Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: В защиту конкуренции. Изменения в КоАП РФ ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6

В ЗАЩИТУ КОНКУРЕНЦИИ. ИЗМЕНЕНИЯ В КОАП РФ

С мая этого года начинают действовать поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ. В частности, Кодекс теперь предусматривает еще один, новый, порядок расчета административного штрафа (исходя из величины выручки) и содержит составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, направленные на защиту конкуренции.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) устанавливает недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статьей 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) определено, что за деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, виновное лицо несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В Уголовном кодексе РФ есть ст. 178, устанавливающая признаки преступности этих деяний. К ним относятся, в частности, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления либо поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, вытеснение с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли за собой причинение крупного ущерба. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

Если совершенное хозяйствующим субъектом деяние не отвечает указанным признакам, т.е. не является преступлением, оно признается административным правонарушением, ответственность за которое устанавливает КоАП РФ. Ранее подобного состава правонарушения в Кодексе об административных нарушениях не было, административная ответственность наступала в случае невыполнения предписания, выданного антимонопольным органом (п. 2 ст. 19.5). Теперь же в гл. 14 КоАП РФ введены три новые статьи <1>:

- 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке";

- 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий";

- 14.33 "Недобросовестная конкуренция".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Санкции за нарушение законодательства о рекламе предусмотрены отдельной статьей КоАП РФ (ст. 14.3).

Рассмотрим их подробнее.

Как следует из ст. 14.31 КоАП РФ, если хозяйствующий субъект (организация либо предприниматель), занимающий доминирующее положение на товарном рынке, злоупотребит этим положением, ему грозит наложение административного штрафа в размере:

- на должностных лиц - от 150 до 200 МРОТ.

Напомним, что согласно ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" штрафы, размер которых установлен в зависимости от величины МРОТ, исчисляются исходя из базовой суммы, равной 100 руб.;

- юридических лиц - от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки <1> правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. ст. 248 и 249 НК РФ.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 2.4 КоАП РФ подвергаются административной ответственности как должностные лица следующие категории правонарушителей:

- руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

Расшифровка понятия "доминирующее положение" и условия его признания содержатся в ст. 5 Закона о конкуренции. Доминирующим признается такое положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, которое дает такому лицу (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, а также устранять с этого товарного рынка других продавцов и (или) затруднять им доступ на него. В частности, доминирующими на рынке считаются организация либо предприниматель (за исключением финансовой организации), доля которых на рынке определенного товара превышает 50% (если только иное не будет установлено при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или проведении государственного контроля). Справедливости ради отметим, что субъект экономической деятельности вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Согласно ст. 10 Закона о конкуренции злоупотреблением признаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- изъятие товара из обращения, повлекшее повышение его цены;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически необоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством или судебными актами требования о передаче денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие на заключение договора при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован);

- экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, который пользуется спросом или на поставки которого размещены заказы, при возможности его рентабельного производства;

- необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при возможности производства или поставок соответствующего товара;

- необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- препятствование доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка других продавцов;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Статьей 14.32 КоАП РФ установлено, что заключение хозяйствующим субъектом соглашения, ограничивающего конкуренцию или проведение ограничивающих конкуренцию согласованных действий, влечет за собой применение следующих санкций:

- для юридических лиц - штраф в размере от 1/100 до 15/100 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение;

- должностных лиц - штраф от 170 до 200 МРОТ либо дисквалификацию <1> на срок до трех лет.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление о дисквалификации исполняется путем расторжения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на ведение им деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

Однако лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или о совершении ограничивающих конкуренцию согласованных действий, отказавшееся от участия в правонарушении и представившее имеющиеся у него сведения (информацию) для установления факта правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов установлен ст. 11 Закона о конкуренции. В силу этой статьи запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если такие соглашения или действия приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (проявления описаны в упомянутой статье Закона о конкуренции).

На основании ст. 8 Закона о конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов признаются действия на товарном рынке, результат которых соответствует интересам каждого из лиц, при условии, что их действия заранее известны каждому из них. Действия каждого из указанных лиц должны быть вызваны деяниями иных хозяйствующих субъектов, а не являться следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех участников соответствующего товарного рынка (в частности, изменения регулируемых тарифов, цен на используемое для производства товара сырье, существенного изменения спроса на товар).

В силу положений ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию налагается штраф:

- на должностных лиц - от 120 до 200 МРОТ;

- юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ.

За правонарушение, выразившееся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг, санкции иные. Должностному лицу грозит штраф в размере 200 МРОТ либо дисквалификация на срок до трех лет; организации - штраф от 1/100 ДО 15/100 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 1000 МРОТ.

И снова обратимся к Закону о конкуренции. Как следует из ст. 14 названного нормативного акта, к проявлениям недобросовестной конкуренции, в частности, относятся действия:

- по распространению ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- направленные на введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- имеющие целью незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну,

а также:

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

В заключение хотелось бы напомнить, что на основании ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но организация не приняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению <1>. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение виновное физическое (должностное) лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности организацию.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также Постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2003 г. N 10964/03. М.А.Федосова Юрист Подписано в печать 24.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Фонды акционерного общества: формирование и расходование средств ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6) >
Статья: Об аренде недвижимого имущества, принадлежащего образовательному учреждению ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.