Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реорганизация: какой ей быть ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6

РЕОРГАНИЗАЦИЯ: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ

Депутатами Государственной Думы подготовлен проект федерального закона "О реорганизации коммерческих организаций". Данный проект является результатом работы над одним из направлений реформирования корпоративного законодательства. Его цель - устранить имеющиеся в настоящее время недостатки нормативной регламентации экономических отношений, препятствующие нормальному развитию предпринимательской деятельности. Авторы законопроекта предлагают внести концептуальные изменения в сложившуюся в настоящее время систему правового регулирования процесса реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Являясь одним из важнейших способов оптимизации корпоративной структуры юридических лиц, реорганизация в то же время вызывает у ее участников существенные проблемы. К причинам их возникновения можно отнести имеющиеся в настоящее время пробелы и противоречия в законодательном регулировании как общих аспектов реорганизации, так и отдельных ее форм. Такие проблемы способны сделать реорганизацию экономически невыгодной, а подчас и вовсе юридически невозможной. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, внесение предлагаемых изменений корпоративного законодательства позволит устранить ряд пробелов и противоречий действующего законодательства, существенно упростить, а также ускорить саму процедуру реорганизации, сделать ее более понятной для всех участников. Решение этих задач видится в принятии единого акта взамен разрозненных правовых норм, "разбросанных" по различным источникам. Данный акт призван регламентировать все формы взаимодействия между реорганизуемыми организациями, а также отношений, складывающихся между участниками таких организации, их кредиторами и другими заинтересованными лицами.

Общая оценка

Стоит согласиться с авторами проекта: отсутствие единого консолидированного акта существенно затрудняет реформирование системы регулирования процедуры реорганизации. В настоящее время нормы, регламентирующие отношения в процессе реорганизации, содержатся в ряде правовых актов, таких как Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др. Внесение новых поправок в отдельные действующие положения о реорганизации юридических лиц может повлечь за собой возникновение новых противоречий, поскольку велик риск, что останутся неучтенными какие-либо нормы. А это непременно создаст новые юридические трудности участникам предпринимательских отношений и полностью сведет на нет все попытки устранить пробелы в регулировании процедуры реорганизации коммерческих организаций.

Авторы законопроекта предлагают ряд существенных изменений сложившейся практики реорганизации юридических лиц, которые можно оценить как позитивные. К примеру, в настоящее время при реорганизации в форме разделения и выделения права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемникам в соответствии с разделительным балансом (п. п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ). Сведения, содержащиеся в разделительном балансе, быстро устаревают, и он становится недостоверным уже на стадии утверждения, поскольку с даты составления баланса и вплоть до момента его утверждения (не говоря уже о моменте завершения реорганизации) реорганизуемое юридическое лицо продолжает совершать множество хозяйственных операций, в результате которых может существенно измениться состав его активов и обязательств.

Для решения этой проблемы предлагается однозначно определить статус документов, на основе которых устанавливается правопреемство по правам и обязанностям реорганизованной организации (передаточных документов), а также закрепить требования к содержанию передаточных документов. В частности, такие документы должны содержать помимо сведений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты составления передаточного документа.

На практике возможны ситуации, когда, к примеру, в процессе реорганизации в форме выделения выделяемому юридическому лицу на баланс передается имущество стоимостью меньшей, чем величина определенного учредительными документами уставного капитала. Причина здесь в том, что действующим законодательством не урегулирована процедура передачи имущества в данной ситуации, а также не установлен минимальный размер передаваемого имущества и порядок определения такого размера. Фактически уставный капитал вновь созданного юридического лица не будет полностью оплаченным, что влечет за собой возникновение существенных юридических рисков как для самого создаваемого лица, так и для его участников. Предлагаемый депутатами законопроект содержит нормы, устраняющие этот пробел: в ст. 13 законопроекта определены требования к уставному капиталу юридического лица, создаваемого в порядке реорганизации, к порядку его формирования, а также установлено, что стоимость чистых активов организации-правопреемника не должна оказаться в результате реорганизации меньше величины ее уставного капитала.

Помимо названных авторы законопроекта также предлагают принять ряд изменений, однозначно оценить которые весьма трудно. С одной стороны, такие изменения необходимы, поскольку отказ от реформирования сложившейся системы регулирования некоторых аспектов реорганизации не позволит решить многие вопросы, связанные с противоречиями и пробелами в действующих нормах права. С другой стороны, предлагаемые способы решения проблем нельзя признать достаточно эффективными и до конца продуманными. Это утверждение можно в полной мере отнести к следующим положениям законопроекта.

Смешанная реорганизация

На практике экономические, организационные и иные задачи реорганизации юридического лица могут диктовать необходимость совмещения различных ее способов. При отсутствии законодательно установленной возможности проведения смешанных форм реорганизации, которые в рамках одной кратковременной процедуры позволили бы решить ранее недостижимые задачи оперативного изменения организационно-правовой формы организации (преобразования), сопряженного с другими формами реорганизации (слиянием, присоединением и пр.), некоторые планы реорганизации становятся экономически невыгодными, поскольку сопряжены со значительными необоснованными материальными и временными издержками. В связи с этим предложения авторов законопроекта, закрепляющие возможность комбинированного проведения предусмотренных законодательством процедур реорганизации, должны позитивно сказаться на ее сроках, а также существенно сократить расходы хозяйствующих субъектов на проведение реорганизационных мероприятий. Справедливости ради отметим, что в недавнем прошлом в действующее законодательство уже были внесены подобные изменения: теперь нормы ст. 19.1 Закона об акционерных обществах <1> предоставляют возможность проводить разделение или выделение одновременно со слиянием или присоединением. Однако эти поправки коснулись лишь акционерных обществ, в то время как юридические лица других организационно-правовых форм такой возможности не получили.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Статья введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".

При всех неоспоримых достоинствах внедрения смешанных форм реорганизации необходимо указать на одно из его негативных последствий: такое совмещение неизбежно приведет к усложнению реорганизационных процедур, сделает их менее понятными для многих участников процесса реорганизации, в том числе физических лиц - частных инвесторов. Более того, возможно появление новых пробелов и противоречий в правовом регулировании. А это, в свою очередь, создаст благоприятную почву для использования несовершенства законодательства в целях удовлетворения недобросовестными менеджерами собственных экономических и иных интересов в ущерб интересам реорганизуемых организаций, превратит реорганизацию в действенный инструмент корпоративных захватов и шантажа. Иными словами, в конечном итоге цели, ради достижения которых был разработан рассматриваемый законопроект, так и не будут достигнуты.

Защита прав участников организаций и кредиторов

Попыткой разрешить проблему отсутствия в настоящее время действенных механизмов защиты прав и соблюдения экономических интересов участников организаций и других заинтересованных лиц при проведении процедур реорганизации является предлагаемая к принятию концепция информационного обеспечения процесса реорганизации. Существенным элементом любой процедуры реорганизации согласно законопроекту должно стать экономическое обоснование ее необходимости для конкретной организации, описание целей и средств реорганизации, а также ее последствий для участников каждого юридического лица. Такой документ должен быть подготовлен и представлен для ознакомления участникам каждой организации, участвующей в процессе реорганизации, до принятия окончательного решения о реорганизации. Данная информация также должна быть предоставлена кредиторам реорганизуемого лица.

Предполагается, что таким образом будет реализовано право всех заинтересованных лиц на полную и достоверную информацию о процессе реорганизации. Однако анализ некоторых норм рассматриваемого проекта показывает, что многие заинтересованные лица, в частности кредиторы, могут быть фактически лишены такого права, что может помешать им предпринять меры для защиты своих экономических интересов. К примеру, п. 2 ст. 12 законопроекта заменяет обязанность учредителей (участников) реорганизуемой организации письменно уведомить всех кредиторов юридического лица о принятии решения о реорганизации <2> на иной механизм информационного обеспечения кредиторов.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Данная обязанность установлена п. 1 ст. 60 ГК РФ. Реорганизуемое юридическое лицо получает право выбора: либо письменно уведомить всех известных ему кредиторов, либо трижды с периодичностью один раз в месяц поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. В последнем случае, видимо, авторы законопроекта предполагают, что каждое лицо, вступающее в предпринимательские отношения с другими субъектами, обязано регулярно тратить время на изучение периодической литературы, потому что только в этом случае оно имеет возможность получить информацию о реорганизации одного из своих контрагентов. Пренебрежение такой условной обязанностью может лишить кредитора возможности своевременно предъявить предусмотренные законопроектом требования. Столь невыгодное положение кредиторов существенно усугубляется и предполагаемым лишением их права предъявлять должнику требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств. Это право в настоящее время закреплено в п. 2 ст. 60 ГК РФ. Взамен авторы законопроекта предлагают предоставить кредиторам право предъявить такое требование в суд. Причем суд может отказать в удовлетворении требования, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации не возникает опасности неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств реорганизуемым юридическим лицом. Законопроект предполагает дополнительные гарантии кредиторам, в частности право при определенных условиях требовать возложения солидарной ответственности на создаваемые в процессе реорганизации либо продолжающие существование организации по обязательствам реорганизованного юридического лица, а также возможность применять механизмы обеспечения исполнения обязательств, такие как поручительство, банковская гарантия, залог. Необходимость внесения данных изменений авторы проекта обосновывают тем, что, по их мнению, имеется нарушение баланса интересов реорганизуемой организации, ее участников и кредиторов, следствием которого является ущемление прав реорганизуемого юридического лица. Следует согласиться, что предоставление кредиторам права требовать от должника досрочного исполнения или прекращения обязательств ставит реорганизуемое юридическое лицо в определенную экономическую зависимость от кредитора. Более того, одновременное предъявление кредиторами требований о погашении денежных обязательств в существенном для реорганизуемой компании размере способно не только помешать планам реорганизации, но и нанести существенный урон финансовому положению и экономическим интересам компании. В то же время предлагаемые средства ни в коей мере не способствуют поддержанию гражданского оборота, укреплению его стабильности и незыблемости конституционных основ предпринимательской деятельности. Разработанные механизмы, призванные гарантировать кредиторам соблюдение их прав в процессе реорганизации, вряд ли способны защитить их от возможных ошибок в применении норм права судебными органами, а также злоупотреблений со стороны участников и должностных лиц реорганизуемой организации. Скорее наоборот, утрата кредиторами права требования досрочного исполнения либо прекращения обязательств, сопряженная с отсутствием иных действенных механизмов защиты их прав и экономических интересов, может поставить под угрозу существование прочных экономических связей между субъектами предпринимательства. Неоправданно в этой ситуации и возложение дополнительной нагрузки на и без того заваленные исками судебные органы. Таким образом, предложение авторов проекта отойти от принципа безусловного приоритета прав кредиторов при проведении процедур реорганизации, а также предлагаемые при этом меры защиты следует оценивать двояко. С одной стороны, безусловно, необходимо изменение существующего положения зависимости реорганизуемого юридического лица от кредиторов, с другой - внесение изменений в предлагаемом виде способно повлечь за собой утрату кредиторами реальной возможности защитить свои права и законные интересы в процессе реорганизации, что также недопустимо. В целом инициативу группы депутатов Государственной Думы можно оценить положительно, поскольку принятие нового законодательного акта, систематизирующего разрозненные правовые нормы, которые регламентируют процесс реорганизации юридических лиц, устранение противоречий и заполнение существующих пробелов в системе нормативного регулирования, является необходимой предпосылкой успешного развития предпринимательской деятельности. В законопроекте поставлены важные цели: достижение возможности сбалансированного учета интересов как реорганизуемого юридического лица и его участников, так и иных заинтересованных лиц, в том числе кредиторов, принимающих участие в процессе реорганизации, упрощение и существенное сокращение сроков всей процедуры реорганизации, устранение экономической зависимости реорганизуемого юридического лица от его кредиторов и пр. В то же время средства, которые предлагается использовать для достижения поставленных целей, нельзя в полной мере признать эффективными. Исключительно важная роль системы правового регулирования реорганизации юридических лиц подразумевает более скрупулезный подход к разработке основополагающих моментов реорганизационного процесса, предъявляет особые требования к юридической технике проекта закона. Несовершенство же предлагаемых механизмов разрешения проблем, распространенное использование в тексте проекта оценочных понятий и категорий, а также существенные недостатки юридической техники, встречающиеся в формулировках отдельных его положений, свидетельствуют в пользу необходимости продолжать работу над проектом закона. С.А.Бабич Юрисконсульт компании "ФБК" Подписано в печать 24.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок признания расходов на оплату проживания иностранной делегации ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6) >
Статья: ЕСН на сумму премий: платить или не платить ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.