|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: На работу в нашу организацию принят сотрудник без прописки и регистрации по месту жительства. Имеет ли право организация отказать такому человеку в приеме на работу до тех пор, пока он не пропишется или зарегистрируется? Если нет, то как в данном случае заполнять соответствующие реквизиты в отчетности по НДФЛ и пенсионным взносам? Что вы можете посоветовать в данной ситуации? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 6)
"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 6
Вопрос: На работу в нашу организацию принят сотрудник без прописки и регистрации по месту жительства. Имеет ли право организация отказать такому человеку в приеме на работу до тех пор, пока он не пропишется или зарегистрируется? Если нет, то как в данном случае заполнять соответствующие реквизиты в отчетности по НДФЛ и пенсионным взносам? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?
Ответ: 1. Отказ в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным (ст. 64 ТК РФ) и нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (ч. 1 ст. 27), Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (в ред. от 28.12.2006)). Обязанность зарегистрироваться по месту пребывания (жительства) устанавливается ст. 3 Закона N 5242-1, в которой тем не менее указывается, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации.
Обратите внимание! Специальная ответственность за невыполнение гражданином указанной обязанности предусмотрена в ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание по месту жительства или по месту пребывания без необходимой регистрации влечет административную ответственность в виде штрафа от 15 до 25 МРОТ. Действующая пока норма ст. 19.15 КоАП РФ, на наш взгляд, не соответствует Конституции РФ и имеет перспективы оценки как неконституционной при грамотно составленном обращении в Конституционный Суд РФ. Но поскольку процедуры оценки Конституционном Судом соответствующего положения ст. 19.15 не инициировалось, норма продолжает действовать. Таким образом, у работодателя есть возможность заставить сотрудника зарегистрироваться, пригрозив сообщить о нарушении им этой нормы.
2. У работодателей из-за таких сотрудников возникают проблемы со сдачей отчетности. В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ организация как налоговый агент по уплате НДФЛ обязана представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц в налоговом периоде и суммах начисленных и удержанных налогов (форма N 2-НДФЛ). Форма N 2-НДФЛ имеет графу, посвященную адресу места жительства работника, заполняемую на основании подтверждающего документа (Приложение N 1 к форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@). Можно предположить, что в случае отсутствия данного реквизита налоговый орган не примет отчетность. Вместе с тем совершенно очевидно, что работодатель не может отвечать за невыполнение работником обязанности по регистрации и отчетность должна быть принята. Но не факт, что ваша налоговая разделяет эту позицию. Поэтому советуем получить в Минфине подтверждение такого подхода в порядке пп. 2 п. 1. ст. 21 НК РФ (письменные разъяснения). Конкретные рекомендации Минфина позволят избежать споров с налоговыми органами (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Выполнение налоговым агентом соответствующих письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения и позволяет избежать ответственности, предусмотренной НК РФ (ст. 111 НК РФ). При подаче сведений о работнике в Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") рекомендуем учитывать следующее. Предусмотренные формы предоставления информации, например анкета застрахованного лица (АДВ-1) (утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п), также содержат графы, посвященные адресу регистрации. Вместе с тем, на наш взгляд, данный реквизит не является обязательным. Например, в отношении упомянутой формы АДВ-1 из п. 19 Постановления непосредственно следует, что в случае отсутствия реквизита "Адрес регистрации" заполняется реквизит "Адрес фактического места жительства". Реквизит "Адрес регистрации" в таком случае не заполняется.
Э.Глуховская Эксперт АКДИ "ЭЖ" Подписано в печать 30.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |