Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...При совокупном рассмотрении норм ст. 243 НК РФ и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ получается, что нормы указанных нормативных документов противоречат действующему налоговому законодательству и приводят к двойному налогообложению. Почему налогоплательщик должен дважды оплачивать одну и ту же сумму ЕСН (в одном периоде) и в ПФР, и в федеральный бюджет? ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 6)



"Ваш бюджетный учет", 2007, N 6

Вопрос: Просьба разъяснить применение налогового вычета при исчислении единого социального налога. При совокупном рассмотрении норм ст. 243 Налогового кодекса и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" получается, что нормы указанных нормативных документов противоречат ст. 57 Конституции Российской Федерации и основным принципам действующего налогового законодательства, а также приводят к двойному налогообложению. Просьба пояснить, почему налогоплательщик должен дважды (при буквальном прочтении указанных выше норм) оплачивать одну и ту же сумму налога (за один и тот же период) и в Пенсионный фонд России, и в федеральный бюджет. А если им была просрочена уплата части налога в Пенсионный фонд, также дважды оплачивать пеню.

Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, в частности, за счет страховых взносов и средств федерального бюджета.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

На основании п. 1 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Согласно ст. 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на ОПС - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Норма абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса установлена законодателем именно в целях стимулирования налогоплательщиков к своевременной уплате страховых взносов на ОПС как социально значимого платежа. От суммы уплаты страховых взносов на ОПС зависят своевременность и размер пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, при применении указанной выше нормы налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на ОПС, возложенный на них нормами ст. 25 Закона N 167-ФЗ. При обнаружении ими в ходе осуществления контрольных функций положительной величины вышеуказанной разницы, производится доначисление единого социального налога в федеральный бюджет: по итогам отчетных периодов по сроку - 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам налогового периода - по сроку 14 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом, с начислением пени в общеустановленном порядке. Кроме того, налогоплательщику начисляются пени на неуплаченные суммы авансовых платежей по страховым взносам на ОПС.

Если налогоплательщик в текущем отчетном (налоговом) периоде уплачивает сумму недоимки по страховым взносам на ОПС, образовавшуюся в прошлые периоды, то налоговые органы в рамках контрольной работы производят сложение (уменьшение) суммы ЕСН в федеральный бюджет. Речь идет о сумме, ранее доначисленной в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на ОПС, на основании представленного налогоплательщиком корректирующего расчета (декларации) по страховым взносам на ОПС за период, за который была применена норма абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 N 436-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Иркутской области о проверке конституционности положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации", в частности, установлено, что федеральный законодатель, исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа ПФР (абз. 6 п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами как занижение суммы единого социального налога.

Иное истолкование правоприменительными органами взаимосвязанных обязанностей по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при непоступлении на счет ПФР страховых взносов в той сумме, которая была вычтена налогоплательщиком из суммы налога, означало бы нарушение баланса государственных и частных интересов, принципа равного налогового бремени плательщиков единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. А также и прав застрахованных лиц, перед которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР (абз. 2 ст. 5 Закона N 167-ФЗ).

Конституционным Судом отмечено, что положение абз. 4 п. 3 ст. 243 Кодекса не может рассматриваться как нарушающее право собственности и ограничивающее права налогоплательщиков (ст. 35, ч. 3 ст. 55, Конституции Российской Федерации). А установление какого-либо иного порядка исчисления, порядка и сроков уплаты единого социального налога, а также страховых взносов на ОПС является прерогативой законодателя.

А.В.Иванова

Советник государственной

гражданской службы 3 класса

Подписано в печать

25.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какие основные правила лотового размещения заказа? ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 6) >
Статья: <Новости от 25.05.2007> ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.