|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об отдельных вопросах исчисления и уплаты НДФЛ (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 20)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 20
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДФЛ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N N 18, 19)
Ситуация 6. Взыскание с налогового агента не удержанных им с физических лиц сумм НДФЛ является неправомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 по делу N А72-5629/05-6/435, N А72-5959/05-6/450).
СУТЬ ДЕЛА
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации, в том числе по вопросам правильности удержания и своевременности перечисления НДФЛ, полноты представления справок о доходах физических лиц за период с 2001 по 2004 гг. По результатам проверки вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление НДФЛ в виде штрафа. Кроме того, организации предложено уплатить суммы не полностью удержанного НДФЛ и соответствующие пени. По мнению налогового органа, если налоговый агент не удержал в свое время НДФЛ с физических лиц, то единственная реальная возможность налогового органа взыскать суммы неудержанного НДФЛ - это взыскание их с налогового агента, который в свою очередь взыщет их с физического лица. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения в части начисления НДФЛ и соответствующих пеней за несвоевременное перечисление налога.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что в силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно п. 5 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты. Таким образом, положения ст. 45, п. 9 ст. 226, п. 5 ст. 228 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о неправомерности решения налогового органа в части взыскания неудержанного НДФЛ и пени за счет средств налогового агента.
Ситуация 7. Суд признал правомерным начисление налоговым органом пеней на сумму недоимки по НДФЛ, которую налоговый агент не погасил, ссылаясь на приостановление налоговым органом его расходных операций на счетах в банке, поскольку общее количество открытых организацией счетов превышало количество счетов, по которым были приостановлены операции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2006 по делу N А56-4839/2005).
СУТЬ ДЕЛА
Налоговый орган проверил соблюдение налогового законодательства организацией при исчислении НДФЛ за 2001 - 2004 гг. По результатам проверки вынесено решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных п. 1 ст. 123 НК РФ, и доначислении налога с соответствующими пенями. В ходе проверки установлено, что организацией в проверяемый период был удержан, но не перечислен в бюджет НДФЛ, в связи с чем налоговый орган начислил организации пени. На основании решения налоговый орган направил организации требования об уплате налогов, пени и штрафов. В связи с неисполнением организацией этих требований принято решение о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения и требований налогового органа недействительными. Она полагает начисление пеней неправомерным в связи с вынесением налоговым органом решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего. В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Для реализации указанного положения необходима прямая связь между вынесением налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и невозможностью погашения налогоплательщиком недоимки. Приостановление операций по счетам применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (п. 1 ст. 76 НК РФ). Как установлено судом, общее количество открытых организацией счетов в банках превышало количество счетов, по которым были приостановлены операции. Суд сделал вывод, что организация не доказала, что приостановление операций по части счетов в банках повлекло для него невозможность уплаты удержанного с физических лиц налога. Организация не отрицает наличия у него в проверяемый период счетов, по которым не были приостановлены операции.
Ситуация 8. Налоговый орган необоснованно начислил налоговому агенту пени за несвоевременную уплату НДФЛ в связи с ошибочным указанием в платежном поручении неверного кода бюджетной классификации, поскольку сумма налога своевременно поступила в соответствующий бюджет (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А по делу N А53-13312/2005-С6-22).
СУТЬ ДЕЛА
По результатам проведенной выездной налоговой проверки организации по вопросам соблюдения налогового законодательства налоговым органом вынесено решение о доначислении организации НДФЛ и пени за его несвоевременную уплату. Основанием для доначисления послужило указание организацией в платежном поручении неверного КБК, относящегося к НДФЛ, что привело, по мнению налогового органа, к непоступлению суммы налога в соответствующий бюджет, поэтому обязанность налогового агента по своевременному перечислению в бюджет НДФЛ нельзя считать исполненной. Организация, считая решение налогового органа незаконным, обратилась в арбитражный суд в соответствии со ст. ст. 137, 138 НК РФ с заявлением о признании его недействительным.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что указание организацией в платежном поручении неверного КБК, относящегося к НДФЛ, не повлекло за собой поступления денежных средств в иной бюджет. Суд указал, что действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком КБК. Согласно Постановлению КС РФ от 12.10.1998 N 24-П положения ст. 57 Конституции Российской Федерации предполагают, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка. В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (далее - Закон N 176-ФЗ) НДФЛ (КБК 1030200) полностью зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, между бюджетами различных уровней не распределяется, а, следовательно, указание организацией в платежном поручении неверного КБК, относящегося к НДФЛ, не повлекло за собой попадания денежных средств в иной бюджет, кроме предусмотренного Законом N 176-ФЗ. Кроме того, на основании ст. ст. 346.9, 346.22, 346.33 НК РФ налоги зачисляются на расчетный счет Федерального казначейства, которое распределяет зачисленные налоги по бюджетам всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством. Таким образом, довод налогового органа о неисполнении организацией обязанностей налогового агента по своевременному перечислению в бюджет НДФЛ не соответствует материалам дела и не основан на законодательстве о налогах и сборах. Поскольку начисление пеней в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ возможно лишь при наличии недоимки по налогам, образовавшейся в результате перечисления налогов в более поздний срок, а таковой у организации, как установлено судом, не имелось, основания для исчисления ему пеней у налогового органа отсутствовали. Налоговый орган необоснованно начислил пеню за несвоевременную уплату НДФЛ в связи с тем, что организация ошибочно указала неверный КБК и сумма налога своевременно не поступила в соответствующий бюджет. Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Суд проверил указанные обстоятельства и установил, что факт списания денежных средств в счет уплаты налога налоговым органом не оспаривается, платежные поручения заполнены налогоплательщиком правильно. Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 352 обязанность распределять доходы от поступления налогов и сборов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации возложена на органы Федерального казначейства.
Ю.Лермонтов Консультант Минфина России Подписано в печать 16.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |