|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Одной проблемой стало меньше: теперь можно самостоятельно оценить вероятность визита проверяющих ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6)
"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6
ОДНОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАЛО МЕНЬШЕ: ТЕПЕРЬ МОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ВИЗИТА ПРОВЕРЯЮЩИХ
Недавно в свет вышел поистине революционный документ, ознаменовавший собой кардинальное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам. Впервые налоговые органы открыто заявили о тех критериях, по которым они будут выбирать организации для проведения налоговых проверок.
Специалисты налоговой службы не просто разработали и опубликовали Концепцию системы планирования выездных проверок <1> (далее - Концепция). Управлениям ФНС России по субъектам РФ дано указание ознакомить налогоплательщиков с положениями этого документа. Такие шаги налогового ведомства непривычны для российского бизнес-сообщества, поскольку со времен перестройки процедура планирования выездных проверок являлась сугубо конфиденциальной информацией налоговых органов. Решение о выездных налоговых проверках, как правило, заставало налогоплательщика врасплох, так как сотрудники инспекций делали ставку на эффект внезапности и психологическое давление. ————————————————————————————————<1> Утверждена Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.
Теперь же руководство ФНС России придерживается иного мнения. В частности, в Концепции говорится, что выездные налоговые проверки должны обеспечивать не только законные интересы государства, но и законные права налогоплательщиков. В ходе проверки налогоплательщик должен быть защищен от неправомерных требований налоговых органов. Более того, для него должны быть созданы "максимально комфортные условия для исчисления и уплаты налогов". Наконец-то специалисты налоговой службы перестали видеть во всех субъектах бизнеса потенциальных преступников, которых следует разоблачить. Для них теперь важно повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков, сформировать и развить у них правильное понимание законодательства о налогах и сборах, убедить в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов. А повышать доходы государства руководство ФНС России планирует за счет уменьшения количества компаний, которые функционируют в теневом секторе экономики, и увеличения числа налогоплательщиков, которые добровольно и в полном объеме рассчитывают и уплачивают налоги.
В Концепции заявлено, что планирование налоговых проверок должно стать открытым и понятным. В основу системы планирования положены четыре принципа: - выбор организаций для проверки должен быть обоснованным; - при обнаружении признаков налогового правонарушения налоговые органы обязаны реагировать немедленно; - при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщику грозит наказание; - для добросовестных налогоплательщиков обеспечивается режим наибольшего благоприятствования. В основе отбора - системный подход. Анализируется вся информация о налогоплательщике, которая имеется у налогового органа, с целью выявить так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений. Такой анализ будет проводиться на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Проверять будут в первую очередь те организации, которые по результатам анализа имеют признаки налоговых правонарушений или применяют общеизвестные схемы ухода от налогообложения. Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самому оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов <1>. Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать критерии, приведенные в Концепции (см. таблицу). ————————————————————————————————<1> Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков должны появиться в открытом доступе на сайте ФНС России после 25 июня 2007 г.
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬ | Критерий | Значение | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Финансовые |На протяжении нескольких лет в бухгалтерской | |результаты |и налоговой отчетности отражаются убытки | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Рентабельность |Значительно ниже, чем у предприятий данной | | |сферы деятельности | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Соотношение |Темпы роста расходов организации превышают | |доходов |темпы роста ее доходов от реализации товаров | |и расходов |(работ, услуг). Суммы расхода индивидуального | | |предпринимателя максимально приближены к сумме| | |его дохода, полученного за календарный год | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Среднемесячная |Ниже среднего уровня по виду экономической | |зарплата на |деятельности в субъекте РФ | |одного сотрудника| | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Налоговая |Ниже среднего уровня по отрасли или по виду | |нагрузка |экономической деятельности | |налогоплательщика| | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Пояснения |Налогоплательщик не представляет пояснений | |налогоплательщика|на уведомление налогового органа о том, что | | |выявлено несоответствие показателей | | |деятельности | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |НДС |Значительные суммы налоговых вычетов | | |за определенный период | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Применение |Неоднократное приближение к предельному | |специальных |значению показателей, которые предоставляют | |налоговых режимов|право на применение специальных налоговых | | |режимов | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Построение |Деятельность налогоплательщика построена | |финансово— |на основе посреднических договоров, которые | |экономической |заключены без наличия разумных экономических | |деятельности |причин (отсутствие деловой цели) | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Местонахождение |Частая смена местонахождения налогоплательщика| | |("миграция" между налоговыми органами) | +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+ |Необоснованная |Наличие необоснованной налоговой выгоды (в том| |выгода |числе по обстоятельствам, указанным | | |в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября | | |2006 г. N 53) | L—————————————————+———————————————————————————————————————————————Специалисты налоговой службы очень надеются, что налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов и в этом случае обещают не беспокоить законопослушных субъектов бизнеса выездными проверками. О.А.Курбангалеева Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 08.06.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |