|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Исковые полномочия налоговых органов ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6)
"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6
ИСКОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Объем исковых прав налоговых органов определен ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона о налоговых органах <1>. Подобная двойственность правового регулирования исковых отношений породила проблему определения полномочий налоговых органов при предъявлении ими исковых заявлений в судебные инстанции. ————————————————————————————————<1> Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Перечень видов исков, с которыми налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд и суд общей юрисдикции, предусмотрен пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ. Это могут быть, в частности, иски: - о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; - возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика; - досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите. В силу п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах сотрудники налоговой службы вправе предъявлять иски:
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; - признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; - признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Как видим, НК РФ в отличие от Закона о налоговых органах не предоставляет фискальным органам права заявлять в суд иски о признании сделок недействительными. Потому некоторые арбитражные суды отказывались принимать подобные иски от налоговых инспекций. Но такая позиция судов небесспорна. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. Закон о налоговых органах действующий, он не признан утратившим силу и закрепляет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них функций, в том числе при проведении контроля полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Отсутствие аналогичной нормы в части первой НК РФ не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов. Необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач <1>. ————————————————————————————————<1> См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2005 г. по делу N Ф04-1950/2005(10212-А67-30).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 7 июня 2005 г. N 2748/05 указал, что выводы судебных инстанций об утрате налоговыми органами права на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными необоснованны и налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскивать в доход государства все полученное по таким сделкам.
Пример. Налоговый орган обратился к ЗАО и ООО с иском о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между ответчиками. Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленного иска было отказано. Суд указал, что право на предъявление исков о признании сделок недействительными НК РФ не предусмотрено, т.е. сделал вывод, что истец был не вправе обращаться в арбитражный суд с настоящим требованием. В апелляционном порядке законность и обоснованность данного решения не проверялись. Однако судебная коллегия арбитражного суда кассационной инстанции не согласилась с таким решением и указала следующее. Принимая решение об отказе в иске по причине отсутствия у заявителя права предъявить такой иск, суд первой инстанции не учел, что такое право предоставлено налоговым органам п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах. Следовательно, отказ суда в иске по названному основанию - отсутствие у истца права заявить данное требование - судебная коллегия находит ошибочным, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене <2>. ————————————————————————————————<2> Постановление ФАС Московского округа от 26 июня 2006 г. по делу N КГ-А41/5477-06. К сожалению, несмотря на то что ВАС РФ окончательно определил исковые полномочия налоговых органов, в настоящее время у судебных инстанций по-прежнему существует определенный дуализм подхода к возможности обращения налоговых органов в суд о признании сделок недействительными. В.В.Цыганков Юрист МКА "Адвокаты Столицы" Подписано в печать 08.06.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |