Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения порядка применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей ("Налоговая политика и практика", 2007, N 6)



"Налоговая политика и практика", 2007, N 6

ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Поправки, предусмотренные Федеральным законом "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской федерации" <*>, связаны с решением некоторых вопросов, возникших в практике применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Принят Госдумой в 3-м чтении 27.04.2007, одобрен Советом Федерации 04.05.2007, на момент подписания номера в печать находился на подписи у Президента РФ. Налог на добавленную стоимость 1. В настоящее время не определен перечень документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения, а также индивидуальные предприниматели, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) на общий режим налогообложения, в целях подтверждения размера выручки от реализации продукции (работ, услуг) для получения права на освобождение от НДС. Дополнениями, внесенными в п. 6 ст. 145 НК РФ, уточняется, что для указанных организаций и индивидуальных предпринимателей таким документом является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н), или выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н). 2. Кроме того, налогоплательщикам упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога теперь разрешается включать в принимаемые к вычету в соответствии с гл. 26.1 и 26.2 НК РФ расходы суммы НДС, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ (при приобретении товаров у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков), в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения действующих договоров и возврата сумм авансовых платежей. Соответствующие изменения внесены в ст. 170 (дополнена п. 7) и п. 5 ст. 171 (дополнен абзацем) НК РФ. 3. Эти же налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, когда на них на основании ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ, теперь должны исполнять обязанности по уплате данного налога по операциям, осуществляемым в рамках указанных договоров (п. 3 ст. 346.1, п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ в новой редакции). 4. Установлен порядок уплаты НДС при переходе с общего режима на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход и обратно (п. п. 5 и 6 ст. 346.25, п. п. 8 и 9 ст. 346.26 НК РФ в новой редакции). Единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения 5. Федеральным законом от 03.11.2006 N 177-ФЗ право применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога было предоставлено сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Однако установление этого права не сопровождалось внесением других необходимых изменений в гл. 26.1 НК РФ. В частности, не был четко прописан порядок перехода кооперативов на уплату ЕСХН; при определении критерия для перехода на уплату ЕСХН не учитывались доходы от реализации продукции первичной переработки, произведенной кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов; доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) кооперативами для своих членов определялась не в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг), как у остальных налогоплательщиков ЕСХН, а в общем объеме доходов, что ставило их в невыгодные условия по сравнению с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями. Указанные проблемы решены внесением соответствующих поправок в п. п. 2 и 7 ст. 346.2, п. п. 1 и 4 ст. 346.3 НК РФ. 6. В перечень расходов, которые налогоплательщики ЕСХН вправе учитывать при исчислении налоговой базы, включены расходы в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. 7. Поправками, внесенными в абз. 4 п. 1 ст. 346.5 НК РФ и абз. 5 п. 1 ст. 346.15 НК РФ, установлено, что полученные налогоплательщиками дивиденды не включаются в доходы в целях исчисления ЕСХН, а также налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, независимо от факта уплаты с этих дивидендов налога на прибыль организаций или налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. ст. 275 и 214 НК РФ. 8. Налогоплательщики ЕСХН и упрощенной системы налогообложения теперь смогут, кроме расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, при исчислении налоговой базы также учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ. Указанные расходы разрешено учитывать с момента ввода основных средств в эксплуатацию (ст. ст. 346.5 и 346.16 НК РФ в новой редакции). Расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов разрешено учитывать не после завершения оплаты, а в размере оплаченных сумм. Уточнены сроки принятия к учету расходов в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на уплату ЕСХН и на упрощенную систему налогообложения. 9. Претерпел изменения и порядок учета доходов и расходов при исчислении налога на прибыль организаций с использованием метода начислений при переходе организаций с ЕСХН и упрощенной системы налогообложения на общий режим (уточнена редакция п. п. 7 и 7.1 ст. 346.6 и п. 2 ст. 346.25 НК РФ). 10. В настоящее время запрещено применение упрощенной системы налогообложения иностранными организациями, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Новая редакция указанной нормы предусматривает запрет на применение упрощенной системы всеми иностранными организациями. Ими в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. 11. Изменения коснулись и порядка перехода на упрощенную систему налогообложения организаций, которые наряду с общим режимом переведены по отдельным видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Напомним, что по действующим правилам эти организации при определении критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения должны учитывать доходы по всем видам деятельности, независимо от применяемых в отношении них налоговых режимов. После уточнения предельная величина доходов, установленная п. 2 ст. 346.12 НК РФ, определяется только по тем видам предпринимательской деятельности, которые подпадают под общий режим налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения. 12. Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 346.13 НК РФ, организации, изъявившие желание перейти со следующего года на упрощенную систему налогообложения, при подаче в налоговый орган по месту своего нахождения заявления должны будут сообщить не только о размере доходов за 9 месяцев текущего года, но и о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. 13. Введено новое основание для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, а именно участие налогоплательщика, применяющего в качестве объекта налогообложения доходы, в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) или договоре доверительного управления имуществом (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции). 14. Налогоплательщикам упрощенной системы налогообложения при исчислении налоговой базы разрешено корректировать полученные доходы в случае возврата ими сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав): на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен этот возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). 15. Расширен перечень расходов, которые налогоплательщики упрощенной системы налогообложения вправе учитывать при исчислении налоговой базы, а также изменен порядок признания расходов (ст. 346.16 НК РФ). В частности, при исчислении налоговой базы теперь могут учитываться расходы по вывозу твердых бытовых отходов; расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров, связанные с приобретением этих товаров. При смене налогоплательщиком объекта налогообложения (вместо доходов - доходы, уменьшенные на величину расходов) расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются (п. 4 ст. 346.17 НК РФ). Упрощенная система налогообложения на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ) 16. Прежде всего уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которых разрешается при применении указанного налогового режима. Также установлено, что перейти с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно можно только после истечения срока действия патента. Поскольку патент действует только на территории того субъекта Федерации, на территории которого он выдан, налогоплательщику, уже имеющему патент, предоставлено право подавать заявление на получение иного патента на территории другого субъекта Федерации. 17. Если размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по какому-либо из видов предпринимательской деятельности законом субъекта Федерации сохраняется неизменным на следующий календарный год, то годовая стоимость патента в текущем году рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действовавшего в предыдущем году. При этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор. 18. Введена обязанность индивидуального предпринимателя сообщать в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной налоговый режим в течение 15 календарных дней с начала применения последнего. Индивидуальному предпринимателю, перешедшему с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, можно будет вновь вернуться к патентной системе не ранее чем через 3 года после того, как он утратил право на ее применение. 19. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций, но за ними сохранена обязанность ведения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. 20. Кроме того, при оплате оставшейся части стоимости патента теперь разрешается уменьшать ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 21. В число случаев, когда единый налог не применяется, добавлено осуществление видов предпринимательской деятельности в рамках договора доверительного управления имуществом, а также налогоплательщиками, которые относятся к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ. 22. Запрещено переводить на уплату единого налога учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения по такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). 23. Уточнено определение вида предпринимательской деятельности, связанного со сдачей в аренду торговых мест (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К нему отнесено оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей. В перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога, включено оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей (пп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). 24. Из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ), исключен такой фактор, как "фактический период времени осуществления деятельности". В то же время продолжает действовать норма п. 6 ст. 346.29 НК РФ, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2 определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. 25. Уточняющие поправки внесены в определения отдельных понятий (ст. 346.27 НК РФ). В частности, в целях единого налога на вмененный доход к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не относятся услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию; к розничной торговле - реализация газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам; к услугам общественного питания - услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5% (за исключением виноматериалов), а также пиво). Из объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, исключены торговые автоматы (они отнесены к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов). И наоборот, в число объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, включены магазины (секции, отделы) кулинарии. Даны определения следующих понятий: "стационарное торговое место", "помещение для временного размещения и проживания", "объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию", "площадь стоянки", а понятия "торговое место", "площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы" уточнены. 26. Претерпел изменения порядок определения базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности (ст. 346.29 НК РФ). Так, предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг разделена на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (физический показатель - количество автотранспортных средств по перевозке грузов, базовая доходность сохранена в размере 6000 руб. в месяц на автотранспортное средство) и оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (физический показатель - количество посадочных мест, базовая доходность установлена в размере 1500 руб. в месяц на посадочное место). По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, базовая доходность установлена в зависимости от площади торгового места (объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания): до 5 кв. м - 6000 руб. в месяц за торговое место, свыше 5 кв. м - 1200 руб. в месяц с единицы площади торгового места. По такому виду предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка: до 10 кв. м - 5000 руб. за земельный участок, свыше 10 кв. м - 1000 руб. с единицы площади земельного участка. 27. Согласно поправкам, внесенным в п. 7 ст. 346.29 НК РФ, значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год, т.е. не могут меняться в течение календарного года. Более того, нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 должны быть приняты до начала следующего календарного года и (или) вступить в силу в установленном НК РФ порядке с начала следующего календарного года. Иначе в следующем календарном году продолжат действовать значения корректирующего коэффициента К2, применявшиеся в предыдущем календарном году. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступает в силу с 01.01.2008, за исключением изменений, внесенных в ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007, т.е. будут применяться при исчислении в 2008 г. налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам налогового периода за 2007 г. А.И.Косолапов К. э. н., начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации Подписано в печать 22.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новые показатели для "вмененной" деятельности ("Вмененка", 2007, N 6) >
Статья: Совершенствование налогообложения дивидендов организаций ("Налоговая политика и практика", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.