|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Проблемы определения размера ущерба при уклонении от уплаты налогов и сборов ("Налоги и налогообложение", 2007, N 5)
"Налоги и налогообложение", 2007, N 5
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА ПРИ УКЛОНЕНИИ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Нормативное определение размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов необходимо прежде всего для отграничения уголовной от налоговой и административной ответственности за аналогичные или сходные по объективной стороне нарушения законодательства о налогах и сборах. Ущерб от налогового преступления в форме уклонения от уплаты налогов и сборов равен сумме неуплаченного налога и сбора. Размер начисленных пеней и штрафов на возникшую налоговую задолженность не влияет на изменение размера ущерба. В настоящее время по налоговым преступлениям, предусмотренным ст. 198 и ст. 199 УК РФ, размер ущерба, нанесенного преступным посягательством, определяется за период, составляющий три финансовых года, идущих подряд. Понятие финансового года содержится в положениях ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что один финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Законодатель допускает возможность суммирования ущерба, нанесенного в результате: - уклонения от уплаты различных видов налогов и сборов, в том числе федерального, регионального и местного уровней, а также налогов, предусмотренных специальным налоговым режимом; - уклонения от уплаты налогов и сборов в течение нескольких налоговых периодов в пределах трех финансовых лет. Напомним, что в настоящее время ни по одному из налогов не предусмотрен налоговый период, превышающий календарный год. Следовательно, момент окончания налогового преступления лишь косвенно связан с истечением срока налогового периода. Сроком окончания налогового преступления может быть признана дата фактической неуплаты налога, но только в том случае, если выполняется условие об имеющем место крупном или особо крупном размере нанесенного ущерба. Кстати, благодаря действующему порядку расчета ущерба, нанесенного налоговым преступлением, неизбежно должны возникнуть проблемы с привлечением к уголовной ответственности налогоплательщика, существующего менее трех лет. В первую очередь это касается организаций, но может быть применено и по отношению к индивидуальным предпринимателям. Раз налогоплательщик осуществляет деятельность менее трех лет, то невозможно и определить сумму не уплаченных им налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет. Как минимум это означает невозможность правильного ответа на вопрос, совершено налоговое преступление в крупном или особо крупном размере. По мнению Пленума ВС РФ <1>, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ либо ст. 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты. ————————————————————————————————<1> О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 // Российская газета. 2006. 31 дек. N 297. Данное утверждение небесспорно. Это в косвенной форме признает и сама судебная инстанция, указывая, что уголовная ответственность "может", а не "должна" наступить. На практике воспользоваться данным советом будет весьма непросто. Допустим, что за один налоговый период произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Этот факт был установлен, но деятельность налогоплательщика за предыдущие налоговые периоды (или по другим налогам) не проверялась. Вправе ли суд привлечь виновное лицо к уголовной ответственности либо он должен отправить дело на дополнительное расследование с целью установления, не имел ли место факт нанесения преступным посягательством особо крупного ущерба? По нашему мнению, следовать указанному разъяснению Пленума ВС РФ можно только в том случае, если по результатам отдельного налогового периода было установлено, что виновное лицо уклонилось от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере и размер нанесенного преступлением ущерба превышает соответствующий абсолютный показатель, зафиксированный в примечании к ст. 198 или ст. 199 УК РФ. Для целей привлечения к ответственности по ст. 198 УК РФ особо крупным размером безусловно признается сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, превышающая 1,5 млн руб., а для ст. 199 УК РФ - 7,5 млн руб. Привлечение к уголовной ответственности по результатам одного налогового периода во всех остальных случаях представляется весьма затруднительным. Судебная инстанция в таком случае не сможет доподлинно установить, имело ли место уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, так как для этого необходимо рассчитать долю неуплаченных налогов и (или) сборов в сумме подлежащих уплате в течение 3 финансовых лет. Прямое подтверждение сделанному нами выводу можно найти в п. 12 упоминаемого разъяснения Пленума ВС РФ: "При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов и (или) сборов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли. Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к статье 198 УК РФ или из примечания к статье 199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила: по статье 198 УК РФ - соответственно более ста тысяч рублей и более пятисот тысяч рублей, по статье 199 УК РФ - соответственно более пятисот тысяч рублей и более двух миллионов пятисот тысяч рублей. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате". Правда, уже в следующем абзаце разъяснения представители высшей судебной инстанции допускают серьезную ошибку: "Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный или особо крупный размер составляет более трехсот тысяч рублей или более одного миллиона пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 198 УК РФ и соответственно более одного миллиона пятисот тысяч рублей или семи миллионов пятисот тысяч рублей для соответствующих частей статьи 199 УК РФ". Данное пояснение, как мы уже указывали выше, применимо только к случаям особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и сборов. Если же сумма уклонения от уплаты налогов и сборов превысила соответствующий максимальный показатель, установленный для крупного размера уклонения, то прежде чем признать налоговое преступление совершенным в крупном размере, суду необходимо проверить, не имеется ли в действиях нарушителя признаков нанесения ущерба в особо крупном размере, а значит, суду все равно понадобится расчет неуплаченной доли налогов (сборов). А.П.Зрелов К. ю. н., заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Подписано в печать 22.05.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |