Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: С коррективами в Закон "Об аудиторской деятельности" осталось много неясностей ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2007, N 2)



"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2007, N 2

С КОРРЕКТИВАМИ В ЗАКОН "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ОСТАЛОСЬ МНОГО НЕЯСНОСТЕЙ

В Государственной Думе задерживается рассмотрение во втором чтении законопроекта N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", представляющего собой, по сути, новую редакцию действующего правового акта. Этот законопроект, внесенный в парламент Правительством РФ и предусматривающий переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности, был одобрен в первом чтении 18 мая 2005 г. С тех пор в рамках подготовки документа ко второму чтению по ряду его принципиальных положений идет согласование между основным разработчиком законопроекта Минфином России и Комитетом Государственной Думы по собственности.

Как многие аналитики, так и большинство представителей заинтересованных сторон до сих пор сомневаются в том, что из-за серьезных разногласий, возникших по некоторым важным пунктам документа, парламентариям удастся принять законопроект во втором чтении в ходе текущей сессии. В связи с этим есть смысл обратиться к тем позициям, по которым образовались наиболее серьезные расхождения между вариантами законопроекта, подготовленными Минфином России и Комитетом Государственной Думы по собственности.

Определение аудита и аудиторских услуг

Главное принципиальное расхождение между вариантом законопроекта Комитета Госдумы по собственности и вариантом Минфина России заключается в понимании роли аудитора.

Согласно позиции Минфина России аудитор - это, по сути, консультант, действующий по договору в интересах заказчика, тогда как думский комитет совместно с членами рабочей группы исходят из публичного характера результатов деятельности аудитора.

В проекте Минфина России понятие "аудиторская деятельность" включает в себя также и "оказание сопутствующих аудиту услуг" (например, "оценка", регулируемая Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", далее - Закон об оценочной деятельности), которые трактуются как часть аудиторской деятельности, то есть регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности).

Многие "сопутствующие аудиту услуги" являются по своей сути консультативными услугами, которые в проекте Минфина России не определены (например, "обзорная проверка финансовой информации, проведение согласованных с аудируемым лицом процедур проверки финансовой информации, компиляция финансовой и (или) иной информации об организации"). В действующем праве их может оказывать любое лицо с общей правоспособностью в рамках гражданско-правовых отношений, а не только аудитор.

В проекте Минфина России в состав федеральных стандартов аудита попадают нормы, определяющие оказание сопутствующих услуг, а в понятие "аудиторская тайна" попадают сведения, полученные при оказании сопутствующих услуг.

По мнению парламентариев, понятие "сопутствующие" фактически означает как минимум "допустимое совмещение", и регулирование каждого вида "сопутствующей деятельности" не может быть предметом регулирования Закона об аудиторской деятельности, чтобы не допустить неопределенности и размытости самого понятия "аудиторская деятельность".

Члены думского комитета обращают также внимание на то, что в проекте Минфина России отсутствует указание на основание для проведения аудита - договор на проведение аудита. Также не прописана возможность проведения аудита по решению суда.

Что касается договора - думцы предлагают внести в ст. 1 Закона об аудиторской деятельности правовую норму, в соответствии с которой основанием для проведения аудиторской проверки будет являться договор на проведение аудита, заключенный аудируемым лицом с аудитором или с юридическим лицом, с которым аудитор заключил трудовой договор.

Субъекты аудиторской деятельности

В соответствии с вариантом законопроекта, подготовленным Минфином России, правовому регулированию подлежат три различных субъекта аудиторской деятельности:

- индивидуальный аудитор - предприниматель без образования юридического лица (с неограниченным размером гражданско-правовой материальной ответственности);

- аудитор - сотрудник аудиторской организации (без материальной ответственности);

- аудиторская организация - юридическое лицо (с установленным объемом материальной ответственности в размере уставного капитала, как правило, 10 тыс. руб.).

Проект Комитета Государственной Думы по собственности прямо регулирует аудитора как физическое лицо (с установленной материальной ответственностью: обязательное страхование гражданской ответственности и солидарно-неограниченная гражданско-правовая ответственность и компенсационный фонд как механизм коллективной ответственности) и косвенно (через требования к персоналу и договору на аудиторские услуги) - "юридическое лицо, имеющее право заключать "договор на оказание аудиторских услуг" с (дополнительной) ответственностью собственными средствами".

По мнению представителей думского комитета, главное противоречие касается того, является ли регулируемая "аудиторская деятельность" предпринимательской (то есть частной деятельностью двух лиц) или профессиональной (в смысле определения Конституционного Суда РФ) - "в интересах общества" (как нотариус, оценщик, кадастровый инженер и т.п.).

В проекте Минфина России аудиторские организации и аудиторы-предприниматели являются членами одной саморегулируемой организации (далее - СРО), что с учетом особенностей правового статуса тех и других создает сомнения в возможности регулировать их одними и теми же средствами. Кроме того, из проекта Минфина России неясно, должны ли аудиторы-специалисты (лица, работающие по найму в аудиторских организациях) быть членами СРО или они не подлежат регулированию вообще.

Если "да", то они должны быть членами тех же СРО, в которые входят и их работодатели.

Кроме того, в проекте Минфина России субъекты аудиторской деятельности обладают различной правоспособностью: так, в частности, индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит.

При этом предполагается, что аудит обществ, размещающих ценные бумаги на биржах, будет осуществляться только теми аудиторскими организациями, у которых в штате есть пять аудиторов (кто будет контролировать численность организаций, в какой момент и в каком порядке, не установлено). Фактически, полагают в думском комитете, создаются условия для монополизации подобных услуг крупными аудиторскими компаниями.

Сам думский комитет выдвинул следующие тезисы по поводу деятельности субъектов аудиторской деятельности.

1. Субъектами аудиторской деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов, застраховавшие свою ответственность и уплатившие взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Аудиторы могут осуществлять аудиторскую деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между аудитором и юридическим лицом, который соответствует условиям, установленным настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 "Права и обязанности аудиторов", предложенной думским комитетом, в Закон должны быть включены следующие правовые нормы.

1. При проведении аудиторской проверки аудитор вправе:

а) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

б) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

в) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

г) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

д) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. При проведении аудиторской проверки аудитор обязан:

а) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, принятыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными стандартами аудита, а также стандартами и правилами аудиторской деятельности, принятыми саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является;

б) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;

в) предоставлять аудируемому лицу информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов и стандартах и правилах аудиторской деятельности, принятых саморегулируемой организацией, членом которой он является;

г) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу;

д) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, в течение периода не менее пяти лет после окончания года, в котором они получены или составлены, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение

Проект Минфина, по мнению думцев, не содержит точного состава сведений и требований к аудиторскому заключению. В нем даже отсутствует указание на то, что аудиторское заключение состоит из двух частей с различным содержанием. Также отсутствует перечень лиц, которым раскрывается информация, содержащаяся в аудиторском заключении.

Предложенный думским комитетом вариант соответствует нормам Модельного закона "Об аудиторской деятельности", принятого на девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 8 июня 1997 г. N 9-4). В этом варианте прописаны следующие нормы.

1. Аудиторское заключение - документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, составленный в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и федеральными стандартами аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

2. Аудиторское заключение состоит из двух частей - аналитической и итоговой.

3. В аналитической части аудиторского заключения указываются аудируемое лицо и период проверенной деятельности аудируемого лица, приводятся результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты не устраненных в ходе аудиторской проверки нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также случаи нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов при совершении финансово-хозяйственных операций.

4. В итоговой части аудиторского заключения указываются аудируемое лицо и период проверенной деятельности аудируемого лица, приводятся результаты экспертизы организации бухгалтерского учета и запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

5. Аудиторское заключение должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано аудитором или аудиторами, которые провели аудиторскую проверку, раздельно по аналитической и итоговой частям, а также скреплено личной печатью аудитора или печатью юридического лица, которое соответствует условиям, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

6. Федеральными стандартами аудита могут быть установлены дополнительные требования по составу сведений итоговой части аудиторского заключения.

7. Обязательным для аудируемого лица является представление пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности только итоговой части аудиторского заключения.

Представление аудируемым лицом пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности и неограниченному кругу заинтересованных лиц аналитической части аудиторского заключения может быть законодательно предусмотрено для случаев проведения обязательного аудита в отношении юридических лиц, обозначенных в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с думским вариантом законопроекта составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет для аудиторов, подписавших такое заключение, ответственность в виде исключения из членов саморегулируемой организации аудиторов, аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также привлечения к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандарты аудиторской деятельности

На стадии подготовки проекта обновленной редакции Закона об аудиторской деятельности ко второму чтению и Минфин России, и думский комитет кардинально переработали текст ст. 9 "Правила (стандарты) аудиторской деятельности" настоящего Закона, увеличив ее объем в несколько раз.

В частности, Минфин России предложил взамен ныне действующей ст. 9 "Правила (стандарты) аудиторской деятельности" внести в Закон три весьма обстоятельные статьи: ст. 9 "Стандарты аудиторской деятельности и нормы профессиональной этики", ст. 9.1 "Разработка и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности", ст. 9.2 "Программа разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности".

В предложенных Минфином России трех статьях члены думского комитета, прежде всего, обратили внимание на то, что исходя из положений проекта Минфина России разработкой федеральных стандартов аудита может заниматься любая СРО или Союз СРО, если ему эту функцию делегировали сами СРО. Кроме того, разрабатываться могут только те федеральные стандарты аудита, которые уполномоченный федеральный орган включил в программу разработки федеральных стандартов.

Среди оснований для отказа в утверждении федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом упомянуты следующие:

- не соответствует потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) уровню развития науки и практики аудиторской деятельности;

- не обеспечивает единство системы требований к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг;

- создает препятствия осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности.

По мнению думского комитета, таким образом, допускается отказ в утверждении федеральных стандартов аудита фактически по усмотрению чиновника и его собственной оценке соответствия разработанного профессионалами документа уровню развития науки и практики аудиторской деятельности.

Думский комитет рекомендует прописать ст. 9 "Стандарты аудиторской деятельности и нормы профессиональной этики" Закона об аудиторской деятельности следующим образом:

1) стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку проведения аудита.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на федеральные стандарты аудита, разработанные Национальным советом по аудиту, стандарты и правила аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутренние стандарты аудиторской деятельности;

2) федеральные стандарты аудита, включающие в себя Кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатываются Национальным советом по аудиту с учетом Международных стандартов аудита и являются обязательными для аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников;

3) федеральные стандарты аудита, разработанные Национальным советом по аудиту, направляются для утверждения в федеральный орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (уполномоченный орган). Уполномоченный орган обязан в срок не позднее 20 рабочих дней с даты представления федеральных стандартов аудита утвердить их или выдать мотивированный отказ.

Уполномоченный орган вправе отказать в утверждении федеральных стандартов аудита в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об аудиторской деятельности", международных договоров Российской Федерации, а также Международных стандартов аудита;

4) аудитор вправе устанавливать внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и стандартам и правилам аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой он является, и не может устанавливать требования ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов и правил профессиональной деятельности саморегулируемой организации, членом которой он является;

5) норма профессиональной этики - сложившееся и широко применяемое при осуществлении аудиторской деятельности правило поведения аудиторов, не предусмотренное законодательством;

6) саморегулируемая организация аудиторов вправе ввести помимо норм, предусмотренных Кодексом профессиональной этики аудиторов, дополнительные нормы профессиональной этики для членов этой саморегулируемой организации аудиторов.

Аттестация аудиторов

Предусмотренная Минфином России процедура аттестации состоит из нескольких этапов:

1) обращение в СРО с заявлением о выдаче аттестата;

2) проверка СРО документов претендента (сроки проверки не установлены);

3) выдача претенденту направления на квалификационный экзамен;

4) сдача квалификационного экзамена единой аттестационной комиссии, образованной СРО;

5) уведомление о результатах экзамена направляется единой аттестационной комиссией в СРО, выдавшую направление претенденту;

6) СРО не позднее шестидесяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного уведомления единой аттестационной комиссии, выдает претенденту квалификационный аттестат при наличии у претендента определенного стажа работы и успешно сданного экзамена.

Деятельность единой экзаменационной комиссии осуществляется на принципах самофинансирования (то есть финансирования СРО). При этом порядок создания единой аттестационной комиссии, положение о порядке проведения квалификационного экзамена, в том числе порядок сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, круг вопросов, предлагаемых претендентам, определяются уполномоченным федеральным органом.

Исходя из норм, предложенных Минфином России, бремя финансирования предварительной экспертизы документов претендентов будет также нести СРО.

В варианте думского комитета СРО несет материальную ответственность за своих членов и поэтому сама решает, каким способом осуществлять аттестацию (контроль) члена "на входе" в СРО. Во всяком случае, столь подробная регламентация этой процедуры не требуется.

В думском варианте ст. 15 "Аттестация и повышение квалификации аудиторов" содержит следующие нормы.

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена, который в целях обеспечения единых требований и подходов проводится аттестационной комиссией, определяемой уполномоченным федеральным органом, в которую должны входить представители образовательных учреждений, саморегулируемых организаций и Национального совета по аудиту.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются следующие:

- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

- наличие стажа работы, связанной с проведением аудита, а также ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности, не менее трех лет.

Порядок проведения аттестации, в том числе перечень документов, подаваемых с заявлением о допуске к аттестации, требования к таким документам, программа подготовки аудиторов, порядок проведения квалификационного экзамена и апелляции по его результатам, форма и порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора утверждаются уполномоченным федеральным органом по нормативному регулированию аудиторской деятельности.

3. Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее ста двадцати часов за три последовательных календарных года, но не менее двадцати часов в каждый год.

Что касается оснований и порядка аннулирования квалификационного аттестата аудитора, то в соответствующую статью Закона (ст. 16) думский комитет предлагает включить следующие правовые положения.

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

а) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

б) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

в) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки либо аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

г) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное Законом об аудиторской деятельности.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается судом по заявлению саморегулируемой организации аудиторов, членом которой состоит аудитор, а также иных лиц в случаях, установленных федеральными законами.

3. При аннулировании квалификационного аттестата аудитора аудитор исключается из членов саморегулируемой организации аудиторов.

4. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован на основаниях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Аудиторская тайна

В соответствии с проектом Минфина аудиторские организации и их работники, а также индивидуальные аудиторы обязаны хранить аудиторскую тайну, которую составляют любые полученные и (или) составленные ими при проведении аудита и (или) оказании услуг документы и информация об аудируемых лицах и лицах, которым оказывались услуги, за исключением:

1) документов и информации, разглашенных аудируемым лицом или лицом, которому оказывались услуги, самостоятельно или с его согласия;

2) информации о заключении с аудируемым лицом договора на проведение обязательного аудита;

3) информации о величине оплаты проведения аудита и услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе передавать документы (копии документов) и информацию, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать их без предварительного письменного согласия аудируемых лиц и лиц, которым оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами.

Передача документов (копий документов) и информации, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением служебной, коммерческой или банковской тайны.

В случае разглашения документов и информации, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией, а также иными лицами, получившими доступ к документам и информации, составляющим аудиторскую тайну на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

В думском комитете считают, что предложенные в проекте Минфина России ограничения по сведениям, которые не могут быть отнесены к аудиторской тайне, не соответствуют публичному интересу. К тому же согласно им фактически к аудиторской тайне можно отнести любую информацию о деятельности юридического лица, включая информацию о допущенных правонарушениях и информацию о достоверности бухгалтерской отчетности.

В свою очередь, думским комитетом предлагается внести в ст. 8 "Аудиторская тайна" следующие правовые нормы.

1. Аудиторы обязаны предпринимать все необходимые меры по охране конфиденциальности информации об операциях и имуществе аудируемых лиц и недопущению разглашения и иного распространения такой информации (аудиторская тайна). Перечень мер по охране аудиторской тайны устанавливается Законом об аудиторской деятельности и федеральными стандартами аудита.

Состав конфиденциальной информации об аудируемом лице, являющейся объектом аудиторской тайны, может быть определен в договоре оказания аудиторских услуг.

Сведения, содержащиеся в итоговой части аудиторского заключения, не могут быть объектом аудиторской тайны.

2. Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия аудируемых лиц, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности, саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является аудитор, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

4. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну на основании Закона об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо, а также аудитор вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудитора документы, содержащие аудиторскую тайну, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

5. При проведении аудиторской проверки аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, аудитор обязан иметь допуск к государственной тайне, оформленный по форме, соответствующей форме допуска руководителя аудируемого лица.

Функции государства по регулированию

аудиторской деятельности

В соответствии с проектом Минфина России функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, определяемый Правительством Российской Федерации. Функциями государства в сфере регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе организация разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, требований, принципов и обязательных процедур системы внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) анализ отчетов саморегулируемых организаций об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации и иных актов об аудиторской деятельности и подготовка на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

4) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, а также контрольного экземпляра Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) обсуждает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и всех иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет Кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций по внешнему контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций, а также по применению к членам саморегулируемой организации установленных настоящим Федеральным законом или в соответствии с ним мер ответственности и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

6) осуществляет в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для установления и поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

В состав Совета по аудиторской деятельности входят представители пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствующих государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации и аудиторской профессии.

Численный и персональный состав Совета по аудиторской деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом. Число представителей пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности в Совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее семидесяти процентов общего числа членов совета. Персональный состав представителей пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности в Совете по аудиторской деятельности подлежит обновлению каждые три года не менее чем на двадцать пять процентов общего их числа.

В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган.

В состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности входят руководители всех саморегулируемых организаций, иные представители аудиторской профессии, представители научной и педагогической общественности, а также уполномоченного федерального органа.

Численный и персональный состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом. Число представителей аудиторской профессии в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности не должно составлять менее семидесяти процентов общего числа членов рабочего органа совета. Персональный состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности (за исключением представителей уполномоченного федерального органа) подлежит обновлению каждые три года не менее чем на тридцать процентов общего числа членов рабочего органа совета (за исключением представителей уполномоченного федерального органа).

Информация о деятельности Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должна быть открытой и общедоступной.

Положение о Совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент Совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета утверждаются Советом по аудиторской деятельности.

Что касается саморегулируемой организации, то она наделяется следующими полномочиями:

1) участвовать в обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью и бухгалтерским учетом;

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, его члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти и местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления саморегулируемой организацией установленных настоящим Федеральным законом функций, и получать такую информацию;

4) устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством обязательного участия в компенсационных фондах, при осуществлении аудиторской деятельности;

5) организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;

6) разрабатывать и устанавливать в отношении своих членов дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом меры дисциплинарного воздействия.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять следующие функции:

1) вести предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности, связанной с предпринимательской деятельностью и профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

2) осуществлять деятельность и действия, влекущие возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов членов саморегулируемой организации или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Случаи возникновения у саморегулируемой организации заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов саморегулируемой организации и интересов членов саморегулируемой организации, устанавливаются в Кодексе профессиональной этики аудиторов;

3) учреждать аудиторские организации;

4) становиться участником аудиторских организаций;

5) становиться членом другой саморегулируемой организации.

Обязанности саморегулируемой организации таковы:

1) соблюдать требования настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, устав саморегулируемой организации, федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормы профессиональной этики;

2) сообщать в уполномоченный федеральный орган обо всех изменениях в сведениях о саморегулируемой организации, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации требованиям ст. 20 настоящего Федерального закона не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно изменения в сведениях или несоответствия;

3) сообщать в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией в своих стандартах;

4) представлять в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией, ее членом или членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом;

5) вести Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов и предоставлять по запросам информацию, содержащуюся в Едином реестре аудиторов и аудиторских организаций;

6) подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требования об обучении по программам повышения квалификации;

7) представлять Совету по аудиторской деятельности и уполномоченному федеральному органу по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, необходимые для осуществления соответственно Советом по аудиторской деятельности и уполномоченным федеральным органом функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Указанные документы представляются не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса;

8) оказывать содействие представителям Совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации;

9) допускать представителей Совета по аудиторской деятельности и уполномоченного федерального органа на проводимые саморегулируемой организацией мероприятия.

Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту, который проводится аудиторской организацией, не являющейся членом такой саморегулируемой организации.

По мнению членов думского комитета, проект Минфина России не предполагает разделения между федеральными органами функций по нормативно-правовому регулированию и надзору, что не соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

В варианте думского комитета (ст. 17 "Регулирование аудиторской деятельности") функции государственного регулирования аудиторской деятельности и функции саморегулируемых организаций аудиторов прописаны следующим образом.

1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности в части нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, а также надзора за аудиторской деятельностью и деятельностью саморегулируемых организаций осуществляют уполномоченные федеральные органы, определяемые Правительством Российской Федерации.

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

а) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

б) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудита, разработанных Национальным советом по аудиту, включающих в том числе правила независимости аудиторов, принципов и обязательных процедур системы внешнего контроля качества работы аудиторов, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и установление порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, требований и деятельности аттестационной комиссии;

в) ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

г) осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями аудиторов требований настоящего Федерального закона;

д) обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации аудиторов из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

е) анализ отчетов саморегулируемых организаций аудиторов об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации и иных актов об аудиторской деятельности и подготовка на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

ж) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Регулирование в части установления стандартов и правил аудиторской деятельности и контроль в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов.

4. Функциями саморегулируемых организаций аудиторов являются:

а) разработка и утверждение стандартов и правил аудиторской деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

б) разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации аудиторов, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении аудиторской деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

в) представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями аудиторов;

г) прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов;

д) организация внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов аудита, стандартов и правил аудиторской деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

е) привлечение к дисциплинарной ответственности членов саморегулируемой организации аудиторов за нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов аудита, стандартов и правил аудиторской деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

ж) ведение Единого реестра аудиторов и предоставление информации, содержащейся в реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

з) организация повышения квалификации членов саморегулируемой организации аудиторов;

и) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов;

к) иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации аудиторов и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.

Саморегулируемая организация

Члены думского комитета отмечают, что в проекте Минфина России нет статьи, описывающей, что такое СРО, но вводится норма по количеству членов СРО (3000 физических лиц или 1500 юридических лиц), которая может, на взгляд думцев, привести к монополизации саморегулирования, к увеличению рисков СРО посредством сложения рисков ее членов, к невозможности осуществления СРО контрольных функций в отношении большинства членов, что создает управленческие риски взаимной неподотчетности, а значит и взаимной безответственности, членов СРО перед руководством, и наоборот.

Кроме того, в проекте Минфина России нет механизма совместной ответственности друг за друга (компенсационного фонда), а персональная ответственность (страхование гражданской ответственности) является обязательной только на момент осуществления аудиторской деятельности, что фактически возлагает только на потребителя обязанность проверки на наличие ее у аудитора.

Вариант ст. 18 "Саморегулируемая организация аудиторов", подготовленный думским комитетом, содержит, в частности, следующие нормы.

1. Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля аудиторской деятельности, включенная в Единый государственный реестр СРО аудиторов и объединяющая на условиях членства аудиторов.

Статус СРО аудиторов приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в Единый государственный реестр СРО аудиторов.

2. Основанием для включения некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является выполнение ею следующих требований:

а) объединение в составе СРО аудиторов в качестве ее членов не менее трехсот физических лиц, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

б) наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме, в размере, установленном настоящим Федеральным законом;

в) наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

г) наличие стандартов и правил аудиторской деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Закона.

3. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе осуществлять:

- предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности, связанной с обеспечением профессиональных интересов членов саморегулируемой организации аудиторов;

- деятельность и действия, влекущие возникновение конфликта интересов СРО аудиторов и ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Лишение статуса саморегулируемой организации

В проекте Минфина России предусматривается административный порядок лишения статуса СРО, в том числе по следующим основаниям:

- отказ саморегулируемой организации от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

- выдача саморегулируемой организацией квалификационного аттестата аудитора претенденту, не отвечающему требованиям, установленным законом.

Таким образом, предполагается, что участие в аттестации специалистов-аудиторов будет для СРО формой обязательного "оброка", размер и порядок уплаты которого определяются федеральным органом.

Проект Минфина России также предусматривает приостановление статуса СРО, что, по мнению думцев, вводит правовую неопределенность в отношении правоспособности членов СРО с приостановленным статусом.

В соответствии с думским вариантом исключение саморегулируемой организации аудиторов из Единого государственного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО аудиторов, в случае если этой организацией подано заявление о ее исключении из указанного реестра или в случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО аудиторов.

В иных случаях уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО аудиторов, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации аудиторов из Единого государственного реестра. Основания для обращения в арбитражный суд таковы:

1) выявленное по результатам проверки несоответствие СРО аудиторов одному из соответствующих требований, предусмотренных настоящим Законом;

2) невыполнение СРО аудиторов требований об устранении выявленных соответствующим уполномоченным федеральным органом нарушений в установленные им сроки.

Органы саморегулируемой организации

Минфин России предлагает ввести в текст закона самостоятельную статью об органах саморегулируемой организации, содержащую следующие правовые нормы.

1. Саморегулируемая организация самостоятельно определяет состав органов управления, порядок и условия их формирования, деятельности и принятия ими решений.

2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, а также состоящие с ним в близком родстве лица (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) не вправе:

а) приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены такой саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества;

б) являться членом органов управления аудиторских организаций - членов такой саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ;

в) состоять в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с аудиторскими организациями - членами такой саморегулируемой организации и индивидуальными аудиторами - членами такой саморегулируемой организации, дочерними и зависимыми обществами аудиторских организаций - членов такой саморегулируемой организации.

3. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе:

а) осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального аудитора;

б) учреждать аудиторские организации и становиться участником аудиторских организаций.

4. Лица, состоящие в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе:

а) состоять членами такой саморегулируемой организации и осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального аудитора;

б) учреждать аудиторские организации и становиться участниками аудиторских организаций - членов такой саморегулируемой организации.

5. Саморегулируемая организация обязана создать следующие специализированные органы:

а) орган внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации;

б) орган по рассмотрению дел о применении к членам саморегулируемой организации установленных настоящим Федеральным законом или в соответствии с ним мер дисциплинарного воздействия.

6. Помимо указанных в п. 4 настоящей статьи специализированных органов саморегулируемой организации, уставом саморегулируемой организации может быть предусмотрено создание на временной или постоянной основе иных специализированных органов.

7. Каждый специализированный орган действует на основании соответствующего положения, утвержденного саморегулируемой организацией.

8. Специализированные органы саморегулируемой организации осуществляют свои функции независимо от исполнительного органа саморегулируемой организации и иных ее органов.

В целом проект Минфина России, по мнению думцев, описывает СРО не как "специальный регулятор" (в терминологии Конституционного Суда РФ) со специальными требованиями к нему как к лицу, осуществляющему публично-правовые функции, в том числе от имени государства (то есть защищающие не только интересы участников, но и интересы общества), а как образование, осуществляющее только корпоративные (отраслевые) функции и интересы.

Думский вариант предусматривает внесение в закон статьи об органах СРО аудиторов, в которой, в частности, содержатся следующие принципиальные положения.

1. Порядок формирования, структура, компетенция и срок полномочий органов саморегулируемой организации аудиторов, порядок принятия этими органами решений устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Общее собрание членов саморегулируемой организации аудиторов является высшим органом управления СРО. К его исключительной компетенции относится решение следующих вопросов:

а) утверждение положения о коллегиальном органе управления СРО, образование коллегиального органа управления СРО, принятие решений о досрочном прекращении полномочий коллегиального органа управления СРО или о досрочном прекращении полномочий его членов;

б) утверждение положения о раскрытии информации саморегулируемой организации аудиторов;

в) утверждение положения о дисциплинарном комитете, образование дисциплинарного комитета, принятие решений о досрочном прекращении его полномочий или о досрочном прекращении полномочий его членов;

г) утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом, отчетов коллегиального органа управления СРО и ее исполнительного органа о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности;

д) утверждение положения о членстве в СРО;

е) принятие решений о добровольной ликвидации некоммерческой организации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.

3. Коллегиальный орган управления СРО образуется в составе не менее чем семь человек. К его исключительной компетенции относятся:

- утверждение стандартов и правил аудиторской деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

- принятие в члены СРО и прекращение членства в СРО;

- образование комитетов, предусмотренных внутренними документами СРО, принятие решений о досрочном прекращении полномочий таких комитетов или о досрочном прекращении полномочий их членов, утверждение положений о структурном подразделении, осуществляющем контроль за аудиторской деятельностью членов саморегулируемой организации аудиторов, и об иных комитетах;

- утверждение инвестиционной декларации компенсационного фонда;

- утверждение положения о порядке осуществления контроля за аудиторской деятельностью членов СРО;

- иные вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции коллегиального органа управления СРО.

Члены коллегиального органа управления СРО не могут быть избраны в состав дисциплинарного комитета.

4. Для обеспечения своей деятельности СРО аудиторов формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль за аудиторской деятельностью своих членов, а также дисциплинарный комитет и иные определенные внутренними документами СРО органы и структурные подразделения.

5. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, и лица, являющиеся членами коллегиального исполнительного органа управления СРО, не вправе:

а) учреждать юридические лица или являться членами органов управления юридических лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность, их дочерних и зависимых обществ;

б) осуществлять аудиторскую деятельность;

в) заключать трудовые договоры с юридическими лицами, заключившими трудовые договоры с членами СРО, а также с их дочерними и зависимыми обществами;

г) заключать гражданско-правовые договоры, в том числе договоры о возмездном оказании услуг, заказчиком по которым выступает член саморегулируемой организации аудиторов.

Материальное обеспечение ответственности аудитора

По поводу материального обеспечения ответственности аудитора Минфин России в своем проекте высказался довольно кратко. В предложенной им ст. 13 "Страхование риска ответственности аудиторской организации и индивидуального аудитора" всего три строчки: "Аудиторская организация, индивидуальный аудитор осуществляет в соответствии с Федеральным законом обязательное страхование риска своей ответственности при проведении аудита".

Думцев не устраивает то обстоятельство, что проект Минфина России не содержит указания на страхуемые риски и какие-либо условия страхования, относя это на иной федеральный закон.

Они обращают внимание и на то, что проект Минфина России не содержит никаких норм о компенсационном фонде СРО.

То есть думцы считают, что проект Минфина России не предполагает норм, вводящих действительную и определенную ответственность аудиторов и СРО, в отличие от Закона об оценочной деятельности и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В связи с этим представляет интерес вариант, подготовленный думским комитетом. В ст. 21.7 "Обеспечение ответственности при осуществлении аудиторской деятельности" содержатся, в частности, следующие нормы.

1. Убытки, причиненные аудируемому лицу, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования данных, содержащихся в аудиторском заключении, подписанном аудитором, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества аудитора, причинившего убытки и (или) вред своим действием или бездействием в результате осуществления аудита.

Юридическое лицо, с которым аудитор заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение аудита условия о принятии на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности аудитора возместить убытки, причиненные аудируемому лицу, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

2. С целью обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед аудируемым лицом и (или) иными третьими лицами саморегулируемая организация обязана предъявлять требования по использованию ее членами следующих видов обеспечения ответственности:

а) страхование ответственности при осуществлении аудиторской деятельности в размере не менее чем триста тысяч рублей;

б) формирование компенсационных фондов; обязательный взнос каждого члена должен быть не менее тридцати тысяч рублей.

Что касается страхования ответственности, то думцы предлагают посвятить этому отдельную статью (21.8), включив в нее следующие правовые нормы.

1. Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности аудитора при осуществлении аудиторской деятельности (далее - договор обязательного страхования ответственности) являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности аудитора (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба аудируемому лицу и (или) третьим лицам.

2. Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) аудитора в результате нарушения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности, стандартов и правил аудиторской деятельности, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой являлся аудитор на момент причинения ущерба.

3. В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного аудируемому лицу и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

4. Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

5. Страховой тариф по договору обязательного страхования ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления аудиторской деятельности аудитором, количества предыдущих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения ущерба обстоятельств.

6. Договор обязательного страхования ответственности может предусматривать уплату аудитором страховой премии в рассрочку и сроки уплаты страховых взносов.

Датой уплаты страховой премии (страхового взноса) считается день уплаты страховой премии (страхового взноса) наличными деньгами страховщику или день перечисления страховой премии (страхового взноса) на расчетный счет страховщика.

Договор обязательного страхования ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

7. Контроль за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности проводится саморегулируемой организацией аудиторов, которая вправе устанавливать дополнительные, не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами такой саморегулируемой организации аудиторов.

А предлагаемая думским комитетом ст. 21.9 "Компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов" содержит, в частности, следующие принципиальные положения.

1. Компенсационным фондом СРО является обособленное имущество, принадлежащее СРО на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

2. Не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд.

3. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

4. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО только в случае совпадения следующих условий:

а) для возмещения ущерба, причиненного аудитором, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

б) аудитор отказался удовлетворить требование аудируемого лица или третьего лица о возмещении ущерба либо аудируемое лицо или третье лицо не получило от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

5. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО, членом которой является или являлся аудитор на момент причинения ущерба.

6. Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации аудиторов их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации аудиторов перед аудируемыми лицами или третьими лицами.

7. На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО, а также по обязательствам членов СРО, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулируемого ею вида деятельности.

8. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному аудитору по одному страховому случаю не может превышать шестисот тысяч рублей.

Союз СРО и Совет по аудиторской деятельности

В концепции проекта Минфина России, отмечают думцы, допускается возможность создания и Совета по аудиторской деятельности, и Союза СРО. Совет по аудиторской деятельности является консультативным органом при уполномоченном федеральном органе, численный и персональный состав которого, а также положение о нем утверждаются уполномоченным федеральным органом. В соответствии с п. 6.4 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов РФ вправе создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности. Таким образом, не требуется введение в закон норм, регулирующих создание таких образований, как Совет по аудиторской деятельности.

В то же время возможность создания Союза СРО (некоммерческой организации, основанной на членстве СРО) обусловлена прохождением многочисленных разрешительных процедур. В частности, предусматривается следующее:

- учредительная конференция по созданию Союза СРО организуется и проводится самими СРО с согласия и при участии уполномоченного федерального органа;

- участниками учредительной конференции по созданию Союза СРО с правом решающего голоса являются члены Совета по аудиторской деятельности (при Минфине России), а также представители ряда других государственных органов, Центрального банка РФ;

- нормы представительства для избрания участников учредительной конференции определяются уполномоченным федеральным органом;

- сведения о Союзе СРО вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций, а также исключаются из него в порядке, предусмотренном для саморегулируемых организаций.

В думском комитете полагают, что саморегулируемые организации аудиторов в целях обеспечения общественных интересов, формирования консолидированной позиции аудиторов по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СРО, а также для взаимодействия СРО с государственными органами и потребителями аудиторских услуг вправе образовать Национальный совет по аудиторской деятельности.

Национальным советом по аудиторской деятельности признается некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями аудиторов, членами которой являются саморегулируемые организации, объединяющие не менее пятидесяти саморегулируемых организаций аудиторов, и зарегистрированная уполномоченным органом.

Некоммерческая организация, соответствующая требованиям ч. 1 настоящего пункта, подлежит регистрации в качестве Национального совета по аудиторской деятельности по истечении трех дней с даты представления в уполномоченный орган следующих документов:

- заявления о регистрации Национального совета по аудиторской деятельности;

- надлежащим образом заверенных копий учредительных документов;

- заверенных некоммерческой организацией копий заявлений о вступлении в некоммерческую организацию всех ее членов.

Национальный совет осуществляет следующие функции:

1) представление интересов отрасли в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

2) формирование консолидированной позиции отрасли по вопросам государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

3) формирование предложений по совершенствованию правового и экономического регулирования аудиторской деятельности в РФ;

4) защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций;

5) разработка федеральных стандартов аудита, включающих Кодекс профессиональной этики аудиторов;

6) рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендация их к утверждению уполномоченным органом;

7) рассмотрение и рекомендация к применению образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области аудиторской деятельности;

8) разработка программы профессиональной переподготовки аудиторов;

9) оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по внешнему контролю качества работы аудиторов, а также по применению к членам СРО установленных мер дисциплинарной ответственности.

10) рассмотрение обращений и ходатайств СРО в сфере аудиторской деятельности и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

11) создание общероссийского третейского суда в сфере аудиторской деятельности;

12) обеспечение сохранности средств компенсационных фондов ликвидируемых СРО и организация выплат из средств компенсационных фондов в соответствии с требованиями настоящего Закона;

13) осуществление иных функций, необходимых для установления и поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Для реализации функций, возложенных на Национальный совет законом, в нем образуется коллегиальный орган управления.

Численный и персональный состав коллегиального органа управления утверждается общим собранием Национального совета.

В состав коллегиального органа управления Национального совета в обязательном порядке вводится по одному представителю от каждой из СРО, включенных в Единый государственный реестр.

Информация о деятельности Национального совета по аудиторской деятельности и его совета директоров должна быть открытой и общедоступной.

Положение о деятельности Национального совета по аудиторской деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Конечно, найти общий язык по тем двенадцати позициям, о которых идет речь, трудно. Сторонам придется искать компромиссные решения. Хотелось бы, чтобы они в конечном счете оказались оптимальными.

Е.Е.Смирнов

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

15.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 15.05.2007> ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2007, N 2) >
Статья: Учет операций в иностранной валюте и валюта отчетности в соответствии с МСФО ("Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.