Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Что делать, если мнение Минфина изменилось ("Вмененка", 2007, N 6)



"Вмененка", 2007, N 6

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МНЕНИЕ МИНФИНА ИЗМЕНИЛОСЬ

Порядок применения системы налогообложения в виде ЕНВД разъясняется большим количеством писем Минфина России. Однако "вмененщикам" необходимо помнить следующее. Во-первых, такие письма носят только рекомендательный характер. А во-вторых, иногда позиция финансового ведомства меняется...

Один из спорных моментов связан с гарантийным ремонтом. Так, 11 декабря 2006 г. Минфин России выпустил Письмо N 03-11-02/274, в котором указал, что гарантийный ремонт не относится к перечню "вмененных" видов деятельности. Хотя до этого он разъяснял, что данный вид предпринимательской деятельности подпадает под ЕНВД (см., например, Письма Минфина России от 11.07.2006 N 03-11-04/3/343 и от 25.08.2006 N 03-11-04/3/387). Причем указанным Письмом финансовое ведомство отменило действие своих Писем от 10.07.2006 N 03-11-02/156 и от 05.10.2006 N 03-11-02/2/12 с момента их издания. А налогоплательщикам, которые следовали ранним разъяснениям и уплачивали ЕНВД по гарантийному ремонту, пришлось пересчитывать все налоговые обязательства.

Те же проблемы коснулись деятельности по реализации карт экспресс-оплаты. На протяжении некоторого времени финансовое ведомство высказывало мнение, что данный вид деятельности ЕНВД не облагается. Вывод основывался на том, что карточки экспресс-оплаты не являются товаром, следовательно, торговля ими не подпадает под уплату ЕНВД (см., например, Письмо Минфина России от 22.06.2005 N 03-06-05-04/173).

Однако в Письме от 25.08.2006 N 03-11-02/189 Минфин России признал реализацию карточек экспресс-оплаты услуг связи, приобретенных в собственность для дальнейшей реализации, розничной торговлей, облагаемой ЕНВД. Как следствие, у налогоплательщиков появились опасения, что применять "вмененку" следовало с начала осуществления указанной деятельности. И вот их опасения были подтверждены Письмом Минфина России от 28.04.2007 N 03-11-04/3/137. В нем специалисты финансового ведомства указали следующее. Если организация продавала карты экспресс-оплаты и при этом не применяла систему налогообложения в виде ЕНВД, то она должна пересчитать все налоговые обязательства с начала осуществления указанной деятельности.

Такой вывод вполне логичен, и вот почему. Если сегодня мы выяснили, что реализацию карт экспресс-оплаты следует облагать ЕНВД, значит, этот режим налогообложения нужно было применять с самого начала. Поскольку мы знаем, что характер осуществляемого вида деятельности не изменился, как не изменились и положения НК РФ, которые могли бы повлиять на признание данного вида деятельности розничной торговлей.

Складывается неприятная ситуация: всем налогоплательщикам, ранее руководствовавшимся разъяснениями специалистов финансового ведомства, придется пересчитывать все налоги на основании их же разъяснений. Круг замкнулся.

В данном случае проблем нет только у тех налогоплательщиков, кому были высланы оригиналы писем Минфина России, то есть у авторов запросов. Им не нужно пересчитывать налоги, так как данные лица имеют на руках разъяснения финансового ведомства, лично им адресованные. Если же налоговые органы будут требовать такого перерасчета, эти налогоплательщики могут с оригиналами письменных разъяснений спокойно обращаться в суд. А остальным, увы...

В связи с такими событиями напомним, что информация о налоговом законодательстве и письменные разъяснения по вопросам его применения, которые налогоплательщики вправе получать в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, не носят нормативного правового характера и не являются обязательными для исполнения. Это следует из п. 2 ст. 4 НК РФ. То есть, выполняя обязанность по уплате налогов, необходимо руководствоваться непосредственно законодательством. А разъяснения сотрудников Минфина России всего лишь отражают позицию финансового ведомства по определенным вопросам и не являются гарантией вашей безопасности.

Кстати, о гарантиях. До конца 2006 г., действуя в соответствии с полученными рекомендациями, налогоплательщик мог избежать уплаты штрафа. А вот от уплаты пеней, равно как и от уплаты суммы начисленной недоимки по налогам, такой налогоплательщик не освобождался.

С 1 января 2007 г. п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ действуют в новой редакции. Теперь с налогоплательщика, который следовал письменным разъяснениям Минфина России, нельзя взыскать не только штраф, но и пени (причем пени не начисляются только в случае выполнения разъяснений, данных после 31 декабря 2006 г.). Правда, для этого должны выполняться несколько условий, причем одновременно. И на практике соблюсти хотя бы некоторые из них почти невозможно. Судите сами...

Первое, самое легкое, условие: необходимо, чтобы разъяснения были даны финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, то есть Минфином России, ФНС России и т.п.

Далее ситуация обостряется. Разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации. Это означает, что налогоплательщик, направивший официальный запрос в финансовое или налоговое ведомство, должен был предоставить исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу. Понятно, что знать, все ли данные предоставлены, может только сам налогоплательщик.

Еще одно требование: разъяснения относятся к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений. Обратите внимание на последние слова, они означают следующее. Дата письма роли не играет, главное - какой налоговый (отчетный) период рассматривается в документе. Определять предлагается по смыслу и содержанию, а в этом случае велика вероятность ошибки.

И наконец, разъяснения должны быть даны лично налогоплательщику или... неопределенному кругу лиц.

Письма, адресованные лично налогоплательщику, вопросов не вызывают, а вот что скрывается за фразой "неопределенному кругу лиц", до сих пор не ясно. Большинство выпускаемых разъяснений Минфина России оформлены в виде частных ответов на запросы налогоплательщиков. И такие разъяснения нельзя назвать адресованными "неопределенному кругу лиц". Другое дело, если очередное письменное разъяснение Минфин опубликовал в официальных изданиях. Тогда, безусловно, можно говорить о том, что письмо адресовано неопределенному кругу лиц, и ссылаться на этот документ при необходимости избежать начисления пеней и взыскания штрафа.

И все же характеристики массовых разъяснений весьма размыты, а потому рекомендуем налогоплательщикам, у которых сложилась спорная ситуация, обращаться с запросами самостоятельно и руководствоваться персональным ответом Минфина России.

Подписано в печать

22.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Вести из регионов от 22.05.2007> ("Вмененка", 2007, N 6) >
Статья: Современные проблемы классификации фискальных сборов ("Налоги и налогообложение", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.