Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовое регулирование уплаты таможенных платежей ("Право и экономика", 2007, N 6)



"Право и экономика", 2007, N 6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур.

К таможенным платежам относятся (ст. 318 ТК РФ): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы (п. 1 ст. 318 ТК РФ, Федеральный закон от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает (ст. 319 ТК РФ) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы, и при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено подобное освобождение;

общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. руб.;

до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

товары обращаются в федеральную собственность.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Декларант ответствен за уплату таможенных пошлин, налогов. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов.

В ряде случаев ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, отвечающее за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК РФ).

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (см. Закон РФ "О таможенном тарифе" в ред. Федерального закона от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ, ст. 323 ТК РФ).

Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется с помощью Метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Ввиду того что данный метод, хотя и основной, но не единственный, под "приобретением товаров" в контексте приведенного определения следует понимать довольно широкий перечень возможных вариантов получения прав на ввозимые товары (купля-продажа, обмен (бартер) и т.д.). Однако, например, если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то определить затраты по приобретению либо вообще невозможно, ввиду отсутствия таковых, либо представляется затруднительным по причине неадекватной условности проведенного взаимозачета. В таких ситуациях за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара с учетом степени его износа.

Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим:

затраты по приобретению;

затраты по доставке приобретенных товаров до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ) дополнительно к цене, фактически уплаченной или подлежащей к уплате, могут быть начислены (затраты по приобретению):

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

Следует отметить, что основу всех затрат составляет контрактная стоимость товара. Все перечисленное должно быть включено в контрактную стоимость лишь в том случае, если эти расходы ранее туда не вошли. Кроме того, при наличии факторов, влияющих на установление реальной цены товара (например, взаимозависимость продавца и покупателя), таможенный орган вправе не принять такую стоимость и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (ст. 323 ТК РФ).

К затратам по доставке приобретенных товаров до места ввоза на территорию Российской Федерации относятся следующие составляющие:

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Стоимость транспортировки составляют расходы, связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Данные расходы могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров. Страховая сумма (страховая премия) - сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения. Причем стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" и "после места ввоза" и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.

Перечисленные затраты, так же, как и предыдущие (затраты по приобретению), должны учитываться с целью доначисления только в том случае, если ранее не вошли в контрактную стоимость. Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется (п. п. 2, 3 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе").

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением дополнительных начислений, указанных в пп. 1 - 7, не производятся (п. 3 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета:

таможенной пошлины по адвалорной ставке;

НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

таможенных сборов за таможенное оформление товаров;

для исчисления таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате физическими лицами по единым ставкам (ст. ст. 282, 288 ТК РФ).

Таможенная стоимость вывозимых товаров служит налоговой базой для расчета экспортной таможенной пошлины по адвалорной ставке и таможенных сборов за таможенное оформление товара.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п. 2 ст. 323 ТК РФ). Данный принцип закреплен также в п. 3 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе", в соответствии с которой декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать достоверной, количественно определяемой, документально подтвержденной информацией. Поскольку таможенная стоимость является налоговой базой для расчета таможенной пошлины, НДС, акциза и таможенных сборов за таможенное оформление товара, то ее величина должна быть установлена на основании количественно определяемой информации. Таким образом, информация для расчета таможенной стоимости должна подтверждаться соответствующими документами, которые предъявляются в таможенный орган: учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу; договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они имеются); счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара; транспортные документы (в зависимости от условий поставки); страховые документы; таможенная декларация страны отправления (если имеется); упаковочные листы; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия товара и другие документы.

Таможенная стоимость заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Существуют два способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации таможенной стоимости (Приказ ФТС России от 1 сентября 2006 г. N 829 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости"), а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизы) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД. Однако таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости. При определении таможенной стоимости по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) декларант использует форму ДТС-1, а при использовании остальных методов расчета таможенной стоимости применяется форма ДТС-2. ДТС является таможенным документом, приложением к ГТД и без нее недействительна.

Таким образом, декларант несет ответственность за все сведения, указанные в ДТС и в документах, представленных для подтверждения таможенной стоимости. Декларант самостоятельно заполняет все графы ДТС. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее проверку и оформление ДТС, не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе декларанта вписывать или исправлять какие-либо данные о заявляемой таможенной стоимости в графы, заполняемые декларантом. ДТС должна отвечать всем техническим требованиям, предъявляемым к таможенным документам. Она заполняется на пишущей машинке. В ней не должно быть подчисток либо поправок. Каждое исправление заявленных сведений производится только самим декларантом и должно быть заверено его подписью. Каждый лист ДТС обязательно подписывается декларантом. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом Приказом ГТК от 5 декабря 2003 г. N 1399 "Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ".

Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляется путем следующих операций:

контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (включение всех предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе" для данного метода оценки компонентов и в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости,- их обоснованность);

контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и ее компонентов;

оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает достаточный срок для их представления.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть предоставлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность предоставленных им сведений.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что предоставленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях, когда декларантом не предоставлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что предоставленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, когда:

осуществляется оформление в листах международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера (п. 1 ст. 287 ТК РФ, п. 3 ст. 295 ТК РФ);

выставляется требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин производится таможенным органом.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации (ст. 324 ТК РФ).

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и Налоговым кодексом РФ, за исключением случаев, например, ст. 282 ТК РФ при применении единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования.

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 ТК РФ).

М.В.Калинин

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Министерства финансов

Российской Федерации,

менеджер

инвестиционно-банковского подразделения

банка ING в Москве

Подписано в печать

20.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проверка организации инспекцией труда ("Право и экономика", 2007, N 6) >
Статья: Методика калькулирования фактической позаказной себестоимости продукции на полиграфических предприятиях ("Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.