|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Как бороться с "зарплатными" схемами ("Российский налоговый курьер", 2007, N 11)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 11
КАК БОРОТЬСЯ С "ЗАРПЛАТНЫМИ" СХЕМАМИ
В конце апреля в Госдуме состоялся круглый стол на тему "Соблюдение отечественными и зарубежными компаниями и организациями российского законодательства в области оплаты труда". Депутаты, представители Пенсионного фонда, общественных организаций, аудиторских компаний, бизнеса, российских вузов и СМИ обсудили проблему применения "серых" схем выплаты зарплаты и пути ее решения. О том, к каким выводам пришли участники, - в репортаже нашего корреспондента Елены Тишиной.
Объем годовой теневой заработной платы в 2006 г. составил 2,9 трлн руб., что на 350 млрд больше, чем в 2005 г. Более 30% зарплат сотрудников отечественных и зарубежных коммерческих компаний не облагается налогами. Эти цифры свидетельствуют о том, что, несмотря на принятые меры (снижение ЕСН, объявление налоговой амнистии и т.д.), проблема уклонения от налогообложения по-прежнему остается актуальной. Такое заявление сделал, открывая круглый стол, депутат Госдумы, представитель фракции "Родина - Патриоты России" Г.Н. Селезнев. По мнению депутата, основной проблемой применения "серых" схем является то, что они не гарантируют правовой защищенности в случае нарушений законодательства как работником, так и работодателем. При увольнении, сокращении или выплате больничных сотрудник может рассчитывать только на небольшую сумму, предусмотренную трудовым договором. Это лишает его конституционного права на защиту своих законных интересов в судебном порядке, а также возможности получить впоследствии достойную пенсию, кредиты в банках. Для работодателя такие трудовые отношения оборачиваются негативными последствиями. Например, материальная ответственность работника в случае причинения ущерба ограничивается ежемесячным заработком, и работодатель получает компенсацию лишь с официально выданной заработной платы. Почему же работодатели продолжают скрывать зарплаты, а сотрудники соглашаются с предложенными им условиями? На этот вопрос и попытались ответить участники круглого стола.
Работодателям невыгодно платить налоги
Ни у кого не вызывал сомнений тот факт, что для работодателя применение "серых" схем выплаты зарплаты - один из вариантов снижения налогового бремени. По мнению представителя Международной академии духовного единства народов мира Т.В. Ильиной, больше всего нарушений при выплате зарплат приходится на малый и средний бизнес. Именно эта категория предприятий зачастую идет на нарушение закона, чтобы выжить в конкурентной борьбе. С Т.В. Ильиной согласился и представитель малого бизнеса, генеральный директор компании "Днепр" В.М. Бобровник. По его словам, государство должно поддерживать конкурентоспособные организации. В качестве примера он привел Китай, где быстрое экономическое развитие обусловлено поддержкой высокотехнологичных компаний. "В этой стране организация, занимающаяся передовыми технологиями (HiTech), как только получает патент, освобождается от налогов на 8 лет. У нас же такие компании платят больше налогов, чем любая макаронная фабрика", - заключил бизнесмен.
Почему зарплата в конверте устраивает работников
Причин несколько. Прежде всего участники круглого стола отметили низкий уровень оплаты труда в стране при наличии значительной суммы налогов, которую необходимо перечислить в бюджет с фонда оплаты труда. "Чтобы выплатить один рубль человеку на руки, сейчас необходимо заплатить 71 копейку налогов. Конечно, государство уменьшило ЕСН. Но кроме этого налога у нас есть еще подоходный налог и НДС, который берется с добавленной стоимости, объявленной суммой зарплаты, как минимум", - пояснил руководитель аудиторской компании "АБ Аудит" М.А. Балашов. М.А. Балашова поддержали и остальные участники круглого стола. Т.В. Ильина считает, что большая часть населения вынуждена соглашаться с условиями работодателя, чтобы сэкономить лишнюю тысячу рублей. Еще одна проблема: граждане не представляют, на что идут уплаченные ими налоги, и не получают от государства полноценной социальной поддержки. Как отметила в своем выступлении заместитель главного редактора журнала "Российский налоговый курьер" Т.Т. Пономарева, причина в том, что действующие системы социального страхования непрозрачны и непонятны. Например, в системе пенсионного обеспечения работники подразделяются на две категории - на тех, кто родился до 1967 г., и на тех, кто родился после указанной даты. В Законе о трудовых пенсиях предусмотрено, что пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой (из которой будет сформирован расчетный пенсионный капитал) и накопительной (так называемые пенсионные накопления). У тех граждан, кому сейчас 40 лет и меньше, пенсия будет формироваться из этих трех составляющих. Пенсионные накопления в случае смерти такого работника до достижения им пенсионного возраста смогут получить наследники. С выплат в пользу работников 1966 г. рождения и старше взимают такую же сумму взносов в Пенсионный фонд, но все взносы идут на формирование расчетного пенсионного капитала. Эти работники, в отличие от своих более молодых коллег, не смогут распорядиться средствами (инвестировать) на пенсионных счетах, государство их только проиндексирует. Если такие граждане не доживут до пенсионного возраста, их родственники ничего не получат. "Мы видим, какие пенсии получают наши родители, и понимаем, что рассчитывать нам не на что и заботиться о себе нужно самим. Поэтому работник не заинтересован в том, чтобы иметь журавля в небе в виде пенсии, которую когда-то он, может быть, получит, а может, и нет", - отметила Т.Т. Пономарева. Аналогичные проблемы возникают в социальном страховании. Казалось бы, работнику выгодно получать "белую" зарплату, из которой будут рассчитываться пособия. Однако в законах о бюджете ФСС РФ ежегодно устанавливаются ограничения на выплату пособий. "Даже если сотрудник работает в поте лица и получает 30 000 руб. официально, больничный будут рассчитывать из лимита 16 125 руб.", - уточнила Т.Т. Пономарева. Она также напомнила, что недавно Конституционный суд РФ вынес решение о признании неконституционными ограничений при выплате пособий по беременности и родам. Но как сложится ситуация с остальными пособиями, неизвестно. Получается, что выгоднее получать "серую" зарплату, поскольку многие работодатели, выплачивающие ее, могут позволить себе доплачивать работникам больничные до уровня "серой" зарплаты. Что касается налога на доходы физических лиц, то здесь также есть несколько аспектов. Как пояснила Т.Т. Пономарева, законодательство предусматривает, что работник может получить налоговые вычеты. Размер социального налогового вычета на образование (лечение) с этого года составляет 50 000 руб. "Это значит, что свои доходы я могу уменьшить на 50 000 руб. (по каждому основанию) и с этой суммы вернуть 13%, то есть 6500 руб. Согласитесь, если мы тратим на образование две-три тысячи долларов в год, экономия в 6500 руб. совершенно несопоставима, - сказала она. - А еще нужно правильно заполнить декларации, потратить время на сборы необходимых документов и походы в налоговую инспекцию...". "Давайте посмотрим, что происходит с НДФЛ, когда работодатель все-таки легализует зарплату своим работникам. На практике действуют две схемы. Первая. Работодатель переводит зарплату "в белую" и удерживает со всей суммы 13% НДФЛ. Естественно, работникам это не нравится, потому что они теряют в зарплате. Вторая. Меньшая часть работодателей, легализуя зарплату, увеличивает ее на сумму НДФЛ, которая будет удерживаться и уплачиваться в бюджет. Это самый приемлемый вариант, но, к сожалению, редкий", - рассказала Т.Т. Пономарева.
Как решить проблему
Практически все участники круглого стола были единодушны во мнении, что основные причины выплаты зарплат в конвертах - высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда и несовершенство социальной системы. Однако решение проблемы каждое сообщество видит по-своему. Одни высказывались за усиление контроля за работодателями. "Ничего более эффективного, чем прокурорский надзор и соответствующий отраслевой надзор в данной области, никто за 280 лет в Российской империи, в российской государственности не придумал", - отметил профессор, доктор юридических наук Т.А. Селиверстов. Тем более что практика проведения в 2006 г. комиссий по выводу зарплат из тени, созданных налоговыми органами, доказала свою эффективность. По данным ФНС России, рост собираемости НДФЛ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 131,6%. Другие отмечали важность социальной рекламы, разъясняющей как работникам, так и работодателям преимущества легальной уплаты зарплаты и принцип формирования пенсии. Большинство же ратовало за изменение налогового законодательства в части налогообложения фонда оплаты труда. Звучали разнообразные предложения. Депутаты во главе с Г.Н. Селезневым предлагали вернуться к прогрессивной ставке НДФЛ. Но это предложение не было одобрено всеми. Дело в том, что под налогообложение по прогрессивной ставке, скорее всего, попадет нарождающийся средний класс, то есть та часть экономически активного населения, которая использует все имеющиеся возможности, чтобы заработать и обеспечить достойную жизнь своей семье. Те же, кто получает сверхдоходы, найдут способ, как их укрыть. Рассчитывать на то, что такие поправки будут способствовать выводу зарплаты из тени, не приходится. Прозвучало и радикальное предложение освободить от обложения НДФЛ доходы граждан, не превышающие 900 тыс. руб. в год, а для сверхдоходов установить ставку 7%. Это позволит избежать проблем с вычетами, облегчит работу бухгалтеров, а также значительно снизит затраты на администрирование налога. Заменить ЕСН и НДФЛ единым налогом предложил представитель Института проблем общественного развития О.С. Ононян. Ставка нового налога должна быть установлена в размере 40 - 45%. Работник будет получать ту же сумму, которую получал. Не изменятся цена продукции и прибыль работодателя. Изменится лишь одно - у работодателя пропадет интерес к "серым" схемам. Ведь весь груз налогов ляжет на зарплату работника. По мнению Т.Т. Пономаревой, России нужна совершенно иная система налогообложения доходов граждан, ориентированная не на работника, а на семью. "Домашнее хозяйство - главная часть экономики во многих странах. Это совершенно другая система принятия расходов и вычетов, которая дает возможность учесть то, что в семье пятеро детей и неработающая жена, а муж, получая большую зарплату, содержит всех и оплачивает обучение детей", - пояснила она. Иной взгляд на решение проблемы "серых" зарплат у общественных организаций. Например, И.К. Степанищев, представитель неправительственной организации социальной инновации, видит выход из создавшейся ситуации во внедрении международных кадровых технологий. "Многие знают, что современные предприятия на Западе активно используют такие формы заемного труда, как аутсорсинг. Эти кадровые технологии разработаны исключительно для оптимизации издержек бизнеса в процессе производства. У нас же они используются для уклонения от избыточного налогообложения. Наша общественная организация несколько лет назад решила оптимизировать или адаптировать к российским условиям эти кадровые технологии", - сказал он. Предложение заключается в следующем. Вместо коммерческих организаций услуги по предоставлению бизнесу работников оказывают общественные организации. Они же берут на себя обязанность выплачивать социальные пособия этим работникам. Речь идет об общественных организациях социальной направленности, которые по уставу должны тратить все доходы на социальные выплаты. Избежать злоупотреблений поможет то, что общественные организации абсолютно прозрачны. Кроме того, деньги, которые идут на социальные выплаты, такие общественные организации распределяют с помощью создания трехсторонних комиссий, куда входят представители органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций и местных социальных структур. "Мы им даем деньги, а они потом за них отвечают", - пояснил И.К. Степанищев. В.М. Бобровник предложил переложить обязанность по уплате пенсий на работодателя. Необходимо разделить пенсию на государственную и пенсию компаний. "Человек должен твердо знать, что где бы он ни отработал, он получит от государства 2000 - 3000 руб. Дальше должна идти пенсия компании. Бизнес заинтересован привязать работника", - отметил он. Представитель Пенсионного фонда Е.А. Бондарева усомнилась в том, что работодатели захотят возложить на себя дополнительные функции. ПФР, естественно, не против пенсии, которая состоит из базовой части, финансируемой за счет федерального бюджета, и профессиональной (накопительной). Но, как показывает практика, страхователи, которых действующее законодательство обязывает дополнительно финансировать пенсии (например, летчикам), недобросовестно выполняют свои обязанности. Депутаты обещали проанализировать все прозвучавшие на круглом столе предложения и на их основе подготовить рекомендации Правительству РФ и соответствующим ведомствам.
Е.Тишина Корреспондент журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 17.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |