Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности рынка труда страховых агентов и менеджеров по продажам ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3)



"Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА СТРАХОВЫХ АГЕНТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ

ПО ПРОДАЖАМ

В настоящее время одним из основных каналов распространения страховых продуктов являются продажи при помощи страховых агентов. В этой связи представляется важным и необходимым учитывать особенности рынка труда, накладывающие свой отпечаток на результативность работы по поиску, обучению и удержанию страховых агентов.

Перед страховыми компаниями, желающими расширить свое участие на рынке массовых видов страхования, практически всегда стоит задача поиска и удержания страховых агентов. Объявление о возможном обучении и трудоустройстве можно увидеть во многих изданиях и местах скопления потенциальных работников. Например, в Москве призывы к потенциальным агентам можно встретить в вагонах метрополитена, наземном общественном транспорте, в большинстве вузов и т.д. ОСАГО, являющее собой пример массового вида страхования, в значительной степени распространяется при помощи страховых агентов, что еще более повысило заинтересованность в них страховщиков.

Налицо напряженность рынка труда продавцов страховых продуктов, и в первую очередь страховых агентов, что выливается в проблемы, связанные как с недостатком самих страховых агентов, которых по разным оценкам насчитывается по всей России около 100 тыс., так и с уровнем их подготовки и квалификации, а также, соответственно, с качеством обслуживания самих страхователей. Данные вопросы волнуют страховщиков. Например, исследования, регулярно проводимые Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ среди 100 - 150 страховых компаний России, показывают, что как минимум 20% страховщиков в каждом из рассматриваемых в ходе исследования периодов (исследование проводится на квартальной основе) испытывают сложности, вызванные работой страховых агентов.

Перед страховыми компаниями стоит задача как собственного обеспечения новыми агентами, так и повышения квалификации уже имеющегося кадрового состава. На организацию обучения новых страховых агентов всегда накладываются опасения того, что затраты будут неоправданными, - в страховых компаниях остаются не более 10% вновь обучившихся.

В этой связи интерес представляют исследования, показывающие перспективы и тенденции рынка труда, которые позволяют принимать решения о развертывании тех или иных систем поиска и подготовки страховых агентов. Например, в 2005 г. компания "Hi-Tech Group" провела на основе отечественных и зарубежных данных масштабное исследование, посвященное вопросам особенностей управления персоналом в компаниях, использующих агентскую модель работы с персоналом. Помимо страховых компаний, исследовались риелторские агентства, также использующие агентскую модель организации продаж собственных услуг.

Выделенные особенности рынка труда и специфика страхового дела в России позволили сформулировать основные требования к системе поиска и закрепления страховых агентов (см. таблицу).

Тенденции рынка труда и основные требования к системе

управления персоналом применительно к страховым агентам

и менеджерам по продажам страховых продуктов <1>

     
   ————————————————————————————————T—————————————————————————————————
   
Тенденции рынка труда ¦ Основные требования к системе

¦ управления персоналом

     
   ————————————————————————————————+—————————————————————————————————
   
1. Конкуренция за ресурсы на ¦1. Постоянный (непрерывный)

рынке труда в течение последних¦наем агентского персонала.

лет растет, и тенденции этого ¦Наем в условиях снижения

роста сохранятся. ¦привлекательности вакансий

2. Отношение "профессионализм -¦для кандидатов и постоянного

условия оплаты" будет ¦роста затрат на привлечение

постепенно снижаться. ¦кандидатов.

3. Свободные кандидаты ¦2. Требование "быстрого

в основной массе представляют ¦коммерческого эффекта".

собой людей с низкой ¦Новый сотрудник должен начать

квалификацией (и ситуация в ¦приносить прибыль через 1 - 2

ближайшее время не изменится). ¦месяца с момента начала работы.

4. Большинство крупных компаний¦Поэтому возрастают требования

столкнутся с проблемой ¦к системе адаптации персонала:

"маргинализации" своих ¦первичное обучение,

невысококвалифицированных ¦наставничество, допуск

сотрудников и целых агентских ¦к самостоятельной работе.

подразделений. ¦3. Учет всех затрат на персонал.

5. Значительно увеличится доля ¦Работая в условиях высокой

людей, работающих одновременно ¦конкуренции, компании должны

агентами нескольких компаний ¦учитывать и рассчитывать все

(работающих в том числе ¦расходы на персонал: прямое

в компаниях-конкурентах). ¦вознаграждение, стоимость

6. Существенно повысятся ¦компенсаций (например, проездные

стартовые требования кандидатов¦билеты, мобильная связь),

к условиям труда. "Работа за ¦стоимость найма, обучения и т.д.

перспективу" будет привлекать ¦4. Единый стандарт услуг.

все меньше кандидатов. ¦Большинство компаний, имея сеть

7. Существенно повысятся ¦отделений, должны поддерживать

требования кандидатов ¦единый стандарт предоставляемых

и сотрудников к легитимности ¦сервисов.

своих взаимоотношений ¦5. Четкое разделение персонала

с работодателем и к составу ¦на категории. Функции управления

социальных пакетов ¦персоналом (наем, обучение,

и компенсаций. ¦адаптация) резко различаются

¦в зависимости от того, к какой

¦категории персонала та или иная

¦функция применяется. То есть

¦наем агентов и наем специалистов

¦идет (должен идти) совершенно

¦по-разному.

¦6. Юридические риски. Компании

¦подвергаются высокому риску

¦из-за неблагонадежных и

¦"обиженных" сотрудников.

¦Велика роль служб безопасности.

¦7. Быстрая адаптация

¦к изменениям. Компании должны

¦иметь возможность быстрой

¦адаптации к изменениям в связи

¦с новыми законами, новыми

¦продуктами и новыми услугами.

¦В данном контексте это означает,

¦что компании должны иметь

¦возможность быстрой и массовой

¦переподготовки коммерческого

¦персонала.

¦8. Защита клиентов. Компании

¦должны защищать своих клиентов

¦от собственного персонала

¦(помимо использования CRM и

¦других методов, компании должны

¦обеспечивать справедливое

¦вознаграждение и рост для своих

¦квалифицированных сотрудников).

¦9. "Прозрачные процессы".

¦Компании должны иметь полную

¦внутреннюю прозрачность

¦процессов управления персоналом

¦в качестве главного средства от

¦злоупотреблений и необходимого

¦инструмента управления и роста.

     
   ————————————————————————————————+—————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> Источник: Hi-Tech Group. См. Володин Д., Снегирев А. Управление персоналом в страховых и риелторских компаниях // Работа с персоналом. N 116 (22.05.2006); http://www.hr-journal.ru/archive/article.shtml?realt. Помимо указанных в исследовании тенденций рынка труда, на результативности работы по привлечению новых страховых агентов скажутся нововведения, связанные с миграционным законодательством в отношении рыночных продавцов. Спрос на кандидатов в продавцы, удовлетворяющих современным требованиям, способен значительно скорректировать поток вновь обращающихся за трудоустройством. Разрешение проблем сочетания для страховых агентов компетентности и производительности, с одной стороны, и приверженности ценностям компании и ей самой, с другой, в значительной степени будет связано с реализацией ожиданий агентов от страховой компании, от лица которой они действуют. Помимо материального стимулирования их труда, важность приобретают и иные способы управления персоналом, основанные на административных и психологических воздействиях, социологии управления. Е.В.Каштанова К. э. н., доцент кафедры управления персоналом ГУУ А.А.Цыганов К. э. н., заместитель заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием ГУУ доцент Подписано в печать 11.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация государственных закупок страховых услуг ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3) >
Интервью: Подготовка агентов по программе тренинг-курса "Маленькие секреты большого бизнеса" Михаила Щелконогова ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.