Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: "Точечная застройка" НК РФ ("Главная книга", 2007, N 10)



"Главная книга", 2007, N 10

"ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА" НК РФ

Минфин России в условиях перехода с 2008 г. к трехлетнему бюджетному процессу (утверждению бюджета на 3 года вперед) обнародовал основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг. Ведь налогоплательщики также должны иметь возможность планировать свой налоговый бюджет и операции на ближайшие 3 года. Предлагаемый пакет мер по всем налогам революционным не выглядит: минимум год налогоплательщики и налоговые органы будут "переваривать" изменения в администрировании налогов и в исчислении НДС, а кроме того, грядет смена политической системы. Все, что с большой долей вероятности появится в НК РФ в 2008 - 2010 гг., приведено в таблице.

     
   ——————————————————T——————————————————————T————————————————————T———————————————¬
   |Налог/налоговая  |Суть изменений        |Пояснения           |Предлагаемый   |
   |мера             |                      |                    |срок введения  |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |        1        |           2          |          3         |       4       |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |НДС              |Однократная подача    |Налогоплательщик    |Срок           |
   |— возмещение НДС |документов для        |освобождается от    |не определен   |
   |по экспортным    |обоснования применения|повторного          |               |
   |операциям        |ставки 0%             |представления       |               |
   |                 |                      |документов          |               |
   |                 |                      |(например,          |               |
   |                 |                      |контракта). Для     |               |
   |                 |                      |этого необходимо    |               |
   |                 |                      |будет направить     |               |
   |                 |                      |уведомление с       |               |
   |                 |                      |указанием срока     |               |
   |                 |                      |представления и     |               |
   |                 |                      |реквизитов этих     |               |
   |                 |                      |документов          |               |
   |                 +——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |                 |Введение специального |Реестр избавит      |Срок           |
   |                 |реестра таможенных    |от необходимости    |не определен   |
   |                 |деклараций,           |представлять        |               |
   |                 |представляемых        |собственно каждую   |               |
   |                 |налогоплательщиками—  |ГТД с отметкой      |               |
   |                 |экспортерами          |таможенных          |               |
   |                 |                      |органов о вывозе.   |               |
   |                 |                      |Однако очевидно,    |               |
   |                 |                      |что возникнут       |               |
   |                 |                      |сложности с         |               |
   |                 |                      |проставлением       |               |
   |                 |                      |отметок таможенников|               |
   |                 |                      |на самом реестре    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— регистрация    |Система регистрации   |Ранее               |С 01.01.2008   |
   |плательщиков НДС |предусматривает:      |предполагалось,     |Введение       |
   |                 |— обязательную        |что еще одним       |с 2008 г.      |
   |                 |регистрацию           |критерием для       |маловероятно:  |
   |                 |налогоплательщиков с  |регистрации         |Правительство  |
   |                 |оборотами свыше 4 — 20|плательщика НДС     |РФ уже трижды  |
   |                 |млн руб. в год;       |станет годичный     |обсуждало эту  |
   |                 |— разрешительную      |срок его            |меру и         |
   |                 |регистрацию вновь     |существования       |отправляло     |
   |                 |созданных компаний и  |(осуществления      |проект на      |
   |                 |компаний с оборотами  |облагаемых          |доработку <*>  |
   |                 |менее пороговых       |операций), что на   |               |
   |                 |значений при          |год лишит           |               |
   |                 |представлении и       |возможности         |               |
   |                 |проверке сведений о   |уплачивать НДС      |               |
   |                 |местонахождении,      |новые компании.     |               |
   |                 |руководителе,         |Кроме того,         |               |
   |                 |учредителях;          |предусматривалась   |               |
   |                 |— присвоение          |перерегистрация     |               |
   |                 |зарегистрированным    |в качестве          |               |
   |                 |плательщикам          |плательщиков НДС    |               |
   |                 |отдельного ИНН—НДС для|действующих         |               |
   |                 |указания в счетах—    |налогоплательщиков  |               |
   |                 |фактурах, декларациях |                    |               |
   |                 |и т.д.;               |                    |               |
   |                 |— лишение не прошедших|                    |               |
   |                 |регистрацию           |                    |               |
   |                 |налогоплательщиков    |                    |               |
   |                 |права выставлять      |                    |               |
   |                 |счета—фактуры с       |                    |               |
   |                 |выделением суммы      |                    |               |
   |                 |налога, применять     |                    |               |
   |                 |налоговые вычеты      |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— сокращение     |Сокращение льгот по   |Ранее Минфин России |Поэтапно,      |
   |льгот            |НДС на основе анализа |ставил под сомнение |начиная        |
   |                 |их эффективности и    |даже                |с 01.01.2009   |
   |                 |опыта зарубежных стран|целесообразность    |               |
   |                 |                      |льгот для финансовых|               |
   |                 |                      |и банковских        |               |
   |                 |                      |операций            |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— особенности    |Отдельное определение |Отдельный режим     |2008 — 2009 гг.|
   |обложения        |налоговой базы и      |налогообложения     |               |
   |операций         |уплата НДС по         |позволит избежать   |               |
   |ПИФов            |операциям с имуществом|рисков уплаты НДС по|               |
   |                 |ПИФа и операциям самой|операциям компании  |               |
   |                 |управляющей компании  |за счет имущества   |               |
   |                 |                      |фондов              |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |Акцизы           |Предусматривается:    |Индексация акцизов  |Законопроект   |
   |                 |— ежегодная индексация|в предложенном      |N 414950—4     |
   |                 |до 2010 г. ставок     |виде не вызывает    |одобрен Советом|
   |                 |акцизов на табачную   |особых возражений   |Федерации      |
   |                 |продукцию: адвалорных |у участников рынков |04.05.2007     |
   |                 |— в среднем на 20% в  |подакцизных товаров |               |
   |                 |год, специфических —  |и не должна         |               |
   |                 |на 10%;               |отразиться на       |               |
   |                 |— ежегодная индексация|потребительском     |               |
   |                 |ставок акцизов на     |рынке.              |               |
   |                 |алкогольную продукцию |От различных        |               |
   |                 |и автомобили на       |ставок на дорогое   |               |
   |                 |прогнозируемый уровень|и дешевое топливо   |               |
   |                 |инфляции; отмена (с   |Минфин России пока  |               |
   |                 |01.01.2008) льгот для |отказался из—за     |               |
   |                 |спиртосодержащей      |отсутствия системы  |               |
   |                 |продукции (кроме      |сертификации топлива|               |
   |                 |лекарств аптечного    |по стандартам       |               |
   |                 |производства);        |Евро—0 (5).         |               |
   |                 |— замораживание на    |Льгота по           |               |
   |                 |2008 г. и индексация с|спиртосодержащей    |               |
   |                 |2009 — 2010 гг. ставок|продукции           |               |
   |                 |акцизов на            |(лекарства,         |               |
   |                 |нефтепродукты;        |парфюмерия и т.д.)  |               |
   |                 |дифференциация ставок |сохранена           |               |
   |                 |на топливо в          |                    |               |
   |                 |зависимости от его    |                    |               |
   |                 |экологического класса |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |Налог            |Замена налога на      |В качестве пряника  |2009 — 2010 гг.|
   |на недвижимость  |имущество физических  |налогоплательщикам  |Учитывая       |
   |                 |лиц налогом           |обещают, что        |сложности      |
   |                 |на недвижимость со    |в переходный период |с оценкой      |
   |                 |следующими элементами:|будет введено       |недвижимости,  |
   |                 |— налоговая база в    |ограничение на рост |Правительство  |
   |                 |виде рыночной оценки  |налоговых           |РФ может       |
   |                 |единого объекта       |обязательств        |перенести срок |
   |                 |"строения + участок"; |граждан — сумма     |введения налога|
   |                 |— определение         |нового налога не    |на 2011 г. <*> |
   |                 |стоимости             |будет существенно   |               |
   |                 |муниципальными или    |(процент будет      |               |
   |                 |региональными властями|установлен НК РФ)   |               |
   |                 |на основе гибких      |превышать прежние   |               |
   |                 |методик массовой      |суммы налога на     |               |
   |                 |оценки (на первом     |имущество           |               |
   |                 |этапе будет несколько |                    |               |
   |                 |методик для выбора    |                    |               |
   |                 |местными властями);   |                    |               |
   |                 |— ставки налога       |                    |               |
   |                 |устанавливаются       |                    |               |
   |                 |местными органами     |                    |               |
   |                 |власти в              |                    |               |
   |                 |неограниченных        |                    |               |
   |                 |пределах;             |                    |               |
   |                 |— признание строящихся|                    |               |
   |                 |домов, дач и гаражей  |                    |               |
   |                 |объектами             |                    |               |
   |                 |налогообложения после |                    |               |
   |                 |истечения нормативного|                    |               |
   |                 |срока строительства   |                    |               |
   |                 |или завершения        |                    |               |
   |                 |основной части работ  |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |НДФЛ             |                      |                    |               |
   |— пересмотр      |Введение единого      |Система единого     |01.01.2008 —   |
   |социальных       |социального вычета    |вычета позволит     |01.01.2009     |
   |вычетов          |по расходам на        |использовать его по |               |
   |                 |образование, лечение  |максимуму в случае  |               |
   |                 |и негосударственное   |высоких расходов    |               |
   |                 |добровольное          |только по одному    |               |
   |                 |пенсионное страхование|основанию.          |               |
   |                 |с максимумом не менее |В части пенсионных  |               |
   |                 |100 тыс. руб. в год   |взносов пока не     |               |
   |                 |                      |ясно, имеются в виду|               |
   |                 |                      |только пенсионные   |               |
   |                 |                      |взносы по программам|               |
   |                 |                      |страховых компаний  |               |
   |                 |                      |или же и            |               |
   |                 |                      |добровольные взносы |               |
   |                 |                      |в НПФ.              |               |
   |                 |                      |Но фактически       |               |
   |                 |                      |максимум            |               |
   |                 |                      |возвращаемой        |               |
   |                 |                      |гражданину суммы    |               |
   |                 |                      |не вырастет         |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— сокращение     |Будут введены и       |Запрет на           |01.01.2008 —   |
   |имущественных    |ограничения, и        |имущественные вычеты|01.01.2009     |
   |вычетов          |послабления:          |при продаже жилья,  |               |
   |                 |— полный имущественный|не являющегося      |               |
   |                 |вычет при продаже     |единственным,       |               |
   |                 |жилья будет           |вырос из предложений|               |
   |                 |распространен и на    |по борьбе           |               |
   |                 |недавно (менее 3 лет) |с жилищными         |               |
   |                 |приватизированное     |спекулянтами и      |               |
   |                 |жилье при условии, что|активно             |               |
   |                 |продавец проживал     |поддерживается      |               |
   |                 |в нем свыше 3 лет;    |в Правительстве.    |               |
   |                 |— запрет на           |Для случаев продажи |               |
   |                 |предоставление полного|имущественных прав  |               |
   |                 |(в сумме доходов)     |(прежде всего, прав |               |
   |                 |имущественного вычета |на строящееся жилье)|               |
   |                 |при реализации нежилой|ничего не меняется, |               |
   |                 |недвижимости;         |так как и сейчас    |               |
   |                 |— запрет на           |налогом облагается  |               |
   |                 |предоставление полного|лишь доход за       |               |
   |                 |имущественного вычета |вычетом затрат на   |               |
   |                 |при реализации жилой  |приобретение права  |               |
   |                 |недвижимости,         |                    |               |
   |                 |не являющейся         |                    |               |
   |                 |единственным жильем   |                    |               |
   |                 |налогоплательщика     |                    |               |
   |                 |(где он имеет         |                    |               |
   |                 |регистрацию по месту  |                    |               |
   |                 |жительства);          |                    |               |
   |                 |— распространение     |                    |               |
   |                 |вычетов на случаи     |                    |               |
   |                 |реализации            |                    |               |
   |                 |имущественных прав    |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— введение НДФЛ с|Отказ от удержания    |Возможно, это       |01.01.2008 —   |
   |негосударственных|НДФЛ со взносов       |ошибка, так как     |01.01.2009     |
   |пенсий           |работодателей НПФ и   |предлагаемый порядок|               |
   |                 |страховщиками и налога|удержания НДФЛ      |               |
   |                 |на прибыль с дохода от|(система "налог на  |               |
   |                 |инвестирования средств|выходе") еще 2005 г.|               |
   |                 |НПФ                   |закреплен в         |               |
   |                 |Взимание НДФЛ при     |ст. 213.1 НК РФ.    |               |
   |                 |выплате               |Исключение          |               |
   |                 |негосударственных     |составляют          |               |
   |                 |пенсий или выкупных   |пенсионные взносы   |               |
   |                 |сумм                  |страховщикам        |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— налогообложение|Введение НДФЛ на      |Минфин России       |01.01.2008 —   |
   |операций с       |материальную выгоду от|пытается            |01.01.2010     |
   |финансовыми      |приобретения:         |предотвратить       |               |
   |активами         |— имущественных прав; |появление новых     |               |
   |                 |— финансовых          |схем экономии НДФЛ  |               |
   |                 |инструментов срочных  |                    |               |
   |                 |сделок (фьючерсы,     |                    |               |
   |                 |опционы)              |                    |               |
   |                 +——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |                 |Уточнение порядка     |В условиях отмены   |01.01.2008 —   |
   |                 |определения           |полного             |01.01.2010     |
   |                 |материальной выгоды по|имущественного      |               |
   |                 |ценным бумагам:       |вычета по ценным    |               |
   |                 |— обращающимся на     |бумагам схемы с     |               |
   |                 |рынке — с учетом      |использованием      |               |
   |                 |предельной границы    |материальной выгоды |               |
   |                 |колебания рыночной    |могут быть          |               |
   |                 |цены;                 |направлены лишь на  |               |
   |                 |— не обращающимся на  |отсрочку уплаты НДФЛ|               |
   |                 |рынке — по аналогии со|                    |               |
   |                 |ст. 280 НК РФ с учетом|                    |               |
   |                 |расчетной цены (то    |                    |               |
   |                 |есть расчетная цена   |                    |               |
   |                 |минус фактические     |                    |               |
   |                 |расходы на            |                    |               |
   |                 |приобретение)         |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |НДПИ             |Предлагаются поэтапные|Высокие             |01.01.2008 —   |
   |                 |меры:                 |специфические ставки|01.01.2010     |
   |                 |— опережающая инфляцию|упростят            |               |
   |                 |индексация ставки НДПИ|администрирование   |               |
   |                 |на природный газ;     |налога и устранят   |               |
   |                 |— по аналогии с нефтью|мотивы занижения    |               |
   |                 |дифференциация ставок |стоимости добытого  |               |
   |                 |в зависимости от      |сырья               |               |
   |                 |условий добычи;       |                    |               |
   |                 |— перенос налоговой   |                    |               |
   |                 |нагрузки при добыче   |                    |               |
   |                 |неуглеводородного     |                    |               |
   |                 |сырья (в первую       |                    |               |
   |                 |очередь, уголь, соли, |                    |               |
   |                 |минеральные воды) на  |                    |               |
   |                 |специфические ставки  |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |Общие вопросы    |                      |                    |               |
   |налогообложения  |                      |                    |               |
   |— введение       |Следующие налоговые   |Автоматическая      |01.01.2009     |
   |индексируемой    |величины будут        |индексация избавит  |               |
   |налоговой единицы|установлены в         |Минфин России от    |               |
   |                 |индексируемых         |необходимости       |               |
   |                 |единицах:             |доказывать ежегодно |               |
   |                 |— специфические       |обоснованность      |               |
   |                 |налоговые ставки      |повышения ставок.   |               |
   |                 |(НДПИ, акцизы,        |Примечательно, что  |               |
   |                 |госпошлина, ЕНВД);    |в КоАП РФ сейчас    |               |
   |                 |— налоговые вычеты    |вносятся поправки   |               |
   |                 |(максимумы расходов)  |обратного толка:    |               |
   |                 |по НДФЛ, налогу на    |штрафы будут        |               |
   |                 |прибыль и т.д.;       |зафиксированы в     |               |
   |                 |— шкала выплат по ЕСН,|твердой сумме.      |               |
   |                 |пенсионным взносам;   |В качестве пряника  |               |
   |                 |— пороги выручки по   |Минфин России       |               |
   |                 |УСНО и для            |обещает в будущем   |               |
   |                 |освобождения от уплаты|индексировать и     |               |
   |                 |НДС;                  |расходы на          |               |
   |                 |— прочие показатели,  |приобретение        |               |
   |                 |нуждающиеся в         |недвижимости, ценных|               |
   |                 |ежегодной индексации. |бумаг и прочего     |               |
   |                 |Размер индексации     |имущества для их    |               |
   |                 |будет ежегодно        |учета при продаже,  |               |
   |                 |устанавливаться       |но только для       |               |
   |                 |законом о федеральном |физических лиц      |               |
   |                 |бюджете               |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— ограничения    |Предлагается ввести:  |Все эти предложения |Срок           |
   |на учетную       |— обязательное        |направлены на       |не определен   |
   |политику         |информирование        |больший контроль за |               |
   |организации      |налоговых органов об  |налогоплательщиками,|               |
   |                 |основных вариативных  |оптимизирующими     |               |
   |                 |элементах налоговой   |налоги путем        |               |
   |                 |учетной политики      |варьирования методов|               |
   |                 |налогоплательщика в   |налогового учета.   |               |
   |                 |виде обязанности      |В условиях          |               |
   |                 |ежегодно представлять |постоянного давления|               |
   |                 |учетную политику и в  |на Минфин России в  |               |
   |                 |виде наличия          |части упрощения форм|               |
   |                 |обязательных полей для|деклараций внесение |               |
   |                 |указания методов учета|новых полей в их    |               |
   |                 |в формах декларации;  |формы маловероятно, |               |
   |                 |— информирование      |скорее всего,       |               |
   |                 |взаимозависимых       |компании обяжут     |               |
   |                 |контрагентов о своей  |регулярно           |               |
   |                 |учетной политике      |представлять приказ |               |
   |                 |(поскольку будет      |об учетной политике |               |
   |                 |введен запрет на      |                    |               |
   |                 |отражение расходов у  |                    |               |
   |                 |одного контрагента до |                    |               |
   |                 |отражения выручки у   |                    |               |
   |                 |другого);             |                    |               |
   |                 |— единый порядок      |                    |               |
   |                 |установления,         |                    |               |
   |                 |дополнения, смены     |                    |               |
   |                 |методов учетной       |                    |               |
   |                 |политики;             |                    |               |
   |                 |— возможность         |                    |               |
   |                 |обоснованного         |                    |               |
   |                 |дополнения учетной    |                    |               |
   |                 |политики в течение    |                    |               |
   |                 |налогового периода;   |                    |               |
   |                 |— обязанность         |                    |               |
   |                 |доказывать            |                    |               |
   |                 |обоснованность        |                    |               |
   |                 |"льготной" учетной    |                    |               |
   |                 |политики, в частности |                    |               |
   |                 |кассового метода по   |                    |               |
   |                 |налогу на прибыль,    |                    |               |
   |                 |повышенных норм       |                    |               |
   |                 |амортизации, создания |                    |               |
   |                 |резерва расходов на   |                    |               |
   |                 |ремонт;               |                    |               |
   |                 |— запрет на очередную |                    |               |
   |                 |смену метода учетной  |                    |               |
   |                 |политики ранее 5 лет  |                    |               |
   |                 |без разрешения        |                    |               |
   |                 |налогового органа;    |                    |               |
   |                 |— методические        |                    |               |
   |                 |рекомендации о выборе |                    |               |
   |                 |методов учетной       |                    |               |
   |                 |политики              |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |Налог на прибыль |                      |                    |               |
   |— обнуление      |Вместо общей ставки   |Дивиденды,          |01.01.2008     |
   |налога на        |15% дивиденды,        |получаемые          |Законопроект   |
   |дивиденды        |получаемые российскими|российскими         |N 329216—4     |
   |"дочек" крупных  |организациями от      |организациями от    |одобрен Советом|
   |компаний         |дочерних компаний,    |дочерних компаний, и|Федерации      |
   |                 |будут облагаться по   |сейчас уменьшают    |04.05.2007     |
   |                 |ставке 0%, но при     |налогооблагаемые    |               |
   |                 |выполнении двух       |дивиденды,          |               |
   |                 |условий:              |выплачиваемые самой |               |
   |                 |— доля российской     |материнской         |               |
   |                 |компании в капитале   |компанией.          |               |
   |                 |"дочки" — не менее 50%|Так что послабление |               |
   |                 |в течение последнего  |для многих крупных  |               |
   |                 |года;                 |холдингов будет     |               |
   |                 |— стоимость           |номинальным, а на   |               |
   |                 |приобретения          |средний бизнес оно  |               |
   |                 |(получения) доли — не |не рассчитано       |               |
   |                 |менее 500 млн руб.    |                    |               |
   |                 |Дополнительное условие|                    |               |
   |                 |для дивидендов,       |                    |               |
   |                 |получаемых от         |                    |               |
   |                 |иностранных "дочек":  |                    |               |
   |                 |страна их регистрации |                    |               |
   |                 |не должна быть в      |                    |               |
   |                 |списке                |                    |               |
   |                 |"низконалоговых" стран|                    |               |
   |                 |Минфина России        |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— отказ от метода|Метод ЛИФО при продаже|В условиях снижения |01.01.2009     |
   |ЛИФО             |ценных бумаг приводит |инфляции Минфин     |               |
   |                 |к очевидным потерям   |России может        |               |
   |                 |бюджета при постоянном|предложить убрать   |               |
   |                 |росте российского     |ЛИФО и для оценки   |               |
   |                 |фондового рынка:      |товаров на          |               |
   |                 |государство теряет при|перепродажу,        |               |
   |                 |продаже               |списания            |               |
   |                 |налогоплательщиками   |материальных        |               |
   |                 |пакетов ценных бумаг, |расходов (решение   |               |
   |                 |купленных до роста    |убрать с 2008 г. из |               |
   |                 |рынка.                |бухучета ЛИФО при   |               |
   |                 |В бухгалтерском учете |оценке материальных |               |
   |                 |при оценке финансовых |запасов уже принято |               |
   |                 |вложений метод ЛИФО с |(см. журнал "Главная|               |
   |                 |2003 г. не            |книга", 2007, N 9,  |               |
   |                 |допускается, так что  |с. 88))             |               |
   |                 |его изъятие из НК РФ  |                    |               |
   |                 |можно расценивать как |                    |               |
   |                 |сближение учетов      |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— отказ от       |Минфин России         |Кассовый метод      |Срок           |
   |кассового метода |предложит отказаться  |по налогу на прибыль|не определен   |
   |                 |от кассового метода   |сейчас доступен     |               |
   |                 |учета доходов и       |только малым        |               |
   |                 |расходов по налогу на |компаниям           |               |
   |                 |прибыль.              |(с оборотом до 1 млн|               |
   |                 |Как вариант, для      |руб. за квартал).   |               |
   |                 |минимизации потерь    |Фактически они      |               |
   |                 |бюджета будет         |смогут сохранить    |               |
   |                 |предложено ввести     |кассовый метод,     |               |
   |                 |запрет на отражение   |перейдя на УСНО     |               |
   |                 |расходов у одного     |                    |               |
   |                 |контрагента до        |                    |               |
   |                 |отражения выручки у   |                    |               |
   |                 |другого, применяющего |                    |               |
   |                 |кассовый метод (по    |                    |               |
   |                 |налогу на прибыль или |                    |               |
   |                 |спецрежимам), если они|                    |               |
   |                 |являются              |                    |               |
   |                 |взаимозависимыми      |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— налогообложение|Предусматривается:    |Планы в части       |01.01.2008 —   |
   |финансовых       |— пересмотр           |банковского и       |01.01.2009     |
   |операций и       |определения           |финансового сектора |               |
   |институтов       |финансового           |не носят характер   |               |
   |                 |инструмента срочных   |обещаний, и         |               |
   |                 |сделок, порядка       |вероятность их      |               |
   |                 |отнесения сделки к    |реализации в        |               |
   |                 |финансовой (в том     |заявленные сроки не |               |
   |                 |числе хеджирующей) или|очень велика        |               |
   |                 |сделке с отсрочкой    |                    |               |
   |                 |исполнения;           |                    |               |
   |                 |— отдельное           |                    |               |
   |                 |регулирование операций|                    |               |
   |                 |СВОП с правом учета   |                    |               |
   |                 |убытков по ним;       |                    |               |
   |                 |— отнесение на расходы|                    |               |
   |                 |премий по опционам при|                    |               |
   |                 |их неисполнении;      |                    |               |
   |                 |— отмена двойного     |                    |               |
   |                 |налогообложения       |                    |               |
   |                 |акционерных           |                    |               |
   |                 |инвестиционных фондов |                    |               |
   |                 |(облагаются доходы    |                    |               |
   |                 |фонда и выплачиваемые |                    |               |
   |                 |им дивиденды);        |                    |               |
   |                 |— учет убытков от     |                    |               |
   |                 |переуступки прав по   |                    |               |
   |                 |кредитам, льготное    |                    |               |
   |                 |налогообложение       |                    |               |
   |                 |операций по           |                    |               |
   |                 |секьюритизации долгов;|                    |               |
   |                 |— льготное            |                    |               |
   |                 |налогообложение       |                    |               |
   |                 |операций с закладными |                    |               |
   |                 |(признание их ценными |                    |               |
   |                 |бумагами), а также    |                    |               |
   |                 |операций с паями      |                    |               |
   |                 |ипотечных ПИФов       |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— налогообложение|Для препятствования   |Минфин России сам   |01.01.2009     |
   |контролируемых   |выводу прибыли из РФ в|признает, что       |(в части       |
   |иностранных      |компании из           |большинство         |международных  |
   |компаний         |"низконалоговых" стран|"низконалоговых"    |соглашений —   |
   |                 |предлагается:         |стран не имеют      |01.01.2008 —   |
   |                 |— признавать          |развитой системы    |01.01.2010)    |
   |                 |налоговыми резидентами|сбора учетной       |               |
   |                 |РФ компании, имеющие  |информации и обмен с|               |
   |                 |контролирующих        |ними будет          |               |
   |                 |учредителей —         |затруднен.          |               |
   |                 |российских граждан    |Соответственно,     |               |
   |                 |(резидентов) и место  |доходы              |               |
   |                 |управления в РФ;      |контролируемых из РФ|               |
   |                 |— облагать (полностью |компаний облагать   |               |
   |                 |или частично) у       |будет проблематично.|               |
   |                 |российских компаний   |Распространение     |               |
   |                 |налогом на прибыль (у |действия соглашений |               |
   |                 |граждан — НДФЛ) не    |только на "реальных"|               |
   |                 |распределенную прибыль|резидентов других   |               |
   |                 |зарубежных            |стран возможно лишь |               |
   |                 |контролируемых        |при возврате к      |               |
   |                 |компаний (для этого в |практике 90—х годов:|               |
   |                 |декларациях обяжут    |российский налоговый|               |
   |                 |указывать все         |агент удерживает    |               |
   |                 |иностранные           |полную сумму налога,|               |
   |                 |аффилированные        |а для ее возврата   |               |
   |                 |компании и долю       |иностранная компания|               |
   |                 |владения);            |будет доказывать    |               |
   |                 |— предоставлять       |налоговому органу   |               |
   |                 |иностранным компаниям |"реальность"        |               |
   |                 |льготы по соглашениям |резидентства в      |               |
   |                 |об избежании двойного |стране регистрации  |               |
   |                 |налогообложения по их |                    |               |
   |                 |доходам из РФ только  |                    |               |
   |                 |при подтверждении     |                    |               |
   |                 |"реального"           |                    |               |
   |                 |резидентства в другой |                    |               |
   |                 |стране (ведения       |                    |               |
   |                 |экономической         |                    |               |
   |                 |деятельности в стране |                    |               |
   |                 |регистрации)          |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— пересмотр цен  |Реформа контроля за   |Статьи 20 и 40 НК РФ|01.01.2008 —   |
   |для целей        |трансфертными ценами  |будут переработаны в|01.01.2010     |
   |налогообложения  |предполагает:         |отдельную подробную |(в части       |
   |                 |— отказ от контроля   |главу части первой  |соглашений     |
   |                 |цен внутрироссийских  |НК РФ по условиям и |с налоговыми   |
   |                 |сделок                |методам контроля    |органами — не  |
   |                 |невзаимозависимых     |цен.                |ранее 2010 г.) |
   |                 |компаний (в случае    |Несмотря на отказ от|               |
   |                 |20%—ного отклонения от|контроля за обычными|               |
   |                 |применяемых цен по    |колебаниями цен,    |               |
   |                 |идентичным            |проект Минфина      |               |
   |                 |(однородным) товарам);|России подвергается |               |
   |                 |— контроль за ценами  |жесткой критике:    |               |
   |                 |внешнеторговых сделок,|предприниматели и   |               |
   |                 |только если контрагент|ряд депутатов       |               |
   |                 |является резидентом   |настаивают на       |               |
   |                 |"низконалоговой"      |сохранении контроля |               |
   |                 |страны;               |только за           |               |
   |                 |— пересчет            |внешнеторговыми     |               |
   |                 |обязательств          |сделками (или даже  |               |
   |                 |взаимозависимых       |только за           |               |
   |                 |компаний даже при     |внешнеторговыми     |               |
   |                 |незначительном        |сделками с биржевыми|               |
   |                 |отклонении (менее 20%)|товарами).          |               |
   |                 |от рыночных цен;      |Однако именно так и |               |
   |                 |— расширение круга    |получится при       |               |
   |                 |взаимозависимых лиц в |переходе на         |               |
   |                 |ст. 20 НК РФ (прежде  |консолидированную   |               |
   |                 |всего, за счет        |уплату налога на    |               |
   |                 |"сестринских"         |прибыль (см. ниже) —|               |
   |                 |компаний) и введение  |результаты          |               |
   |                 |открытого перечня лиц,|внутрироссийских    |               |
   |                 |признаваемых таковыми |сделок в рамках     |               |
   |                 |по суду;              |группы компаний     |               |
   |                 |— обязательное        |учитываться не будут|               |
   |                 |уведомление налогового|                    |               |
   |                 |органа об условиях    |                    |               |
   |                 |контролируемых сделок |                    |               |
   |                 |в виде спецдекларации;|                    |               |
   |                 |— право налоговых     |                    |               |
   |                 |органов доначислять   |                    |               |
   |                 |налоги даже при       |                    |               |
   |                 |наличии у             |                    |               |
   |                 |налогоплательщика     |                    |               |
   |                 |обосновывающих        |                    |               |
   |                 |рыночный характер цен |                    |               |
   |                 |документов, но без    |                    |               |
   |                 |применения санкций;   |                    |               |
   |                 |— введение процедуры  |                    |               |
   |                 |платного (за          |                    |               |
   |                 |госпошлину)           |                    |               |
   |                 |предконтрактного      |                    |               |
   |                 |согласования с        |                    |               |
   |                 |налоговым органом цен |                    |               |
   |                 |сделок, не подлежащих |                    |               |
   |                 |пересмотру;           |                    |               |
   |                 |— детализация понятий |                    |               |
   |                 |и методик (критерии   |                    |               |
   |                 |идентичности,         |                    |               |
   |                 |однородности, методы  |                    |               |
   |                 |оценки цен, источники |                    |               |
   |                 |информации о ценах)   |                    |               |
   +—————————————————+——————————————————————+————————————————————+———————————————+
   |— введение       |Предполагается для    |Пока не известно,   |01.01.2009     |
   |консолидированной|группы компаний,      |будет ли            |               |
   |уплаты налога на |критерии которой будут|консолидированная   |               |
   |прибыль          |установлены в НК РФ:  |уплата налога правом|               |
   |                 |— суммирование в      |или обязанностью    |               |
   |                 |единой декларации     |группы. Если это    |               |
   |                 |показателей всех      |будет единый        |               |
   |                 |компаний группы       |порядок, то контроль|               |
   |                 |(холдинга), за вычетом|за ценами сделок    |               |
   |                 |дивидендов и сделок   |между               |               |
   |                 |внутри группы;        |взаимозависимыми    |               |
   |                 |— учет убытка         |компаниями внутри РФ|               |
   |                 |отдельных компаний    |фактически          |               |
   |                 |группы в счет прибылей|сохранится только   |               |
   |                 |других;               |в части НДС         |               |
   |                 |— распределение сумм  |                    |               |
   |                 |налога на группу между|                    |               |
   |                 |субъектами РФ по      |                    |               |
   |                 |аналогии с налогом    |                    |               |
   |                 |обособленных          |                    |               |
   |                 |подразделений         |                    |               |
   |                 |(по стоимости ОС и    |                    |               |
   |                 |фонду оплаты труда);  |                    |               |
   |                 |— ответственность     |                    |               |
   |                 |материнской компании  |                    |               |
   |                 |за подачу единой      |                    |               |
   |                 |декларации,           |                    |               |
   |                 |распределение бремени |                    |               |
   |                 |по уплате налога между|                    |               |
   |                 |компаниями группы на  |                    |               |
   |                 |основании отдельного  |                    |               |
   |                 |договора;             |                    |               |
   |                 |— детальные переходные|                    |               |
   |                 |положения на случай   |                    |               |
   |                 |изменения состава     |                    |               |
   |                 |группы компаний;      |                    |               |
   |                 |— отраслевые          |                    |               |
   |                 |особенности           |                    |               |
   |                 |консолидации (для     |                    |               |
   |                 |банков, страховщиков и|                    |               |
   |                 |т.д.)                 |                    |               |
   L—————————————————+——————————————————————+————————————————————+————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Комментарий журнала "Главная книга". Как видим, наиболее спорные вопросы в план реформирования не попали. Речь, в частности, идет: - о переходе к социально ориентированному НДФЛ с освобождением от налога граждан с доходом ниже прожиточного минимума и очевидным ростом налога для богатых (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 8); - уплате НДФЛ по месту жительства граждан (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 8); - ожидаемом и логичном после амнистии восстановлении контроля за расходами граждан (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2007, N 6); - давней дискуссии о снижении или замене НДС (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N N 2, 5); - снижении ставки налога на прибыль, которой Минфин России готов пожертвовать ради защиты от раздувания расходной части налога и снижения НДС (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2005, N 19). То же касается основной, по оценкам всех сторон, проблемы - системы социального и пенсионного налогообложения - именно сейчас идут активные консультации Минфина, ПФР, Минэкономразвития, парламента и предпринимательских объединений. Предложения сторон известны, и мы о них неоднократно сообщали (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N 2; 2007, N 4). Однако какой план реформы ЕСН будет в итоге согласован, пока невозможно даже предположить. Президент РФ предложил в своем Послании на 2007 г. вообще снять вопрос о реформе ЕСН и продолжить давление на серые зарплаты: по его оценке, этого будет достаточно для "балансирования" бюджета Пенсионного фонда на годы вперед. Кроме того, им предложено стимулировать добровольные взносы работников на накопительные счета в ПФР: за счет фонда национального благосостояния государство будет удваивать добровольные накопления граждан (на сумму до 15 - 20 тыс. руб. в год). Впрочем, это предложение также не является новым (см. рубрику "Проекты", журнал "Главная книга", 2006, N 12). Налоговые новации в части малого бизнеса в плане Минфина России вообще не фигурируют: ведомство подсчитало, что при взрывном росте числа применяющих спецрежимы компаний и предпринимателей налоговые поступления от них практически не растут и смягчать им налогообложение далее бессмысленно. Не попали в план и предложения законодательной власти, во многом по той причине, что они все носят точечный характер и либо правят очевидные казусы НК РФ, либо меняют порядок уплаты региональных и местных налогов, либо касаются отраслевых или социальных льгот. П.А.Попов Экономист Подписано в печать 11.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Упрощенный" патент: где и почем ("Главная книга", 2007, N 10) >
Статья: <Перечень важных документов на стадии принятия> ("Главная книга", 2007, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.