Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Контроль и управление проблемной задолженностью ("Банки и деловой мир", 2007, N 5)



"Банки и деловой мир", 2007, N 5

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

В последнее время в связи со значительным ростом потребительского кредитования и несовершенством систем скоринга банки, оказывающие услуги кредитования как юридическим, так и физическим лицам, все чаще сталкиваются с проблемами несвоевременного погашения задолженности или невозвратом кредитов. Регулярная работа с дебиторами, как правило, помогает добиться увеличения процента возврата кредитов. Вот только далеко не все банки ее проводят. Просто не хватает ресурсов.

Общеизвестно, что чем раньше банк начнет работу с должником, тем выше вероятность погашения задолженности. Особенно эффективны превентивные меры, например напоминания о необходимости внести очередной платеж. Однако процедуры работы с заемщиками весьма трудоемки и требуют больших затрат. А банки часто не обладают ресурсами и технологиями, необходимыми для решения подобных задач. Поэтому они предпочитают "планировать" определенный процент невозвратов, повышая стоимость кредита. В результате за неплательщиков "расплачиваются" в первую очередь аккуратные заемщики. И это им, естественно, не нравится.

Соответственно уменьшение количества невозвратов позволит банку снизить ставку по кредитам. А это в условиях обострившейся борьбы за клиента уже явное конкурентное преимущество.

Процесс ликвидации просроченной задолженности принято делить на несколько этапов.

Превентивный. Причиной больших проблем у заемщика порой становится обычная забывчивость. Человек пропустил дату очередного платежа. Заплатил обычную сумму на пару дней позже. Но за просрочку уже были начислены штрафы, которые гасятся в первую очередь. Возникла недоплата, о которой клиент не подозревает. На нее, соответственно, начисляются штрафы, которые накапливаются. И если процесс "запустить", копеечное недоразумение может превратиться в серьезную претензию.

Поэтому очень важно организовать превентивные действия, чтобы не допустить возникновения просрочки из-за простой забывчивости заемщика. Для этого достаточно в соответствии с графиком платежей, используя любой выбранный клиентом способ (SMS-напоминание, письмо по электронной или обычной почте, телефонный звонок), заблаговременно предупредить его о необходимости внести очередной платеж.

Досудебный. К счастью, злостных неплательщиков меньшинство. Большинство претензий можно урегулировать в досудебном порядке, если с ними планомерно и грамотно работать. На этом этапе важно не только посылать клиенту извещения о необходимости погашения просрочки и уплаты штрафов и пеней, но и отслеживать и фиксировать его реакцию.

Во многих случаях урегулировать претензии можно только путем реструктуризации кредита. Соответственно необходимо подготовить, согласовать и заключить новый кредитный договор, соглашение о реструктуризации, подписать их и контролировать исполнение новых условий.

Судебный. Если банк столкнулся с "сознательным" неплательщиком или реструктуризация задолженности невозможна, в дело вступают судебные инстанции. В этом случае опять-таки необходимо выполнить совершенно определенную последовательность действий: заказным письмом известить клиента о необходимости погасить возникшую задолженность, подготовить комплект документов для суда, спланировать и проконтролировать выполнение всех необходимых мероприятий, вести график участия в судебных заседаниях.

Послесудебный. Естественно, выиграть дело в суде еще не значит получить причитающиеся банку деньги. Ход исполнительного производства согласно утвержденному и согласованному графику также необходимо контролировать.

Вполне естественно, что количество обрабатываемых договоров с каждым этапом сокращается. С другой стороны, как показывает практика, издержки на обработку на каждом последующем этапе выше, чем на предыдущем, так как возрастает роль человеческого фактора и в работу включается все больше структур. Однако на каждом этапе должна быть выполнена совершенно определенная последовательность действий. Эту последовательность можно описать, формализовать, а соответственно, и автоматизировать, хотя бы частично.

На программное обеспечение можно возложить выполнение рутинных, а также выполняемых по графику операций. На превентивном и досудебном этапах, когда обрабатывается большая часть просрочек, роль автоматизации сводится к фактической организации процесса. На последующих этапах - к поддержке существующих бизнес-процессов: печати документов стандартной формы, ведению списка мероприятий и хранению электронных образцов документов для более простого доступа к ним.

Автоматизация процессов позволяет обеспечить строгое выполнение всей последовательности необходимых действий в соответствии с утвержденным графиком, а следовательно, снизить требования к квалификации персонала, уменьшить количество ошибок и повысить оперативность процесса в целом. Естественно, все это снижает стоимость комплекса мероприятий по возврату проблемных долгов и повышает их эффективность.

Для этих целей компания IRP Technology разработала программное решение - IRP DebtCollection - система управления кредитами. Оно основано на принципах автоматизации бизнес-процессов и позволяет упростить все этапы трудоемкой и затратной работы с просроченной задолженностью.

Система позволяет проводить мониторинг платежей в соответствии с графиком и взыскание просроченной задолженности. Для этого предусмотрен обмен данными с программным обеспечением, используемым банком. Обновление информации о плановых платежах и просрочках может быть реализовано двумя способами: полуавтоматический импорт данных и глубокая интеграция с АБС. Второй способ требует существенной доработки как IRP DebtCollection, так и программного обеспечения банка. Естественно, это обойдется гораздо дороже организации полуавтоматического обмена, который также обеспечивает необходимую оперативность взаимодействия АБС банка и системы автоматизации.

Информация о кредитах, очередных платежах, просрочках может быть автоматически сгруппирована по различным критериям. Просрочки в автоматическом режиме классифицируются и распределяются по менеджерам.

Программное обеспечение IRP DebtCollection позволяет создать задачи и правила, в соответствии с которыми будет производиться автоматическое оповещение клиентов об очередных платежах и возникших просрочках, для чего используются различные каналы связи: e-mail, SMS, линия голосовой телефонной связи и IVR.

При необходимости на основе заранее заданных шаблонов будут подготовлены и распечатаны необходимые документы, сформированы списки рассылки. Все это также будет сделано без участия сотрудников. При этом электронные версии документов будут сохранены в архиве, по которому организована навигация с помощью системы электронного документооборота.

В любой момент менеджер может получить информацию об истории платежей, по просрочкам, запланированным задачам и действиям, отправленным и полученным документам - в общем, всей истории взаимоотношений с клиентом.

На основе информации, хранящейся в системе IRP DebtCollection, могут быть сформированы различные отчеты как по отдельному клиенту, группе клиентов, кредитов, договоров, так и отчеты, позволяющие контролировать работу менеджеров подразделения.

Таким образом, система IRP DebtCollection позволяет автоматизировать все ключевые задачи по мониторингу состояния кредитов и задолженностей. Актуальные данные о клиентах, платежах и просрочках в легких для восприятия таблицах и формах выводятся на экран единой системы, имеющей интуитивно-понятный интерфейс. Для любого элемента интерфейса и экрана предусмотрена встроенная подробная контекстная помощь.

IRP DebtCollection - это комплексное решение, в основе которого лежит технология IRP ProcessFrame, основанная на принципах SOA (Service Oriented Architecture - сервис-ориентированной архитектуры). Это позволяет интегрировать ее со множеством различных систем заказчика и обеспечить обмен данными любых видов и форматов. Базовое ядро системы позволяет настроить ее в соответствии с требованиями, внутренними регламентами и бизнес-процессами конкретного заказчика. По сути, в каждом случае из отдельных модулей создается уникальное решение. Таким образом, обеспечивается гибкость, но не в ущерб легкости и скорости внедрения.

IRP DebtCollection может быть развернуто на любом компьютере вне зависимости от используемой операционной системы. Единственное обязательное условие - наличие виртуальной Java-машины. На рабочее место оператора не устанавливается никакое дополнительное аппаратное или программное обеспечение - используется обычный компьютер офисной конфигурации и интернет-браузер. Сервис-ориентированная архитектура, когда все основные процессы выполняются на сервере, позволяет снизить требования не только к компьютерам операторов, но и к скорости канала связи.

Таким образом, IRP DebtCollection позволяет быстро организовать эффективную работу с кредитами и долгами, легко расширять подразделение по работе с проблемной задолженностью, обеспечить возможность распределенной и удаленной работы с информацией.

Примечание. IRP Technology основана немецкой компанией Rechner Und Peripherie Virtriebs GMBH (RuP), успешно работающей на мировом рынке IT более 15 лет. Продукты и решения компании IRP Technology направлены на создание современной информационной инфраструктуры, обеспечивающей прозрачную поддержку процессов и адекватное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды с минимизацией накладных расходов. Сейчас IRP Technology предлагает следующие продукты:

IRP ProcessFrame - платформа интеграции приложений, основанная на принципах BPM (Business Process Management) и SOA (Service-Oriented Architecture).

IRP ProcessIntelligence - оперативный мониторинг бизнес-активности в соответствии с принципами ВАМ (Business Activity Monitoring).

IRP FrameDoc - управление корпоративной информацией в электронном виде и на материальных носителях, основанное на принципах EII (Enterprise Information Integration).

IRP Quality Management System - моделирование системы управления предприятием и автоматизация системы управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000.

IRP DebtCollection - организация работы с просроченной задолженностью.

М.Шацкая

Аналитик информационных систем

Подписано в печать

11.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Мотивация персонала: деньги или уважение? Мнение "кадровиков" ("Банки и деловой мир", 2007, N 5) >
Статья: Из последних документов Банка России (март - апрель 2007 года) ("Банки и деловой мир", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.