|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Некоммерческие организации приглашаются в бизнес ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 6)
"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 6
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИГЛАШАЮТСЯ В БИЗНЕС
Недавно российская правовая база пополнилась двумя Законами, посвященными вопросам финансирования некоммерческих организаций.
Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" определил суть и направление нововведений. Для того чтобы новые нормы смогли начать работать, потребовалось изменить некоторые законодательные акты. Поэтому второй Закон внес "сопутствующие" поправки в Налоговый и Гражданский кодексы, а также в Федеральные законы от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций").
Новые возможности
Проанализируем изменения, введенные двумя вышеназванными Законами. Их появление предоставляет некоммерческим организациям возможность самостоятельно приумножить свои средства. Однако касается это только тех организаций, которые отвечают трем главным условиям.
Первое - созданы в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Второе - формируют целевой капитал (подробнее о нем будет сказано ниже). Третье - тратят его (и доход от его использования) на поддержку образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела и на социальную помощь (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Для значительной части создаваемых фондов и общественных организаций источником формирования капитала являются пожертвования. Эти деньги некоммерческие организации используют на цели, ради которых были образованы, а также на свои административные нужды. Теперь в законодательстве оговорена возможность при желании пустить данные средства в оборот. Правда, при этом полученную выгоду необходимо будет использовать на заранее оговоренные (например, в уставе) благотворительные цели. Понятно, что у любой организации существуют еще и собственные расходы. Допустим, аренда помещений, покупка основных средств и расходных материалов, затраты на аудит, выплату заработной платы сотрудникам и т.д. На все эти траты Закон разрешает израсходовать некоммерческой организации не более 10% суммы годового дохода от ее целевого капитала (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Отметим, что ранее законодательство также не содержало запрета на предпринимательскую деятельность для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Однако осуществлять ее как сейчас, так и до 2007 г. можно лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы. Кроме того, на практике некоммерческие организации сталкивались с проблемами налогообложения, которые после появления рассматриваемых Законов устранены.
Целевой капитал
По сути, Закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ регулирует отношения, которые возникают при формировании и использовании некоммерческими организациями целевого капитала. Под последним понимается часть имущества, возникшая за счет денежных пожертвований и используемая для получения дохода. Жертвователем может стать предприятие или человек, которые передадут в собственность некоммерческой организации деньги на формирование ее целевого капитала. Причем пожертвования Закон разрешает вносить как в рублях, так и в иностранной валюте. И в том, и в другом случае они осуществляются на основании договора пожертвования или завещания (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Что интересно, организация вправе создать как один, так и несколько целевых капиталов под разные цели (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Обратите внимание на два важных ограничения. Во-первых, целевой капитал некоммерческая организация обязана сформировать на срок, который составит не менее 10 лет. Во-вторых, если в течение года после поступления первого пожертвования общая сумма собранных средств не превысит трех миллионов рублей, целевой капитал не может быть сформирован. В этом случае некоммерческая организация обязана будет вернуть полученные деньги жертвователю. Очевидно, что по замыслу законодателя оба этих барьера созданы для предотвращения злоупотреблений, возможных после появления рассматриваемых новшеств. Решение о формировании (расформировании) целевого капитала принимает высший орган управления некоммерческой организации (например, собрание учредителей фонда или собрание общины верующих и т.д.). Однако все текущее управление целевыми деньгами осуществляет совет по использованию целевого капитала. Наличие этого органа обязательно. Он согласовывает и контролирует финансовый план организации, отслеживает документооборот, связанный с целевым капиталом, определяет сроки формирования капитала, периодичность и объем выплат за счет дохода и т.д. Количество и персональный состав совета по использованию целевого капитала утверждает высший орган управления некоммерческой организации. Причем представители последней не могут составлять в совете более одной трети участников. Другие две трети - получатели дохода от целевого капитала, жертвователи и лица, имеющие заслуги перед обществом.
Налогообложение
Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ ликвидировал шероховатости налогового законодательства, из-за которых раньше возникали споры. Ситуации складывались приблизительно следующим образом. Предприятие перечисляло некоммерческой организации средства на благотворительные цели. Причем эту сумму при расчете налога на прибыль предприятие, естественно, не учитывало в составе расходов. Затем, если некоммерческая организация на полученные пожертвования, например, приобретет недвижимость или ценные бумаги, доход от их использования будет учитываться при налогообложении прибыли. Таким образом, фактически получается, что налог на прибыль платится дважды. Один раз его платит жертвователь, второй раз - некоммерческая организация. После введения новшеств такая ситуация исключена. В п. 2 ст. 251 Налогового кодекса были внесены изменения. Уточнено, что денежные средства, перечисленные в счет формирования целевого капитала, не облагаются налогом на прибыль. Но это было и раньше. Теперь же это также касается и средств, которые некоммерческая организация получает от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление целевым капиталом. Эта поправка очень важна, так как освобождает от налога на прибыль доходы, которые некоммерческая организация получает от того, что пускает в оборот свой целевой капитал. Хотя, как можно заметить, для компаний-жертвователей ничего не изменится. Они по-прежнему не смогут уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму пожертвований. В отношении налога на добавленную стоимость также была одна корректировка. Правда, она носит уточняющий характер и не повлияет на сложившуюся правоприменительную практику. Заключается она в том, что в п. 2 ст. 146 Налогового кодекса был введен пп. 8. Новая норма устанавливает, что передача денег некоммерческим организациям на формирование целевого капитала не подлежит обложению НДС.
Гражданское регулирование
В Гражданском кодексе Федеральным законом N 276-ФЗ была скорректирована ст. 582. Так, ее п. 1 ранее гласил, что пожертвования можно было делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 настоящего Кодекса. Как можно заметить, перечень одаряемых лиц был закрытым. В новой же редакции он дополнен "иными некоммерческими организациями", которые в соответствии с законом (прежде всего, конечно, имеется в виду Закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ) вправе принимать пожертвования. Кроме того, формулировка "учебные учреждения" заменена на более корректную "образовательные учреждения".
Управляющая компания
Закон N 275-ФЗ предусматривает, что бизнес-деятельность некоммерческие организации осуществлять самостоятельно не должны. Им придется прибегать к услугам так называемых управляющих компаний, к которым Закон предъявляет определенные требования. Так, они могут быть созданы только в форме акционерного общества либо общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Помимо этого, они должны иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Оказанием услуг управляющая компания занимается на основании заключаемого с некоммерческой организацией договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Для расчетов, связанных с доверительным управлением, управляющая компания должна открыть отдельный банковский счет. Пожертвования, составляющие целевой капитал, а также доход от их использования в собственность управляющей компании не переходят. Она обязана перечислить их некоммерческой организации, получив за свои услуги оговоренное вознаграждение. Причем законодатель указал, что размер данного вознаграждения не может превышать 10% от суммы дохода, полученного от доверительного управления имуществом в течение года (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ). Помимо размера вознаграждения в договоре необходимо также предусмотреть порядок возмещения "необходимых расходов", произведенных при доверительном управлении. Необходимые расходы, возмещаемые за счет дохода от целевого капитала, не могут превышать 1% такого дохода. В Законе также перечислено, куда управляющая компания вправе размещать денежные средства, составляющие целевой капитал. Этот список является закрытым и ограничивается отечественными и некоторыми зарубежными государственными ценными бумагами, акциями и облигациями российских и иностранных эмитентов, ипотечными ценными бумагами и паями паевых инвестиционных фондов, а также недвижимостью и банковскими депозитами. Заметим, что инвестировать в недвижимость можно, но пожертвования в виде недвижимости не принимаются - только денежные средства. Сам же доход от целевого капитала разрешено использовать только в соответствии с целями, для которых он был сформирован.
Вопросы будущего
Несомненно, что законодательные нововведения, проанализированные в статье, благоприятным образом отразятся на деятельности некоммерческих организаций. Но пока что не все вопросы в этой области решены. Например, некоммерческая организация не застрахована от убытков. Это может привести к потере денег, переданных жертвователями, и их благотворительная цель не будет достигнута. В то же время объекты инвестирования целевого капитала, поименованные в Законе N 275-ФЗ, имеют относительно низкую доходность. Ряд жертвователей могут быть недовольны этим фактом, то есть применением не самой выгодной стратегии размещения их средств. Но только практика сможет дать оценку эффективности новой модели финансирования целей некоммерческих организаций.
Ю.А.Перебейнос Консультант по налогообложению Подписано в печать 25.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |