|
|
Статья: "Точечная застройка" НК РФ ("Главная книга", 2007, N 10)
"Главная книга", 2007, N 10
"ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА" НК РФ
Минфин России в условиях перехода с 2008 г. к трехлетнему бюджетному процессу (утверждению бюджета на 3 года вперед) обнародовал основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг. Ведь налогоплательщики также должны иметь возможность планировать свой налоговый бюджет и операции на ближайшие 3 года. Предлагаемый пакет мер по всем налогам революционным не выглядит: минимум год налогоплательщики и налоговые органы будут "переваривать" изменения в администрировании налогов и в исчислении НДС, а кроме того, грядет смена политической системы. Все, что с большой долей вероятности появится в НК РФ в 2008 - 2010 гг., приведено в таблице.
——————————————————T——————————————————————T————————————————————T———————————————¬
|Налог/налоговая |Суть изменений |Пояснения |Предлагаемый |
|мера | | |срок введения |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|НДС |Однократная подача |Налогоплательщик |Срок |
|— возмещение НДС |документов для |освобождается от |не определен |
|по экспортным |обоснования применения|повторного | |
|операциям |ставки 0% |представления | |
| | |документов | |
| | |(например, | |
| | |контракта). Для | |
| | |этого необходимо | |
| | |будет направить | |
| | |уведомление с | |
| | |указанием срока | |
| | |представления и | |
| | |реквизитов этих | |
| | |документов | |
| +——————————————————————+————————————————————+———————————————+
| |Введение специального |Реестр избавит |Срок |
| |реестра таможенных |от необходимости |не определен |
| |деклараций, |представлять | |
| |представляемых |собственно каждую | |
| |налогоплательщиками— |ГТД с отметкой | |
| |экспортерами |таможенных | |
| | |органов о вывозе. | |
| | |Однако очевидно, | |
| | |что возникнут | |
| | |сложности с | |
| | |проставлением | |
| | |отметок таможенников| |
| | |на самом реестре | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— регистрация |Система регистрации |Ранее |С 01.01.2008 |
|плательщиков НДС |предусматривает: |предполагалось, |Введение |
| |— обязательную |что еще одним |с 2008 г. |
| |регистрацию |критерием для |маловероятно: |
| |налогоплательщиков с |регистрации |Правительство |
| |оборотами свыше 4 — 20|плательщика НДС |РФ уже трижды |
| |млн руб. в год; |станет годичный |обсуждало эту |
| |— разрешительную |срок его |меру и |
| |регистрацию вновь |существования |отправляло |
| |созданных компаний и |(осуществления |проект на |
| |компаний с оборотами |облагаемых |доработку <*> |
| |менее пороговых |операций), что на | |
| |значений при |год лишит | |
| |представлении и |возможности | |
| |проверке сведений о |уплачивать НДС | |
| |местонахождении, |новые компании. | |
| |руководителе, |Кроме того, | |
| |учредителях; |предусматривалась | |
| |— присвоение |перерегистрация | |
| |зарегистрированным |в качестве | |
| |плательщикам |плательщиков НДС | |
| |отдельного ИНН—НДС для|действующих | |
| |указания в счетах— |налогоплательщиков | |
| |фактурах, декларациях | | |
| |и т.д.; | | |
| |— лишение не прошедших| | |
| |регистрацию | | |
| |налогоплательщиков | | |
| |права выставлять | | |
| |счета—фактуры с | | |
| |выделением суммы | | |
| |налога, применять | | |
| |налоговые вычеты | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— сокращение |Сокращение льгот по |Ранее Минфин России |Поэтапно, |
|льгот |НДС на основе анализа |ставил под сомнение |начиная |
| |их эффективности и |даже |с 01.01.2009 |
| |опыта зарубежных стран|целесообразность | |
| | |льгот для финансовых| |
| | |и банковских | |
| | |операций | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— особенности |Отдельное определение |Отдельный режим |2008 — 2009 гг.|
|обложения |налоговой базы и |налогообложения | |
|операций |уплата НДС по |позволит избежать | |
|ПИФов |операциям с имуществом|рисков уплаты НДС по| |
| |ПИФа и операциям самой|операциям компании | |
| |управляющей компании |за счет имущества | |
| | |фондов | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|Акцизы |Предусматривается: |Индексация акцизов |Законопроект |
| |— ежегодная индексация|в предложенном |N 414950—4 |
| |до 2010 г. ставок |виде не вызывает |одобрен Советом|
| |акцизов на табачную |особых возражений |Федерации |
| |продукцию: адвалорных |у участников рынков |04.05.2007 |
| |— в среднем на 20% в |подакцизных товаров | |
| |год, специфических — |и не должна | |
| |на 10%; |отразиться на | |
| |— ежегодная индексация|потребительском | |
| |ставок акцизов на |рынке. | |
| |алкогольную продукцию |От различных | |
| |и автомобили на |ставок на дорогое | |
| |прогнозируемый уровень|и дешевое топливо | |
| |инфляции; отмена (с |Минфин России пока | |
| |01.01.2008) льгот для |отказался из—за | |
| |спиртосодержащей |отсутствия системы | |
| |продукции (кроме |сертификации топлива| |
| |лекарств аптечного |по стандартам | |
| |производства); |Евро—0 (5). | |
| |— замораживание на |Льгота по | |
| |2008 г. и индексация с|спиртосодержащей | |
| |2009 — 2010 гг. ставок|продукции | |
| |акцизов на |(лекарства, | |
| |нефтепродукты; |парфюмерия и т.д.) | |
| |дифференциация ставок |сохранена | |
| |на топливо в | | |
| |зависимости от его | | |
| |экологического класса | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|Налог |Замена налога на |В качестве пряника |2009 — 2010 гг.|
|на недвижимость |имущество физических |налогоплательщикам |Учитывая |
| |лиц налогом |обещают, что |сложности |
| |на недвижимость со |в переходный период |с оценкой |
| |следующими элементами:|будет введено |недвижимости, |
| |— налоговая база в |ограничение на рост |Правительство |
| |виде рыночной оценки |налоговых |РФ может |
| |единого объекта |обязательств |перенести срок |
| |"строения + участок"; |граждан — сумма |введения налога|
| |— определение |нового налога не |на 2011 г. <*> |
| |стоимости |будет существенно | |
| |муниципальными или |(процент будет | |
| |региональными властями|установлен НК РФ) | |
| |на основе гибких |превышать прежние | |
| |методик массовой |суммы налога на | |
| |оценки (на первом |имущество | |
| |этапе будет несколько | | |
| |методик для выбора | | |
| |местными властями); | | |
| |— ставки налога | | |
| |устанавливаются | | |
| |местными органами | | |
| |власти в | | |
| |неограниченных | | |
| |пределах; | | |
| |— признание строящихся| | |
| |домов, дач и гаражей | | |
| |объектами | | |
| |налогообложения после | | |
| |истечения нормативного| | |
| |срока строительства | | |
| |или завершения | | |
| |основной части работ | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|НДФЛ | | | |
|— пересмотр |Введение единого |Система единого |01.01.2008 — |
|социальных |социального вычета |вычета позволит |01.01.2009 |
|вычетов |по расходам на |использовать его по | |
| |образование, лечение |максимуму в случае | |
| |и негосударственное |высоких расходов | |
| |добровольное |только по одному | |
| |пенсионное страхование|основанию. | |
| |с максимумом не менее |В части пенсионных | |
| |100 тыс. руб. в год |взносов пока не | |
| | |ясно, имеются в виду| |
| | |только пенсионные | |
| | |взносы по программам| |
| | |страховых компаний | |
| | |или же и | |
| | |добровольные взносы | |
| | |в НПФ. | |
| | |Но фактически | |
| | |максимум | |
| | |возвращаемой | |
| | |гражданину суммы | |
| | |не вырастет | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— сокращение |Будут введены и |Запрет на |01.01.2008 — |
|имущественных |ограничения, и |имущественные вычеты|01.01.2009 |
|вычетов |послабления: |при продаже жилья, | |
| |— полный имущественный|не являющегося | |
| |вычет при продаже |единственным, | |
| |жилья будет |вырос из предложений| |
| |распространен и на |по борьбе | |
| |недавно (менее 3 лет) |с жилищными | |
| |приватизированное |спекулянтами и | |
| |жилье при условии, что|активно | |
| |продавец проживал |поддерживается | |
| |в нем свыше 3 лет; |в Правительстве. | |
| |— запрет на |Для случаев продажи | |
| |предоставление полного|имущественных прав | |
| |(в сумме доходов) |(прежде всего, прав | |
| |имущественного вычета |на строящееся жилье)| |
| |при реализации нежилой|ничего не меняется, | |
| |недвижимости; |так как и сейчас | |
| |— запрет на |налогом облагается | |
| |предоставление полного|лишь доход за | |
| |имущественного вычета |вычетом затрат на | |
| |при реализации жилой |приобретение права | |
| |недвижимости, | | |
| |не являющейся | | |
| |единственным жильем | | |
| |налогоплательщика | | |
| |(где он имеет | | |
| |регистрацию по месту | | |
| |жительства); | | |
| |— распространение | | |
| |вычетов на случаи | | |
| |реализации | | |
| |имущественных прав | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— введение НДФЛ с|Отказ от удержания |Возможно, это |01.01.2008 — |
|негосударственных|НДФЛ со взносов |ошибка, так как |01.01.2009 |
|пенсий |работодателей НПФ и |предлагаемый порядок| |
| |страховщиками и налога|удержания НДФЛ | |
| |на прибыль с дохода от|(система "налог на | |
| |инвестирования средств|выходе") еще 2005 г.| |
| |НПФ |закреплен в | |
| |Взимание НДФЛ при |ст. 213.1 НК РФ. | |
| |выплате |Исключение | |
| |негосударственных |составляют | |
| |пенсий или выкупных |пенсионные взносы | |
| |сумм |страховщикам | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— налогообложение|Введение НДФЛ на |Минфин России |01.01.2008 — |
|операций с |материальную выгоду от|пытается |01.01.2010 |
|финансовыми |приобретения: |предотвратить | |
|активами |— имущественных прав; |появление новых | |
| |— финансовых |схем экономии НДФЛ | |
| |инструментов срочных | | |
| |сделок (фьючерсы, | | |
| |опционы) | | |
| +——————————————————————+————————————————————+———————————————+
| |Уточнение порядка |В условиях отмены |01.01.2008 — |
| |определения |полного |01.01.2010 |
| |материальной выгоды по|имущественного | |
| |ценным бумагам: |вычета по ценным | |
| |— обращающимся на |бумагам схемы с | |
| |рынке — с учетом |использованием | |
| |предельной границы |материальной выгоды | |
| |колебания рыночной |могут быть | |
| |цены; |направлены лишь на | |
| |— не обращающимся на |отсрочку уплаты НДФЛ| |
| |рынке — по аналогии со| | |
| |ст. 280 НК РФ с учетом| | |
| |расчетной цены (то | | |
| |есть расчетная цена | | |
| |минус фактические | | |
| |расходы на | | |
| |приобретение) | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|НДПИ |Предлагаются поэтапные|Высокие |01.01.2008 — |
| |меры: |специфические ставки|01.01.2010 |
| |— опережающая инфляцию|упростят | |
| |индексация ставки НДПИ|администрирование | |
| |на природный газ; |налога и устранят | |
| |— по аналогии с нефтью|мотивы занижения | |
| |дифференциация ставок |стоимости добытого | |
| |в зависимости от |сырья | |
| |условий добычи; | | |
| |— перенос налоговой | | |
| |нагрузки при добыче | | |
| |неуглеводородного | | |
| |сырья (в первую | | |
| |очередь, уголь, соли, | | |
| |минеральные воды) на | | |
| |специфические ставки | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|Общие вопросы | | | |
|налогообложения | | | |
|— введение |Следующие налоговые |Автоматическая |01.01.2009 |
|индексируемой |величины будут |индексация избавит | |
|налоговой единицы|установлены в |Минфин России от | |
| |индексируемых |необходимости | |
| |единицах: |доказывать ежегодно | |
| |— специфические |обоснованность | |
| |налоговые ставки |повышения ставок. | |
| |(НДПИ, акцизы, |Примечательно, что | |
| |госпошлина, ЕНВД); |в КоАП РФ сейчас | |
| |— налоговые вычеты |вносятся поправки | |
| |(максимумы расходов) |обратного толка: | |
| |по НДФЛ, налогу на |штрафы будут | |
| |прибыль и т.д.; |зафиксированы в | |
| |— шкала выплат по ЕСН,|твердой сумме. | |
| |пенсионным взносам; |В качестве пряника | |
| |— пороги выручки по |Минфин России | |
| |УСНО и для |обещает в будущем | |
| |освобождения от уплаты|индексировать и | |
| |НДС; |расходы на | |
| |— прочие показатели, |приобретение | |
| |нуждающиеся в |недвижимости, ценных| |
| |ежегодной индексации. |бумаг и прочего | |
| |Размер индексации |имущества для их | |
| |будет ежегодно |учета при продаже, | |
| |устанавливаться |но только для | |
| |законом о федеральном |физических лиц | |
| |бюджете | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— ограничения |Предлагается ввести: |Все эти предложения |Срок |
|на учетную |— обязательное |направлены на |не определен |
|политику |информирование |больший контроль за | |
|организации |налоговых органов об |налогоплательщиками,| |
| |основных вариативных |оптимизирующими | |
| |элементах налоговой |налоги путем | |
| |учетной политики |варьирования методов| |
| |налогоплательщика в |налогового учета. | |
| |виде обязанности |В условиях | |
| |ежегодно представлять |постоянного давления| |
| |учетную политику и в |на Минфин России в | |
| |виде наличия |части упрощения форм| |
| |обязательных полей для|деклараций внесение | |
| |указания методов учета|новых полей в их | |
| |в формах декларации; |формы маловероятно, | |
| |— информирование |скорее всего, | |
| |взаимозависимых |компании обяжут | |
| |контрагентов о своей |регулярно | |
| |учетной политике |представлять приказ | |
| |(поскольку будет |об учетной политике | |
| |введен запрет на | | |
| |отражение расходов у | | |
| |одного контрагента до | | |
| |отражения выручки у | | |
| |другого); | | |
| |— единый порядок | | |
| |установления, | | |
| |дополнения, смены | | |
| |методов учетной | | |
| |политики; | | |
| |— возможность | | |
| |обоснованного | | |
| |дополнения учетной | | |
| |политики в течение | | |
| |налогового периода; | | |
| |— обязанность | | |
| |доказывать | | |
| |обоснованность | | |
| |"льготной" учетной | | |
| |политики, в частности | | |
| |кассового метода по | | |
| |налогу на прибыль, | | |
| |повышенных норм | | |
| |амортизации, создания | | |
| |резерва расходов на | | |
| |ремонт; | | |
| |— запрет на очередную | | |
| |смену метода учетной | | |
| |политики ранее 5 лет | | |
| |без разрешения | | |
| |налогового органа; | | |
| |— методические | | |
| |рекомендации о выборе | | |
| |методов учетной | | |
| |политики | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|Налог на прибыль | | | |
|— обнуление |Вместо общей ставки |Дивиденды, |01.01.2008 |
|налога на |15% дивиденды, |получаемые |Законопроект |
|дивиденды |получаемые российскими|российскими |N 329216—4 |
|"дочек" крупных |организациями от |организациями от |одобрен Советом|
|компаний |дочерних компаний, |дочерних компаний, и|Федерации |
| |будут облагаться по |сейчас уменьшают |04.05.2007 |
| |ставке 0%, но при |налогооблагаемые | |
| |выполнении двух |дивиденды, | |
| |условий: |выплачиваемые самой | |
| |— доля российской |материнской | |
| |компании в капитале |компанией. | |
| |"дочки" — не менее 50%|Так что послабление | |
| |в течение последнего |для многих крупных | |
| |года; |холдингов будет | |
| |— стоимость |номинальным, а на | |
| |приобретения |средний бизнес оно | |
| |(получения) доли — не |не рассчитано | |
| |менее 500 млн руб. | | |
| |Дополнительное условие| | |
| |для дивидендов, | | |
| |получаемых от | | |
| |иностранных "дочек": | | |
| |страна их регистрации | | |
| |не должна быть в | | |
| |списке | | |
| |"низконалоговых" стран| | |
| |Минфина России | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— отказ от метода|Метод ЛИФО при продаже|В условиях снижения |01.01.2009 |
|ЛИФО |ценных бумаг приводит |инфляции Минфин | |
| |к очевидным потерям |России может | |
| |бюджета при постоянном|предложить убрать | |
| |росте российского |ЛИФО и для оценки | |
| |фондового рынка: |товаров на | |
| |государство теряет при|перепродажу, | |
| |продаже |списания | |
| |налогоплательщиками |материальных | |
| |пакетов ценных бумаг, |расходов (решение | |
| |купленных до роста |убрать с 2008 г. из | |
| |рынка. |бухучета ЛИФО при | |
| |В бухгалтерском учете |оценке материальных | |
| |при оценке финансовых |запасов уже принято | |
| |вложений метод ЛИФО с |(см. журнал "Главная| |
| |2003 г. не |книга", 2007, N 9, | |
| |допускается, так что |с. 88)) | |
| |его изъятие из НК РФ | | |
| |можно расценивать как | | |
| |сближение учетов | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— отказ от |Минфин России |Кассовый метод |Срок |
|кассового метода |предложит отказаться |по налогу на прибыль|не определен |
| |от кассового метода |сейчас доступен | |
| |учета доходов и |только малым | |
| |расходов по налогу на |компаниям | |
| |прибыль. |(с оборотом до 1 млн| |
| |Как вариант, для |руб. за квартал). | |
| |минимизации потерь |Фактически они | |
| |бюджета будет |смогут сохранить | |
| |предложено ввести |кассовый метод, | |
| |запрет на отражение |перейдя на УСНО | |
| |расходов у одного | | |
| |контрагента до | | |
| |отражения выручки у | | |
| |другого, применяющего | | |
| |кассовый метод (по | | |
| |налогу на прибыль или | | |
| |спецрежимам), если они| | |
| |являются | | |
| |взаимозависимыми | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— налогообложение|Предусматривается: |Планы в части |01.01.2008 — |
|финансовых |— пересмотр |банковского и |01.01.2009 |
|операций и |определения |финансового сектора | |
|институтов |финансового |не носят характер | |
| |инструмента срочных |обещаний, и | |
| |сделок, порядка |вероятность их | |
| |отнесения сделки к |реализации в | |
| |финансовой (в том |заявленные сроки не | |
| |числе хеджирующей) или|очень велика | |
| |сделке с отсрочкой | | |
| |исполнения; | | |
| |— отдельное | | |
| |регулирование операций| | |
| |СВОП с правом учета | | |
| |убытков по ним; | | |
| |— отнесение на расходы| | |
| |премий по опционам при| | |
| |их неисполнении; | | |
| |— отмена двойного | | |
| |налогообложения | | |
| |акционерных | | |
| |инвестиционных фондов | | |
| |(облагаются доходы | | |
| |фонда и выплачиваемые | | |
| |им дивиденды); | | |
| |— учет убытков от | | |
| |переуступки прав по | | |
| |кредитам, льготное | | |
| |налогообложение | | |
| |операций по | | |
| |секьюритизации долгов;| | |
| |— льготное | | |
| |налогообложение | | |
| |операций с закладными | | |
| |(признание их ценными | | |
| |бумагами), а также | | |
| |операций с паями | | |
| |ипотечных ПИФов | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— налогообложение|Для препятствования |Минфин России сам |01.01.2009 |
|контролируемых |выводу прибыли из РФ в|признает, что |(в части |
|иностранных |компании из |большинство |международных |
|компаний |"низконалоговых" стран|"низконалоговых" |соглашений — |
| |предлагается: |стран не имеют |01.01.2008 — |
| |— признавать |развитой системы |01.01.2010) |
| |налоговыми резидентами|сбора учетной | |
| |РФ компании, имеющие |информации и обмен с| |
| |контролирующих |ними будет | |
| |учредителей — |затруднен. | |
| |российских граждан |Соответственно, | |
| |(резидентов) и место |доходы | |
| |управления в РФ; |контролируемых из РФ| |
| |— облагать (полностью |компаний облагать | |
| |или частично) у |будет проблематично.| |
| |российских компаний |Распространение | |
| |налогом на прибыль (у |действия соглашений | |
| |граждан — НДФЛ) не |только на "реальных"| |
| |распределенную прибыль|резидентов других | |
| |зарубежных |стран возможно лишь | |
| |контролируемых |при возврате к | |
| |компаний (для этого в |практике 90—х годов:| |
| |декларациях обяжут |российский налоговый| |
| |указывать все |агент удерживает | |
| |иностранные |полную сумму налога,| |
| |аффилированные |а для ее возврата | |
| |компании и долю |иностранная компания| |
| |владения); |будет доказывать | |
| |— предоставлять |налоговому органу | |
| |иностранным компаниям |"реальность" | |
| |льготы по соглашениям |резидентства в | |
| |об избежании двойного |стране регистрации | |
| |налогообложения по их | | |
| |доходам из РФ только | | |
| |при подтверждении | | |
| |"реального" | | |
| |резидентства в другой | | |
| |стране (ведения | | |
| |экономической | | |
| |деятельности в стране | | |
| |регистрации) | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— пересмотр цен |Реформа контроля за |Статьи 20 и 40 НК РФ|01.01.2008 — |
|для целей |трансфертными ценами |будут переработаны в|01.01.2010 |
|налогообложения |предполагает: |отдельную подробную |(в части |
| |— отказ от контроля |главу части первой |соглашений |
| |цен внутрироссийских |НК РФ по условиям и |с налоговыми |
| |сделок |методам контроля |органами — не |
| |невзаимозависимых |цен. |ранее 2010 г.) |
| |компаний (в случае |Несмотря на отказ от| |
| |20%—ного отклонения от|контроля за обычными| |
| |применяемых цен по |колебаниями цен, | |
| |идентичным |проект Минфина | |
| |(однородным) товарам);|России подвергается | |
| |— контроль за ценами |жесткой критике: | |
| |внешнеторговых сделок,|предприниматели и | |
| |только если контрагент|ряд депутатов | |
| |является резидентом |настаивают на | |
| |"низконалоговой" |сохранении контроля | |
| |страны; |только за | |
| |— пересчет |внешнеторговыми | |
| |обязательств |сделками (или даже | |
| |взаимозависимых |только за | |
| |компаний даже при |внешнеторговыми | |
| |незначительном |сделками с биржевыми| |
| |отклонении (менее 20%)|товарами). | |
| |от рыночных цен; |Однако именно так и | |
| |— расширение круга |получится при | |
| |взаимозависимых лиц в |переходе на | |
| |ст. 20 НК РФ (прежде |консолидированную | |
| |всего, за счет |уплату налога на | |
| |"сестринских" |прибыль (см. ниже) —| |
| |компаний) и введение |результаты | |
| |открытого перечня лиц,|внутрироссийских | |
| |признаваемых таковыми |сделок в рамках | |
| |по суду; |группы компаний | |
| |— обязательное |учитываться не будут| |
| |уведомление налогового| | |
| |органа об условиях | | |
| |контролируемых сделок | | |
| |в виде спецдекларации;| | |
| |— право налоговых | | |
| |органов доначислять | | |
| |налоги даже при | | |
| |наличии у | | |
| |налогоплательщика | | |
| |обосновывающих | | |
| |рыночный характер цен | | |
| |документов, но без | | |
| |применения санкций; | | |
| |— введение процедуры | | |
| |платного (за | | |
| |госпошлину) | | |
| |предконтрактного | | |
| |согласования с | | |
| |налоговым органом цен | | |
| |сделок, не подлежащих | | |
| |пересмотру; | | |
| |— детализация понятий | | |
| |и методик (критерии | | |
| |идентичности, | | |
| |однородности, методы | | |
| |оценки цен, источники | | |
| |информации о ценах) | | |
+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
|— введение |Предполагается для |Пока не известно, |01.01.2009 |
|консолидированной|группы компаний, |будет ли | |
|уплаты налога на |критерии которой будут|консолидированная | |
|прибыль |установлены в НК РФ: |уплата налога правом| |
| |— суммирование в |или обязанностью | |
| |единой декларации |группы. Если это | |
| |показателей всех |будет единый | |
| |компаний группы |порядок, то контроль| |
| |(холдинга), за вычетом|за ценами сделок | |
| |дивидендов и сделок |между | |
| |внутри группы; |взаимозависимыми | |
| |— учет убытка |компаниями внутри РФ| |
| |отдельных компаний |фактически | |
| |группы в счет прибылей|сохранится только | |
| |других; |в части НДС | |
| |— распределение сумм | | |
| |налога на группу между| | |
| |субъектами РФ по | | |
| |аналогии с налогом | | |
| |обособленных | | |
| |подразделений | | |
| |(по стоимости ОС и | | |
| |фонду оплаты труда); | | |
| |— ответственность | | |
| |материнской компании | | |
| |за подачу единой | | |
| |декларации, | | |
| |распределение бремени | | |
| |по уплате налога между| | |
| |компаниями группы на | | |
| |основании отдельного | | |
| |договора; | | |
| |— детальные переходные| | |
| |положения на случай | | |
| |изменения состава | | |
| |группы компаний; | | |
| |— отраслевые | | |
| |особенности | | |
| |консолидации (для | | |
| |банков, страховщиков и| | |
| |т.д.) | | |
L—————————————————+——————————————————————+————————————————————+————————————————
————————————————————————————————
<*> Комментарий журнала "Главная книга".
Как видим, наиболее спорные вопросы в план реформирования не попали. Речь, в частности, идет:
- о переходе к социально ориентированному НДФЛ с освобождением от налога граждан с доходом ниже прожиточного минимума и очевидным ростом налога для богатых (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 8);
- уплате НДФЛ по месту жительства граждан (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 8);
- ожидаемом и логичном после амнистии восстановлении контроля за расходами граждан (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 6);
- давней дискуссии о снижении или замене НДС (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N N 2, 5);
- снижении ставки налога на прибыль, которой Минфин России готов пожертвовать ради защиты от раздувания расходной части налога и снижения НДС (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2005, N 19).
То же касается основной, по оценкам всех сторон, проблемы - системы социального и пенсионного налогообложения - именно сейчас идут активные консультации Минфина, ПФР, Минэкономразвития, парламента и предпринимательских объединений. Предложения сторон известны, и мы о них неоднократно сообщали (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N 2; 2007, N 4). Однако какой план реформы ЕСН будет в итоге согласован, пока невозможно даже предположить. Президент РФ предложил в своем Послании на 2007 г. вообще снять вопрос о реформе ЕСН и продолжить давление на серые зарплаты: по его оценке, этого будет достаточно для "балансирования" бюджета Пенсионного фонда на годы вперед. Кроме того, им предложено стимулировать добровольные взносы работников на накопительные счета в ПФР: за счет фонда национального благосостояния государство будет удваивать добровольные накопления граждан (на сумму до 15 - 20 тыс. руб. в год). Впрочем, это предложение также не является новым (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N 12).
Налоговые новации в части малого бизнеса в плане Минфина России вообще не фигурируют: ведомство подсчитало, что при взрывном росте числа применяющих спецрежимы компаний и предпринимателей налоговые поступления от них практически не растут и смягчать им налогообложение далее бессмысленно.
Не попали в план и предложения законодательной власти, во многом по той причине, что они все носят точечный характер и либо правят очевидные казусы НК РФ, либо меняют порядок уплаты региональных и местных налогов, либо касаются отраслевых или социальных льгот.
П.А.Попов
Экономист
Подписано в печать
11.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |