|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Деньги, которые не взыщешь ("Бюджетный учет", 2007, N 6)
"Бюджетный учет", 2007, N 6
ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ НЕ ВЗЫЩЕШЬ
Еще в прошлом году юристы учреждений радовались, листая арбитражную практику. Судьи всех округов считали, что взыскать налоги за счет денежных средств на бюджетных счетах нельзя. С этого года порядок взыскания претерпел некоторые изменения. Повлияет ли это на ситуацию?
Общее правило
Порядок взыскания налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств, которые находятся на банковских счетах организаций, предусмотрен в ст. 46 Налогового кодекса. Инспекторы вправе взыскать деньги с банковских счетов, если налогоплательщик добровольно не уплатил означенные суммы в установленный срок (п. 1 ст. 46 НК РФ). Для этого проверяющие в течение двух месяцев после того, как истек срок добровольной уплаты, выносят решение о принудительном списании налогов, пеней, штрафов. Приняв такое решение, ревизоры должны сообщить о нем учреждению лично или по почте. На это дается шесть дней. Заметим, если решение примут по окончании двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, оно недействительно (п. 3 ст. 46 НК РФ). В этом случае налоговики смогут действовать лишь через суд. Для обращения к арбитрам предусмотрен ограниченный период времени - шесть месяцев после того, как истек срок добровольной уплаты. Кроме того, инспекторы не должны подавать заявление в суд до того, как пройдут два месяца, отведенные для бесспорного взыскания. Если же проверяющие все-таки нарушили установленный порядок, они должны доказать отсутствие у налогоплательщика расчетных и валютных счетов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2007 г. по делу N А69-1833/06-3-Ф02-730/07). В противном случае во взыскании будет отказано (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. по делу N А69-2633/06-7-Ф02-404/07). Решение о взыскании вкупе с поручением на списание и перечисление в бюджет необходимой денежной суммы направляют в банк, обслуживающий налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ). Это происходит в течение месяца, начиная с того момента, когда принято решение. Одновременно с этим инспекторы могут временно приостановить практически все расходные операции по счетам (п. 8 ст. 46 НК РФ). Банк должен исполнить поручение на списание в безусловном порядке. Если налог взыскивают с рублевого счета, срок исполнения - следующий операционный день. При взыскании с валютного счета - следующие два операционных дня. Если на счетах недостаточно средств, банк будет исполнять поручение налоговиков по мере поступления денег (п. 6 ст. 46 НК РФ).
К бюджетным счетам не относится
До 1 января 2007 г. в п. 5 ст. 46 Налогового кодекса было сказано, что налоги, пени или штрафы нельзя бесспорно взыскать за счет денег на бюджетных или ссудных счетах. Это можно было сделать только через суд. Данную позицию подтверждала и обширная арбитражная практика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2007 г. по делу N А69-1837/06-3-Ф02/735/07, от 2 декабря 2005 г. по делу N А19-4217/05-20-Ф02-6054/05-С1, Северо-Западного округа от 9 октября 2006 г. по делу N А26-3338/2006-23). Судьи категорично заявляли, что взыскать неуплаченные суммы за счет бюджетных средств можно лишь на основании судебного акта. А внесудебное взыскание в таких случаях невозможно. При этом служители Фемиды ссылались на уже известный нам п. 5 ст. 46 Налогового кодекса. Надо сказать, соглашались с такой аксиомой и чиновники (Письма Минфина России от 1 августа 2006 г. N 03-02-07/1-207, от 8 ноября 2006 г. N 03-06-01-04/200). С 1 января 2007 г. какого-либо упоминания о бюджетных или ссудных счетах в ст. 46 Налогового кодекса нет. Меняет ли это дело? Означает ли это, что теперь инспекторы вправе принудительно и в бесспорном порядке взыскивать деньги с бюджетных счетов? Нет, нет и еще раз нет. И прежде всего потому, что бюджетный счет - это нечто иное, нежели обычный расчетный (текущий) рублевый или валютный счет, а право налоговиков на взыскание распространяется только на средства этих счетов. Так что изменения, внесенные законодателями в п. 5 ст. 46 Налогового кодекса, вполне оправданны. При чтении прежней редакции создавалось впечатление, что бюджетные счета - одна из разновидностей рублевых и валютных счетов. Еще одним доказательством указанной позиции являются положения ст. 239 Бюджетного кодекса. В ней говорится, что обращать взыскания на средства бюджетов можно только на основании судебного решения. При этом исполнение вступившего в силу судебного решения производится не в порядке исполнительного производства, как в обычных случаях, а в соответствии с правилами гл. 24.1 Бюджетного кодекса (ст. 239 БК РФ, п. 3 ст. 105 НК РФ). Заметим, ситуация в корне меняется, если речь идет о счетах, открытых в рамках предпринимательской деятельности. С них инспекторы вправе списать необходимые суммы в бесспорном порядке.
Взыскание за счет имущества
При недостаточности или полном отсутствии денег на счетах инспекторы вправе взыскать налоги, пени и штрафы за счет имущества организации, в том числе за счет наличных денежных средств (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Для подобных действий необходимо решение руководителя налоговой инспекции. В течение трех дней после его вынесения инспекторы направляют судебному приставу-исполнителю соответствующее постановление. Пристав должен исполнить постановление в двухмесячный срок со дня получения (п. 4 ст. 47 НК РФ). Относится ли это к бюджетным учреждениям? Казалось бы, не обнаружив у учреждения расчетных и валютных счетов, налоговики могут обратить свои взоры на его имущество. Но не тут-то было. Взыскать в бесспорном порядке налоги, пени и штрафы за счет имущества, закрепленного на праве оперативного управления (приобретенного за счет средств, выделенных по смете), нельзя (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 октября 2006 г. по делу N А26-1754/2006-212, Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2006 г. по делу N А19-7020/06-21-Ф02-5992/06-С1, Информационное письмо ВАС РФ от 14 июля 1999 г. N 45). Причина все та же - бюджетный статус учреждения. Оно не вправе самостоятельно отчуждать имущество или иным способом им распоряжаться. Это справедливо и для той собственности, которая приобретена за счет средств, выделенных по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Правда, по нашему мнению, ситуация будет выглядеть несколько иначе, если учреждение приобрело собственность за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Такое имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения. А как известно, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). И если допустить, что имущество можно приравнять к денежным средствам (учитывая, что его все-таки можно продать), взыскание налогов в данном случае теоретически возможно.
Ю.Келер Налоговый консультант Подписано в печать 30.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |