Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Методика интегральной оценки конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10)



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО

ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие.

Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства в России являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Система государственного управления малым предпринимательством представлена широким спектром мер управляющего воздействия, одну из ведущих позиций в составе которых занимает финансовая поддержка в виде субсидий.

С 2005 г. в стране изменились условия выделения государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства в регионах. Средства стали выделяться в виде субсидий на основании результатов оценок конкурсных заявок по системе критериев и весовых коэффициентов, предложенных Минэкономразвития в Приложении N 1 к Приказу от 05.05.2005 N 93 "О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства".

В единую оценку конкурсных заявок субъектов Российской Федерации входят четыре критерия:

1) создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (основное весовое значение 50% присвоено качеству конкурсной заявки);

2) поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта (основное весовое значение 50% присвоено экспортному потенциалу регионального сектора малого предпринимательства);

3) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства (основное весовое значение 50% имеет качество конкурсной заявки);

4) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий научно-технической сферы (основное весовое значение присвоено инновационному потенциалу инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства субъекта Федерации).

По мнению автора, как сама система, так и методика оценки, не обеспечивают "прозрачности" отбора конкурсных заявок, требуют участия экспертов в процессе их формирования, что создает условия и возможности для субъективных оценок или лоббирования интересов отдельных регионов. Все это вместе взятое не только не способствует ускоренному развитию малого предпринимательства, но и не сглаживает различий в уровне социально-экономического развития регионов страны, поляризация которых нарастает.

Для решения данной проблемы предлагается авторский подход к распределению государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства регионов.

Методические подходы к оценке базируются на таких категориях, как типологизация регионов по уровню социально-экономического развития и индекс конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона.

При этом под конкурентоспособным потенциалом малого предпринимательства понимается совокупность экономических, ресурсных, инновационных, информационных возможностей малого предпринимательства и эффективность их использования в интересах целевых установок бизнеса.

Первостепенными для целей адресной и выравнивающей уровни социально-экономического развития регионов представляются типологизация регионов по уровню их развития и последующее распределение государственных средств поддержки малого предпринимательства (см. таблицу).

Типологизация регионов Российской Федерации по уровню

социально-экономического развития и распределение

средств государственной поддержки малого

предпринимательства регионов

     
   —————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
   |                    Тип региона                 |      Доля     |
   |                                                |субсидирования,|
   |                                                |        %      |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Регионы с уровнем социально—экономического      |        3      |
   |развития, более чем на 50% превышающим          |               |
   |среднероссийский показатель                     |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Регионы с уровнем социально—экономического      |        7      |
   |развития, превышающим среднероссийский          |               |
   |показатель от 20 до 50%                         |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Регионы с уровнем социально—экономического      |       35      |
   |развития, соответствующим среднероссийскому     |               |
   |показателю и превышающим его не более           |               |
   |чем на 20%                                      |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Регионы с уровнем социально—экономического      |       30      |
   |развития ниже среднероссийского от 20 до 50%    |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Регионы с уровнем социально—экономического      |       25      |
   |развития ниже среднероссийского более чем на 50%|               |
   L————————————————————————————————————————————————+————————————————
   
Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития в большей степени имеют возможность оказывать соответствующую поддержку за счет альтернативных источников финансирования. Основная доля субсидирования должна приходиться на регионы с уровнем социально-экономического развития, соответствующим среднероссийкому или его превышающим, но не более чем на 20%. Как полагает автор, доля таких регионов является преобладающей и в силу этого в этот сегмент национальной и региональной экономики предлагается направлять до 35% общего объема государственных средств. Число регионов страны с уровнем социально-экономического развития существенно ниже среднероссийского показателя не превалирует, но для выравнивания различий представляется целесообразным на данном этапе развития направлять до 55% от общего объема государственного финансирования (субсидирования) в поддержку малого предпринимательства этих регионов. После распределения объемов бюджетного субсидирования, находящегося в прямой зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, возникает необходимость оценки потенциальных возможностей эффективно использовать государственные средства. При этом движение средств государственной помощи малому предпринимательству автор рассматривает как инвестиционные потоки, требующие наличия соответствующих методик отбора и оценки. Движение таких инвестиционных потоков имеет особую природу и, что наиболее существенно, целевую установку выделения (целевое предназначение). В чистом виде ни одна из традиционных методик инвестиционного анализа и отбора альтернативных проектов не может быть применена. В качестве возможного индикатора оценки предлагается индекс конкурентоспособного потенциала малого предпринимательства региона (ИКПМПР), определяемый по следующей методике: ИКПМПР = ИИ1П x ИИ2П x ИОРП x ИИРП x ИЭП x ИКП, где ИИ1П - индекс инновационного потенциала; ИИ2П - индекс информационного потенциала; ИОРП - индекс обеспеченности ресурсным потенциалом; ИИРП - индекс использования ресурсного потенциала; ИЭП - индекс экономического потенциала; ИКП - индекс конкурентоспособности продукции (работ, услуг). В расчете индекса участвуют локальные индикаторы, в процессе интегрирования которых и устанавливается потенциал конкурентоспособности малого предпринимательства региона. В свою очередь локальные индексы представляют собой интегрирование показателей более низкого порядка по отношению к потенциалу конкурентоспособности. Одной из важнейших целевых функций малого предпринимательства является его склонность к инновациям и быстрая способность апробировать новые идеи (созидательное предпринимательство) с минимальными затратами. Данное обстоятельство и предопределило выбор такого локального индикатора, как индекс инновационного потенциала. ИИ1П = K1 x K2, где K1 - доля субъектов малого предпринимательства, занятых в научной сфере; K2 - доля внедренных инноваций от общего числа разработанных инноваций субъектами малого предпринимательства. Слабая информационная насыщенность - одно из наиболее уязвимых мест малого предпринимательства, одна из причин, препятствующих его ускоренному развитию. Для решения проблемы информационной насыщенности требуется единение мер внешней среды (создание и насыщение бизнес-инкубаторами) и внутренней среды (повышение уровня экономического образования и качества финансового менеджмента в системе). И для учета данных обстоятельств представляется целесообразным использование индекса информационного потенциала: ИИ2П = K3 x K4, где K3 - доля бизнес-инкубаторов в расчете на 1000 единиц субъектов малого предпринимательства; K4 - доля охваченных обучением на спецкурсах и в программах от общего числа работающих в малом предпринимательстве. Ни о каком конкурентоспособном потенциале малого предпринимательства не может идти речи, если его субъекты не будут обеспечены соответствующими ресурсами (трудовыми, кредитными, природно-сырьевыми): ИОРП = K5 x K6 x K7, где K5 - доля трудоспособного населения региона, вовлеченного в малое предпринимательство; K6 - доля кредитных ресурсов, предоставленных малому предпринимательству региона; K7 - доля природно-сырьевых ресурсов, закрепленных за малым предпринимательством, от общего объема ресурсов, выделенных к освоению в регионе. Эффективность использования выделенных ресурсов выступает важнейшим локальным индикатором в системе оценки конкурентоспособного потенциала не только в малом предпринимательстве, но и в среднем, и крупном. ИИРП = K8 x K9 x K10 x K11, где K8 - выработка на одного работающего в малом предпринимательстве; K9 - материалоотдача; K10 - фондоотдача основных производственных фондов; K11 - коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Экономический потенциал представляет собой единение имущественного и финансового потенциалов. ИЭП = K12 x K13, где K12 - доля основных средств в общем объеме совокупных активов; K13 - доля собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов. Конкурентоспособный потенциал формируется и под воздействием потенциальных возможностей субъектов малого предпринимательства обеспечивать конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги). ИКП = K14 x K15 x K16, где K14 - доля новых видов продукции в общем объеме продаж; K15 - доля экспортной продукции в общем объеме продаж; K16 - доля штрафных санкций за несоответствие качества продукции в общем объеме продаж (обратный показатель). Предлагаемая методика позволит объективно оценить потенциальные возможности (конкурентоспособный потенциал) малого предпринимательства отдельно взятого региона и селективно дифференцировать их с точки зрения потенциальной возможности эффективно использовать финансовые потоки государственной помощи. Обязательным условием применения данной методики оценки является предварительное обеспечение сопоставимости используемых данных и "очистка" от влияния факторов ввиду разномасштабности регионов. Интегральные оценки представляют собой достаточно действенный инструментарий диагностирования состояния систем, выявления существующих проблем (в целях их устранения и достижения гипотетического состояния системы) и ранжирования объектов исследования и выработки адекватных решений. Л.Ю.Филобокова К. э. н., профессор Волгоградская академия государственной службы Подписано в печать 23.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Стратегия ценообразования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10) >
Статья: Эволюция концепций управления и оценки эффективности бизнеса ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.