7)



"Зарплата", 2007, N 7 КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЛИЧНЫЕ ДЕЛА СОТРУДНИКОВ Документы по личному составу требуют особой тщательности и аккуратности при оформлении, ведении и обеспечении сохранности на протяжении длительного срока. Наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности содержатся в личном деле. Личное дело Трудовые отношения, а также порядок их оформления регулируются Трудовым кодексом. В ст. 85 этого документа содержится понятие персональных данных работника. Это информация о конкретном работнике, необходимая работодателю в связи с оформлением с ним трудовых отношений. Обработка организацией персональных данных работников заключается в получении, хранении, комбинировании, передаче или любом другом использовании персональных данных. Согласно ст. 87 Трудового кодекса порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливает работодатель, если он не регламентирован законодательством. Нужно ли заводить личные дела сотрудников - организация вправе решить самостоятельно. Их можно заводить на всех сотрудников компании либо на отдельные категории (например, на руководящий состав). Оформлять личные дела необходимо в соответствии с действующими правилами ведения делопроизводства. Согласно п. 3.5.3 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) "личные дела... формируются в течение всего периода работы данного лица в организации". Личное дело заводят после издания приказа о назначении на должность. Все документы в личном деле подшивают в хронологическом порядке по мере поступления. Хранят их в сейфе компании и выдают в личное пользование только определенной категории сотрудников, которые имеют доступ к кадровой информации. Изменения в личные дела вносят сотрудники отдела кадров. Если в организации нет такой должности - бухгалтер. Перечень документов, которые приобщаются к личному делу, можно найти в п. 5 Указа Президента РФ от 01.06.1998 N 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы". Несмотря на то что данный документ регламентирует ведение личных дел госслужащих, этот перечень можно использовать и другим компаниям. Как правило, в состав личного дела входят: - внутренняя опись документов; - анкета, личный листок по учету кадров; - резюме (или автобиография); - копии документов об образовании (в том числе все квалификационные свидетельства), удостоверения личности; - справки и другие документы, подтверждающие изменения анкетных данных работника (копии свидетельства о браке, ИНН, страхового свидетельства, свидетельства о рождении детей); - копии всех приказов о назначении, переводе, поощрениях, командировках, отпусках и т.д.; - трудовой контракт; - данные аттестаций; - характеристики; - план карьерного роста. Во внутренней описи перечисляют все документы, которые подшиты в личное дело. Изъятие документов из личного дела, замену подлинников копиями отражают во внутренней описи в графе "Примечание". В период работы сотрудника в компании во внутренней описи учитывается каждый документ личного дела. Также сотрудники отдела кадров ведут учет дополнительных сведений о сотруднике и вместе с личным листком по учету кадров помещают в начале дела. Закрывая личное дело, к нему подшивают заявление работника об увольнении по собственному желанию либо другие документы, которые служат основанием для увольнения, и копию приказа. Внутреннюю опись подписывает составитель с указанием должности, расшифровки подписи и даты составления. Личная карточка работника Основным документом по учету персонала предприятия является личная карточка (унифицированная форма N Т-2), которая заводится на каждого сотрудника, принятого на постоянную и временную работу. Форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Личную карточку заполняют на сотрудников, принятых на работу согласно приказу (форма N Т-1 или N Т-1а), а также на основании документов, предъявляемых работником в соответствии со ст. 65 ТК РФ. Это: - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; - трудовая книжка; - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; - документы воинского учета (для военнообязанных); - документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, а также о дополнительной информации, которую сообщает о себе работник. В отдельных случаях с учетом специфики работы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов. В разделе "Прием на работу, переводы на другую работу" должны содержаться ссылки на даты и номера приказов о назначении, перемещении или увольнении работников. Эти сведения необходимо заносить максимально корректно, так как они служат основанием для подтверждения трудового стажа сотрудника. В конце каждого раздела этой записи (в графе 6) должна стоять подпись сотрудника. Непрерывный стаж работника рассчитывают на основании трудовой книжки в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252. Стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, другие льготы, установленные в организации) рассчитывают на основании записей в трудовой книжке или иных подтверждающих соответствующий стаж документов. При изменении сведений о работнике в его личную карточку вносят данные, которые заверяют подписью работника кадровой службы. Основными документами, на основании которых заполняют разд. II "Сведения о воинском учете", являются (образец заполнения раздела см. ниже): - военный билет (или временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - на граждан, пребывающих в запасе; - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - на граждан, подлежащих призыву на военную службу. 2-я страница формы N Т-2 II. СВЕДЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ 1. Категория запаса __________ ¦6. Наименование военного Подлежит ¦комиссариата по месту жительства призыву ¦ ОВК Тушинского района СВАО 2. Воинское звание ----------- ¦ г. Москва 3. Состав (профиль) __________ ¦-------------------------------- ———— 4. Полное кодовое обозначение ¦7. Состоит на воинском учете: ____ ВУС _______________________ ¦ а) общем (номер команды, партии) 5. Категория годности к Д ¦ ________________________________ военной службе ----- ¦ б) специальном _________________ ¦8. _______________________________ отметка о снятии с воинского учета Работник менеджер по кадрам Попова И.Н. Попова кадровой службы ------------------ -------- ----------------- ———— должность личная расшифровка подписи подпись Морозов Работник ------------------ ———— личная подпись

13 февраля 06

"--" -------- 20-- г.

Заполнение пунктов, специально не оговоренных в Указаниях, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, производится на основании информации из перечисленных документов.

При заполнении п. 5 "Знание иностранного языка" разд. 1 форм указывается степень знания языка: "владею свободно", "читаю и могу объясниться", "читаю и перевожу со словарем".

В разделе "Отпуск" ведется учет всех видов отпусков, предоставляемых работнику в период работы в организации. Здесь нужно указать вид отпуска, за какой период он предоставляется, дату его начала и окончания, количество дней, основание - номер приказа и его дату.

Раздел "Дополнительные сведения" заполняется для полноты учета сведений об обучающихся сотрудниках, работающих инвалидах и др.

В обязательном порядке проставляется дата заполнения личной карточки и подпись сотрудника.

Для учета лиц, замещающих государственные должности, применяется личная карточка государственного служащего (форма N Т-2ГС), которая ведется вместо формы N Т-2 и имеет аналогичное содержание. Отличия в наименовании разделов и их заполнении продиктованы спецификой государственной службы.

В научных, научно-исследовательских, образовательных и других организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки и технологии, для учета научных работников (параллельно с формой N Т-2) заполняется учетная карточка научного, научно-педагогического работника. Данные в нее вносят на основании соответствующих документов (диплома доктора и кандидата наук, аттестата доцента и профессора и пр.), а также сведений, сообщенных о себе работником.

Личную карточку менеджер службы персонала заполняет от руки. Все записи должны быть четкими, без сокращений.

Личную карточку заводят на работника в одном экземпляре. Хранится она в сейфе в отдельной картотеке. Все записи в карточке делаются на основании подлинников документов, представленных работником.

Последняя запись производится при увольнении работника и содержит основания и дату увольнения, дату и номер соответствующего приказа.

Карточки уволенных сотрудников изымают из оперативного пользования кадровой документации, формируют в самостоятельное дело (папку) по алфавиту. Перед сдачей в архив организации дело оформляют согласно требованиям, указанным в п. 3.6.3 Основных правил работы архивов организаций.

Сроки хранения

Наводя порядок в кадровой документации организации, с большой осторожностью относитесь к уничтожению документов по личному составу. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" "организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения", установленных законодательством.

Сроки хранения документов определены в Перечне типовых управленческих документов, сопровождающих деятельность организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Росархивом 06.10.2000 (далее - Перечень). Перечень предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов, то есть общих для всех или большинства организаций (в том числе негосударственных). Сроки хранения кадровых документов представлены в таблице на с. 89.

Таблица. Сроки хранения кадровых документов

     
   ———————————————————————————————————————————T—————————————————————¬
   |               Вид документа              |    Срок хранения    |
   |                                          |      документов     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Личные дела (заявления, автобиографии,    |                     |
   |копии приказов и выписки из них, копии    |                     |
   |личных документов, характеристики, листки |                     |
   |по учету кадров, анкеты, аттестационные   |                     |
   |листы и др.):                             |                     |
   |а) руководителя организации; членов       |Постоянно            |
   |руководящих, исполнительных, контрольных  |                     |
   |органов организации; работников, имеющих  |                     |
   |государственные и иные звания, премии,    |                     |
   |награды, ученые степени и звания;         |                     |
   |б) работников                             |75 лет ЭПК <*>       |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Трудовые договоры (контракты), трудовые   |75 лет ЭПК           |
   |соглашения, не вошедшие в состав личных   |                     |
   |дел                                       |                     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Личные карточки работников (в том числе   |75 лет ЭПК           |
   |временных работников)                     |                     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Характеристики работников, не имеющих     |75 лет ЭПК           |
   |личных дел                                |                     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Документы (анкеты, автобиографии, листки  |1 год                |
   |по учету кадров, заявления,               |                     |
   |рекомендательные письма, резюме и др.)    |                     |
   |лиц, не принятых на работу                |                     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Личные документы в подлиннике (трудовая   |До востребования <**>|
   |книжка, дипломы, аттестаты, удостоверения,|                     |
   |свидетельства)                            |                     |
   +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+
   |Документы (справки, докладные и           |5 лет                |
   |объяснительные записки, копии приказов,   |                     |
   |выписки из приказов, заявления,           |                     |
   |командировочные заявления, командировочные|                     |
   |удостоверения и др.), не вошедшие в состав|                     |
   |личных дел                                |                     |
   L——————————————————————————————————————————+——————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> ЭПК означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и в установленном порядке должна передаваться в государственные, муниципальные архивы или храниться в организации. <**> Невостребованные - не менее 50 лет. В разд. 8.1 Перечня приведены сроки хранения документов, связанных с приемом, перемещением и увольнением работников. Так, трудовые договоры, приказы о приеме, переводе, увольнении, личные карточки формы N Т-2, лицевые счета работников, личные дела и регистрационные формы к указанным документам имеют срок хранения 75 лет. Невостребованные трудовые книжки, книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним хранятся 50 лет. Сроки хранения документов по личному составу устанавливаются Перечнем типовых управленческих документов, сопровождающих деятельность организаций, с указанием сроков хранения. Все указанные документы должны обязательно сдаваться в архив. Личные дела уволенных сотрудников передаются на архивное хранение на 75 лет. Личные дела руководителей предприятия хранятся постоянно. Временные сроки хранения применяются всеми организациями без исключения, а постоянные - теми государственными и муниципальными учреждениями, документы которых поступают на хранение в соответствующие архивы, а также негосударственными организациями, с которыми заключены соглашения, то есть источниками комплектования архивов. М.Н.Шафранская К. э. н., главный бухгалтер ООО "Арсенал" Подписано в печать 09.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Если отпуск не состоялся... ("Зарплата", 2007, N 7) >
Статья: Вредные и опасные условия труда. Обязанности работодателя ("Зарплата", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.