Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Трансформация методов финансово-хозяйственного контроля в условиях реформирования экономики (Начало) ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9)



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> По материалам журнала "Финансы и кредит". - 2007. - N 2 (242).

До начала рыночных реформ система контроля предусматривала только три основных метода контрольной деятельности: 1) ревизию; 2) проверку; 3) бухгалтерскую экспертизу. Рыночная экономика в период перехода к ней не только трансформировала ранее существовавшие способы, но и породила новые методы финансово-хозяйственного контроля, не используемые ранее аудит и налоговую проверку. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свою актуальность.

Финансовый контроль (от лат. finansia - "доход, платеж"), осуществляемый в целях обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля.

В научных работах, посвященных проблемам финансового контроля, имеют место исследования, связанные с осуществлением сравнительного анализа существующих методов контрольно-финансовой деятельности. При этом аналитическому сравнению подвергаются, как правило, пары методов финансового контроля - например: аудит и ревизия (А.Д. Шеремет, В.П. Суйц), бухгалтерская экспертиза и документальная ревизия (В.В. Конон, Н.Т. Белуха), бухгалтерская экспертиза и налоговая проверка (В.А. Козлов). Обобщенные результаты данных сопоставлений представлены в таблице, где анализ проведен по 15 критериям (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ методов контроля

     
   ————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |    Критерий   |                                      Метод контроля                                      |
   |    различий   +————————————————————T———————————————————————T——————————————————————T——————————————————————+
   |               |    Бухгалтерская   |      Аудиторская      |    Документальная    |       Налоговая      |
   |               |     экспертиза     |        проверка       |        ревизия       |       проверка       |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Цели контроля  |Разрешение вопросов,|Выражение мнения по    |Выявление недостатков |Установление          |
   |               |поставленных перед  |поводу достоверности   |и нарушений в целях их|соответствия фактов   |
   |               |экспертом —         |бухгалтерской          |устранения и наказания|совершения тех или    |
   |               |бухгалтером,        |(финансовой)           |виновных              |иных хозяйственных    |
   |               |следователем или    |отчетности             |                      |операций действующему |
   |               |судом               |                       |                      |законодательству      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Вид            |Процессуальная      |Предпринимательская    |Исполнительская       |Исполнительская       |
   |деятельности   |деятельность        |деятельность           |деятельность,         |деятельность,         |
   |               |                    |                       |выполнение            |выполнение            |
   |               |                    |                       |распоряжения          |распоряжения          |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Основа         |Принудительное      |Добровольное           |Принудительное        |Принудительное        |
   |взаимоотношений|осуществление       |осуществление на       |осуществление по      |осуществление по      |
   |с              |соответствии с      |основании договора,    |распоряжению          |распоряжению          |
   |контролируемым |решением            |заключенного с         |вышестоящих или       |руководства налогового|
   |               |правоохранительных  |клиентом, или по       |государственных       |органа                |
   |               |органов             |решению судебных       |органов               |                      |
   |               |                    |органов                |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Управленческие |Вертикальные связи, |Горизонтальные связи,  |Вертикальные связи,   |Вертикальные связи,   |
   |связи          |назначение, отчет   |равноправие во         |назначение, отчет     |назначение, отчет     |
   |               |перед               |взаимоотношениях с     |перед вышестоящим или |перед руководством    |
   |               |правоохранительными |клиентом, отчет перед  |правоохранительным    |налогового или        |
   |               |или судебными       |ним или перед          |органом об исполнении |правоохранительного   |
   |               |органами            |правоохранительными    |                      |органа                |
   |               |                    |органами               |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Порядок        |Платит              |Платит клиент или      |Платит вышестоящий или|Платит государственный|
   |оплаты услуг   |государственный     |государственный орган с|государственный орган |налоговый орган       |
   |               |орган               |последующим взысканием |                      |                      |
   |               |                    |с клиента              |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Практические   |Подтверждение       |Улучшение финансового  |Сохранение активов,   |Реализация            |
   |задачи         |(неподтверждение)   |положения клиента,     |выявление и пресечение|контрольных функций   |
   |               |факта совершенных   |привлечение пассивов   |недостатков и         |налоговыми органами по|
   |               |экономических       |(инвесторов,           |нарушений, внесение   |проверке налогового   |
   |               |правонарушений, сбор|кредиторов), оказание  |предложений           |законодательства      |
   |               |и представление     |помощи и               |                      |                      |
   |               |доказательств       |консультирование       |                      |                      |
   |               |                    |клиента                |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Ответственность|Перед               |Перед клиентом и       |Перед вышестоящей     |Перед руководством    |
   |               |правоохранительными |правоохранительными    |организацией и        |налогового органа и   |
   |               |органами            |органами               |правоохранительными   |правоохранительными   |
   |               |                    |                       |органами              |органами              |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Порядок        |Исследование        |Ознакомление с         |Ревизия учетной и     |Проверка учетной и    |
   |получения      |материалов дела,    |бухгалтерскими         |отчетной документации |отчетной документации |
   |информации     |представленных      |документами,           |проверяемого субъекта |налогоплательщика     |
   |               |правоохранительными |представленными        |                      |                      |
   |               |органами            |клиентом               |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Нормативная    |Процессуальное      |Федеральный закон      |Подзаконные акты,     |Налоговое             |
   |регламентация  |законодательство.   |"Об аудиторской        |ведомственные         |законодательство,     |
   |               |Федеральный закон   |деятельности",         |положения и инструкции|методические          |
   |               |"О государственной  |аудиторские стандарты  |                      |рекомендации          |
   |               |судебно—экспертной  |                       |                      |Министерства по       |
   |               |деятельности в РФ"  |                       |                      |налогам и сборам РФ   |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Место          |В расположении      |По месту нахождения    |По месту нахождения   |По месту нахождения   |
   |проведения     |правоохранительных  |проверяемого клиента   |проверяемого субъекта |налогоплательщика или |
   |               |органов или в       |                       |                      |налогового органа     |
   |               |экспертом учреждении|                       |                      |(камеральная проверка)|
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Оформление     |Заключение          |Аудиторское заключение:|Акт документальной    |Акт налоговой         |
   |результатов    |бухгалтерской       |документ, имеющий      |ревизии: внутренний   |проверки: внутренний  |
   |               |экспертизы:         |юридическое значение   |документ для          |документ для          |
   |               |процессуальный      |для всех юридических и |вышестоящего          |налогового органа,    |
   |               |документ, имеющий   |физических лиц, органов|контролирующего       |который может быть    |
   |               |значение для        |государственной власти |органа, который может |передан в             |
   |               |правоохранительных и|и управления, органов  |быть передан в        |правоохранительные или|
   |               |судебных органов, а |местного               |государственные или   |судебные органы.      |
   |               |также для других    |самоуправления,        |правоохранительные    |Является основанием   |
   |               |участников процесса,|налоговых и судебных   |органы. Содержит      |для взыскания         |
   |               |содержит перечень   |органов. Итоговая часть|перечень недостатков и|задолженности по      |
   |               |мероприятий для     |аудиторского           |нарушений, а также    |налогам и сборам,     |
   |               |предупреждения      |заключения, содержащая |предложения по их     |пеней и штрафов       |
   |               |экономических       |запись о подтверждении |устранению            |                      |
   |               |правонарушений      |достоверности          |                      |                      |
   |               |                    |бухгалтерской          |                      |                      |
   |               |                    |(финансовой)           |                      |                      |
   |               |                    |отчетности, может быть |                      |                      |
   |               |                    |опубликована           |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Основание для  |Обстоятельства дела,|Договор на оказание    |План ревизионной      |План проведения       |
   |назначения     |для оценки которых  |аудиторских услуг или  |работы или сведения,  |налоговых проверок    |
   |               |необходимо          |обстоятельства дела,   |полученные при        |                      |
   |               |заключение эксперта—|требующие заключения   |расследовании         |                      |
   |               |бухгалтера          |специалиста            |(судебном             |                      |
   |               |                    |                       |рассмотрении)         |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Основание для  |Постановление       |Постановление          |Приказ руководителя   |Приказ (распоряжение) |
   |проведения     |следователя или     |следователя или        |организации или       |руководителя          |
   |               |определение суда    |определение суда       |контрольной           |налогового органа     |
   |               |                    |                       |организации по        |                      |
   |               |                    |                       |требованию следователя|                      |
   |               |                    |                       |или суда              |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Факторы,       |Вопросы  следователя|Условия договора на    |По усмотрению         |Методические          |
   |определяющие   |или суда            |оказание аудиторских   |руководителя          |рекомендации по       |
   |объекты их     |                    |услуг, вопросы         |учреждения,           |проведению налоговой  |
   |работы         |                    |следователя или суда   |назначившего ревизию. |проверки, задание     |
   |               |                    |                       |Задание органов       |руководителя          |
   |               |                    |                       |следствия или суда    |налогового органа     |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Методы         |Не используются     |Используются методы    |Методы документальной |Методы документальной |
   |исследования   |методы фактической  |документальной проверки|и фактической проверки|и фактической проверки|
   |               |проверки,           |и часть методов        |без ограничений       |без ограничений       |
   |               |применяются лишь    |фактической проверки   |                      |                      |
   |               |экспертные методы   |                       |                      |                      |
   |               |или методы          |                       |                      |                      |
   |               |документальной      |                       |                      |                      |
   |               |проверки в          |                       |                      |                      |
   |               |ограниченном объеме |                       |                      |                      |
   +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Объекты        |Только материалы    |Бухгалтерские          |Бухгалтерские         |Бухгалтерские   доку— |
   |исследования   |дела. Эксперт не    |документы, регистры,   |документы, материалы  |менты, регистры,  ма— |
   |               |вправе обращаться к |материалы              |инвентаризаций  и     |териалы  инвентариза— |
   |               |документам,         |инвентаризаций и       |периодической         |ций  и  периодической |
   |               |находящимся в       |периодической          |отчетности, данные    |отчетности,    данные |
   |               |организации         |отчетности, данные     |оперативного учета,   |оперативного учета    |
   |               |                    |оперативного учета     |черновые и личные     |                      |
   |               |                    |                       |записи материально    |                      |
   |               |                    |                       |ответственных и других|                      |
   |               |                    |                       |должностных лиц       |                      |
   L———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+———————————————————————
   

При проведении сравнительного анализа рассматриваемых методов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах, каковыми являются:

- единообразие при использовании источников информации;

- используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры;

- обоснование выводов на документально достоверных доказательствах;

- конкретность и общая база в определении размеров убытков и недостач;

- итоговые документы являются источником доказательств;

- контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Тем не менее, как видно из результатов исследования, все методы имеют свои цели, объекты и задачи контроля. Так, аудиторская или налоговая проверка, ревизия представляют собой реализацию контрольных функций уполномоченными органами, а бухгалтерская экспертиза носит процессуально-правовой характер.

Кроме того, интересны различия в подходах к выявленным недостаткам и нарушениям. Аудиторская проверка, так же, как и документальная ревизия, призвана не только вскрывать, но и помогать устранять выявленные несоответствия, вносить свои предложения. В свою очередь, налоговая проверка и бухгалтерская экспертиза не имеют таких полномочий и направлены на фиксацию нарушений в своих итоговых документах.

В настоящее время финансовый контроль в РФ в зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту подразделяется на внешний и внутренний (рис. 1).

Система финансового контроля

     
                  ———————————————————————————————————————¬
                  |         Финансовый контроль          |
                  L—————————————————T—————————————————————
   
-------------------+--------------------¬

¦ ¦

     
    —————————————+————————¬                   ———————————+——————————¬
    |       Внешний       |                   |      Внутренний     |
    |                     |                   |(внутрихозяйственный)|
    L———————————T——————————                   L——————————T———————————
   
-----+---------------¬ ¦
     
   ————————+———————¬    ————————+———————¬                |
   |Государственный|    |  Независимый  |                |
   |               |    |  аудиторский  |                |
   L———————T————————    L———————T————————                |
           |                    |                        |
           |                    |                        |  
   ————————+———————¬    ————————+———————¬        ————————+————————¬
   | Муниципальный |    | Внешний аудит |        |Внутренний аудит|
   |               |    |               |        |                |
   L————————————————    L————————————————        L—————————————————
   

Рис. 1

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний - структурными подразделениями самого контролируемого субъекта.

Сравнительная группировка форм реализации внешнего и внутреннего контроля по ряду признаков и параметров сравнения отражена в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика форм внешнего

и внутреннего (внутрихозяйственного) контроля

     
   ———————————————T————————————————————————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   Параметры  |          Внешний контроль          |                       Внутренний (внутрихозяйственный) контроль                      |
   |   сравнения  +———————————————————T————————————————+————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+
   |              |       Аудит       | Государственный|   Внутренняя   |    Внутренний   |  Управленческий | Производственный|   Служебное   |
   |              |                   |   финансовый   |     ревизия    |      аудит      |     контроль    |     контроль    | расследование |
   |              |                   |    контроль    |                |                 |                 |    (контроль    |               |
   |              |                   |                |                |                 |                 |    качества)    |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По цепи       |Выражение мнения о |Выявление       |Установление    |Совершенствование|Совершенствование|Повышение        |Проверка       |
   |исследования  |достоверности      |отклонений от   |наличия и       |управления на    |управления на    |качества готовой |соблюдения     |
   |              |финансовой         |принятых        |сохранности     |основе           |основе контроля  |продукции и      |работником     |
   |              |отчетности         |стандартов      |активов и       |установления     |выполнения       |совершенствование|должностных    |
   |              |                   |законности      |обязательств    |достоверности    |управленческих   |производственно— |обязанностей   |
   |              |                   |                |предприятия     |корпоративной    |решений          |хозяйственных    |               |
   |              |                   |                |                |информации       |                 |связей           |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По            |Последующий        |Последующий     |Последующий     |Предварительный, |Текущий контроль |Текущий контроль |Последующий    |
   |принадлежности|контроль           |контроль        |контроль        |текущий и        |                 |                 |контроль       |
   |к видам       |                   |                |                |последующий      |                 |                 |               |
   |контроля      |                   |                |                |контроль         |                 |                 |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По характеру  |Предпринимательская|Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская  |Исполнительская  |Исполнительская  |Исполнительская|
   |деятельности  |деятельность       |деятельность    |деятельность    |деятельность     |деятельность     |деятельность     |деятельность   |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По характеру  |Полностью          |Зависит от      |Зависит только  |                   Зависит от менеджмента компании                   |
   |зависимости   |независимая        |администрации   |от собрания     |                                                                     |
   |              |деятельность       |контролирующих  |акционеров      |                                                                     |
   |              |                   |ведомств        |(пайщиков)      |                                                                     |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+
   |По объектам   |Объектами являются |Объекты,        |Объекты,        |Объектами        |Объектами        |Объекты          |Объекты, в     |
   |исследования  |факты, искажающие  |нарушающие      |нарушающие      |являются факты,  |являются факты   |производственного|отношении      |
   |              |финансовую         |действующее     |действующее     |тормозящие       |исполнения       |цикла            |которых        |
   |              |отчетность         |законодательство|законодательство|развитие         |распоряжений,    |предприятия, в   |проводится     |
   |              |                   |                |                |предприятия,     |приказов,        |том числе готовая|расследование  |
   |              |                   |                |                |несоответствующие|элементов        |продукция        |               |
   |              |                   |                |                |законодательству,|делопроизводства |                 |               |
   |              |                   |                |                |а также любые    |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |иные объекты     |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |(вплоть до оценки|                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |честности        |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |работников) по   |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |заданию          |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |администрации    |                 |                 |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По            |Улучшение          |Реализация      |Сохранность     |Улучшение        |Выявление фактов |Выявление        |Выявление      |
   |практическим  |финансового        |финансовой      |активов,        |финансового      |сознательного    |некачественных   |степени        |
   |задачам       |положения клиента  |политики        |пресечение      |положения        |неисполнения     |объектов готовой |соблюдения     |
   |              |на основе выявления|государства     |злоупотреблений |предприятия на   |или искажений    |продукции,       |работником     |
   |              |негативных факторов|                |                |основе выявления |управленческих   |установление     |обязанностей и |
   |              |                   |                |                |недостатков, их  |решений,         |причин брака.    |распоряжений   |
   |              |                   |                |                |оценки, а также  |отклонений от    |Исследование     |администрациии |
   |              |                   |                |                |помощи работникам|плана и анализ   |возможностей     |               |
   |              |                   |                |                |предприятия в    |причин           |изменения        |               |
   |              |                   |                |                |выполнении их    |                 |производственных |               |
   |              |                   |                |                |функций,         |                 |связей           |               |
   |              |                   |                |                |выявление        |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |отклонений от    |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |плана и анализ   |                 |                 |               |
   |              |                   |                |                |причин           |                 |                 |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |По результатам|Аудиторское        |Акт проверки,   |Акт ревизии, акт|Отчет для        |Отчет для        |Отчет для        |Отчет для      |
   |              |заключение,        |штрафы,         |взыскания,      |администрации,   |администрации    |администрации,   |администрации  |
   |              |рекомендации       |взыскания       |распоряжения о  |рекомендации,    |                 |акты изъятия     |               |
   |              |                   |                |наказании       |практические     |                 |брака,           |               |
   |              |                   |                |                |разработки и др. |                 |практические     |               |
   |              |                   |                |                |                 |                 |разработки и     |               |
   |              |                   |                |                |                 |                 |рекомендации     |               |
   +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+
   |8. По         |Связи              |Связи           |                   Связи вертикальные административно—принудительные                  |
   |управленческим|горизонтальные     |горизонтальные  |                                                                                      |
   |связям        |добровольные       |административно—|                                                                                      |
   |              |                   |принудительные  |                                                                                      |
   L——————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Характеристика форм внешнего и внутреннего контроля показывает, что каждая форма реализации контроля имеет свою цель, обслуживает интересы своих групп пользователей.

Внешний государственный финансовый контроль, во-первых, позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений. Во-вторых, качество получаемой информации оказывает непосредственное влияние на последствия решений, принимаемых на ее основе законодательной властью в виде законодательных и других нормативных правовых актов. Поэтому в демократических государствах возникает острая общественная необходимость в услугах независимых от исполнительной власти органов государственного финансового контроля, устанавливающих достоверность отчетной или прогнозируемой финансово-экономической информации, степень исполнения бюджетных назначений.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются:

- возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению;

- неполный возврат (невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджет РФ;

- отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

В свою очередь, аудиторская проверка, как показывают исследования, одно из самых перспективных направлений финансового контроля.

Аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, а именно аудиторской деятельности, а поскольку экономические и финансовые сферы, в которых осуществляется этот вид контрольной деятельности, тесно взаимосвязаны с другими видами финансового контроля, существует проблема организации взаимодействия аудита с государственным финансовым контролем.

У государственного финансового контроля и аудита разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного контроля являются в основном централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские организации отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач. Государство является собственником и управляет значительными финансовыми средствами, имущественными комплексами и иным имуществом. При этом исполнение многих общественных функций государство осуществляет, используя предпринимательские структуры.

Актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения и укрепления в практике аудита эффективности.

В настоящее время аудит имеет различные направления, связанные с многообразием осуществляемых организациями видов деятельности, со спецификой управления в каждой из них, со временем проведения и объектом аудита, а также по отраслям, подотраслям (рис. 2, 3).

Направления аудиторской деятельности

     
                           ————————————————————————————————————¬
                           |     Аудиторская деятельность      |
                           L—————————————————T——————————————————
   
-----------------T----------------+-----------------T-----------------¬
     
   ————————+———————¬————————+——————¬ ————————+———————¬ ————————+———————¬—————————+———————¬
   |    По видам   ||  По уровням  | |   По времени  | |       По      || По требованиям |
   |  деятельности ||    полноты   | | осуществления | | функциональной||законодательства|
   L———————T————————|    аудита    | L———————T———————— | направленности|L————————T————————
   
--------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬ ¦ Банковский ¦--------+------¬ ¦ Первоначальный¦ --------+-------¬¦ Обязательный ¦ ¦ аудит ¦¦Функциональный¦ ¦ аудит ¦ ¦Технологически馦 аудит ¦ L-------T--------¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L--------T------ ———— --------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬ ¦ Аудит ¦--------+------¬ ¦ Оперативный ¦ --------+-------¬¦ Инициативный ¦ ¦ страховых ¦¦ Комплексный ¦ ¦ аудит ¦ ¦Организационны馦 аудит ¦ ¦ организаций ¦¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L--------------- ———— L-------T--------L-------T------- --------+-------¬ L-------T------ ———— --------+-------¬--------+------¬ ¦ Согласованный ¦ --------+-------¬ ¦ Аудит бирж, ¦¦ Системный ¦ ¦(повторяющийся)¦ ¦ Маркетинговый ¦ ¦ инвестиционных¦¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦ ¦ институтов и ¦L--------------- L---------------- L-------T------ ———— ¦ внебюджетных ¦ --------+-------¬

¦ фондов ¦ ¦ Экономический ¦

L-------T-------- ¦ аудит ¦

     
   ————————+———————¬                                   L———————T————————
   
¦ Общий аудит ¦ --------+-------¬

L-------T-------- ¦ Правовой ¦

     
   ————————+———————¬                                   |     аудит     |
   |Государственный|                                   L———————T————————
   
¦ аудит ¦ --------+-------¬ L---------------- ¦ Социальный ¦ ¦ аудит ¦ L-------T------ ———— --------+-------¬ ¦ Экологический ¦ ¦ аудит ¦ L-------------- ————

Рис. 2

Классификация отраслей и подотраслей аудита

     
                                         ————————————————————————¬
                                         |     Отрасли аудита    |  
   ————————————————————————————¬         L————————————T———————————            ———————————————————————————————¬
   |Аудит интеллектуальной     +—¬                    |                     ——+Аудит основных и оборотных    |
   |собственности руководителей| |                    |                     | |управленческих средств        |
   L———————————————————————————— |                    |                     | L———————————————————————————————
   
----------------------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ +-+Аудит основных и оборотных ¦ ¦собственности специалистов +-+-+интеллектуальной+-+ -----------------¬ ¦ ¦производственных средств ¦ L---------------------------- ¦ ¦ собственности ¦ +--+ Аудит +-+ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ L----------------- ¦ ¦ общества ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦Аудит основных и оборотных ¦ ¦собственности рабочих +-- ¦ +-+технологических средств ¦ L---------------------------- ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит целей, задач и +-¬ ¦ ¦ ¦Аудит информационных ¦ ¦функций ¦ ¦ ¦ L-+технологий ¦ L---------------------------- ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит принципов +-+ ¦ ¦Аудит профессионализма ¦ ¦функционирования ¦ ¦ ¦ --+руководителей ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------- ———— L---------------------------- ¦ ----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬
     
   ————————————————————————————¬ | |     Аудит     |  |                     +—+Аудит профессионализма        |
   |Аудит технологии и         +—+—+  методологии  +——+                     | |специалистов                  |
   |стратегии управления       | | |   и процесса  |  |  —————————————————¬ | L———————————————————————————————
   
L---------------------------- ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬
     
   ————————————————————————————¬ | L————————————————  +——+профессионализма+—+ |Аудит профессионализма рабочих|
   |Аудит коммуникаций         +—+                    |  |    персонала   | +—+и служащих                    |
   L———————————————————————————— |                    |  L————————————————— | L———————————————————————————————
   
----------------------------¬ ¦ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит управленческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Аудит повышения квалификации ¦ ¦решений +-- ¦ L-+персонала ¦ L---------------------------- ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦Аудит техники и технологии +-¬ ¦ -------------------------------¬ ¦производства ¦ ¦ ¦ --+Аудит функциональных структур ¦ L---------------------------- ¦ -----------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит процесса производства+-+-+ технологии +-+--+ механизма +-+-+Аудит организационных структур¦ L---------------------------- ¦ ¦ и процесса ¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ производства ¦ ¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬

¦Экологический аудит +-- L----------------- ¦ ¦ ¦Аудит оргтехники, офисной ¦

L---------------------------- ¦ L-+мебели, сетей связи ¦

     
   ————————————————————————————¬                      |                       L———————————————————————————————
   
¦Аудит самоконтроля изделий +-¬ ¦

L---------------------------- ¦ ¦

     
   ————————————————————————————¬ | —————————————————¬ |                       ———————————————————————————————¬
   |Ведомственная приемка      +—+—+  Операционный  +—+                       |Аудит должностных инструкций, |
   L———————————————————————————— | |      аудит     | |                     ——+техники безопасности          |  
   ————————————————————————————¬ | L————————————————— |                     | L———————————————————————————————
   
¦Технологический контроль +-- ¦ -----------------¬ ¦ -------------------------------¬ L---------------------------- ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦Аудит укомплектованности ¦ +--+ организации +-+-+производства ¦ ¦ ¦ производства ¦ ¦ L----------------------------- ———— ¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬ ¦ ¦ ¦Аудит схем и свойств ¦ ¦ L-+документооборота ¦ ¦ L----------------------------- ———— ¦ -------------------------------¬ ¦ --+Аудит затрат ресурсов ¦ ¦ -----------------¬ ¦ L----------------------------- ———— ¦ ¦ Управленческий ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦ ¦ аудит +-+-+Аудит деловых операций ¦ ¦ L----------------- ¦ L----------------------------- ———— ¦ ¦ -------------------------------¬
     
                                    ——————————————————+———————————————¬     | |Аудит экономичности и         |
                                    |   Анализ бухгалтерского учета   |     L—+эффективности производства    |
                                    L——————————————————————————————————       L———————————————————————————————
   

Рис. 3

Анализируя многообразие видов, учитывая совокупность организаций, осуществляющих аудит, а также государственные и общественные органы его регулирования, можно утверждать, что аудиторская деятельность - это отрасль экономики, прочно занявшая свое место.

Базируясь на международном опыте, аудиторские организации и аудиторы, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно расширяют спектр предоставляемых экономическим субъектам услуг, тем самым развивая и совершенствуя аудит как предпринимательскую деятельность.

Для некоторых отечественных компаний обращение к аудиторам - естественная необходимость. Российское законодательство определяет, что ряд предприятий (открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, фонды, некоторые государственные и унитарные предприятия, а также компании с определенным объемом выручки) должны проходить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В свою очередь, многие предприятия, наоборот, проявляют инициативу в проведении аудиторской проверки.

Финансовый контроль, кроме того, что осуществляется в виде государственного и независимого аудиторского, также осуществляется в виде внутреннего (внутрихозяйственного) контроля.

Органы внутреннего (внутрихозяйственного) контроля занимают особое место среди институтов контроля за достоверностью и полнотой экономической информации.

Важное место принадлежит исследованиям современной роли внутреннего контроля и его места среди других видов контроля, выдвинутых в последнее время в научных исследованиях. От эффективности деятельности органов внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов - одно из условий эффективности всего общественного производства.

Таким образом, внутренний контроль осуществляется силами функциональных подразделений конкретного экономического субъекта для постоянного надзора и проверки совершаемых операций, принятия оперативных мер. Информацию внутрихозяйственного контроля, как правило, использует управленческий персонал. При этом конкретная система внутреннего контроля и ее эффективность зависят от методов деятельности экономического субъекта, организации и технологии производства, порядка сбора, обработки и анализа информации и других факторов.

Схематично виды внутреннего контроля представлены в табл. 3.

Таблица 3

Классифицикация внутреннего контроля

     
   ——————————————————————T——————————————————————————————————————————¬
   |       Признак       |   Элементы класса внутреннего контроля   |
   |    классификации    |                                          |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Форма контроля       |1. Внутренний аудит                       |
   |                     |2. Структурно—функциональная форма        |
   |                     |внутреннего контроля                      |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Уровень автоматизации|1. Неавтоматизированный внутренний        |
   |контроля             |контроль                                  |
   |                     |2. Неполностью автоматизированный         |
   |                     |внутренний контроль                       |
   |                     |3. Полностью автоматизированный внутренний|
   |                     |контроль                                  |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Методические приемы  |1. Общенаучные методические приемы        |
   |контроля             |контроля (анализ, синтез, индукция,       |
   |                     |дедукция, аналогия, моделирование,        |
   |                     |абстрагирование, эксперимент и др.)       |
   |                     |2. Собственные эмпирические методические  |
   |                     |приемы контроля (инвентаризация,          |
   |                     |контрольные замеры, запуски оборудования, |
   |                     |формальная арифметическая проверка,       |
   |                     |встречная проверка, способ обратного      |
   |                     |счета, метод сопоставления однородных     |
   |                     |фактов, служебное расследование,          |
   |                     |экспертиза различных видов, опросы и др.) |
   |                     |3. Специфические приемы смежных           |
   |                     |экономических наук (прием экономического  |
   |                     |анализа, экономико—математические методы, |
   |                     |методы теории вероятностей и              |
   |                     |математической статистики)                |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Значимость субъектов |1. Контроль, осуществляемый субъектами    |
   |внутреннего контроля |внутреннего контроля разных уровней       |
   |                     |организационной структуры                 |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Иерархичность        |1. Контроль системы объектов в целом (всей|
   |объектов контроля    |коммерческой организации)                 |
   |                     |2. Контроль подсистем системы объектов    |
   |                     |3. Контроль отдельных объектов            |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Стадии проведения    |1. Предварительный контроль               |
   |контроля             |2. Промежуточный контроль                 |
   |                     |3. Конечный контроль                      |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Функциональная       |1. Администраторский контроль             |
   |направленность       |2. Финансово—экономический контроль       |
   |контроля             |3. Бухгалтерский контроль                 |
   |                     |4. Правовой контроль                      |
   |                     |5. Информационный контроль                |
   |                     |6. Технологический контроль               |
   |                     |7. Кадровый контроль                      |
   |                     |8. Контроль обеспечения безопасности      |
   |                     |коммерческой организации                  |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Характер             |1. Контроль, обусловленный отношениями    |
   |взаимоотношений      |подчиненности                             |
   |контролирующего и    |2. Контроль, не обусловленный отношениями |
   |контролируемого      |подчиненности                             |
   |работников           |                                          |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Временная            |1. Стратегический контроль                |
   |направленность       |2. Тактический контроль                   |
   |контроля             |3. Оперативный контроль                   |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Пространственный     |1. Входной контроль                       |
   |аспект               |2. Процессный контроль                    |
   |                     |3. Выходной контроль                      |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Величина (сложность) |1. Тематический контроль                  |
   |объекта контроля     |2. Комплексный контроль                   |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Источники данных     |1. Документальный контроль                |
   |контроля             |2. Фактический контроль                   |
   |                     |3. Автоматизированный контроль            |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Способ               |1. Односторонний (функционально—          |
   |взаимоотношений      |принудительный) контроль                  |
   |работников           |2. Взаимный (двусторонний или             |
   |                     |многосторонний) контроль                  |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Этапы получения      |1. Первичный контроль                     |
   |информации           |2. Сводный контроль                       |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Характер отношения к |1. Направляющий контроль                  |
   |объекту              |2. Фильтрующий (этапный) контроль         |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Характер контрольных |1. Плановый контроль                      |
   |мероприятий          |2. Внезапный контроль                     |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Периодичность        |1. Систематический контроль               |
   |проведения контроля  |2. Периодический контроль                 |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Полнота охвата       |1. Сплошной контроль                      |
   |объекта контроля     |2. Несплошной контроль                    |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Время осуществления  |1. Предварительный контроль               |
   |контрольных действий |2. Текущий контроль                       |
   |                     |3. Последующий контроль                   |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Интенсивность        |1. Контроль, осуществляемый в облегченном |
   |проведения контроля  |режиме                                    |
   |                     |2. Контроль, осуществляемый в нормальном  |
   |                     |режиме                                    |
   |                     |3. Контроль, осуществляемый в усиленном   |
   |                     |режиме                                    |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Фазы                 |1. Контроль снабженческо—заготовительной  |
   |воспроизводственного |деятельности                              |
   |цикла                |2. Контроль производственной деятельности |
   |                     |3. Контроль финансово—сбытовой            |
   |                     |деятельности                              |
   L—————————————————————+———————————————————————————————————————————
   
Рыночные отношения выдвигают объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации внутреннего (внутрихозяйственного) контроля на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии в целях снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия и его собственников. (Окончание см. "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10) Т.В.Зырянова Д. э. н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита О.Е.Терехова Старший преподаватель Уральская академия государственной службы Подписано в печать 16.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Систематизация финансовой аналитики компаний: идентификация систем, механизмов и процессов управления финансами; управление структурой капитала ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9) >
Статья: Проблемы классификации видов контроля ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.