|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Трансформация методов финансово-хозяйственного контроля в условиях реформирования экономики (Начало) ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9)
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 9
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ <*>
————————————————————————————————<*> По материалам журнала "Финансы и кредит". - 2007. - N 2 (242).
До начала рыночных реформ система контроля предусматривала только три основных метода контрольной деятельности: 1) ревизию; 2) проверку; 3) бухгалтерскую экспертизу. Рыночная экономика в период перехода к ней не только трансформировала ранее существовавшие способы, но и породила новые методы финансово-хозяйственного контроля, не используемые ранее аудит и налоговую проверку. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свою актуальность. Финансовый контроль (от лат. finansia - "доход, платеж"), осуществляемый в целях обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. В научных работах, посвященных проблемам финансового контроля, имеют место исследования, связанные с осуществлением сравнительного анализа существующих методов контрольно-финансовой деятельности. При этом аналитическому сравнению подвергаются, как правило, пары методов финансового контроля - например: аудит и ревизия (А.Д. Шеремет, В.П. Суйц), бухгалтерская экспертиза и документальная ревизия (В.В. Конон, Н.Т. Белуха), бухгалтерская экспертиза и налоговая проверка (В.А. Козлов). Обобщенные результаты данных сопоставлений представлены в таблице, где анализ проведен по 15 критериям (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ методов контроля
————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Критерий | Метод контроля | | различий +————————————————————T———————————————————————T——————————————————————T——————————————————————+ | | Бухгалтерская | Аудиторская | Документальная | Налоговая | | | экспертиза | проверка | ревизия | проверка | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Цели контроля |Разрешение вопросов,|Выражение мнения по |Выявление недостатков |Установление | | |поставленных перед |поводу достоверности |и нарушений в целях их|соответствия фактов | | |экспертом — |бухгалтерской |устранения и наказания|совершения тех или | | |бухгалтером, |(финансовой) |виновных |иных хозяйственных | | |следователем или |отчетности | |операций действующему | | |судом | | |законодательству | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Вид |Процессуальная |Предпринимательская |Исполнительская |Исполнительская | |деятельности |деятельность |деятельность |деятельность, |деятельность, | | | | |выполнение |выполнение | | | | |распоряжения |распоряжения | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Основа |Принудительное |Добровольное |Принудительное |Принудительное | |взаимоотношений|осуществление |осуществление на |осуществление по |осуществление по | |с |соответствии с |основании договора, |распоряжению |распоряжению | |контролируемым |решением |заключенного с |вышестоящих или |руководства налогового| | |правоохранительных |клиентом, или по |государственных |органа | | |органов |решению судебных |органов | | | | |органов | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Управленческие |Вертикальные связи, |Горизонтальные связи, |Вертикальные связи, |Вертикальные связи, | |связи |назначение, отчет |равноправие во |назначение, отчет |назначение, отчет | | |перед |взаимоотношениях с |перед вышестоящим или |перед руководством | | |правоохранительными |клиентом, отчет перед |правоохранительным |налогового или | | |или судебными |ним или перед |органом об исполнении |правоохранительного | | |органами |правоохранительными | |органа | | | |органами | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Порядок |Платит |Платит клиент или |Платит вышестоящий или|Платит государственный| |оплаты услуг |государственный |государственный орган с|государственный орган |налоговый орган | | |орган |последующим взысканием | | | | | |с клиента | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Практические |Подтверждение |Улучшение финансового |Сохранение активов, |Реализация | |задачи |(неподтверждение) |положения клиента, |выявление и пресечение|контрольных функций | | |факта совершенных |привлечение пассивов |недостатков и |налоговыми органами по| | |экономических |(инвесторов, |нарушений, внесение |проверке налогового | | |правонарушений, сбор|кредиторов), оказание |предложений |законодательства | | |и представление |помощи и | | | | |доказательств |консультирование | | | | | |клиента | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Ответственность|Перед |Перед клиентом и |Перед вышестоящей |Перед руководством | | |правоохранительными |правоохранительными |организацией и |налогового органа и | | |органами |органами |правоохранительными |правоохранительными | | | | |органами |органами | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Порядок |Исследование |Ознакомление с |Ревизия учетной и |Проверка учетной и | |получения |материалов дела, |бухгалтерскими |отчетной документации |отчетной документации | |информации |представленных |документами, |проверяемого субъекта |налогоплательщика | | |правоохранительными |представленными | | | | |органами |клиентом | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Нормативная |Процессуальное |Федеральный закон |Подзаконные акты, |Налоговое | |регламентация |законодательство. |"Об аудиторской |ведомственные |законодательство, | | |Федеральный закон |деятельности", |положения и инструкции|методические | | |"О государственной |аудиторские стандарты | |рекомендации | | |судебно—экспертной | | |Министерства по | | |деятельности в РФ" | | |налогам и сборам РФ | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Место |В расположении |По месту нахождения |По месту нахождения |По месту нахождения | |проведения |правоохранительных |проверяемого клиента |проверяемого субъекта |налогоплательщика или | | |органов или в | | |налогового органа | | |экспертом учреждении| | |(камеральная проверка)| +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Оформление |Заключение |Аудиторское заключение:|Акт документальной |Акт налоговой | |результатов |бухгалтерской |документ, имеющий |ревизии: внутренний |проверки: внутренний | | |экспертизы: |юридическое значение |документ для |документ для | | |процессуальный |для всех юридических и |вышестоящего |налогового органа, | | |документ, имеющий |физических лиц, органов|контролирующего |который может быть | | |значение для |государственной власти |органа, который может |передан в | | |правоохранительных и|и управления, органов |быть передан в |правоохранительные или| | |судебных органов, а |местного |государственные или |судебные органы. | | |также для других |самоуправления, |правоохранительные |Является основанием | | |участников процесса,|налоговых и судебных |органы. Содержит |для взыскания | | |содержит перечень |органов. Итоговая часть|перечень недостатков и|задолженности по | | |мероприятий для |аудиторского |нарушений, а также |налогам и сборам, | | |предупреждения |заключения, содержащая |предложения по их |пеней и штрафов | | |экономических |запись о подтверждении |устранению | | | |правонарушений |достоверности | | | | | |бухгалтерской | | | | | |(финансовой) | | | | | |отчетности, может быть | | | | | |опубликована | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Основание для |Обстоятельства дела,|Договор на оказание |План ревизионной |План проведения | |назначения |для оценки которых |аудиторских услуг или |работы или сведения, |налоговых проверок | | |необходимо |обстоятельства дела, |полученные при | | | |заключение эксперта—|требующие заключения |расследовании | | | |бухгалтера |специалиста |(судебном | | | | | |рассмотрении) | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Основание для |Постановление |Постановление |Приказ руководителя |Приказ (распоряжение) | |проведения |следователя или |следователя или |организации или |руководителя | | |определение суда |определение суда |контрольной |налогового органа | | | | |организации по | | | | | |требованию следователя| | | | | |или суда | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Факторы, |Вопросы следователя|Условия договора на |По усмотрению |Методические | |определяющие |или суда |оказание аудиторских |руководителя |рекомендации по | |объекты их | |услуг, вопросы |учреждения, |проведению налоговой | |работы | |следователя или суда |назначившего ревизию. |проверки, задание | | | | |Задание органов |руководителя | | | | |следствия или суда |налогового органа | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Методы |Не используются |Используются методы |Методы документальной |Методы документальной | |исследования |методы фактической |документальной проверки|и фактической проверки|и фактической проверки| | |проверки, |и часть методов |без ограничений |без ограничений | | |применяются лишь |фактической проверки | | | | |экспертные методы | | | | | |или методы | | | | | |документальной | | | | | |проверки в | | | | | |ограниченном объеме | | | | +———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Объекты |Только материалы |Бухгалтерские |Бухгалтерские |Бухгалтерские доку— | |исследования |дела. Эксперт не |документы, регистры, |документы, материалы |менты, регистры, ма— | | |вправе обращаться к |материалы |инвентаризаций и |териалы инвентариза— | | |документам, |инвентаризаций и |периодической |ций и периодической | | |находящимся в |периодической |отчетности, данные |отчетности, данные | | |организации |отчетности, данные |оперативного учета, |оперативного учета | | | |оперативного учета |черновые и личные | | | | | |записи материально | | | | | |ответственных и других| | | | | |должностных лиц | | L———————————————+————————————————————+———————————————————————+——————————————————————+——————————————————————— При проведении сравнительного анализа рассматриваемых методов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах, каковыми являются: - единообразие при использовании источников информации; - используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры; - обоснование выводов на документально достоверных доказательствах; - конкретность и общая база в определении размеров убытков и недостач; - итоговые документы являются источником доказательств; - контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности. Тем не менее, как видно из результатов исследования, все методы имеют свои цели, объекты и задачи контроля. Так, аудиторская или налоговая проверка, ревизия представляют собой реализацию контрольных функций уполномоченными органами, а бухгалтерская экспертиза носит процессуально-правовой характер. Кроме того, интересны различия в подходах к выявленным недостаткам и нарушениям. Аудиторская проверка, так же, как и документальная ревизия, призвана не только вскрывать, но и помогать устранять выявленные несоответствия, вносить свои предложения. В свою очередь, налоговая проверка и бухгалтерская экспертиза не имеют таких полномочий и направлены на фиксацию нарушений в своих итоговых документах. В настоящее время финансовый контроль в РФ в зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту подразделяется на внешний и внутренний (рис. 1).
Система финансового контроля
———————————————————————————————————————¬ | Финансовый контроль | L—————————————————T—————————————————————-------------------+--------------------¬ ¦ ¦ —————————————+————————¬ ———————————+——————————¬ | Внешний | | Внутренний | | | |(внутрихозяйственный)| L———————————T—————————— L——————————T———————————-----+---------------¬ ¦ ————————+———————¬ ————————+———————¬ | |Государственный| | Независимый | | | | | аудиторский | | L———————T———————— L———————T———————— | | | | | | | ————————+———————¬ ————————+———————¬ ————————+————————¬ | Муниципальный | | Внешний аудит | |Внутренний аудит| | | | | | | L———————————————— L———————————————— L————————————————— Рис. 1
Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний - структурными подразделениями самого контролируемого субъекта. Сравнительная группировка форм реализации внешнего и внутреннего контроля по ряду признаков и параметров сравнения отражена в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика форм внешнего и внутреннего (внутрихозяйственного) контроля
———————————————T————————————————————————————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Параметры | Внешний контроль | Внутренний (внутрихозяйственный) контроль | | сравнения +———————————————————T————————————————+————————————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+ | | Аудит | Государственный| Внутренняя | Внутренний | Управленческий | Производственный| Служебное | | | | финансовый | ревизия | аудит | контроль | контроль | расследование | | | | контроль | | | | (контроль | | | | | | | | | качества) | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По цепи |Выражение мнения о |Выявление |Установление |Совершенствование|Совершенствование|Повышение |Проверка | |исследования |достоверности |отклонений от |наличия и |управления на |управления на |качества готовой |соблюдения | | |финансовой |принятых |сохранности |основе |основе контроля |продукции и |работником | | |отчетности |стандартов |активов и |установления |выполнения |совершенствование|должностных | | | |законности |обязательств |достоверности |управленческих |производственно— |обязанностей | | | | |предприятия |корпоративной |решений |хозяйственных | | | | | | |информации | |связей | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По |Последующий |Последующий |Последующий |Предварительный, |Текущий контроль |Текущий контроль |Последующий | |принадлежности|контроль |контроль |контроль |текущий и | | |контроль | |к видам | | | |последующий | | | | |контроля | | | |контроль | | | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По характеру |Предпринимательская|Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская |Исполнительская| |деятельности |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность |деятельность | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По характеру |Полностью |Зависит от |Зависит только | Зависит от менеджмента компании | |зависимости |независимая |администрации |от собрания | | | |деятельность |контролирующих |акционеров | | | | |ведомств |(пайщиков) | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————T—————————————————T—————————————————T———————————————+ |По объектам |Объектами являются |Объекты, |Объекты, |Объектами |Объектами |Объекты |Объекты, в | |исследования |факты, искажающие |нарушающие |нарушающие |являются факты, |являются факты |производственного|отношении | | |финансовую |действующее |действующее |тормозящие |исполнения |цикла |которых | | |отчетность |законодательство|законодательство|развитие |распоряжений, |предприятия, в |проводится | | | | | |предприятия, |приказов, |том числе готовая|расследование | | | | | |несоответствующие|элементов |продукция | | | | | | |законодательству,|делопроизводства | | | | | | | |а также любые | | | | | | | | |иные объекты | | | | | | | | |(вплоть до оценки| | | | | | | | |честности | | | | | | | | |работников) по | | | | | | | | |заданию | | | | | | | | |администрации | | | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По |Улучшение |Реализация |Сохранность |Улучшение |Выявление фактов |Выявление |Выявление | |практическим |финансового |финансовой |активов, |финансового |сознательного |некачественных |степени | |задачам |положения клиента |политики |пресечение |положения |неисполнения |объектов готовой |соблюдения | | |на основе выявления|государства |злоупотреблений |предприятия на |или искажений |продукции, |работником | | |негативных факторов| | |основе выявления |управленческих |установление |обязанностей и | | | | | |недостатков, их |решений, |причин брака. |распоряжений | | | | | |оценки, а также |отклонений от |Исследование |администрациии | | | | | |помощи работникам|плана и анализ |возможностей | | | | | | |предприятия в |причин |изменения | | | | | | |выполнении их | |производственных | | | | | | |функций, | |связей | | | | | | |выявление | | | | | | | | |отклонений от | | | | | | | | |плана и анализ | | | | | | | | |причин | | | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |По результатам|Аудиторское |Акт проверки, |Акт ревизии, акт|Отчет для |Отчет для |Отчет для |Отчет для | | |заключение, |штрафы, |взыскания, |администрации, |администрации |администрации, |администрации | | |рекомендации |взыскания |распоряжения о |рекомендации, | |акты изъятия | | | | | |наказании |практические | |брака, | | | | | | |разработки и др. | |практические | | | | | | | | |разработки и | | | | | | | | |рекомендации | | +——————————————+———————————————————+————————————————+————————————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+ |8. По |Связи |Связи | Связи вертикальные административно—принудительные | |управленческим|горизонтальные |горизонтальные | | |связям |добровольные |административно—| | | | |принудительные | | L——————————————+———————————————————+————————————————+——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Характеристика форм внешнего и внутреннего контроля показывает, что каждая форма реализации контроля имеет свою цель, обслуживает интересы своих групп пользователей. Внешний государственный финансовый контроль, во-первых, позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений. Во-вторых, качество получаемой информации оказывает непосредственное влияние на последствия решений, принимаемых на ее основе законодательной властью в виде законодательных и других нормативных правовых актов. Поэтому в демократических государствах возникает острая общественная необходимость в услугах независимых от исполнительной власти органов государственного финансового контроля, устанавливающих достоверность отчетной или прогнозируемой финансово-экономической информации, степень исполнения бюджетных назначений. Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными и финансовыми органами местного самоуправления. Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: - возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению; - неполный возврат (невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджет РФ; - отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств. В свою очередь, аудиторская проверка, как показывают исследования, одно из самых перспективных направлений финансового контроля. Аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, а именно аудиторской деятельности, а поскольку экономические и финансовые сферы, в которых осуществляется этот вид контрольной деятельности, тесно взаимосвязаны с другими видами финансового контроля, существует проблема организации взаимодействия аудита с государственным финансовым контролем. У государственного финансового контроля и аудита разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного контроля являются в основном централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские организации отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач. Государство является собственником и управляет значительными финансовыми средствами, имущественными комплексами и иным имуществом. При этом исполнение многих общественных функций государство осуществляет, используя предпринимательские структуры. Актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения и укрепления в практике аудита эффективности. В настоящее время аудит имеет различные направления, связанные с многообразием осуществляемых организациями видов деятельности, со спецификой управления в каждой из них, со временем проведения и объектом аудита, а также по отраслям, подотраслям (рис. 2, 3).
Направления аудиторской деятельности
————————————————————————————————————¬ | Аудиторская деятельность | L—————————————————T——————————————————-----------------T----------------+-----------------T-----------------¬ ————————+———————¬————————+——————¬ ————————+———————¬ ————————+———————¬—————————+———————¬ | По видам || По уровням | | По времени | | По || По требованиям | | деятельности || полноты | | осуществления | | функциональной||законодательства| L———————T————————| аудита | L———————T———————— | направленности|L————————T————————--------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬ ¦ Банковский ¦--------+------¬ ¦ Первоначальный¦ --------+-------¬¦ Обязательный ¦ ¦ аудит ¦¦Функциональный¦ ¦ аудит ¦ ¦Технологически馦 аудит ¦ L-------T--------¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L--------T------ ———— --------+-------¬L-------T------- --------+-------¬ L-------T-----------------+-------¬ ¦ Аудит ¦--------+------¬ ¦ Оперативный ¦ --------+-------¬¦ Инициативный ¦ ¦ страховых ¦¦ Комплексный ¦ ¦ аудит ¦ ¦Организационны馦 аудит ¦ ¦ организаций ¦¦ аудит ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦L--------------- ———— L-------T--------L-------T------- --------+-------¬ L-------T------ ———— --------+-------¬--------+------¬ ¦ Согласованный ¦ --------+-------¬ ¦ Аудит бирж, ¦¦ Системный ¦ ¦(повторяющийся)¦ ¦ Маркетинговый ¦ ¦ инвестиционных¦¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦ ¦ аудит ¦ ¦ институтов и ¦L--------------- L---------------- L-------T------ ———— ¦ внебюджетных ¦ --------+-------¬ ¦ фондов ¦ ¦ Экономический ¦ L-------T-------- ¦ аудит ¦ ————————+———————¬ L———————T————————¦ Общий аудит ¦ --------+-------¬ L-------T-------- ¦ Правовой ¦ ————————+———————¬ | аудит | |Государственный| L———————T————————¦ аудит ¦ --------+-------¬ L---------------- ¦ Социальный ¦ ¦ аудит ¦ L-------T------ ———— --------+-------¬ ¦ Экологический ¦ ¦ аудит ¦ L-------------- ———— Рис. 2
Классификация отраслей и подотраслей аудита
————————————————————————¬ | Отрасли аудита | ————————————————————————————¬ L————————————T——————————— ———————————————————————————————¬ |Аудит интеллектуальной +—¬ | ——+Аудит основных и оборотных | |собственности руководителей| | | | |управленческих средств | L———————————————————————————— | | | L———————————————————————————————----------------------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ +-+Аудит основных и оборотных ¦ ¦собственности специалистов +-+-+интеллектуальной+-+ -----------------¬ ¦ ¦производственных средств ¦ L---------------------------- ¦ ¦ собственности ¦ +--+ Аудит +-+ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ L----------------- ¦ ¦ общества ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит интеллектуальной ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦Аудит основных и оборотных ¦ ¦собственности рабочих +-- ¦ +-+технологических средств ¦ L---------------------------- ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит целей, задач и +-¬ ¦ ¦ ¦Аудит информационных ¦ ¦функций ¦ ¦ ¦ L-+технологий ¦ L---------------------------- ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит принципов +-+ ¦ ¦Аудит профессионализма ¦ ¦функционирования ¦ ¦ ¦ --+руководителей ¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------- ———— L---------------------------- ¦ ----------------¬ ¦ ¦ -------------------------------¬ ————————————————————————————¬ | | Аудит | | +—+Аудит профессионализма | |Аудит технологии и +—+—+ методологии +——+ | |специалистов | |стратегии управления | | | и процесса | | —————————————————¬ | L———————————————————————————————L---------------------------- ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬ ————————————————————————————¬ | L———————————————— +——+профессионализма+—+ |Аудит профессионализма рабочих| |Аудит коммуникаций +—+ | | персонала | +—+и служащих | L———————————————————————————— | | L————————————————— | L———————————————————————————————----------------------------¬ ¦ ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит управленческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Аудит повышения квалификации ¦ ¦решений +-- ¦ L-+персонала ¦ L---------------------------- ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦Аудит техники и технологии +-¬ ¦ -------------------------------¬ ¦производства ¦ ¦ ¦ --+Аудит функциональных структур ¦ L---------------------------- ¦ -----------------¬ ¦ -----------------¬ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦Аудит процесса производства+-+-+ технологии +-+--+ механизма +-+-+Аудит организационных структур¦ L---------------------------- ¦ ¦ и процесса ¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦ L----------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ¦ производства ¦ ¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬ ¦Экологический аудит +-- L----------------- ¦ ¦ ¦Аудит оргтехники, офисной ¦ L---------------------------- ¦ L-+мебели, сетей связи ¦ ————————————————————————————¬ | L———————————————————————————————¦Аудит самоконтроля изделий +-¬ ¦ L---------------------------- ¦ ¦ ————————————————————————————¬ | —————————————————¬ | ———————————————————————————————¬ |Ведомственная приемка +—+—+ Операционный +—+ |Аудит должностных инструкций, | L———————————————————————————— | | аудит | | ——+техники безопасности | ————————————————————————————¬ | L————————————————— | | L———————————————————————————————¦Технологический контроль +-- ¦ -----------------¬ ¦ -------------------------------¬ L---------------------------- ¦ ¦ Аудит ¦ ¦ ¦Аудит укомплектованности ¦ +--+ организации +-+-+производства ¦ ¦ ¦ производства ¦ ¦ L----------------------------- ———— ¦ L----------------- ¦ -------------------------------¬ ¦ ¦ ¦Аудит схем и свойств ¦ ¦ L-+документооборота ¦ ¦ L----------------------------- ———— ¦ -------------------------------¬ ¦ --+Аудит затрат ресурсов ¦ ¦ -----------------¬ ¦ L----------------------------- ———— ¦ ¦ Управленческий ¦ ¦ -------------------------------¬ ¦ ¦ аудит +-+-+Аудит деловых операций ¦ ¦ L----------------- ¦ L----------------------------- ———— ¦ ¦ -------------------------------¬ ——————————————————+———————————————¬ | |Аудит экономичности и | | Анализ бухгалтерского учета | L—+эффективности производства | L—————————————————————————————————— L——————————————————————————————— Рис. 3
Анализируя многообразие видов, учитывая совокупность организаций, осуществляющих аудит, а также государственные и общественные органы его регулирования, можно утверждать, что аудиторская деятельность - это отрасль экономики, прочно занявшая свое место. Базируясь на международном опыте, аудиторские организации и аудиторы, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно расширяют спектр предоставляемых экономическим субъектам услуг, тем самым развивая и совершенствуя аудит как предпринимательскую деятельность. Для некоторых отечественных компаний обращение к аудиторам - естественная необходимость. Российское законодательство определяет, что ряд предприятий (открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, товарные и фондовые биржи, фонды, некоторые государственные и унитарные предприятия, а также компании с определенным объемом выручки) должны проходить обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В свою очередь, многие предприятия, наоборот, проявляют инициативу в проведении аудиторской проверки. Финансовый контроль, кроме того, что осуществляется в виде государственного и независимого аудиторского, также осуществляется в виде внутреннего (внутрихозяйственного) контроля. Органы внутреннего (внутрихозяйственного) контроля занимают особое место среди институтов контроля за достоверностью и полнотой экономической информации. Важное место принадлежит исследованиям современной роли внутреннего контроля и его места среди других видов контроля, выдвинутых в последнее время в научных исследованиях. От эффективности деятельности органов внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования всех хозяйствующих субъектов - одно из условий эффективности всего общественного производства. Таким образом, внутренний контроль осуществляется силами функциональных подразделений конкретного экономического субъекта для постоянного надзора и проверки совершаемых операций, принятия оперативных мер. Информацию внутрихозяйственного контроля, как правило, использует управленческий персонал. При этом конкретная система внутреннего контроля и ее эффективность зависят от методов деятельности экономического субъекта, организации и технологии производства, порядка сбора, обработки и анализа информации и других факторов. Схематично виды внутреннего контроля представлены в табл. 3.
Таблица 3
Классифицикация внутреннего контроля
——————————————————————T——————————————————————————————————————————¬ | Признак | Элементы класса внутреннего контроля | | классификации | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Форма контроля |1. Внутренний аудит | | |2. Структурно—функциональная форма | | |внутреннего контроля | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Уровень автоматизации|1. Неавтоматизированный внутренний | |контроля |контроль | | |2. Неполностью автоматизированный | | |внутренний контроль | | |3. Полностью автоматизированный внутренний| | |контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Методические приемы |1. Общенаучные методические приемы | |контроля |контроля (анализ, синтез, индукция, | | |дедукция, аналогия, моделирование, | | |абстрагирование, эксперимент и др.) | | |2. Собственные эмпирические методические | | |приемы контроля (инвентаризация, | | |контрольные замеры, запуски оборудования, | | |формальная арифметическая проверка, | | |встречная проверка, способ обратного | | |счета, метод сопоставления однородных | | |фактов, служебное расследование, | | |экспертиза различных видов, опросы и др.) | | |3. Специфические приемы смежных | | |экономических наук (прием экономического | | |анализа, экономико—математические методы, | | |методы теории вероятностей и | | |математической статистики) | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Значимость субъектов |1. Контроль, осуществляемый субъектами | |внутреннего контроля |внутреннего контроля разных уровней | | |организационной структуры | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Иерархичность |1. Контроль системы объектов в целом (всей| |объектов контроля |коммерческой организации) | | |2. Контроль подсистем системы объектов | | |3. Контроль отдельных объектов | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Стадии проведения |1. Предварительный контроль | |контроля |2. Промежуточный контроль | | |3. Конечный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Функциональная |1. Администраторский контроль | |направленность |2. Финансово—экономический контроль | |контроля |3. Бухгалтерский контроль | | |4. Правовой контроль | | |5. Информационный контроль | | |6. Технологический контроль | | |7. Кадровый контроль | | |8. Контроль обеспечения безопасности | | |коммерческой организации | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Характер |1. Контроль, обусловленный отношениями | |взаимоотношений |подчиненности | |контролирующего и |2. Контроль, не обусловленный отношениями | |контролируемого |подчиненности | |работников | | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Временная |1. Стратегический контроль | |направленность |2. Тактический контроль | |контроля |3. Оперативный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Пространственный |1. Входной контроль | |аспект |2. Процессный контроль | | |3. Выходной контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Величина (сложность) |1. Тематический контроль | |объекта контроля |2. Комплексный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Источники данных |1. Документальный контроль | |контроля |2. Фактический контроль | | |3. Автоматизированный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Способ |1. Односторонний (функционально— | |взаимоотношений |принудительный) контроль | |работников |2. Взаимный (двусторонний или | | |многосторонний) контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Этапы получения |1. Первичный контроль | |информации |2. Сводный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Характер отношения к |1. Направляющий контроль | |объекту |2. Фильтрующий (этапный) контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Характер контрольных |1. Плановый контроль | |мероприятий |2. Внезапный контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Периодичность |1. Систематический контроль | |проведения контроля |2. Периодический контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Полнота охвата |1. Сплошной контроль | |объекта контроля |2. Несплошной контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Время осуществления |1. Предварительный контроль | |контрольных действий |2. Текущий контроль | | |3. Последующий контроль | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Интенсивность |1. Контроль, осуществляемый в облегченном | |проведения контроля |режиме | | |2. Контроль, осуществляемый в нормальном | | |режиме | | |3. Контроль, осуществляемый в усиленном | | |режиме | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Фазы |1. Контроль снабженческо—заготовительной | |воспроизводственного |деятельности | |цикла |2. Контроль производственной деятельности | | |3. Контроль финансово—сбытовой | | |деятельности | L—————————————————————+———————————————————————————————————————————Рыночные отношения выдвигают объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации внутреннего (внутрихозяйственного) контроля на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии в целях снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия и его собственников. (Окончание см. "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 10) Т.В.Зырянова Д. э. н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита О.Е.Терехова Старший преподаватель Уральская академия государственной службы Подписано в печать 16.05.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |