Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Приватизируется крупное сельскохозяйственное предприятие. Активы предприятия на 1 июля 2005 г. составили 169 млн руб. Добавочный капитал в пассиве баланса равен 152 млн руб. В добавочный капитал, кроме четырех переоценок имущества, включается 40 млн руб. нераспределенной прибыли прошлых лет, заработанной коллективом (созданной живым трудом). Правомерны ли попытки выделить землю при приватизации нашего предприятия в неделимый фонд? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 6)



"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 6

Вопрос: Приватизируется крупное сельскохозяйственное предприятие. Активы предприятия на 1 июля 2005 г. составили 169 млн руб. Добавочный капитал в пассиве баланса равен 152 млн руб. В добавочный капитал, кроме четырех переоценок имущества, включается 40 млн руб. нераспределенной прибыли прошлых лет, заработанной коллективом (созданной живым трудом).

Правомерны ли попытки выделить землю при приватизации нашего предприятия в неделимый фонд?

Ответ: Возможность создания неделимого фонда предусмотрена только в кооперативных организациях (ст. 109 ГК РФ). Соответствующие нормы воспроизведены в законах об отдельных видах кооперации <*>. Неделимый фонд создается кооперативом в целях, предусмотренных его уставом: для создания резервного фонда, для обеспечения развития кооператива и т.п.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См.: ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; ст. 11 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"; ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; ст. 1 Федерального закона от 11.07.1997 N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации".

Образование неделимого фонда акционерным обществом или государственным предприятием, в том числе в связи с приватизацией последнего, противоречит действующему законодательству.

По общему правилу п. 2 ст. 28 Закона о приватизации и ст. 36 Земельного кодекса РФ приватизация имущественных комплексов ГУП осуществляется с одновременной продажей следующих земельных участков:

- находящихся у ГУП на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

- занимаемых самостоятельными объектами недвижимости, подлежащими приватизации.

В перечисленных случаях земельный участок определяется в границах с учетом его фактически используемой площади на основании плана земельного участка. Указанный план удостоверяется органом, ведущим Государственный земельный кадастр, и прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса ГУП и к договору купли-продажи предприятия.

Из приведенной нормы п. 2 ст. 28 Закона о приватизации видно, что ее действие, строго говоря, распространяется только на случаи продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, но не на приватизацию в виде преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Но поскольку в основе обоих видов отношений лежат сделки с имущественным комплексом - предприятием (ст. 132 ГК РФ), считаем, что при преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество подлежат применению все нормы ст. 28 Закона о приватизации.

Таким образом, полагаем, что если у предприятия имеются земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, то сведения о таких участках следует включить в передаточный акт. По смыслу п. 2 ст. 28 Закона о приватизации туда же должны включаться сведения об участках, занимаемых объектами недвижимости, подлежащими приватизации.

В последнем случае собственники недвижимости не просто могут, а обязаны либо взять указанные земельные участки в аренду на срок до 49 лет, либо приобрести их в собственность (п. 3 ст. 28 Закона о приватизации). Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.

Следует также учитывать, что даже при невключении указанных сведений в передаточный акт ОАО будет вправе впоследствии обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на указанные земельные участки.

К сожалению, из текста вопроса не ясно, чем вызваны попытки исключить земельные участки из состава подлежащего приватизации имущества (передаточного акта) и что имеется в виду под "неделимым фондом".

Вообще приватизация земельных участков или их купля-продажа у государства регулируется нормами сразу нескольких правовых актов. Это Земельный кодекс РФ, Закон о приватизации, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), Постановление Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (в ред. от 21.11.2003), а также решения органов власти субъектов РФ.

В ряде случаев все эти акты не состыкуются (коллидируют) между собой. И в случае спора, вызванного разночтением указанных законов, окончательный ответ может дать только суд.

Нам же представляется, что в данном случае возможно несколько вариантов.

Вариант 1.

Из приведенного выше общего правила п. 2 ст. 28 Закона о приватизации имеется ряд исключений.

Так, по смыслу п. 8 ст. 28 Закона о приватизации в процессе приватизации не могут быть приобретены земельные участки, входящие в состав следующих земель:

- сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

- водоохранного и санитарно-защитного назначения;

- общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);

- транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;

- предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;

- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, Земельным кодексом РФ все земли в зависимости от их разрешенного использования разделены на целевые категории (сельскохозяйственного назначения, поселений, лесного фонда, промышленности и т.д.) и должны использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением.

В настоящее время до разграничения государственной собственности на землю перевод государственных земель из одной категории в другую за некоторым исключением осуществляется органами власти соответствующих субъектов Федерации.

Таким образом, если у ГУП имеются земельные участки, отнесенные к перечисленным категориям земель, то порядок пользования ими следует определять на основании соответствующих разделов Земельного кодекса РФ.

Вариант 2.

В действующем законодательстве вопрос о земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения (а именно эти земли чаще всего представляют наибольший интерес) решается неоднозначно.

Несмотря на то что земли сельскохозяйственного назначения включены в "черный список" п. 8 ст. 28 Закона о приватизации, Земельный кодекс РФ не относит их к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). А в п. 7 ст. 27 ЗК РФ содержится оговорка, что п. 6 не распространяется на участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Это может означать лишь одно: на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, Закон N 101-ФЗ не распространяется. Значит, в данном случае надо руководствоваться Земельным кодексом РФ. А в п. 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено исключительное право собственников недвижимости, расположенной на земельных участках, выкупить эти участки в собственность или приобрести их в аренду.

На практике это должно выглядеть следующим образом: образованное в процессе приватизации ОАО, зарегистрировав в свою собственность объекты приватизированной недвижимости, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) с заявлением о приобретении права собственности (или аренды) на земельный участок сельскохозяйственного назначения, занятый соответствующим строением, сооружением и т.п.

Вот только выкупная цена такого участка будет определяться уже по-другому: в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона о приватизации, согласно которому цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами РФ в размерах, установленных законом в зависимости от численности населения соответствующего поселения.

Необходимо помнить следующее:

- объектом купли-продажи могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет;

- отсутствие кадастрового плана земельного участка или незавершенность процедуры разграничения государственной собственности на землю, по нашему мнению, не могут в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о приватизации служить основанием для отказа в принятии решения о приватизации земельного участка.

Подобные препятствия носят технический характер, и процедура их устранения закреплена в нормах действующего законодательства (например, в п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576).

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: субъект РФ не может отказать собственнику недвижимости, находящейся на государственном или муниципальном земельном участке, в приватизации такого участка, за исключением случаев, прямо предусмотренных в федеральном законе.

В случае же если уполномоченный орган субъекта Российской Федерации неправомерно уклоняется от заключения договора купли-продажи (или договора аренды), такой отказ может быть обжалован в суд.

Вариант 3.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, не занятых строениями, то в отношении них Законом N 101-ФЗ предусмотрен следующий порядок:

- по общему правилу приобрести сельскохозяйственные земли у государства возможно только при соблюдении условия п. 4 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ <*>;

- при условии принятия субъектом Российской Федерации указанного закона купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона N 101-ФЗ;

- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (и не переданные в аренду), предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) <**> (п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> До вступления в силу Закона N 101-ФЗ в ст. 8 Вводного закона был установлен мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. <**> Порядок проведения торгов урегулирован в ст. 38 ЗК РФ, ст. ст. 447 - 449 ГК РФ и Постановлении Правительства РФ от 11.11.2002 N 808. Л.Зуйкова Эксперт АКДИ "ЭЖ" Подписано в печать 30.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как на практике производится оценка активов приватизируемого сельскохозяйственного предприятия с целью определения величины уставного капитала ОАО как универсального правопреемника ГУП? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 6) >
Статья: <Новости от 30.05.2007> ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.