|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новая форма 4-ФСС ("Новая бухгалтерия", 2007, N 6)
"Новая бухгалтерия", 2007, N 6
НОВАЯ ФОРМА 4-ФСС
Уплата средств на обязательное социальное страхование влечет за собой необходимость отчитаться перед ФСС РФ. Делают это страхователи по форме 4-ФСС. В 2007 г. указанную форму снова обновили. Какие в нее были внесены изменения и с чем они связаны, вы узнаете, прочитав эту статью.
Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) утверждена Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111. Она составляется и представляется в исполнительный орган ФСС по месту регистрации страхователя ежеквартально нарастающим итогом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Форму 4-ФСС РФ следует заполнять в рублях и копейках <*>. ————————————————————————————————<*> Такой порядок был установлен Постановлением ФСС РФ от 31.03.2006 N 37, которое вступило в силу с 23 июня 2006 г. (п. п. 22 и 24 Правил подготовки актов социального страхования, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 31.01.2002 N 8).
Страхователи могут подавать форму 4-ФСС (независимо от их среднесписочной численности в 2006 г.) как в электронном виде, так и в бумажной форме (Письмо ФНС России от 12.03.2007 N 05-3-07/46 "О представлении деклараций (расчетов) по единому социальному налогу"). И вот снова перемены... На этот раз изменения и дополнения в форму 4-ФСС внесены Постановлением ФСС РФ от 19.01.2007 N 11.
Указанное Постановление вступило в силу 30 марта 2007 г. То есть новая форма 4-ФСС РФ применяется начиная с I квартала 2007 г. Обновление расчетной ведомости прежде всего связано с новыми правилами выплаты пособий за счет средств ФСС РФ.
Пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам
С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ). При работе у нескольких работодателей работник теперь может получать пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам по каждому месту работы (п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Причем оплачиваться эти пособия будут из расчета 16 125 руб. в месяц (максимум) по каждому месту работы совместителя (п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской федерации на 2007 год"; далее - Закон N 234-ФЗ) <*>. ————————————————————————————————<*> Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П признало не соответствующим Конституции РФ ограничение максимального размера "декретного" пособия суммой 16 125 руб. В этой связи в течение шести месяцев с момента провозглашения указанного Постановления в действующее законодательство должны быть внесены изменения. Подробно эта тема освещена в статье Е. Карсетской "Сколько стоит декрет? " в этом номере журнала.
Следовательно, совместителям одновременно выдается несколько листков нетрудоспособности для предъявления по каждому месту работы (Письма Минздравсоцразвития России от 11.01.2007 N 79-ВС и N 80-ВС). Больничные листы по основному месту работы помечаются в верхнем правом углу надписью "Основной", а по остальным местам работы - "Внешнее совместительство".
* * *
Форма 4-ФСС состоит из трех разделов. Раздел I (таблицы 1 - 3) заполняют налогоплательщики, уплачивающие ЕСН, разд. II (таблицы 4 - 8) - налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы. И наконец, разд. III (таблицы 9 - 12) предназначен для страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Изменения, о которых мы говорили выше, повлияли на структуру таблиц 3 и 6 расчетной ведомости, в которой страхователи отражают расходы на цели ФСС РФ. Таблицы 3 и 6 очень схожи между собой, но предназначены для различных категорий страхователей: табл. 3 заполняется налогоплательщиками, уплачивающими ЕСН, а табл. 6 - налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы. В таблицах 3 и 6 формы 4-ФСС РФ появились новые строки 2 и 4, в которых расшифровывается число случаев и сумм пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам, начисленных совместителям.
"Детские" пособия
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим выплату "детских" пособий, является Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных гарантиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). В 2006 г. в этот Закон были внесены поправки, которые касаются ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей"). Самые существенные изменения - увеличение размера этого пособия и изменение методики его расчета. Ранее это пособие выплачивалось лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, в виде фиксированной суммы, равной 700 руб. Теперь размер пособия определяется по-разному для разных категорий его получателей. Первую категорию получателей составляют лица, указанные в абз. 2 - 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ. К ним относятся, к примеру, матери либо отцы, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию. Для них размер пособия составляет 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом размер указанного пособия ограничен минимальной и максимальной величиной. Оно не может быть менее 1500 руб. при уходе за первым ребенком и 3000 руб. - при уходе за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 руб. за полный календарный месяц (ст. 15 Закона N 81-ФЗ). Во вторую категорию вошли лица, указанные в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ. Это матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации. Им пособие по-прежнему выплачивается в фиксированной сумме: 1500 руб. - при уходе за первым ребенком и 3000 руб. - при уходе за вторым ребенком и последующими детьми (ст. 15 Закона N 81-ФЗ). Лицам, которым указанное пособие было назначено по состоянию на 31 декабря 2006 г., размер пособия с 1 января 2007 г. должен быть пересчитан по новым правилам (п. 1 ст. 4 Закона N 207-ФЗ). При выплате пособия по уходу за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется (ст. 15 Закона N 81-ФЗ). Эта норма распространяется на всех получателей пособия. Если пособие исчисляется исходя из среднего заработка, то его размер не может превышать 100% указанного заработка. Но в любом случае сумма пособия не может быть меньше суммированного минимального размера пособия. Следовательно, если мать находится в отпуске по уходу за двумя детьми, то минимальный размер ее пособия составит 4500 руб. в месяц (1500 руб. на первого ребенка + 3000 руб. на второго ребенка). Как видим, размер пособия варьируется в зависимости от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход. Поэтому в форме 4-ФСС РФ в таблицах 3 и 6 отдельно показываются пособия по уходу за первым ребенком и отдельно - пособия по уходу за вторым и последующими детьми (строки 7 - 8 и 10 - 11 табл. 3 и строки 6 - 7 табл. 6). Для плательщиков ЕСН строка 5 табл. 3, в которой указываются расходы на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет, дополнительно расшифровывается. Отдельными строками показывается сумма выплаченных пособий работающим гражданам и лицам, обучающимся по очной форме обучения (строки 6 и 9 соответственно). Но обратите внимание! Строки 9 - 11 табл. 3 нужно заполнять только образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также учреждениям послевузовского профессионального образования. Все остальные страхователи в этих строках ставят прочерки. Кроме того, к таблицам 3 и 6 формы 4-ФСС РФ теперь прилагаются отдельные справочные таблицы. Они предназначены для сведений о количестве получателей пособия, средняя зарплата которых находится в следующих диапазонах: 1) до 3750 руб.; 2) 3751 - 7500 руб.; 3) 7501 - 11 250 руб.; 4) 11 251 - 15 000 руб.; 5) свыше 15 000 руб.
"Детские" пособия в повышенном размере
В 2007 г. уточнен порядок финансирования расходов, связанных с выплатой "детских" пособий чернобыльцам. Действие Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются (ст. 7 Закона N 1244-1) на следующие зоны: - зона отчуждения; - зона отселения; - зона проживания с правом на отселение; - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 7 ст. 18 Закона N 1244-1 <*>. ————————————————————————————————<*> Соответствующие изменения в Закон N 1244-1 внесены Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ. Лицам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение, в 2007 г. так же, как и раньше, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет выплачивается в двойном размере (п. 7 ст. 18 Закона N 1244-1). Есть и нововведения. К ним следует отнести порядок исчисления пособия в случае ухода за двумя детьми и более. В этом случае пособие суммируется. Его максимальный размер не может превышать 100% ежемесячного заработка (дохода) за 12 предыдущих месяцев. При этом размер пособия не может быть ниже суммированного двукратного минимального размера. Для целей Закона N 1244-1 берется тот же самый минимальный размер пособия, что и при выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. То есть он принимается равным 1500 руб. - для первого ребенка, 3000 руб. - для второго и последующих детей. Таким образом, минимальный размер пособия чернобыльца при уходе за двумя детьми в возрасте до полутора лет составит 9000 руб. ((1500 руб. + 3000 руб.) x 2). Как видим, и в данном случае имеет значение, на какого по счету ребенка выплачивается пособие. Это нашло отражение в табл. 8 "Расшифровка выплат, произведенных сверх установленных норм..." расчетной ведомости. В нее добавлены строки 5, 6 и 8, 9, в которых отдельно показываются выплаты пособия на первого ребенка и отдельно - на второго и последующих детей. В таблице 8 расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ) в графах 3 - 5 с общим названием "Всего" теперь необходимо указывать не только число получателей пособия (графа 3) и сумму пособия (графа 5), но и количество дней выплат пособия - в новой графе 4. Строки 7 - 9 табл. 8 заполняют только образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждения послевузовского профессионального образования. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таблицы 9 и 11 В форме 4-ФСС РФ в табл. 9 разд. III "Для страхователей, уплачивающих взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" введена новая графа 3 "Среднесписочная численность работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Изменения в табл. 9 связаны с выходом в свет новых Правил финансирования в 2007 г. проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2007 N 23. Приказ N 23 был издан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 859 "О финансировании в 2007 году проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Согласно вышеназванным Правилам финансирование таких углубленных медосмотров производится за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но в пределах суммы, предусмотренной на эти цели в бюджете ФСС РФ на 2007 г. Дело в том, что указанные средства ФСС РФ распределяет между своими региональными отделениями, исходя из количества работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в каждом субъекте РФ. Страхователь обращается в региональное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации с соответствующим заявлением, к которому прилагаются списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, согласованные с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Региональные отделения ФСС РФ в 10-дневный срок с момента подачи заявления принимают решение о финансировании проведения таких медосмотров. Размер финансирования определяется исходя из численности работников и суммы затрат на проведение осмотра одного работника, установленной в размере 580 руб. (в пределах суммы средств, предусмотренных росписью расходов бюджета ФСС на 2007 г. по данному региональному отделению ФСС РФ). Страхователь оплачивает расходы на проведение таких осмотров соответствующим медицинским организациям. Оплата производится на основании договора, заключенного страхователем с медицинской организацией, и приказа страхователя о проведении углубленных медицинских осмотров. Указанные расходы засчитываются в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если расходы страхователя на проведение этих медосмотров превышают сумму начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то он обращается в региональное отделение ФСС РФ за возмещением недостающей суммы. В расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ) страхователь отражает в строке 10 табл. 11 средства, фактически перечисленные медицинским организациям в пределах разрешенной суммы финансирования. В таблице 11 так же, как и в табл. 3 отдельными строками выделяются пособия по временной нетрудоспособности, полученные совместителями. Одновременно с расчетной ведомостью страхователь представляет в региональное отделение ФСС РФ: - копию соответствующего договора или копию приказа о проведении медосмотров; - копию счета на их оплату; - реестр, содержащий сведения о результатах углубленных медицинских осмотров в электронном виде по форме и формату, утверждаемым ФСС РФ. Расходы, произведенные страхователем с нарушением требований вышеупомянутых Правил, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов. Е.Капкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.05.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |