|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Вправе ли орган исполнительной власти субъекта РФ с учетом местных особенностей определять размер платы за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами с учетом местных особенностей, дополнительной к установленному ст. 333.33 НК РФ сбору? ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 11)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 11
Вопрос: Вправе ли орган исполнительной власти субъекта РФ с учетом местных особенностей определять размер платы за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами с учетом местных особенностей, дополнительной к установленному ст. 333.33 НК РФ сбору?
Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Пунктом 2 ст. 8 НК РФ установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 333.16 НК РФ указанные в п. 1 ст. 333.16 НК РФ органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины. Подпунктом 40 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определены размеры государственной пошлины за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" (далее - Постановление N 228) органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно с учетом местных особенностей определяют размеры оплаты за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату указанной продукции включается свободная отпускная цена изготовителя продукции (с налогом на добавленную стоимость), а также затраты по ее транспортировке, хранению, оформлению и выдаче. Суммарная величина затрат не должна превышать 3% годового размера установленной законом минимальной оплаты труда. Минфин России в Письме от 05.10.2006 N 03-06-03-04/81 указывает, что на основании положений ст. 333.33 НК РФ за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора вышеперечисленных действий, связанных с выдачей документов, должна уплачиваться государственная пошлина и никакие иные платежи. При этом Минфин России обращает внимание, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" п. 4 Постановления N 228 действует в части, не противоречащей части второй НК РФ, и подлежит приведению в соответствие с гл. 25.3 НК РФ. Минфин России приходит к выводу, что при этом гл. 25.3 НК РФ не регулируются вопросы по взиманию платы за изготовление специальной продукции (регистрационных знаков, водительских удостоверений, паспортов транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств и другой полиграфической продукции), которые не относятся к юридически значимым действиям, и за совершение органами внутренних дел и гостехнадзора действий, связанных с оказанием данных услуг, должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на изготовление специальной продукции и проведение экспертиз. Аналогичные выводы были выражены и в Определении Верховного Суда РФ от 08.02.2006 N 58-Г05-39 (далее - Определение N 58-Г05-39), в котором суд указал, что изготовление регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой специальной продукции, необходимой для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, существенными признаками сбора, предусмотренного ст. 8 НК РФ, не обладает. Кроме того, в Определении N 58-Г05-39 также указал, что отношения, возникающие в связи с взиманием данной платы, не являются налоговыми правоотношениями и по субъектному составу. Суд пришел к выводу, что НК РФ действия по изготовлению регистрационных знаков, водительских удостоверений, технических паспортов и другой полиграфической продукции не отнесены к числу юридически значимых действий. В Решении Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 (далее - Решение N ГКПИ06-793) суд указывает, что НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины (обязательного сбора) за совершение таких юридически значимых действий, как выдача и замена государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов, за которые Постановлением N 228 установлено взимание платы. В Решении N ГКПИ06-793 обращено внимание, что в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, Правительство РФ посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Верховный Суд РФ в Решении N ГКПИ06-793 указывает, что выдача соответствующих документов является составной частью регистрации транспортного средства как юридически значимого действия, предусмотренного Законом N 196-ФЗ, что в полной мере соотносится с положениями ст. 333.16 НК РФ. На основании изложенного ВС РФ решил признать недействующими абз. 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления N 228 в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Исходя из положений вышеизложенных норм, сбор за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами является юридически значимым действием, устанавливается и взимается только на основании и в соответствии с положениями НК РФ. Таким образом, орган исполнительной власти субъекта РФ в данном случае не вправе определять размер указанной платы.
Ю.М.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 04.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |