|
|
Статья: Трансформация методов финансово-хозяйственного контроля в условиях реформирования экономики (Начало) ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9)
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ <*>
————————————————————————————————
<*> По материалам журнала "Финансы и кредит". - 2007. - N 2 (242).
До начала рыночных реформ система контроля предусматривала только три основных метода контрольной деятельности: 1) ревизию; 2) проверку; 3) бухгалтерскую экспертизу. Рыночная экономика в период перехода к ней не только трансформировала ранее существовавшие способы, но и породила новые методы финансово-хозяйственного контроля, не используемые ранее аудит и налоговую проверку. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свою актуальность. Финансовый контроль (от лат. finansia - "доход, платеж"), осуществляемый в целях обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. В научных работах, посвященных проблемам финансового контроля, имеют место исследования, связанные с осуществлением сравнительного анализа существующих методов контрольно-финансовой деятельности. При этом аналитическому сравнению подвергаются, как правило, пары методов финансового контроля - например: аудит и ревизия (А.Д. Шеремет, В.П. Суйц), бухгалтерская экспертиза и документальная ревизия (В.В. Конон, Н.Т. Белуха), бухгалтерская экспертиза и налоговая проверка (В.А. Козлов). Обобщенные результаты данных сопоставлений представлены в таблице, где анализ проведен по 15 критериям (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ методов контроля
————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Критерий | Метод контроля |
| различий +————————————————————T———————————————————————T——————————————————————T——————————————————————+
| | Бухгалтерская | Аудиторская | Документальная | Налоговая |
| | экспертиза | проверка | ревизия | проверка |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Цели контроля |Разрешение вопросов,|Выражение мнения по |Выявление недостатков |Установление |
| |поставленных перед |поводу достоверности |и нарушений в целях их|соответствия фактов |
| |экспертом — |бухгалтерской |устранения и наказания|совершения тех или |
| |бухгалтером, |(финансовой) |виновных |иных хозяйственных |
| |следователем или |отчетности | |операций действующему |
| |судом | | |законодательству |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Вид |Процессуальная |Предпринимательская |Исполнительская |Исполнительская |
|деятельности |деятельность |деятельность |деятельность, |деятельность, |
| | | |выполнение |выполнение |
| | | |распоряжения |распоряжения |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Основа |Принудительное |Добровольное |Принудительное |Принудительное |
|взаимоотношений|осуществление |осуществление на |осуществление по |осуществление по |
|с |соответствии с |основании договора, |распоряжению |распоряжению |
|контролируемым |решением |заключенного с |вышестоящих или |руководства налогового|
| |правоохранительных |клиентом, или по |государственных |органа |
| |органов |решению судебных |органов | |
| | |органов | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Управленческие |Вертикальные связи, |Горизонтальные связи, |Вертикальные связи, |Вертикальные связи, |
|связи |назначение, отчет |равноправие во |назначение, отчет |назначение, отчет |
| |перед |взаимоотношениях с |перед вышестоящим или |перед руководством |
| |правоохранительными |клиентом, отчет перед |правоохранительным |налогового или |
| |или судебными |ним или перед |органом об исполнении |правоохранительного |
| |органами |правоохранительными | |органа |
| | |органами | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Порядок |Платит |Платит клиент или |Платит вышестоящий или|Платит государственный|
|оплаты услуг |государственный |государственный орган с|государственный орган |налоговый орган |
| |орган |последующим взысканием | | |
| | |с клиента | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Практические |Подтверждение |Улучшение финансового |Сохранение активов, |Реализация |
|задачи |(неподтверждение) |положения клиента, |выявление и пресечение|контрольных функций |
| |факта совершенных |привлечение пассивов |недостатков и |налоговыми органами по|
| |экономических |(инвесторов, |нарушений, внесение |проверке налогового |
| |правонарушений, сбор|кредиторов), оказание |предложений |законодательства |
| |и представление |помощи и | | |
| |доказательств |консультирование | | |
| | |клиента | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Ответственность|Перед |Перед клиентом и |Перед вышестоящей |Перед руководством |
| |правоохранительными |правоохранительными |организацией и |налогового органа и |
| |органами |органами |правоохранительными |правоохранительными |
| | | |органами |органами |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Порядок |Исследование |Ознакомление с |Ревизия учетной и |Проверка учетной и |
|получения |материалов дела, |бухгалтерскими |отчетной документации |отчетной документации |
|информации |представленных |документами, |проверяемого субъекта |налогоплательщика |
| |правоохранительными |представленными | | |
| |органами |клиентом | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Нормативная |Процессуальное |Федеральный закон |Подзаконные акты, |Налоговое |
|регламентация |законодательство. |"Об аудиторской |ведомственные |законодательство, |
| |Федеральный закон |деятельности", |положения и инструкции|методические |
| |"О государственной |аудиторские стандарты | |рекомендации |
| |судебно—экспертной | | |Министерства по |
| |деятельности в РФ" | | |налогам и сборам РФ |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Место |В расположении |По месту нахождения |По месту нахождения |По месту нахождения |
|проведения |правоохранительных |проверяемого клиента |проверяемого субъекта |налогоплательщика или |
| |органов или в | | |налогового органа |
| |экспертом учреждении| | |(камеральная проверка)|
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Оформление |Заключение |Аудиторское заключение:|Акт документальной |Акт налоговой |
|результатов |бухгалтерской |документ, имеющий |ревизии: внутренний |проверки: внутренний |
| |экспертизы: |юридическое значение |документ для |документ для |
| |процессуальный |для всех юридических и |вышестоящего |налогового органа, |
| |документ, имеющий |физических лиц, органов|контролирующего |который может быть |
| |значение для |государственной власти |органа, который может |передан в |
| |правоохранительных и|и управления, органов |быть передан в |правоохранительные или|
| |судебных органов, а |местного |государственные или |судебные органы. |
| |также для других |самоуправления, |правоохранительные |Является основанием |
| |участников процесса,|налоговых и судебных |органы. Содержит |для взыскания |
| |содержит перечень |органов. Итоговая часть|перечень недостатков и|задолженности по |
| |мероприятий для |аудиторского |нарушений, а также |налогам и сборам, |
| |предупреждения |заключения, содержащая |предложения по их |пеней и штрафов |
| |экономических |запись о подтверждении |устранению | |
| |правонарушений |достоверности | | |
| | |бухгалтерской | | |
| | |(финансовой) | | |
| | |отчетности, может быть | | |
| | |опубликована | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Основание для |Обстоятельства дела,|Договор на оказание |План ревизионной |План проведения |
|назначения |для оценки которых |аудиторских услуг или |работы или сведения, |налоговых проверок |
| |необходимо |обстоятельства дела, |полученные при | |
| |заключение эксперта—|требующие заключения |расследовании | |
| |бухгалтера |специалиста |(судебном | |
| | | |рассмотрении) | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Основание для |Постановление |Постановление |Приказ руководителя |Приказ (распоряжение) |
|проведения |следователя или |следователя или |организации или |руководителя |
| |определение суда |определение суда |контрольной |налогового органа |
| | | |организации по | |
| | | |требованию следователя| |
| | | |или суда | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Факторы, |Вопросы следователя|Условия договора на |По усмотрению |Методические |
|определяющие |или суда |оказание аудиторских |руководителя |рекомендации по |
|объекты их | |услуг, вопросы |учреждения, |проведению налоговой |
|работы | |следователя или суда |назначившего ревизию. |проверки, задание |
| | | |Задание органов |руководителя |
| | | |следствия или суда |налогового органа |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Методы |Не используются |Используются методы |Методы документальной |Методы документальной |
|исследования |методы фактической |документальной проверки|и фактической проверки|и фактической проверки|
| |проверки, |и часть методов |без ограничений |без ограничений |
| |применяются лишь |фактической проверки | | |
| |экспертные методы | | | |
| |или методы | | | |
| |документальной | | | |
| |проверки в | | | |
| |ограниченном объеме | | | |
+———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
|Объекты |Только материалы |Бухгалтерские |Бухгалтерские |Бухгалтерские доку— |
|исследования |дела. Эксперт не |документы, регистры, |документы, материалы |менты, регистры, ма— |
| |вправе обращаться к |материалы |инвентаризаций и |териалы инвентариза— |
| |документам, |инвентаризаций и |периодической |ций и периодической |
| |находящимся в |периодической |отчетности, данные |отчетности, данные |
| |организации |отчетности, данные |оперативного учета, |оперативного учета |
| | |оперативного учета |черновые и личные | |
| | | |записи материально | |
| | | |ответственных и других| |
| | | |должностных лиц | |
L———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+———————————————————————
При проведении сравнительного анализа рассматриваемых методов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах, каковыми являются: - единообразие при использовании источников информации; - используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры; - обоснование выводов на документально достоверных доказательствах; - конкретность и общая база в определении размеров убытков и недостач; - итоговые документы являются источником доказательств; - контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности. Тем не менее, как видно из результатов исследования, все методы имеют свои цели, объекты и задачи контроля. Так, аудиторская или налоговая проверка, ревизия представляют собой реализацию контрольных функций уполномоченными органами, а бухгалтерская экспертиза носит процессуально-правовой характер. Кроме того, интересны различия в подходах к выявленным недостаткам и нарушениям. Аудиторская проверка, так же, как и документальная ревизия, призвана не только вскрывать, но и помогать устранять выявленные несоответствия, вносить свои предложения. В свою очередь, налоговая проверка и бухгалтерская экспертиза не имеют таких полномочий и направлены на фиксацию нарушений в своих итоговых документах. В настоящее время финансовый контроль в РФ в зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту подразделяется на внешний и внутренний (рис. 1).
Система финансового контроля
———————————————————————————————————————¬
| Финансовый контроль |
L—————————————————T—————————————————————
-------------------+--------------------¬¦ ¦
—————————————+————————¬ ———————————+——————————¬
| Внешний | | Внутренний |
| | |(внутрихозяйственный)|
L———————————T—————————— L——————————T———————————
-----+---------------¬ ¦
————————+———————¬ ————————+———————¬ |
|Государственный| | Независимый | |
| | | аудиторский | |
L———————T———————— L———————T———————— |
| | |
| | |
————————+———————¬ ————————+———————¬ ————————+————————¬
| Муниципальный | | Внешний аудит | |Внутренний аудит|
| | | | | |
L———————————————— L———————————————— L—————————————————
Рис. 1
Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний - структурными подразделениями самого контролируемого субъекта. Сравнительная группировка форм реализации внешнего и внутреннего контроля по ряду признаков и параметров сравнения отражена в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика форм внешнего и внутреннего (внутрихозяйственного) контроля
———————————————T————————————————————————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Параметры | Внешний контроль | Внутренний (внутрихозяйственный) контроль |
| сравнения +———————————————————T————————————————+————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+
| | Аудит | Государственный| Внутренняя | Внутренний | Управленческий | Производственный| Служебное |
| | | финансовый | ревизия | аудит | контроль | контроль | расследование |
| | | контроль | | | | (контроль | |
| | | | | | | качества) | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По цепи |Выражение мнения о |Выявление |Установление |Совершенствование|Совершенствование|Повышение |Проверка |
|исследования |достоверности |отклонений от |наличия и |управления на |управления на |качества готовой |соблюдения |
| |финансовой |принятых |сохранности |основе |основе контроля |продукции и |работником |
| |отчетности |стандартов |активов и |установления |выполнения |совершенствование|должностных |
| | |законности |обязательств |достоверности |управленческих |производственно— |обязанностей |
| | | |предприятия |корпоративной |решений |хозяйственных | |
| | | | |информации | |связей | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По |Последующий |Последующий |Последующий |Предварительный, |Текущий контроль |Текущий контроль |Последующий |
|принадлежности|контроль |контроль |контроль |текущий и | | |контроль |
|к видам | | | |последующий | | | |
|контроля | | | |контроль | | | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По характеру |Предпринимательская|Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская|
|деятельности |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По характеру |Полностью |Зависит от |Зависит только | Зависит от менеджмента компании |
|зависимости |независимая |администрации |от собрания | |
| |деятельность |контролирующих |акционеров | |
| | |ведомств |(пайщиков) | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+
|По объектам |Объектами являются |Объекты, |Объекты, |Объектами |Объектами |Объекты |Объекты, в |
|исследования |факты, искажающие |нарушающие |нарушающие |являются факты, |являются факты |производственного|отношении |
| |финансовую |действующее |действующее |тормозящие |исполнения |цикла |которых |
| |отчетность |законодательство|законодательство|развитие |распоряжений, |предприятия, в |проводится |
| | | | |предприятия, |приказов, |том числе готовая|расследование |
| | | | |несоответствующие|элементов |продукция | |
| | | | |законодательству,|делопроизводства | | |
| | | | |а также любые | | | |
| | | | |иные объекты | | | |
| | | | |(вплоть до оценки| | | |
| | | | |честности | | | |
| | | | |работников) по | | | |
| | | | |заданию | | | |
| | | | |администрации | | | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По |Улучшение |Реализация |Сохранность |Улучшение |Выявление фактов |Выявление |Выявление |
|практическим |финансового |финансовой |активов, |финансового |сознательного |некачественных |степени |
|задачам |положения клиента |политики |пресечение |положения |неисполнения |объектов готовой |соблюдения |
| |на основе выявления|государства |злоупотреблений |предприятия на |или искажений |продукции, |работником |
| |негативных факторов| | |основе выявления |управленческих |установление |обязанностей и |
| | | | |недостатков, их |решений, |причин брака. |распоряжений |
| | | | |оценки, а также |отклонений от |Исследование |администрациии |
| | | | |помощи работникам|плана и анализ |возможностей | |
| | | | |предприятия в |причин |изменения | |
| | | | |выполнении их | |производственных | |
| | | | |функций, | |связей | |
| | | | |выявление | | | |
| | | | |отклонений от | | | |
| | | | |плана и анализ | | | |
| | | | |причин | | | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|По результатам|Аудиторское |Акт проверки, |Акт ревизии, акт|Отчет для |Отчет для |Отчет для |Отчет для |
| |заключение, |штрафы, |взыскания, |администрации, |администрации |администрации, |администрации |
| |рекомендации |взыскания |распоряжения о |рекомендации, | |акты изъятия | |
| | | |наказании |практические | |брака, | |
| | | | |разработки и др. | |практические | |
| | | | | | |разработки и | |
| | | | | | |рекомендации | |
+——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
|8. По |Связи |Связи | Связи вертикальные административно—принудительные |
|управленческим|горизонтальные |горизонтальные | |
|связям |добровольные |административно—| |
| | |принудительные | |
L——————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Характеристика форм внешнего и внутреннего контроля показывает, что каждая форма реализации контроля имеет свою цель, обслуживает интересы своих групп пользователей. Внешний государственный финансовый контроль, во-первых, позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений. Во-вторых, качество получаемой информации оказывает непосредственное влияние на последствия решений, принимаемых на ее основе законодательной властью в виде законодательных и других нормативных правовых актов. Поэтому в демократических государствах возникает острая общественная необходимость в услугах независимых от исполнительной власти органов государственного финансового контроля, устанавливающих достоверность отчетной или прогнозируемой финансово-экономической информации, степень исполнения бюджетных назначений. Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными и финансовыми органами местного самоуправления. Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: - возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению; - неполный возврат (невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджет РФ; - отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств. В свою очередь, аудиторская проверка, как показывают исследования, одно из самых перспективных направлений финансового контроля. Аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, а именно аудиторской деятельности, а поскольку экономические и финансовые сферы, в которых осуществляется этот вид контрольной деятельности, тесно взаимосвязаны с другими видами финансового контроля, существует проблема организации взаимодействия аудита с государственным финансовым контролем. У государственного финансового контроля и аудита разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного контроля являются в основном централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские организации отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач. Государство является собственником и управляет значительными финансовыми средствами, имущественными комплексами и иным имуществом. При этом исполнение многих общественных функций государство осуществляет, используя предпринимательские структуры. Актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения и укрепления в практике аудита эффективности. В настоящее время аудит имеет различные направления, связанные с многообразием осуществляемых организациями видов деятельности, со спецификой управления в каждой из них, со временем проведения и объектом аудита, а также по отраслям, подотраслям (рис. 2, 3).
Направления аудиторской деятельности
————————————————————————————————————¬
| Аудиторская деятельность |
L—————————————————T——————————————————
-----------------T----------------+-----------------T-----------------¬
————————+———————¬————————+——————¬ ————————+———————¬ ————————+———————¬—————————+———————¬
| По видам || По уровням | | По времени | | По || По требованиям |
| деятельности || полноты | | осуществления | | функциональной||законодательства|
L———————T————————| аудита | L———————T———————— | направленности|L————————T————————
--------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬
¦ Банковский ¦--------+------¬ ¦ Первоначальный¦ --------+-------¬¦ Обязательный ¦
¦ аудит ¦¦Функциональный¦ ¦ аудит ¦ ¦Технологически馦 аудит ¦
L-------T--------¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L--------T------
————
--------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬
¦ Аудит ¦--------+------¬ ¦ Оперативный ¦ --------+-------¬¦ Инициативный ¦
¦ страховых ¦¦ Комплексный ¦ ¦ аудит ¦ ¦Организационны馦 аудит ¦
¦ организаций ¦¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L---------------
————
L-------T--------L-------T------- --------+-------¬ L-------T------
————
--------+-------¬--------+------¬ ¦ Согласованный ¦ --------+-------¬
¦ Аудит бирж, ¦¦ Системный ¦ ¦(повторяющийся)¦ ¦ Маркетинговый ¦
¦ инвестиционных¦¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦
¦ институтов и ¦L--------------- L---------------- L-------T------
————
¦ внебюджетных ¦ --------+-------¬¦ фондов ¦ ¦ Экономический ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦
————————+———————¬ L———————T————————
¦ Общий аудит ¦ --------+-------¬L-------T-------- ¦ Правовой ¦
————————+———————¬ | аудит |
|Государственный| L———————T————————
¦ аудит ¦ --------+-------¬
L---------------- ¦ Социальный ¦
¦ аудит ¦
L-------T------
————
--------+-------¬
¦ Экологический ¦
¦ аудит ¦
L--------------
————
Рис. 2
Классификация отраслей и подотраслей аудита
————————————————————————¬
| Отрасли аудита |
————————————————————————————¬ L————————————T——————————— ———————————————————————————————¬
|Аудит интеллектуальной +—¬ | ——+Аудит основных и оборотных |
|собственности руководителей| | | | |управленческих средств |
L———————————————————————————— | | | L———————————————————————————————
----------------------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ +-+Аудит основных и оборотных ¦
¦собственности специалистов +-+-+интеллектуальной+-+ -----------------¬ ¦ ¦производственных средств ¦
L---------------------------- ¦ ¦ собственности ¦ +--+ Аудит +-+ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦ L----------------- ¦ ¦ общества ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦Аудит основных и оборотных ¦
¦собственности рабочих +-- ¦ +-+технологических средств ¦
L---------------------------- ¦ ¦ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит целей, задач и +-¬ ¦ ¦ ¦Аудит информационных ¦
¦функций ¦ ¦ ¦ L-+технологий ¦
L---------------------------- ¦ ¦ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит принципов +-+ ¦ ¦Аудит профессионализма ¦
¦функционирования ¦ ¦ ¦ --+руководителей ¦
¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------
————
L---------------------------- ¦ ----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬
————————————————————————————¬ | | Аудит | | +—+Аудит профессионализма |
|Аудит технологии и +—+—+ методологии +——+ | |специалистов |
|стратегии управления | | | и процесса | | —————————————————¬ | L———————————————————————————————
L---------------------------- ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬
————————————————————————————¬ | L———————————————— +——+профессионализма+—+ |Аудит профессионализма рабочих|
|Аудит коммуникаций +—+ | | персонала | +—+и служащих |
L———————————————————————————— | | L————————————————— | L———————————————————————————————
----------------------------¬ ¦ ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит управленческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Аудит повышения квалификации ¦
¦решений +-- ¦ L-+персонала ¦
L---------------------------- ¦ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦
¦Аудит техники и технологии +-¬ ¦ -------------------------------¬
¦производства ¦ ¦ ¦ --+Аудит функциональных структур ¦
L---------------------------- ¦ -----------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬
¦Аудит процесса производства+-+-+ технологии +-+--+ механизма +-+-+Аудит организационных структур¦
L---------------------------- ¦ ¦ и процесса ¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦ L-----------------------------
————
----------------------------¬ ¦ ¦ производства ¦ ¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬¦Экологический аудит +-- L----------------- ¦ ¦ ¦Аудит оргтехники, офисной ¦ L---------------------------- ¦ L-+мебели, сетей связи ¦
————————————————————————————¬ | L———————————————————————————————
¦Аудит самоконтроля изделий +-¬ ¦L---------------------------- ¦ ¦
————————————————————————————¬ | —————————————————¬ | ———————————————————————————————¬
|Ведомственная приемка +—+—+ Операционный +—+ |Аудит должностных инструкций, |
L———————————————————————————— | | аудит | | ——+техники безопасности |
————————————————————————————¬ | L————————————————— | | L———————————————————————————————
¦Технологический контроль +-- ¦ -----------------¬ ¦ -------------------------------¬
L---------------------------- ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦Аудит укомплектованности ¦
+--+ организации +-+-+производства ¦
¦ ¦ производства ¦ ¦ L-----------------------------
————
¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬
¦ ¦ ¦Аудит схем и свойств ¦
¦ L-+документооборота ¦
¦ L-----------------------------
————
¦ -------------------------------¬
¦ --+Аудит затрат ресурсов ¦
¦ -----------------¬ ¦ L-----------------------------
————
¦ ¦ Управленческий ¦ ¦ -------------------------------¬
¦ ¦ аудит +-+-+Аудит деловых операций ¦
¦ L----------------- ¦ L-----------------------------
————
¦ ¦ -------------------------------¬
——————————————————+———————————————¬ | |Аудит экономичности и |
| Анализ бухгалтерского учета | L—+эффективности производства |
L—————————————————————————————————— L———————————————————————————————
Рис. 3
Анализируя многообразие видов, учитывая совокупность организаций, осуществляющих аудит, а также государственные и общественные органы его регулирования, можно утверждать, что аудиторская деятельность - это отрасль экономики, прочно занявшая свое место. Базируясь на международном опыте, аудиторские организации и аудиторы, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно расширяют спектр предоставляемых экономическим субъектам услуг, тем самым развивая и совершенствуя аудит как предпринимательскую деятельность. Для некоторых отечественных компаний обращение к аудиторам - естественная необходимость. Российское законодательство определяет, что ряд предприятий (открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, фонды, некоторые государственные и унитарные предприятия, а также компании с определенным объемом выручки) должны проходить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В свою очередь, многие предприятия, наоборот, проявляют инициативу в проведении аудиторской проверки. Финансовый контроль, кроме того, что осуществляется в виде государственного и независимого аудиторского, также осуществляется в виде внутреннего (внутрихозяйственного) контроля. Органы внутреннего (внутрихозяйственного) контроля занимают особое место среди институтов контроля за достоверностью и полнотой экономической информации. Важное место принадлежит исследованиям современной роли внутреннего контроля и его места среди других видов контроля, выдвинутых в последнее время в научных исследованиях. От эффективности деятельности органов внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов - одно из условий эффективности всего общественного производства. Таким образом, внутренний контроль осуществляется силами функциональных подразделений конкретного экономического субъекта для постоянного надзора и проверки совершаемых операций, принятия оперативных мер. Информацию внутрихозяйственного контроля, как правило, использует управленческий персонал. При этом конкретная система внутреннего контроля и ее эффективность зависят от методов деятельности экономического субъекта, организации и технологии производства, порядка сбора, обработки и анализа информации и других факторов. Схематично виды внутреннего контроля представлены в табл. 3.
Таблица 3
Классифицикация внутреннего контроля
——————————————————————T——————————————————————————————————————————¬
| Признак | Элементы класса внутреннего контроля |
| классификации | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Форма контроля |1. Внутренний аудит |
| |2. Структурно—функциональная форма |
| |внутреннего контроля |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Уровень автоматизации|1. Неавтоматизированный внутренний |
|контроля |контроль |
| |2. Неполностью автоматизированный |
| |внутренний контроль |
| |3. Полностью автоматизированный внутренний|
| |контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Методические приемы |1. Общенаучные методические приемы |
|контроля |контроля (анализ, синтез, индукция, |
| |дедукция, аналогия, моделирование, |
| |абстрагирование, эксперимент и др.) |
| |2. Собственные эмпирические методические |
| |приемы контроля (инвентаризация, |
| |контрольные замеры, запуски оборудования, |
| |формальная арифметическая проверка, |
| |встречная проверка, способ обратного |
| |счета, метод сопоставления однородных |
| |фактов, служебное расследование, |
| |экспертиза различных видов, опросы и др.) |
| |3. Специфические приемы смежных |
| |экономических наук (прием экономического |
| |анализа, экономико—математические методы, |
| |методы теории вероятностей и |
| |математической статистики) |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Значимость субъектов |1. Контроль, осуществляемый субъектами |
|внутреннего контроля |внутреннего контроля разных уровней |
| |организационной структуры |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Иерархичность |1. Контроль системы объектов в целом (всей|
|объектов контроля |коммерческой организации) |
| |2. Контроль подсистем системы объектов |
| |3. Контроль отдельных объектов |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Стадии проведения |1. Предварительный контроль |
|контроля |2. Промежуточный контроль |
| |3. Конечный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Функциональная |1. Администраторский контроль |
|направленность |2. Финансово—экономический контроль |
|контроля |3. Бухгалтерский контроль |
| |4. Правовой контроль |
| |5. Информационный контроль |
| |6. Технологический контроль |
| |7. Кадровый контроль |
| |8. Контроль обеспечения безопасности |
| |коммерческой организации |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Характер |1. Контроль, обусловленный отношениями |
|взаимоотношений |подчиненности |
|контролирующего и |2. Контроль, не обусловленный отношениями |
|контролируемого |подчиненности |
|работников | |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Временная |1. Стратегический контроль |
|направленность |2. Тактический контроль |
|контроля |3. Оперативный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Пространственный |1. Входной контроль |
|аспект |2. Процессный контроль |
| |3. Выходной контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Величина (сложность) |1. Тематический контроль |
|объекта контроля |2. Комплексный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Источники данных |1. Документальный контроль |
|контроля |2. Фактический контроль |
| |3. Автоматизированный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Способ |1. Односторонний (функционально— |
|взаимоотношений |принудительный) контроль |
|работников |2. Взаимный (двусторонний или |
| |многосторонний) контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Этапы получения |1. Первичный контроль |
|информации |2. Сводный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Характер отношения к |1. Направляющий контроль |
|объекту |2. Фильтрующий (этапный) контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Характер контрольных |1. Плановый контроль |
|мероприятий |2. Внезапный контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Периодичность |1. Систематический контроль |
|проведения контроля |2. Периодический контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Полнота охвата |1. Сплошной контроль |
|объекта контроля |2. Несплошной контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Время осуществления |1. Предварительный контроль |
|контрольных действий |2. Текущий контроль |
| |3. Последующий контроль |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Интенсивность |1. Контроль, осуществляемый в облегченном |
|проведения контроля |режиме |
| |2. Контроль, осуществляемый в нормальном |
| |режиме |
| |3. Контроль, осуществляемый в усиленном |
| |режиме |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Фазы |1. Контроль снабженческо—заготовительной |
|воспроизводственного |деятельности |
|цикла |2. Контроль производственной деятельности |
| |3. Контроль финансово—сбытовой |
| |деятельности |
L—————————————————————+———————————————————————————————————————————
Рыночные отношения выдвигают объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации внутреннего (внутрихозяйственного) контроля на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии в целях снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия и его собственников.
(Окончание см. "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10)
Т.В.Зырянова
Д. э. н.,
профессор,
заведующая кафедрой
бухгалтерского учета,
анализа и аудита
О.Е.Терехова
Старший преподаватель
Уральская академия
государственной службы
Подписано в печать
16.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |