|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности рынка труда страховых агентов и менеджеров по продажам ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3)
"Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА СТРАХОВЫХ АГЕНТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
В настоящее время одним из основных каналов распространения страховых продуктов являются продажи при помощи страховых агентов. В этой связи представляется важным и необходимым учитывать особенности рынка труда, накладывающие свой отпечаток на результативность работы по поиску, обучению и удержанию страховых агентов.
Перед страховыми компаниями, желающими расширить свое участие на рынке массовых видов страхования, практически всегда стоит задача поиска и удержания страховых агентов. Объявление о возможном обучении и трудоустройстве можно увидеть во многих изданиях и местах скопления потенциальных работников. Например, в Москве призывы к потенциальным агентам можно встретить в вагонах метрополитена, наземном общественном транспорте, в большинстве вузов и т.д. ОСАГО, являющее собой пример массового вида страхования, в значительной степени распространяется при помощи страховых агентов, что еще более повысило заинтересованность в них страховщиков. Налицо напряженность рынка труда продавцов страховых продуктов, и в первую очередь страховых агентов, что выливается в проблемы, связанные как с недостатком самих страховых агентов, которых по разным оценкам насчитывается по всей России около 100 тыс., так и с уровнем их подготовки и квалификации, а также, соответственно, с качеством обслуживания самих страхователей. Данные вопросы волнуют страховщиков. Например, исследования, регулярно проводимые Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ среди 100 - 150 страховых компаний России, показывают, что как минимум 20% страховщиков в каждом из рассматриваемых в ходе исследования периодов (исследование проводится на квартальной основе) испытывают сложности, вызванные работой страховых агентов. Перед страховыми компаниями стоит задача как собственного обеспечения новыми агентами, так и повышения квалификации уже имеющегося кадрового состава. На организацию обучения новых страховых агентов всегда накладываются опасения того, что затраты будут неоправданными, - в страховых компаниях остаются не более 10% вновь обучившихся. В этой связи интерес представляют исследования, показывающие перспективы и тенденции рынка труда, которые позволяют принимать решения о развертывании тех или иных систем поиска и подготовки страховых агентов. Например, в 2005 г. компания "Hi-Tech Group" провела на основе отечественных и зарубежных данных масштабное исследование, посвященное вопросам особенностей управления персоналом в компаниях, использующих агентскую модель работы с персоналом. Помимо страховых компаний, исследовались риелторские агентства, также использующие агентскую модель организации продаж собственных услуг.
Выделенные особенности рынка труда и специфика страхового дела в России позволили сформулировать основные требования к системе поиска и закрепления страховых агентов (см. таблицу).
Тенденции рынка труда и основные требования к системе управления персоналом применительно к страховым агентам и менеджерам по продажам страховых продуктов <1>
————————————————————————————————T—————————————————————————————————Тенденции рынка труда ¦ Основные требования к системе ¦ управления персоналом ————————————————————————————————+—————————————————————————————————1. Конкуренция за ресурсы на ¦1. Постоянный (непрерывный) рынке труда в течение последних¦наем агентского персонала. лет растет, и тенденции этого ¦Наем в условиях снижения роста сохранятся. ¦привлекательности вакансий 2. Отношение "профессионализм -¦для кандидатов и постоянного условия оплаты" будет ¦роста затрат на привлечение постепенно снижаться. ¦кандидатов. 3. Свободные кандидаты ¦2. Требование "быстрого в основной массе представляют ¦коммерческого эффекта". собой людей с низкой ¦Новый сотрудник должен начать квалификацией (и ситуация в ¦приносить прибыль через 1 - 2 ближайшее время не изменится). ¦месяца с момента начала работы. 4. Большинство крупных компаний¦Поэтому возрастают требования столкнутся с проблемой ¦к системе адаптации персонала: "маргинализации" своих ¦первичное обучение, невысококвалифицированных ¦наставничество, допуск сотрудников и целых агентских ¦к самостоятельной работе. подразделений. ¦3. Учет всех затрат на персонал. 5. Значительно увеличится доля ¦Работая в условиях высокой людей, работающих одновременно ¦конкуренции, компании должны агентами нескольких компаний ¦учитывать и рассчитывать все (работающих в том числе ¦расходы на персонал: прямое в компаниях-конкурентах). ¦вознаграждение, стоимость 6. Существенно повысятся ¦компенсаций (например, проездные стартовые требования кандидатов¦билеты, мобильная связь), к условиям труда. "Работа за ¦стоимость найма, обучения и т.д. перспективу" будет привлекать ¦4. Единый стандарт услуг. все меньше кандидатов. ¦Большинство компаний, имея сеть 7. Существенно повысятся ¦отделений, должны поддерживать требования кандидатов ¦единый стандарт предоставляемых и сотрудников к легитимности ¦сервисов. своих взаимоотношений ¦5. Четкое разделение персонала с работодателем и к составу ¦на категории. Функции управления социальных пакетов ¦персоналом (наем, обучение, и компенсаций. ¦адаптация) резко различаются ¦в зависимости от того, к какой ¦категории персонала та или иная ¦функция применяется. То есть ¦наем агентов и наем специалистов ¦идет (должен идти) совершенно ¦по-разному. ¦6. Юридические риски. Компании ¦подвергаются высокому риску ¦из-за неблагонадежных и ¦"обиженных" сотрудников. ¦Велика роль служб безопасности. ¦7. Быстрая адаптация ¦к изменениям. Компании должны ¦иметь возможность быстрой ¦адаптации к изменениям в связи ¦с новыми законами, новыми ¦продуктами и новыми услугами. ¦В данном контексте это означает, ¦что компании должны иметь ¦возможность быстрой и массовой ¦переподготовки коммерческого ¦персонала. ¦8. Защита клиентов. Компании ¦должны защищать своих клиентов ¦от собственного персонала ¦(помимо использования CRM и ¦других методов, компании должны ¦обеспечивать справедливое ¦вознаграждение и рост для своих ¦квалифицированных сотрудников). ¦9. "Прозрачные процессы". ¦Компании должны иметь полную ¦внутреннюю прозрачность ¦процессов управления персоналом ¦в качестве главного средства от ¦злоупотреблений и необходимого ¦инструмента управления и роста. ————————————————————————————————+————————————————————————————————— ————————————————————————————————<1> Источник: Hi-Tech Group. См. Володин Д., Снегирев А. Управление персоналом в страховых и риелторских компаниях // Работа с персоналом. N 116 (22.05.2006); http://www.hr-journal.ru/archive/article.shtml?realt. Помимо указанных в исследовании тенденций рынка труда, на результативности работы по привлечению новых страховых агентов скажутся нововведения, связанные с миграционным законодательством в отношении рыночных продавцов. Спрос на кандидатов в продавцы, удовлетворяющих современным требованиям, способен значительно скорректировать поток вновь обращающихся за трудоустройством. Разрешение проблем сочетания для страховых агентов компетентности и производительности, с одной стороны, и приверженности ценностям компании и ей самой, с другой, в значительной степени будет связано с реализацией ожиданий агентов от страховой компании, от лица которой они действуют. Помимо материального стимулирования их труда, важность приобретают и иные способы управления персоналом, основанные на административных и психологических воздействиях, социологии управления. Е.В.Каштанова К. э. н., доцент кафедры управления персоналом ГУУ А.А.Цыганов К. э. н., заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием ГУУ доцент Подписано в печать 11.05.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |