|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Вычеты НДС при лизинге ("Налоговая политика и практика", 2007, N 6)
"Налоговая политика и практика", 2007, N 6
ВЫЧЕТЫ НДС ПРИ ЛИЗИНГЕ
В зарубежных странах доля инвестиций в основные фонды составляет 20 - 40% от общего объема инвестиций. В России этот показатель значительно ниже - около 5 - 6%. Активизации инвестиций в основные фонды и их обновлению способствует в том числе развитие лизинговой деятельности. Именно лизинговые компании за счет собственных средств или привлеченных кредитов приобретают современное оборудование и предоставляют его во временное владение и пользование своим клиентам на длительное время. При этом они выполняют весь комплекс работ, связанных с приобретением оборудования: финансирование, транспортировку, страхование, монтаж и т.п.
Рынок лизинговых услуг растет высокими темпами: в 2006 г. объем лизинговых контрактов превысил 10 млрд долл. США. Однако одним из сдерживающих факторов развития отрасли является проблема возмещения и принятия к вычету НДС лизинговыми компаниями. Большинству из них приходится в суде отстаивать свое право на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета денежными средствами. Подобные споры возникают по налогу, как уплаченному поставщикам, так и уплаченному на таможне, даже если все встречные проверки успешно пройдены и все документы у лизинговой компании в порядке. Автор готов доказать, что признание НДС к вычету у лизинговой компании не влечет потерь для бюджета и не является целью ее деятельности. Наоборот, если НДС к вычету у лизинговой компании не будет признан, она обанкротится, так как безвозвратно прокредитует бюджет на сумму налога. В Законе РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 16.07.1992, действовал до вступления в силу гл. 21 НК РФ) давалось следующее определение: "Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения". В нашей стране налог исчисляется как разница между суммами входящего и исходящего НДС, которая подлежит уплате в бюджет или возмещению из бюджета (ст. ст. 173, 176 НК РФ). Экономическая сущность налога при этом остается без изменений: если добавленная стоимость не создана, то и налог отсутствует.
Данный подход наиболее понятен при осуществлении торговой деятельности: во всех компаниях, участвующих в товарной цепочке, в каждом периоде формируется добавленная стоимость и уплачивается соответствующий налог (схема 1).
НДС к уплате НДС к вычету НДС к вычету на таможне с приобретенного с приобретенного при ввозе товара товара товара ———————————¬ ———————————¬ —————————————¬ —————————————+Компания А|<————————+Компания В|<————————+ Компания С |<—————¦ ¦(импортер)¦ 120 ¦(продавец)¦ 135 ¦(покупатель)¦ 150 ¦ L---T------- L---T------- L---T------- ———— ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НДС к уплате ¦ НДС к уплате ¦ НДС к уплате ¦100 ¦20 с проданного ¦15 с проданного ¦15 с продажи ¦ ¦ товара ¦ товара ¦ товара ¦ ¦ ¦ ¦ физическим ¦ ¦ ¦ ¦ лицам \¦/ \¦/ \¦/ \¦/ ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Бюджет | L——————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Схема 1
Пример. Предположим, что компания А импортирует товар стоимостью 556 руб. без НДС (налог в размере 100 руб. уплачивается при таможенном оформлении), который затем продает компании В (оптовая организация) по цене 667 руб. плюс НДС - 120 руб. Налог к уплате в бюджет с добавленной стоимости в сумме 111 руб. (667 - 556) составит 20 руб. (111 руб. x 18%). В свою очередь компания В продает компании С (организация розничной торговли) этот товар по цене 750 руб. плюс НДС - 135 руб. Компания В должна уплатить НДС в бюджет в сумме 15 руб. (135 - 120), т.е. в той же сумме, как если бы налог взимался с добавленной стоимости (83 руб. x 18%). Аналогичная картина наблюдается и в компании С: товар, приобретенный по цене 750 руб. без НДС, реализуется физическим лицам по цене 983 руб. плюс НДС - 150 руб. В бюджет уплачивается НДС в размере 15 руб. [(150 - 135), или (83 руб. x 18%)]. Суммарный налог в бюджет составит 150 руб.
Схема 1 - классическая и не вызывает претензий со стороны налоговых органов в отличие от схемы 2, где вместо товара фигурирует производственное оборудование, закупаемое лизинговой компанией. Сложность последней схемы состоит в том, что лизинговые компании работают с основными средствами, которые создают добавленную стоимость в течение длительного периода. Поэтому если импортер и производитель, у которых срок товарного и производственного циклов невелик, в каждом периоде создают добавленную стоимость и уплачивают НДС в бюджет, то у лизинговых компаний в момент приобретения имущества и передачи его в лизинг добавленная стоимость не создается. Существующие принципы расчетов по НДС таковы, что лизинговая компания сначала должна получить из бюджета налог, уплаченный импортеру, а после этого в течение нескольких лет уплачивать в бюджет НДС с лизинговых платежей, в том числе и с созданной добавленной стоимости.
—————————————————————————————————¬ | Кредитор | L—————————————————————————————————¦ /¦\ ¦ Привлечение кредита ¦ ¦ под оплату НДС поставщику ¦ ¦ и погашение его за счет ¦ ¦ НДС к возврату ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------¬ ------------ ———— НДС к уплате НДС к вычету ¦ ¦ НДС к вычету на таможне с приобретенного ¦ ¦ с лизинговых при ввозе оборудования ¦ ¦ платежей оборудования \¦/¦ ———————————¬ ———————+———¬ ——————————————————¬ —————————+ Поставщик|<————————+Лизинговая|<——————+Лизингополучатель|<————¦ ¦(импортер)¦ 120 ¦ компания ¦ 135 ¦ (производитель) ¦ 150 ¦ L---T------- L------T---- L------T--------- ———— ¦ ¦ /¦\¦ ¦ ¦ ¦ НДС к уплате ¦ ¦ НДС к уплате ¦ НДС к уплате ¦100 ¦20 с проданного 120¦ ¦135 с лизинговых ¦15 с продажи ¦ ¦ оборудования ¦ ¦ платежей ¦ продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ \¦/ \¦/ ¦\¦/ \¦/ ————————————————————————————————————+————————————————————————————————¬ | Бюджет | L————————————————————————————————————————————————————————————————————— Схема 2
Из схемы 2 видно, что бюджет получит средства в том же размере (150 руб.), что и в случае со схемой 1, но произойдет это не в момент поставки оборудования, а в течение длительного срока, по мере того как на этом оборудовании будет сформирована добавленная стоимость. При этом уплата НДС в бюджет лизинговой компанией возможна по двум вариантам: 1. Лизинговая компания оплачивает НДС поставщику за счет заемных средств (120 руб.). Бюджет в течение 3 месяцев согласно НК РФ возвращает компании уплаченный поставщику НДС, который направляется ею на погашение кредита. В течение последующих нескольких лет компания уплачивает НДС в бюджет с поступающих ей лизинговых платежей (135 руб.). В результате бюджет получает НДС - 15 руб. 2. Лизинговая компания оплачивает НДС поставщику за счет заемных средств (120 руб.). Возврата НДС денежными средствами не происходит: налог засчитывается в счет будущих платежей в бюджет. То есть бюджет получает беспроцентный кредит в виде НДС на сумму 120 руб. на несколько лет. В течение нескольких лет лизинговая компания не платит НДС с лизинговых платежей в бюджет, а направляет полученные суммы на погашение кредита. Как только сумма налога превысит 120 руб., лизинговая компания начинает уплачивать НДС в бюджет (всего 15 руб.). Для лизинговой компании вариант 1 более предпочтителен, но он практически не реализуем. Вариант 2 менее предпочтителен, но и его реализация встречает препятствия (налоговые органы отказываются признавать НДС к вычету с приобретенного оборудования). В любом споре, связанном с деньгами, а тем более с уплатой налогов, красноречивее всего язык цифр. Рассмотрим несколько ситуаций, и только потом сделаем выводы.
Ситуация 1. Покупатель (производитель) без участия лизинговой компании за счет собственных средств закупает у поставщика (импортера) оборудование стоимостью 1000 руб. без НДС. Импортер уплачивает на таможне НДС - 180 руб. (для простоты предполагаем, что таможенная пошлина и вознаграждение импортера равны нулю). Покупатель на приобретенном оборудовании производит продукцию, которую реализует в течение 6 лет по 1000 руб. в год плюс НДС - 180 руб. (табл. 1). При этом предполагается, что НДС к вычету в эти годы отсутствует (гр. 3).
Таблица 1. Структура уплаты НДС в бюджет (без участия лизинговой компании)
—————————T——————————T———————————————————————————————————T————————¬ | Период | Поставщик| Покупатель (производитель) | Доход | | (год) |(импортер)| | бюджета| | +——————————+———————————T————————————T——————————+ по НДС | | | НДС к | НДС к |НДС к уплате| НДС в | | | | уплате на|вычету (НДС| (НДС от | бюджет | | | | таможне |поставщику)|покупателей)| | | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ | 1 | 2 | 3 = 2 | 4 | 5 = 4 — 3| 6 = 4 =| | | | | | | 2 + 5 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |1—й (год| 180 | 180 | 180 | 0 | 180 | |закупки)| | | | | | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |2—й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |3—й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |4—й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |5—й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |6—й | 0 | 0 | 180 | 180 | 180 | +————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————+ |Итого...| 180 | 180 | 1080 | 900 | 1080 | L————————+——————————+———————————+————————————+——————————+————————— Как видно, бюджет получает НДС от поставщика (импортера) только в первый год, в остальные периоды проекта налог полностью перечисляет производитель.
Ситуация 2. Большинство организаций не обладают достаточным количеством собственных средств и вынуждены привлекать заемные средства. На этом специализируются лизинговые компании. Участие лизинговой компании изменяет структуру уплаты НДС в бюджет, хотя, повторимся, сумма, получаемая бюджетом, остается без изменений. Предположим, что лизинговая компания получает возмещение НДС из бюджета денежными средствами на основании ст. 176 НК РФ (вариант 1) и направляет его на первое погашение кредита, тогда состав расходов лизинговой компании и структура уплаты НДС будут иметь вид, представленный в табл. 2 и 3.
Таблица 2. Структура расходов лизинговой компании
—————————T————————————T———————————T——————T———————T—————————T————————T—————————T——————————————T——————————T——————————¬ | Период | Оплата | НДС к | НДС в|Долг по|Погашение|Проценты| Налог |Вознаграждение|Лизинговый| НДС к | | (год) |оборудования| вычету |бюджет|кредиту| кредита | по | на | (3%) |платеж без| уплате | | | без НДС | (НДС | | на | | кредиту|имущество| | НДС | (НДС с | | | |поставщику)| | начало| | (11%) | (2,2%) | | |лизинговых| | | | | |периода| | | | | | платежей)| +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 = 6 + | 11 = 10 x| | | | | | | | | | | 7 + 8 + 9| 18% | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |1—й (год| 1000 | 180 | —180 | 1180 | 180 | | | | | | |закупки)| | | | | | | | | | | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |2—й | 0 | 0 | 65 | 1000 | 200 | 110 | 20 | 30 | 360 | 65 | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |3—й | 0 | 0 | 59 | 800 | 200 | 88 | 15 | 24 | 327 | 59 | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |4—й | 0 | 0 | 53 | 600 | 200 | 66 | 11 | 18 | 295 | 53 | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |5—й | 0 | 0 | 47 | 400 | 200 | 44 | 7 | 12 | 263 | 47 | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |6—й | 0 | 0 | 41 | 200 | 200 | 22 | 2 | 6 | 230 | 41 | +————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————+ |Итого...| 1000 | 180 | 86 | 4180 | 1180 | 330 | 55 | 90 | 1475 | 266 | L————————+————————————+———————————+——————+———————+—————————+————————+—————————+——————————————+——————————+——————————— Таблица 3. Структура уплаты НДС в бюджет (возмещение налога денежными средствами)
—————————T——————————T————————————————————————————————————————————T———————————————————————————————T————————¬ | Период | Поставщик| Лизинговая компания | Покупатель | Доход | | (год) |(импортер)| | (производитель) | бюджета| | | | | | по НДС | | +——————————+———————————T———————T——————————T—————————————+——————————T————————————T———————+ | | | НДС к | НДС к | НДС | НДС к |Задолженность| НДС к | НДС к | НДС в | | | | уплате | вычету | в | уплате | бюджета | вычету | уплате | бюджет| | | | на | (НДС | бюджет| (НДС с | | (НДС | (НДС от | | | | | таможне |поставщику)| |лизинговых| |лизинговой|покупателей)| | | | | | | | платежей)| | компании)| | | | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ | 1 | 2 | 3 = 2 |4 = 5 —| 5 | 6 | 7 = 5 | 8 |9 = 8 —|10 = 8 =| | | | | 3 | | | | | 7 | 9 + 4 +| | | | | | | | | | | 2 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |1—й год | 180 | 180 | —180 | | 0 | | 180 | 180 | 180 | |закупки)| | | | | | | | | | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |2—й | 0 | 0 | 65 | 65 | 0 | 65 | 180 | 115 | 180 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |3—й | 0 | 0 | 59 | 59 | 0 | 59 | 180 | 121 | 180 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |4—й | 0 | 0 | 53 | 53 | 0 | 53 | 180 | 127 | 180 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |5—й | 0 | 0 | 47 | 47 | 0 | 47 | 180 | 133 | 180 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |6—й | 0 | 0 | 41 | 41 | 0 | 41 | 180 | 139 | 180 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+ |Итого...| 180 | 180 | 86 | 266 | 0 | 266 | 1080 | 815 | 1080 | L————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————— Как видно, в первый период бюджет получает НДС как с производителя, так и с импортера. В случае возмещения НДС лизинговой компании денежными средствам доход бюджета в этот период составит 180 руб., как и в случае закупки оборудования организацией за счет собственных средств, т.е. без привлечения лизинговой компании. Если же возврат денежными средствами не производится, а налог, уплаченный поставщику, принимается к вычету (вариант 2), экономика сделки будет выглядеть следующим образом (табл. 4).
Таблица 4. Структура уплаты НДС в бюджет (налог принимается к вычету)
—————————T——————————T————————————————————————————————————————————T———————————————————————————————T————————T——————————————¬ | Период | Поставщик| Лизинговая компания | Покупатель | Доход |Дополнительный| | (год) |(импортер)| | (производитель) | бюджета| доход | | | | | | по НДС | бюджета | | +——————————+———————————T———————T——————————T—————————————+——————————T————————————T———————+ | (нарастающий | | | НДС к | НДС к | НДС | НДС к |Задолженность| НДС к | НДС к | НДС в | | итог) | | | уплате | вычету | в | уплате | бюджета | вычету | уплате | бюджет| | | | | на | (НДС | бюджет| (НДС с | | (НДС | (НДС от | | | | | | таможне |поставщику)| |лизинговых| |лизинговой|покупателей)| | | | | | | | | платежей)| | компании)| | | | | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ | 1 | 2 | 3 = 2 |4 = 5 —| 5 | 6 | 7 = 5 | 8 |9 = 8 —|10 = 9 +| 11 = 9 — 7 | | | | | 3 | | | | | 7 | 4 + 2 | | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |1—й (год| 180 | 180 | | | 180 | | 180 | 180 | 360 | 180 | |закупки)| | | | | | | | | | | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |2—й | 0 | 0 | 0 | 65 | 115 | 65 | 180 | 115 | 115 | 115 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |3—й | 0 | 0 | 0 | 59 | 56 | 59 | 180 | 121 | 121 | 56 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |4—й | 0 | 0 | 0 | 53 | 3 | 53 | 180 | 127 | 127 | 3 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |5—й | 0 | 0 | 44 | 47 | 0 | 47 | 180 | 133 | 177 | 0 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |6—й | 0 | 0 | 41 | 41 | 0 | 41 | 180 | 139 | 180 | 0 | +————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————+ |Итого...| 180 | 180 | 86 | 266 | 355 | 266 | 1080 | 815 | 1080 | 0 | L————————+——————————+———————————+———————+——————————+—————————————+——————————+————————————+———————+————————+——————————————— Как видно из табл. 4, лизинговая компания кредитует бюджет на срок более трех лет, что отражается на ее вознаграждении (оно уменьшается в 3 раза). Если же лизинговая компания сохранит свое вознаграждение (см. гр. 9 табл. 2), это приведет к удорожанию проекта для лизингополучателя. В случае отказа лизинговой компании в признании НДС к вычету, ей придется перечислять в бюджет весь НДС с лизинговых платежей денежными средствами (гр. 3 табл. 5). При этом компания обанкротится в первый же год своего существования (см. гр. 7 табл. 5), так как ей не хватит средств для погашения кредита, взятого на оплату НДС поставщику. Бюджет же получает дополнительный доход в виде НДС со стоимости приобретаемого оборудования за счет банкротства лизинговой компании.
Таблица 5. Денежные потоки у лизинговой компании
——————————————————————————T——————————————————————————————————————————————————————¬ | Поступления | Расходы | | | | +——————————————T——————————+——————————T—————————T————————T—————————T——————————————+ | Лизинговый | НДС | НДС в |Погашение|Проценты| Налог на|Вознаграждение| | платеж | к уплате |бюджет при| кредита | по |имущество| | | без НДС | (НДС с |отсутствии| | кредиту| | | | |лизинговых| НДС к | | | | | | | платежей)| вычету | | | | | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 360 | 65 | 65 | 236 | 130 | 20 | —26 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 327 | 59 | 59 | 236 | 104 | 15 | —28 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 295 | 53 | 53 | 236 | 78 | 11 | —30 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 263 | 47 | 47 | 236 | 52 | 7 | —32 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | 230 | 41 | 41 | 236 | 26 | 2 | —34 | +——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+——————————————+ | Итого... 1475| 266 | 266 | 1180 | 389 | 55 | —149 | L——————————————+——————————+——————————+—————————+————————+—————————+———————————————Таким образом, не получая возмещение НДС денежными средствами, лизинговые компании кредитуют бюджет на несколько лет (в 2006 г., например, на сумму около 27 млрд руб.; см.: "Вернуть НДС" // Ведомости. 2007. 18 янв.). А практика отказов в признании НДС к вычету ведет к банкротству добросовестных лизинговых компаний и существенному падению объема инвестиций в обновление производственных фондов. Конечно, можно понять ситуацию, когда поставщики не уплачивают НДС в бюджет, тогда для государства возмещение НДС становится прямой потерей. Поэтому лизинговые компании готовы к налоговым проверкам, чтобы доказать свою добросовестность. При этом они надеются на то, что, когда все проверки пройдены, НДС к вычету будет признаваться во внесудебном порядке. А.Н.Киркоров К. э. н., финансовый директор лизинговой компании "Бизнес Альянс", член экспертной группы Ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" Подписано в печать 22.05.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |