Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы определения размера ущерба при уклонении от уплаты налогов и сборов ("Налоги и налогообложение", 2007, N 5)



"Налоги и налогообложение", 2007, N 5

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА ПРИ УКЛОНЕНИИ

ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Нормативное определение размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов необходимо прежде всего для отграничения уголовной от налоговой и административной ответственности за аналогичные или сходные по объективной стороне нарушения законодательства о налогах и сборах.

Ущерб от налогового преступления в форме уклонения от уплаты налогов и сборов равен сумме неуплаченного налога и сбора. Размер начисленных пеней и штрафов на возникшую налоговую задолженность не влияет на изменение размера ущерба.

В настоящее время по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198 и ст. 199 УК РФ, размер ущерба, нанесенного преступным посягательством, определяется за период, составляющий три финансовых года, идущих подряд.

Понятие финансового года содержится в положениях ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что один финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Законодатель допускает возможность суммирования ущерба, нанесенного в результате:

- уклонения от уплаты различных видов налогов и сборов, в том числе федерального, регионального и местного уровней, а также налогов, предусмотренных специальным налоговым режимом;

- уклонения от уплаты налогов и сборов в течение нескольких налоговых периодов в пределах трех финансовых лет.

Напомним, что в настоящее время ни по одному из налогов не предусмотрен налоговый период, превышающий календарный год. Следовательно, момент окончания налогового преступления лишь косвенно связан с истечением срока налогового периода. Сроком окончания налогового преступления может быть признана дата фактической неуплаты налога, но только в том случае, если выполняется условие об имеющем место крупном или особо крупном размере нанесенного ущерба.

Кстати, благодаря действующему порядку расчета ущерба, нанесенного налоговым преступлением, неизбежно должны возникнуть проблемы с привлечением к уголовной ответственности налогоплательщика, существующего менее трех лет. В первую очередь это касается организаций, но может быть применено и по отношению к индивидуальным предпринимателям. Раз налогоплательщик осуществляет деятельность менее трех лет, то невозможно и определить сумму не уплаченных им налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет. Как минимум это означает невозможность правильного ответа на вопрос, совершено налоговое преступление в крупном или особо крупном размере.

По мнению Пленума ВС РФ <1>, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ либо ст. 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 // Российская газета. 2006. 31 дек. N 297. Данное утверждение небесспорно. Это в косвенной форме признает и сама судебная инстанция, указывая, что уголовная ответственность "может", а не "должна" наступить. На практике воспользоваться данным советом будет весьма непросто. Допустим, что за один налоговый период произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Этот факт был установлен, но деятельность налогоплательщика за предыдущие налоговые периоды (или по другим налогам) не проверялась. Вправе ли суд привлечь виновное лицо к уголовной ответственности либо он должен отправить дело на дополнительное расследование с целью установления, не имел ли место факт нанесения преступным посягательством особо крупного ущерба? По нашему мнению, следовать указанному разъяснению Пленума ВС РФ можно только в том случае, если по результатам отдельного налогового периода было установлено, что виновное лицо уклонилось от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере и размер нанесенного преступлением ущерба превышает соответствующий абсолютный показатель, зафиксированный в примечании к ст. 198 или ст. 199 УК РФ. Для целей привлечения к ответственности по ст. 198 УК РФ особо крупным размером безусловно признается сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, превышающая 1,5 млн руб., а для ст. 199 УК РФ - 7,5 млн руб. Привлечение к уголовной ответственности по результатам одного налогового периода во всех остальных случаях представляется весьма затруднительным. Судебная инстанция в таком случае не сможет доподлинно установить, имело ли место уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, так как для этого необходимо рассчитать долю неуплаченных налогов и (или) сборов в сумме подлежащих уплате в течение 3 финансовых лет. Прямое подтверждение сделанному нами выводу можно найти в п. 12 упоминаемого разъяснения Пленума ВС РФ: "При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к статье 198 УК РФ или из примечания к статье 199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по статье 198 УК РФ - соответственно более ста тысяч рублей и более пятисот тысяч рублей, по статье 199 УК РФ - соответственно более пятисот тысяч рублей и более двух миллионов пятисот тысяч рублей. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате". Правда, уже в следующем абзаце разъяснения представители высшей судебной инстанции допускают серьезную ошибку: "Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более трехсот тысяч рублей или более одного миллиона пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 198 УК РФ и соответственно более одного миллиона пятисот тысяч рублей или семи миллионов пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 199 УК РФ". Данное пояснение, как мы уже указывали выше, применимо только к случаям особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и сборов. Если же сумма уклонения от уплаты налогов и сборов превысила соответствующий максимальный показатель, установленный для крупного размера уклонения, то прежде чем признать налоговое преступление совершенным в крупном размере, суду необходимо проверить, не имеется ли в действиях нарушителя признаков нанесения ущерба в особо крупном размере, а значит, суду все равно понадобится расчет неуплаченной доли налогов (сборов). А.П.Зрелов К. ю. н., заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Подписано в печать 22.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение обеспечительных мер при разрешении налоговых споров ("Налоги и налогообложение", 2007, N 5) >
Статья: Алгоритм осуществления налогового планирования организациями малого бизнеса и методика его практического применения ("Налоги и налогообложение", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.