|
|
Статья: Методика интегральной оценки конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10)
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10
МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства в России являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов. Система государственного управления малым предпринимательством представлена широким спектром мер управляющего воздействия, одну из ведущих позиций в составе которых занимает финансовая поддержка в виде субсидий. С 2005 г. в стране изменились условия выделения государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства в регионах. Средства стали выделяться в виде субсидий на основании результатов оценок конкурсных заявок по системе критериев и весовых коэффициентов, предложенных Минэкономразвития в Приложении N 1 к Приказу от 05.05.2005 N 93 "О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства". В единую оценку конкурсных заявок субъектов Российской Федерации входят четыре критерия: 1) создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (основное весовое значение 50% присвоено качеству конкурсной заявки);
2) поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта (основное весовое значение 50% присвоено экспортному потенциалу регионального сектора малого предпринимательства); 3) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства (основное весовое значение 50% имеет качество конкурсной заявки); 4) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий научно-технической сферы (основное весовое значение присвоено инновационному потенциалу инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства субъекта Федерации). По мнению автора, как сама система, так и методика оценки, не обеспечивают "прозрачности" отбора конкурсных заявок, требуют участия экспертов в процессе их формирования, что создает условия и возможности для субъективных оценок или лоббирования интересов отдельных регионов. Все это вместе взятое не только не способствует ускоренному развитию малого предпринимательства, но и не сглаживает различий в уровне социально-экономического развития регионов страны, поляризация которых нарастает. Для решения данной проблемы предлагается авторский подход к распределению государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства регионов. Методические подходы к оценке базируются на таких категориях, как типологизация регионов по уровню социально-экономического развития и индекс конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона. При этом под конкурентоспособным потенциалом малого предпринимательства понимается совокупность экономических, ресурсных, инновационных, информационных возможностей малого предпринимательства и эффективность их использования в интересах целевых установок бизнеса. Первостепенными для целей адресной и выравнивающей уровни социально-экономического развития регионов представляются типологизация регионов по уровню их развития и последующее распределение государственных средств поддержки малого предпринимательства (см. таблицу).
Типологизация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития и распределение средств государственной поддержки малого предпринимательства регионов
—————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
| Тип региона | Доля |
| |субсидирования,|
| | % |
+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
|Регионы с уровнем социально—экономического | 3 |
|развития, более чем на 50% превышающим | |
|среднероссийский показатель | |
+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
|Регионы с уровнем социально—экономического | 7 |
|развития, превышающим среднероссийский | |
|показатель от 20 до 50% | |
+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
|Регионы с уровнем социально—экономического | 35 |
|развития, соответствующим среднероссийскому | |
|показателю и превышающим его не более | |
|чем на 20% | |
+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
|Регионы с уровнем социально—экономического | 30 |
|развития ниже среднероссийского от 20 до 50% | |
+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
|Регионы с уровнем социально—экономического | 25 |
|развития ниже среднероссийского более чем на 50%| |
L————————————————————————————————————————————————+————————————————
Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития в большей степени имеют возможность оказывать соответствующую поддержку за счет альтернативных источников финансирования.
Основная доля субсидирования должна приходиться на регионы с уровнем социально-экономического развития, соответствующим среднероссийкому или его превышающим, но не более чем на 20%.
Как полагает автор, доля таких регионов является преобладающей и в силу этого в этот сегмент национальной и региональной экономики предлагается направлять до 35% общего объема государственных средств.
Число регионов страны с уровнем социально-экономического развития существенно ниже среднероссийского показателя не превалирует, но для выравнивания различий представляется целесообразным на данном этапе развития направлять до 55% от общего объема государственного финансирования (субсидирования) в поддержку малого предпринимательства этих регионов.
После распределения объемов бюджетного субсидирования, находящегося в прямой зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, возникает необходимость оценки потенциальных возможностей эффективно использовать государственные средства. При этом движение средств государственной помощи малому предпринимательству автор рассматривает как инвестиционные потоки, требующие наличия соответствующих методик отбора и оценки. Движение таких инвестиционных потоков имеет особую природу и, что наиболее существенно, целевую установку выделения (целевое предназначение). В чистом виде ни одна из традиционных методик инвестиционного анализа и отбора альтернативных проектов не может быть применена.
В качестве возможного индикатора оценки предлагается индекс конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона (ИКПМПР), определяемый по следующей методике:
ИКПМПР = ИИ1П x ИИ2П x ИОРП x ИИРП x ИЭП x ИКП,
где ИИ1П - индекс инновационного потенциала;
ИИ2П - индекс информационного потенциала;
ИОРП - индекс обеспеченности ресурсным потенциалом;
ИИРП - индекс использования ресурсного потенциала;
ИЭП - индекс экономического потенциала;
ИКП - индекс конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
В расчете индекса участвуют локальные индикаторы, в процессе интегрирования которых и устанавливается потенциал конкурентоспособности малого предпринимательства региона.
В свою очередь локальные индексы представляют собой интегрирование показателей более низкого порядка по отношению к потенциалу конкурентоспособности.
Одной из важнейших целевых функций малого предпринимательства является его склонность к инновациям и быстрая способность апробировать новые идеи (созидательное предпринимательство) с минимальными затратами. Данное обстоятельство и предопределило выбор такого локального индикатора, как индекс инновационного потенциала.
ИИ1П = K1 x K2,
где K1 - доля субъектов малого предпринимательства, занятых в научной сфере;
K2 - доля внедренных инноваций от общего числа разработанных инноваций субъектами малого предпринимательства.
Слабая информационная насыщенность - одно из наиболее уязвимых мест малого предпринимательства, одна из причин, препятствующих его ускоренному развитию. Для решения проблемы информационной насыщенности требуется единение мер внешней среды (создание и насыщение бизнес-инкубаторами) и внутренней среды (повышение уровня экономического образования и качества финансового менеджмента в системе). И для учета данных обстоятельств представляется целесообразным использование индекса информационного потенциала:
ИИ2П = K3 x K4,
где K3 - доля бизнес-инкубаторов в расчете на 1000 единиц субъектов малого предпринимательства;
K4 - доля охваченных обучением на спецкурсах и в программах от общего числа работающих в малом предпринимательстве.
Ни о каком конкурентоспособном потенциале малого предпринимательства не может идти речи, если его субъекты не будут обеспечены соответствующими ресурсами (трудовыми, кредитными, природно-сырьевыми):
ИОРП = K5 x K6 x K7,
где K5 - доля трудоспособного населения региона, вовлеченного в малое предпринимательство;
K6 - доля кредитных ресурсов, предоставленных малому предпринимательству региона;
K7 - доля природно-сырьевых ресурсов, закрепленных за малым предпринимательством, от общего объема ресурсов, выделенных к освоению в регионе.
Эффективность использования выделенных ресурсов выступает важнейшим локальным индикатором в системе оценки конкурентоспособного потенциала не только в малом предпринимательстве, но и в среднем, и крупном.
ИИРП = K8 x K9 x K10 x K11,
где K8 - выработка на одного работающего в малом предпринимательстве;
K9 - материалоотдача;
K10 - фондоотдача основных производственных фондов;
K11 - коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Экономический потенциал представляет собой единение имущественного и финансового потенциалов.
ИЭП = K12 x K13,
где K12 - доля основных средств в общем объеме совокупных активов;
K13 - доля собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов.
Конкурентоспособный потенциал формируется и под воздействием потенциальных возможностей субъектов малого предпринимательства обеспечивать конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги).
ИКП = K14 x K15 x K16,
где K14 - доля новых видов продукции в общем объеме продаж;
K15 - доля экспортной продукции в общем объеме продаж;
K16 - доля штрафных санкций за несоответствие качества продукции в общем объеме продаж (обратный показатель).
Предлагаемая методика позволит объективно оценить потенциальные возможности (конкурентоспособный потенциал) малого предпринимательства отдельно взятого региона и селективно дифференцировать их с точки зрения потенциальной возможности эффективно использовать финансовые потоки государственной помощи. Обязательным условием применения данной методики оценки является предварительное обеспечение сопоставимости используемых данных и "очистка" от влияния факторов ввиду разномасштабности регионов.
Интегральные оценки представляют собой достаточно действенный инструментарий диагностирования состояния систем, выявления существующих проблем (в целях их устранения и достижения гипотетического состояния системы) и ранжирования объектов исследования и выработки адекватных решений.
Л.Ю.Филобокова
К. э. н.,
профессор
Волгоградская академия
государственной службы
Подписано в печать
23.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |