Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Документальное подтверждение расходов на услуги по управлению ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ

НА УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ

Широкое распространение практики заключения договоров с управляющими компаниями привело к увеличению количества рассматриваемых судами споров, поскольку налоговые органы не всегда положительно относятся к включению в состав расходов затрат на приобретение данного вида услуг. В частности, у инспекторов много претензий к полноте описания действий управляющей компании в документах, которыми оформляется оказание услуг. Отношение же судов к данному вопросу с течением времени несколько трансформируется.

В силу пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе учесть в качестве расходов затраты на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями. Но зачастую в ходе проверки налога на прибыль организаций инспекторы оспаривают правомерность уменьшения на сумму таких расходов налоговой базы, а также отказывают в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость ввиду отсутствия документального подтверждения произведенных затрат. Как показывает арбитражная практика, основная масса судебных споров связана именно с претензиями к полноте документального оформления отношений сторон.

Чтобы расходы на выплату вознаграждения управляющей организации соответствовали установленным п. 1 ст. 252 НК РФ критериям, а именно обоснованности и документальной подтвержденности, налогоплательщику необходимо доказать факт оказания услуги по управлению и ее содержание.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретного перечня первичных документов, которыми должны оформляться те или иные хозяйственные операции, а также не предусматривает каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Ответ на вопрос о возможности учета тех или иных расходов при налогообложении прибыли зависит от того, подтверждены ли документами, имеющимися у налогоплательщика, произведенные им расходы и можно ли на основании этих документов сделать однозначный вывод, что расходы фактически произведены. Должны быть учтены все представленные налогоплательщиком доказательства, подтверждающие факт и размер этих затрат, оцененные в совокупности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 декабря 2006 г. по делу N А13-5759/2005-05). Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении от 20 ноября 2006 г. по делу N КА-А40/11244-06, представленные налогоплательщиком документы должны иметь все необходимые реквизиты, которые позволяют определить реальность оказанных услуг и их сущность.

В то же время налоговые органы фактически сами определили тот минимальный комплект документов, который необходим для подтверждения реальности оказанных услуг и признания расходов произведенными. В Письме УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2004 г. N 26-12/71413 указано, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организация может учесть расходы на оплату услуг сторонней фирмы по управлению при наличии заключенного договора, платежного поручения и акта выполненных работ. В перечень документов, которыми могут оформляться отношения сторон по договору о передаче полномочий исполнительного органа, входят также отчет управляющей компании, счета-фактуры и др. Рассмотрим некоторые из этих документов подробнее.

Акт выполненных работ

Как следует из ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Согласно п. п. 1 и 2 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе надо немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них, если в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

Акт выполненных работ - один из документов, которые, по мнению УФНС России по г. Москве, подтверждают реальность расходов на оплату услуг по управлению. В большинстве случаев такого акта достаточно, чтобы суд признал документально подтвержденными оказанные исполнителем услуги и понесенные заказчиком расходы (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2006 г. по делу N Ф04-7676/2006(28479-А27-40), от 22 августа 2006 г. по делу N Ф04-5188/2006(25457-А27-33), ФАС Волго-Вятского округа от 30 июня 2006 г. по делу N А43-44279/2005-35-1292). Причем если в более ранних решениях суды принимали сторону налогового органа, поскольку из содержания актов выполненных работ нельзя было, по мнению суда, определить, какие услуги по управлению и в каком объеме оказывались налогоплательщику, т.е. какую конкретно работу проделала на предприятии управляющая компания <1>, то в настоящее время суды придерживаются иной точки зрения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. по делу N А11-4426/2003-К2-Е-1961. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30 июня 2006 г. по делу N А43-44279/2005-35-1292 указал, что при наличии необходимых реквизитов степень подробности содержания первичных документов не является критерием для признания их оформленными ненадлежащим образом. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25 мая 2006 г. по делу N Ф04-9825/2005(22781-А27-29) пояснил, что, поскольку в материалах дела имеются акты выполненных работ и приемки оказанных услуг, подписанные заказчиком и исполнителем с учетом особенностей гражданско-правового договора на возмездное оказание услуг, и счета-фактуры, содержащие все необходимые реквизиты, произведенные расходы следует признать документально подтвержденными. Действующее законодательство не содержит требований о необходимости детально указывать в актах приемки оказанных услуг объем трудозатрат работников исполнителя по выполнению договорных обязательств. В то же время обоснованием произведенных затрат могут быть: акты выполненных управляющей компанией работ с указанием их видов, времени и периодичности выполнения, определенных структурных подразделений, выполнявших работы; перечень работников управляющей компании, командированных к налогоплательщику, а также протоколы конференций, переписка сотрудников, конкретные проекты, разработанные управляющей компанией в рамках управленческой деятельности в сфере кредитования, страхования, модернизации производственного процесса (Постановление ФАС Поволжского округа от 29 марта 2006 г. по делу N А12-16188/05-С21). Отчеты управляющей компании Необходимость в составлении отчетов действующим законодательством не предусмотрена. В то же время сама компания - заказчик услуг по управлению всегда заинтересована в том, чтобы иметь полное представление о действиях, совершаемых исполнителем. Таким образом, предъявление управляющей компанией отчетов или иных документов желательно предусмотреть в договоре, тогда составление подобных бумаг будет для управляющей компании обязательным (пп. 1 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 425 ГК РФ). Игнорирование этой обязанности - не только нарушение исполнителем (управляющей организацией) условий договора и несоблюдение порядка принятия оказанных услуг. Отсутствие отчетов о фактически оказанных услугах и, соответственно, детального описания выполненных работ и услуг может привести к возникновению разногласий между организацией-заказчиком и налоговым органом, поскольку предприятию могут быть предъявлены претензии об отсутствии документального подтверждения расходов. Анализ судебной практики показывает, что периодические отчеты управляющей организации о фактически оказанных услугах признаются документами, подтверждающими правомерность признания расходов на приобретение услуг по управлению (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. по делу N А28-2017/2006-36/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. по делу N Ф04-4281/2006(24270-А27-26)). Отсутствие же отчетов управляющей компании не является основанием для отказа в принятии вычетов по НДС и учета расходов на управление в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, требовать от контрагента представления детализированного акта выполненных работ или отчета о конкретных работах (услугах), проведенных в соответствии с договором, необязательно. В то же время детальная информация о деятельности управляющей организации служит дополнительным доводом в пользу налогоплательщика. Отметим, что в качестве документа, раскрывающего состав оказанных услуг, может выступать ежегодный отчет управляющей компании перед акционерами о результатах деятельности управляемой организации за отчетный период. Также имеет значение текущая распорядительная документация, переписка, свидетельствующая о процессе взаимодействия управляющей компании и управляемой организации, принятии управляющей организацией конкретных решений, направленных на выполнение поставленных задач по руководству производственным процессом управляемой компании. Так, ФАС Поволжского округа принял в качестве доказательств надлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств приказы о приеме на работу и увольнении, штатное расписание, договоры, бухгалтерскую отчетность, распоряжения управляющей организации, а также отчеты об итогах финансово-хозяйственной деятельности, которые утверждались акционерами налогоплательщика (см. Постановление от 27 декабря 2006 г. по делу N А12-4943/06). Суд отметил также, что акты сдачи-приемки выполненных работ соответствуют требованиям закона, поскольку отражают содержание хозяйственной операции: сдачу исполнителем и приемку заказчиком услуг, оказанных в соответствии с договором. Д.И.Парамонов Юрисконсульт компании "ФБК" Подписано в печать 08.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Еще раз о выездных проверках ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5) >
Статья: Обзор судебной практики по налоговым спорам за февраль 2007 года ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.