Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Практика применения идентификационного номера налогоплательщика ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Необходимость указания ИНН

Пунктом 7 ст. 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а последний указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации (в соответствии со ст. 80 Кодекса), отчете, заявлении или ином документе, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей Кодекса. Вместе с тем согласно ст. 84 НК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 Кодекса (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве). Порядок присвоения ИНН определен Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

В части присвоения ИНН физическим лицам следует обратить внимание на Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 01.03.2006 N 13-В05-13, вынесенное по заявлению гражданина, в котором он оспаривал действия налогового органа, который без согласия гражданина присвоил ему ИНН, чем, по мнению заявителя, нарушил его право на имя, другие конституционные права и религиозные убеждения. В Определении отмечается, что ИНН по своему предназначению подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека. Это подтверждается расположением ст. 84 НК РФ в гл. 14 НК РФ. В связи с этим сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне (ст. 102 НК РФ).

Однако необходимость указания ИНН содержится не только в законодательных и иных нормативных правовых актах, регулирующих налоговые правоотношения, но и в актах, которые относятся к другим отраслям права и регулируют неналоговые отношения. Так, ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" установлено, что в титульной части кредитной истории физического лица содержится в том числе идентификационный номер налогоплательщика; в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ для получения разрешения на право организации рынка и при заключении договора о предоставлении торговых мест также необходимо указывать ИНН. Требование об указании ИНН содержится также и в ряде ведомственных актов, например согласно Приказу ФСС РФ и Минздрава России от 29.01.2004 N 18/29 при заполнении книги получения бланков листков нетрудоспособности медицинской организации необходимо указывать ИНН организации, от которой получены бланки; при заполнении анкеты кредитной организации - эмитента (Приложение N 3 к Инструкции Банка России от 10.03.2006 N 128-И) также необходимо указывать ИНН.

Оформление счетов-фактур

Указание наименования, адреса и ИНН налогоплательщика и покупателя как обязательных реквизитов счета-фактуры предусмотрено п. 5 ст. 169 НК РФ. Неправильное оформление счетов-фактур может явиться причиной для непризнания их налоговым органом. Так, причиной для доначисления налоговым органом НДС послужил вывод о том, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры содержат недостоверные сведения о его контрагентах, так как согласно результатам встречных проверок указанные организации-контрагенты в ЕГРЮЛ не зарегистрированы и на налоговом учете не состоят. ФАС Северо-Кавказского округа, рассматривая материалы по указанному делу, сделал следующий вывод (Постановление от 30.01.2007 N Ф08-114/2007-27А). Согласно п. п. 1 и 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса. При этом требования о соблюдении порядка оформления счетов-фактур относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся. Как следует из представленных в суде материалов, указанные контрагенты в базе данных ЕГРЮЛ не значатся, на налоговом учете не состоят, указанные ИНН принадлежат иным юридическим лицам. В силу ст. ст. 48, 49 и 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 ГК РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете организаций должно производиться на основании формирования полной и достоверной информации о ее деятельности, которая является базой для правильного применения налогового законодательства. Таким образом, счета-фактуры, содержащие недостоверные сведения о поставщиках, не удовлетворяют требованиям, предъявляемым ст. 169 НК РФ, и не могут служить основанием для произведения налоговых вычетов согласно ст. ст. 171 и 172 Кодекса.

Кроме того, в Постановлении отмечается, что, заключая договоры с поставщиками товаров (работ, услуг), не проверив их правоспособность, с учетом п. 2 ст. 1 ГК РФ (из смысла которого следует презумпция разумности, добросовестности, осмотрительности субъектов гражданско-правовых отношений, которые осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе) организация приняла на себя риск негативных последствий в виде невозможности применить налоговые вычеты по НДС, уплаченному лицам, не обладающим правоспособностью. В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения налогоплательщиком вычетов по НДС.

Вместе с тем при привлечении к налоговой ответственности при аналогичных обстоятельствах следует обратить внимание на Постановление ФАС Центрального округа от 17.05.2006 N А35-3209/05С3. Организация была привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по результатам проверки представленных счетов-фактур на применение налоговых вычетов по НДС, в которых ИНН поставщиков организации были недействительными. Согласно Постановлению данные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности данных о поставщиках товаров, содержащихся в представленных счетах-фактурах, в связи с чем налоговая инспекция правомерно не приняла заявленные в налоговых декларациях налоговые вычеты. Между тем в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, за которое Кодексом установлена ответственность. Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Из совокупности норм, предусмотренных п. 6 ст. 108, п. 2 ст. 109, ст. 110 НК РФ, следует, что вина лица, привлекаемого к налоговой ответственности, является необходимым условием привлечения к ответственности. При этом обязанность по доказыванию виновности лица в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. Однако доказательств вины организации в указании поставщиками в выставленных счетах-фактурах недостоверной информации и, как следствие, в совершении ею налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ, налоговый орган не представил.

Вместе с тем при рассмотрении споров, касающихся уплаты налога на прибыль в случае представления неправильно оформленных документов, подтверждающих расходы, суд исходил из следующего (как следует из материалов дела налогоплательщиком были представлены счета-фактуры, в которых в том числе были указаны вымышленные ИНН).

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В силу п. 1 ст. 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо содержат предусмотренные обязательные реквизиты.

В связи с этим в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2006 N Ф08-6061/2006-2533А отмечается, что недостоверность первичных документов является основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, но не влечет признания отсутствия затрат как таковых. Документы, подтверждающие затраты на приобретение товара, но не оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не свидетельствуют о факте безвозмездного приобретения товара, если этот товар принят к учету в установленном порядке и использован в производстве товаров (работ, услуг). Таким образом, согласно ст. 252 НК РФ пороки оформления первичных документов, вызванные различными обстоятельствами, не являются бесспорным основанием для отказа налогоплательщику в принятии таких документов.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 N А19-9660/06-9-Ф02-5968/06-С1 рассматривалось дело по заявлению индивидуального предпринимателя на решение налогового органа о доначислении заявителю сумм НДФЛ и привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Налоговая инспекция доначислила предпринимателю НДФЛ исходя из того, что контрагент предпринимателя-заявителя на учете в налоговой инспекции не состоит, сведений о зарегистрированной контрольно-кассовой технике, принадлежащей ему, не имеется, ИНН присвоен другому лицу. В материалы дела представлены счета-фактуры и чеки ККТ. Данными документами подтверждается факт оплаты товара. Тот факт, что продавцом (контрагентом) в счетах-фактурах и чеке ККМ неверно указан ИНН, не может повлиять на обоснованность отнесения денежной суммы в расходы, понесенные заявителем-предпринимателем.

Уплата НДФЛ

В части уплаты НДФЛ следует обратить внимание и на Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2006 N А65-5032/06-СА2-34. Налоговым органом был доначислен налог на доходы физических лиц при следующих обстоятельствах. Работник организации был направлен в командировку. По возвращении в подтверждение командировочных расходов им были представлены соответствующие документы, в том числе подтверждающие уплату работником средств в счет оплаты проживания в гостинице, но при этом указанный в счетах и фискальных чеках ИНН гостиницы был недостоверным. В связи с этим в Постановлении суда отмечается, что данное обстоятельство не могло быть основанием для доначисления НДФЛ, поскольку сумма оплаты за проживание в гостинице командировочных работников не является доходом в силу ст. ст. 208 и 211 НК РФ, и, кроме того, на командированного работника не может быть возложена обязанность по проверке регистрации лица, оказывающего услуги по предоставлению жилья (исходя из позиции суда о возложении обязанности по проверке регистрации лица-контрагента возникает вопрос о такой обязанности в том случае, когда указание ИНН предусмотрено не только актами, регулирующими налоговые отношения, например ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре указывается идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Представление исправленных документов в налоговые органы

В Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2007 N А43-1634/06-34-69 также отмечается, что доводы налогового органа о несоответствии счетов-фактур требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ, а именно об отсутствии в счетах-фактурах ИНН покупателя, не могут быть приняты, поскольку налогоплательщик представил в суд надлежащим образом исправленные счета-фактуры, что не противоречит п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, согласно которым допускается вносить исправления в счета-фактуры.

В части представления в налоговые органы исправленных документов следует также обратить внимание на Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2006 N А55-7852/06-53. Налоговая декларация по налогу на имущество за 2004 г. была направлена налогоплательщиком вместе с документами 30 марта 2005 г., что подтверждается накладной службы доставки. Организация, обнаружив ошибку в указании ИНН и КПП, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ внесла необходимые изменения в декларацию и представила ее налоговому органу, что также документально подтверждено. В связи с этим судебными инстанциями был сделан обоснованный вывод о том, что при наличии правильного наименования организации-налогоплательщика ошибки в указании ИНН и КПП налогоплательщика сами по себе не опровергают того факта, что декларация была представлена в предусмотренные законом сроки и сделан вывод, что несоответствие требований заполнения налоговой декларации при возможности установления налогоплательщика и сумм, подлежащих к уплате по декларации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении ФАС Центрального округа от 01.08.2006 N А64-1166/06-13 по делу, в котором в связи с неверным указанием ИНН налоговая инспекция посчитала, что уточненная декларация является основной, и приняла решение о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Кодекса.

Г.Титова

Юрист

Подписано в печать

23.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В течение какого срока налоговый орган должен вынести решение по акту камеральной налоговой проверки, в котором выявлено налоговое правонарушение? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21) >
Статья: <Налоговое обозрение от 23.05.2007> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.