|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок и условия уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество ("Финансовая газета", 2007, N 23)
"Финансовая газета", 2007, N 23
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 18.12.2006) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ). На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством. В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Статья 333.18 НК РФ обязывает организации и физических лиц уплатить государственную пошлину до подачи заявления и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, а при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи соответствующих документов (их копий, дубликатов). Указанные сроки необходимо соблюдать и при вступлении в правоотношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом в п. 4 ст. 58 НК РФ указано, что при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги (сборы) через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. При этом плата за прием денежных средств не взимается. Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных п. 4 ст. 58 НК РФ обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплачивается в соответствии с пп. 19 - 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в следующих размерах: за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс - 0,1% стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 30 000 руб.; за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: физическим лицам - 500 руб.; организациям - 7500 руб.; федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - 100 руб.; за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 50 руб.; за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 100 руб.; за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: физическим лицам - 100 руб.; организациям - 300 руб.; федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - 50 руб.; за государственную регистрацию: договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: физическим лицам - 500 руб.; организациям - 2000 руб.; соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическим лицам - 100 руб.; организациям - 300 руб. В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, взимается в размере, установленном для физических лиц: за государственную регистрацию: смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, - 500 руб.; смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, - 100 руб.; за государственную регистрацию сервитутов: в интересах физических лиц - 500 руб.; в интересах организаций - 2000 руб.; за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке - 100 руб.; за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): для физических лиц - 100 руб.; для организаций - 300 руб.; федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления - 50 руб. При этом ст. 333.35 НК РФ предусмотрено освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты государственной пошлины, в том числе в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество согласно пп. 4 - 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ: за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну; за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества; за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона; за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной гл. 25.3 НК РФ государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Здесь же мы рассмотрим вопрос о том, подлежит ли оплате государственной пошлиной государственная регистрация публичных сервитутов и иных ограничений (обременений) прав, установленных в публичных интересах. Согласно ст. 274 ГК РФ право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре. Подпунктом 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлено, что государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию сервитутов в размере 500 руб., если данная государственная регистрация производится в интересах физических лиц, и в размере 2000 руб. - в интересах организаций. В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. В силу п. 2 ст. 11 НК РФ, в котором представлено понятие организации в целях налогообложения, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут быть признаны организациями. В связи с этим государственная регистрация публичного сервитута в их интересах осуществляется без уплаты государственной пошлины.
М.Грибанова Эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 06.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |