|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: В результате неисполнения договора аренды имущества у арендатора (российской организации) возник долг перед арендодателем (иностранной организацией). Однако позднее иностранная организация простила долг арендатору. Обязана ли российская организация в этом случае удержать НДС с арендной платы? ("Налоговая политика и практика", 2007, N 6)
"Налоговая политика и практика", 2007, N 6
Вопрос: В результате неисполнения договора аренды имущества у арендатора (российской организации) возник долг перед арендодателем (иностранной организацией). Однако позднее иностранная организация простила долг арендатору. Обязана ли российская организация в этом случае удержать НДС с арендной платы?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Пунктами 1 - 2 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента установлены при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. При этом налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога, а налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги). Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. С учетом изложенного передача имущества по договору аренды российской организации является реализацией товаров (работ, услуг). Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (ст. 415 ГК РФ). Поскольку долг был прощен, средства по договору аренды фактически выплачены не были. По мнению Пленума ВАС РФ (п. 44 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ"), налоговый агент может быть привлечен к ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налогов только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств.
По мнению налоговых органов (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 24.03.2000 N 02-11/10410, в котором рассматривался случай предоставления российскому предприятию иностранной компанией займа и последующего прощения долга), обязанности по уплате НДС у российского предприятия не возникает, так как у иностранной компании отсутствует доход по данной операции. Таким образом, в рассматриваемой ситуации российская организация не несет обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС с арендной платы. Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2006 N Ф04-2707/2006(22487-А27-15), ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.04.2004 N А33-4446/03-С3-Ф02-1004/04-С1).
Ю.М.Лермонтов Консультант Департамента бюджетной политики Минфина России Подписано в печать 22.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |