|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок исчисления транспортного налога ("Аудит и налогообложение", 2007, N 6)
"Аудит и налогообложение", 2007, N 6
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Как правило, в крупных строительных организациях на балансе числится большое количество транспортных средств различного функционального назначения. На практике у бухгалтеров возникают вопросы при исчислении транспортного налога по специальным и специализированным машинам. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 НК РФ (ст. ст. 356 - 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм данной главы Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ (далее - Методические рекомендации). Транспортный налог является региональным. Право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты РФ сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы. На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. При приобретении транспортных средств организации необходимо иметь в виду, что государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств". Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.1995.
Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу облагаются налогом по единой ставке независимо от мощности их двигателя. Специальные транспортные средства регистрируются в органах Гостехнадзора. Для зарегистрированных в ГИБДД машин ставки налога определяются исходя из мощности двигателя. В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки налога. При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 "О принятии Общероссийского классификатора основных фондов". Кроме того, в Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению", в разд. 7 приведены коды видов транспортных средств, применяемые для целей налогообложения, и соответствующие им коды по ОКОФ. Предположим, что строительная организация приобрела кран общего назначения, который представляет собой подъемный механизм, установленный на транспортном средстве - грузовом автомобиле. Каждый из этих механизмов в отдельности подлежит регистрации в установленном законом порядке. Кран подлежит регистрации в органах Гостехнадзора России на основании п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним. Транспортное средство, на котором установлен кран, регистрируется на основании п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств. После регистрации транспортного средства в органах ГИБДД организация становится плательщиком транспортного налога. Объектом обложения транспортным налогом признаются различные виды самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: - в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Согласно п. 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.). Округление полученного результата производится с точностью до второго знака после запятой; - в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций); - в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения. Порядок исчисления транспортного налога определен п. 2 ст. 362 НК РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Предположим, что на балансе строительной организации числится автобус. Данное транспортное средство уже давно не эксплуатировалось и не проходило технического осмотра. Как в такой ситуации организация уплачивает транспортный налог? На основании п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения транспортное средство должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается соответствующими документами, оформленными на строительную организацию. Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что автобус является объектом налогообложения по транспортному налогу. Следовательно, строительная организация исчисляет и уплачивает транспортный налог с автобуса в общеустановленном порядке независимо от эксплуатации автомобиля и от прохождения технического осмотра (ст. 357 НК РФ). Допустим, строительная организация сдала в аренду кран, числящийся на балансе. Поскольку плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств может быть только собственник, сдача крана в аренду не повлечет за собой перемены плательщика транспортного налога. Единственным нюансом для бухгалтерского учета в этом случае является то, что для строительной организации сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности. Следовательно, сумма начисленного транспортного налога по крану, предоставленному в аренду, может быть признана операционным расходом (п. 11 ПБУ 10/99).
Пример. ООО "Ремфасад" с 1 апреля сдало в аренду кран мощностью двигателя 175 л. с. Срок аренды установлен договором до конца года, то есть до 31 декабря. В первые три месяца (январь, февраль, март) организация использовала кран для производственных нужд. Договором предусмотрена ежемесячная сумма арендной платы, которая составляет 10 000 руб., в том числе НДС - 1525,42 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по транспортному средству - 3500 руб. Сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности ООО "Ремфасад". Отражение операций в бухгалтерском учете организации ежемесячно, начиная с апреля, в течение срока договора аренды (9 месяцев) будет следующим: Дт 76 Кт 91-1 - 10 000 руб. - отражена выручка от сдачи в аренду крана; Дт 91-2 Кт 68 - 1525,42 руб. - начислен НДС с суммы арендной платы; Дт 91-2 Кт 02 - 3500 руб. - начислена амортизация по переданному автокрану; Дт 91-2 Кт 99 - 4974,58 руб. - отражен финансовый результат от сдачи в аренду автокрана (10 000 руб. - 1525,42 руб. - 3500 руб.). Коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран работал на строительстве: 3 мес. : 12 мес. = 0,25. Коэффициент, соответствующий количеству месяцев, в которые кран по договору был сдан в аренду: 9 мес. : 12 мес. = 0,75. Рекомендуем открыть к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет 68-5 "Транспортный налог". Отражение бухгалтерских операций в декабре: Дт 91-2 Кт 68-5 - 1312,5 руб. - начислен транспортный налог за 9 месяцев, когда кран находился в аренде (175 л. с. x 10 руб. x 0,75); Дт 20 Кт 68-5 - 437,5 руб. - начислен транспортный налог за три месяца, когда кран работал в ООО "Ремфасад" (175 л. с. x 10 руб. x 0,25).
Следовательно, отражение транспортного налога на соответствующих счетах бухгалтерского учета зависит от цели использования данного транспортного средства. Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного налога по нему не будут отражаться в составе расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль. Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 02.03.1995 N 137 "Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев". Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории России, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию России на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Наземные транспортные средства регистрируются за юридическими лицами на основании документов, удостоверяющих право собственности на данные средства. Это означает, что плательщиками транспортного налога признаются лишь собственники транспортных средств. Подлежат регистрации автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные машины с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. Если же объем двигателя транспортного средства меньше, то он не подлежит регистрации, а значит и не следует начислять на него транспортный налог. Для того чтобы определить ставку налога любого транспортного средства (кран, бетономешалка, экскаватор), строительной организации необходимо исходить из данных, которые зафиксированы в первичных документах на данное средство (паспорт технического средства) и документы о его регистрации. Легковые и грузовые автомобили регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств, и ставки налога определяются исходя из мощности двигателя. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (ст. 361 НК РФ). Особое внимание следует обратить организациям, у которых имеются филиалы: ставка налога на один вид транспортного средства в одном регионе может значительно отличаться от ставки налога в другом регионе. При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно также обратиться к Краткому автомобильному справочнику, разработанному Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России. Автомобили, тракторы и их прицепы, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, транспортными средствами не являются и рассматриваются как здания и оборудование. К такому оборудованию относятся: вагончики-бытовки, передвижные трансформаторные установки, передвижные кухни, душевые, поэтому и транспортным налогом они не облагаются.
И.Кожедубова Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 31.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |