Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Одной проблемой стало меньше: теперь можно самостоятельно оценить вероятность визита проверяющих ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6

ОДНОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАЛО МЕНЬШЕ: ТЕПЕРЬ МОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО

ОЦЕНИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ВИЗИТА ПРОВЕРЯЮЩИХ

Недавно в свет вышел поистине революционный документ, ознаменовавший собой кардинальное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам. Впервые налоговые органы открыто заявили о тех критериях, по которым они будут выбирать организации для проведения налоговых проверок.

Специалисты налоговой службы не просто разработали и опубликовали Концепцию системы планирования выездных проверок <1> (далее - Концепция). Управлениям ФНС России по субъектам РФ дано указание ознакомить налогоплательщиков с положениями этого документа. Такие шаги налогового ведомства непривычны для российского бизнес-сообщества, поскольку со времен перестройки процедура планирования выездных проверок являлась сугубо конфиденциальной информацией налоговых органов. Решение о выездных налоговых проверках, как правило, заставало налогоплательщика врасплох, так как сотрудники инспекций делали ставку на эффект внезапности и психологическое давление.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждена Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.

Теперь же руководство ФНС России придерживается иного мнения. В частности, в Концепции говорится, что выездные налоговые проверки должны обеспечивать не только законные интересы государства, но и законные права налогоплательщиков. В ходе проверки налогоплательщик должен быть защищен от неправомерных требований налоговых органов. Более того, для него должны быть созданы "максимально комфортные условия для исчисления и уплаты налогов".

Наконец-то специалисты налоговой службы перестали видеть во всех субъектах бизнеса потенциальных преступников, которых следует разоблачить. Для них теперь важно повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков, сформировать и развить у них правильное понимание законодательства о налогах и сборах, убедить в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов. А повышать доходы государства руководство ФНС России планирует за счет уменьшения количества компаний, которые функционируют в теневом секторе экономики, и увеличения числа налогоплательщиков, которые добровольно и в полном объеме рассчитывают и уплачивают налоги.

В Концепции заявлено, что планирование налоговых проверок должно стать открытым и понятным. В основу системы планирования положены четыре принципа:

- выбор организаций для проверки должен быть обоснованным;

- при обнаружении признаков налогового правонарушения налоговые органы обязаны реагировать немедленно;

- при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщику грозит наказание;

- для добросовестных налогоплательщиков обеспечивается режим наибольшего благоприятствования.

В основе отбора - системный подход. Анализируется вся информация о налогоплательщике, которая имеется у налогового органа, с целью выявить так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений. Такой анализ будет проводиться на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Проверять будут в первую очередь те организации, которые по результатам анализа имеют признаки налоговых правонарушений или применяют общеизвестные схемы ухода от налогообложения.

Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самому оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов <1>. Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать критерии, приведенные в Концепции (см. таблицу).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков должны появиться в открытом доступе на сайте ФНС России после 25 июня 2007 г.

     
   ——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
   |     Критерий    |                   Значение                   |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Финансовые       |На протяжении нескольких лет в бухгалтерской  |
   |результаты       |и налоговой отчетности отражаются убытки      |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Рентабельность   |Значительно ниже, чем у предприятий данной    |
   |                 |сферы деятельности                            |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Соотношение      |Темпы роста расходов организации превышают    |
   |доходов          |темпы роста ее доходов от реализации товаров  |
   |и расходов       |(работ, услуг). Суммы расхода индивидуального |
   |                 |предпринимателя максимально приближены к сумме|
   |                 |его дохода, полученного за календарный год    |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Среднемесячная   |Ниже среднего уровня по виду экономической    |
   |зарплата на      |деятельности в субъекте РФ                    |
   |одного сотрудника|                                              |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Налоговая        |Ниже среднего уровня по отрасли или по виду   |
   |нагрузка         |экономической деятельности                    |
   |налогоплательщика|                                              |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Пояснения        |Налогоплательщик не представляет пояснений    |
   |налогоплательщика|на уведомление налогового органа о том, что   |
   |                 |выявлено несоответствие показателей           |
   |                 |деятельности                                  |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |НДС              |Значительные суммы налоговых вычетов          |
   |                 |за определенный период                        |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Применение       |Неоднократное приближение к предельному       |
   |специальных      |значению показателей, которые предоставляют   |
   |налоговых режимов|право на применение специальных налоговых     |
   |                 |режимов                                       |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Построение       |Деятельность налогоплательщика построена      |
   |финансово—       |на основе посреднических договоров, которые   |
   |экономической    |заключены без наличия разумных экономических  |
   |деятельности     |причин (отсутствие деловой цели)              |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Местонахождение  |Частая смена местонахождения налогоплательщика|
   |                 |("миграция" между налоговыми органами)        |
   +—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
   |Необоснованная   |Наличие необоснованной налоговой выгоды (в том|
   |выгода           |числе по обстоятельствам, указанным           |
   |                 |в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября  |
   |                 |2006 г. N 53)                                 |
   L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
   
Специалисты налоговой службы очень надеются, что налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов и в этом случае обещают не беспокоить законопослушных субъектов бизнеса выездными проверками. О.А.Курбангалеева Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 08.06.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Исковые полномочия налоговых органов ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6) >
Статья: О включении затрат на аутсорсинг в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.