Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сколько стоит "декрет"? ("Новая бухгалтерия", 2007, N 6)



"Новая бухгалтерия", 2007, N 6

СКОЛЬКО СТОИТ "ДЕКРЕТ"?

Вопросы социально-демографической ситуации приобрели для России в настоящее время чрезвычайно актуальное значение. Всем известна программа Президента РФ, направленная на создание благоприятных финансовых условий для материнства. По-видимому, именно этот общий настрой оказал свое влияние и на мнение Конституционного Суда РФ (КС РФ), который своим решением отменил ограничение максимального размера пособия по беременности и родам.

Норма Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, Постановлением КС РФ от 22.03.2007 N 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ.

История вопроса следующая.

Долгое время в российском законодательстве размер пособия по беременности и родам не ограничивался максимальным размером.

Так, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Максимальный размер пособия по беременности и родам, возмещаемый ФСС РФ, был установлен Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и составил в 2002 г. 11 700 руб. В 2003 и 2004 гг. максимальный размер пособия не изменялся.

Впоследствии максимальный размер пособия был несколько увеличен и составил: в 2005 г. - 12 480 руб., в 2006 г. - 15 000 руб. и в 2007 г. - 16 125 руб.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ). Им установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (п. 1 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).

При этом Закон N 255-ФЗ установил максимальный размер пособия по беременности и родам, который не может превышать максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

В результате установления такого ограничения женщины, чей средний заработок значительно превышает установленный максимум, оказались в неблагоприятной ситуации.

По сложившейся привычке все смирились с таким положением.

Однако гражданка Т.А. Баныкина оспорила законоположение, устанавливающее максимальный размер пособия по беременности и родам, указав, что в том виде, в котором этот максимальный размер определен, нарушаются конституционные права (установленные, в частности, ст. ст. 19 и 55 Конституции РФ) женщин, чей заработок превышает предельный размер данного пособия, в отличие от женщин, чей средний заработок укладывается в данную сумму.

Конституционный Суд РФ ее поддержал, изложив свою позицию следующим образом.

И международное, и российское национальное законодательство устанавливает, что каждая работающая женщина имеет право на отпуск по беременности и родам, в связи с предоставлением которого ей выплачивается денежное пособие.

Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 28.06.1952 N 103 "Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей. Однако допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью. Данная Конвенция в 1956 г. была ратифицирована СССР, следовательно, она является составной частью правовой системы РФ.

При этом ставки денежного пособия определяются таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 2 ст. 4 вышеназванной Конвенции МОТ).

Конституционный Суд РФ указал, что установление максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете ФСС РФ конституционные права граждан не нарушает.

Неконституционным является не сам факт установления максимального размера пособия по беременности и родам, а то, каким образом определен этот максимальный размер, а именно без учета соответствия пособия предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого оно выплачивало взносы.

Максимальный размер пособия по беременности и родам не может быть определен без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи.

Дело в том, что основным источником формирования доходов ФСС РФ является единый социальный налог. И при определении налоговой базы по ЕСН учитывается как сам заработок физического лица, так и в определенной мере совокупный уровень материального обеспечения работника (п. 1 ст. 237 НК РФ).

С дохода работниц, имеющих высокую заработную плату, работодатель начисляет и уплачивает в ФСС РФ в составе единого социального налога сумму в большем размере, чем с заработной платы низкооплачиваемых работников.

А в результате установления максимального размера пособия в том виде, в котором он существует, складывается ситуация, при которой пособие работницы, получающей высокую заработную плату, в пропорциональном отношении меньше пособия, выплачиваемого работнице, имеющей заработную плату, не превышающую 16 000 руб.

Например, если заработная плата работницы составляет 60 000 руб., то пособие по беременности и родам в 2007 г. ей будет выплачиваться в размере 27% заработной платы.

А если заработная плата сотрудницы составляет 16 000 руб., то пособие по беременности и родам в 2007 г. она получит практически в размере 100% заработной платы.

Таким образом, существует явное несоответствие между платежами в ФСС РФ и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком.

Конституционный Суд РФ указал, что налоговые ставки для плательщиков ЕСН согласно ст. 241 НК РФ устанавливаются в зависимости от исчисляемой на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года величины налоговой базы (до 280 000 руб.; от 280 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб.). Причем ставка налога, поступающего в ФСС РФ с налоговой базы, превышающей 600 000 руб., не изменяется.

Вводя регрессивную ставку налога, законодатель преследовал цели повысить собираемость налогов, снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, предотвратить уклонения от уплаты налогов.

При этом установление шкалы налогообложения и ставки налога исходя из параметров налоговой базы основывается на принципе справедливости.

Именно такой подход к определению величины налоговой ставки по ЕСН в зависимости от размера налоговой базы КС РФ порекомендовал использовать и при определении критериев установления конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого из средств ФСС РФ.

Обращаем внимание, что норма Закона о бюджете ФСС РФ на 2002 г., устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения вышеназванного Постановления КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, т.е. с 23 сентября 2007 г.

За этот срок (шесть месяцев) законодатель должен внести соответствующие изменения в законодательство с учетом правовой позиции КС РФ.

С практической точки зрения это означает следующее: несмотря на свою неконституционность норма, устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, по-прежнему будет применяться и учитываться работодателями при выплате пособий до 23 сентября 2007 г.

Однако следует учитывать и то, что норма Закона N 255-ФЗ, устанавливающая максимальный размер пособия, признана неконституционной. А это значит, что женщина, заработная плата которой значительно превышает максимальный размер пособия по беременности и родам, получив это пособие, вправе обратиться в суд и доказывать свое право на получение пособия в размере 100% среднего заработка.

Законодателю же надлежит в шестимесячный срок внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС РФ, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением работницы, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать им заработок, на основе которого исчислялись платежи в ФСС РФ, утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

24.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Согласно ст. 146 ТК РФ по результатам аттестации рабочих мест работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выплачивается доплата, которая облагается ЕСН. Кроме того, в коллективном договоре предусмотрена ежемесячная денежная компенсация всем работникам за работу во вредных условиях труда. Необходимо ли облагать ЕСН сумму этой компенсации? ("Новая бухгалтерия", 2007, N 6) >
Статья: Штрафы за нарушения при уплате пенсионных взносов ("Новая бухгалтерия", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.