Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Еще раз о выездных проверках ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5

ЕЩЕ РАЗ О ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРКАХ

Прошло уже несколько месяцев с того момента, как налогоплательщики начали жить по новым правилам, установленным Законом N 137-ФЗ, который внес существенные изменения в часть первую НК РФ. Согласно данному Закону ряд важнейших вопросов, нуждающихся в регулировании, отнесен к компетенции ФНС России. О том, каким образом они разрешены и как, возможно, будут применяться на практике, пойдет речь в настоящей статье.

Напомним, что Приказом от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ) ФНС России утвердила формы документов, оформляемых при проведении проверок, основания и порядок продления срока выездной проверки, порядок взаимодействия налоговых органов при выполнении поручений об истребовании документов, требования к составлению акта проверки. Приказ вступил в силу 1 января 2007 г. и распространяется на проверки и иные мероприятия налогового контроля, начатые после 31 декабря 2006 г.

Продление сроков выездной проверки. В силу п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Но срок ее может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

ФНС России в рассматриваемом Приказе установила весьма широкий перечень оснований для продления срока проведения проверки, в частности:

- при проверке крупнейших налогоплательщиков - Приказом не установлено, на какой срок (четыре или шесть месяцев) можно в данном случае продлить проверку, поэтому, вероятно, проверяющие будут сразу направлять запросы для продления на максимальный срок;

- получении информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии нарушений и требующей дополнительной проверки, - данная формулировка весьма общая и содержит открытый перечень источников, из которых инспекторы могут получить информацию о нарушениях. Кроме того, не ясно, должна такая информация оформляться в письменном виде или продлить проверку можно на основании устной информации и будет ли указан источник получения информации в решении о продлении срока проверки;

- наличии форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и пр.) на территории, где проводится проверка, - это основание, по мнению автора, введено вполне обоснованно, поскольку в указанных случаях ни проверяющие, ни налогоплательщики, вероятно, не смогут представлять в установленные сроки документы и работать с ними;

- непредставлении организацией в срок документов для проверки - отметим, что выполнение обязанностей по представлению документов контрагентами налогоплательщика в любом случае не сможет повлечь за собой последствий в виде продления проверки. Однако в такой ситуации проверка может быть приостановлена на основании пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ,

а также по иным основаниям - как указывает ФНС России, необходимость продления срока проверки в данном случае определяется исходя из длительности проверяемого периода, объема документов, количества проверяемых налогов и сборов, видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Срок может быть продлен и при проверке налогоплательщиков, имеющих несколько обособленных подразделений, а именно:

- меньше четырех, если доля уплачиваемых налогов, приходящихся на эти подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемой организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации, - до четырех месяцев;

- четыре и более - до четырех месяцев;

- десять и более - до шести месяцев.

Стоит обратить внимание, что это единственное основание, где Федеральная налоговая служба указывает на предельные сроки, в других случаях, видимо, срок проверки можно сразу продлить до шести месяцев. Представляется правильным установление ограничений в зависимости от доли налоговых поступлений или имущества подразделений.

Таким образом, перечень оснований продления проверки фактически является открытым, критерии для продления срока сформулированы недостаточно конкретно. Следовательно, практически любую проверку можно будет продлить на срок до шести месяцев.

По сравнению с ранее действующими положениями НК РФ, согласно которым срок проверки представлял собой сумму периодов фактического нахождения проверяющих на территории организации, действующая редакция ограничивает срок проведения проверки шестью (календарными) месяцами без каких-либо изъятий и исключений внутри этого периода.

Однако у проверяющих есть возможность не только продлить, но и приостановить выездную проверку <1>. Основания для приостановления проверок установлены п. 9 ст. 89 НК РФ, и их перечень закрыт. Приостановить проверку можно в случае:

- истребования документов у контрагентов организации;

- получения информации от иностранных государственных органов;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов, представленных организацией без перевода.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Формы решений о приостановлении и возобновлении выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@. Общий срок приостановления проверки не должен превышать шести месяцев, но при неполучении информации от иностранных государственных органов может быть увеличен еще на три месяца. Таким образом, выездная налоговая проверка с учетом продления сроков и приостановления может продолжаться максимум 15 месяцев, т.е. более года. Что касается органов и лиц, которые уполномочены продлить или приостановить проверку, то к ним относятся: - при продлении сроков проверки - руководители (заместители руководителей) ФНС России и ее управлений по субъектам РФ; - приостановлении проверки - руководители (заместители руководителей) налоговых органов, проводящих проверку. Получается, что инспекции в ситуациях, прямо не предусмотренных в Приказе, проще приостановить проверку, чем продлить ее. Тем более приостановление возможно при истребовании документов у каждого из контрагентов организации. А поскольку практически при каждой проверке направляются такие запросы, ее приостановление по данному основанию будет происходить тоже достаточно часто. Следовательно, как и ранее, выездные проверки большинства организаций будут растягиваться надолго, что, безусловно, не может не отразиться не деятельности предприятия в целом. Истребование документов. Приказом утвержден порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании документов, регламентированы состав и содержание документов, которые должны оформляться инспекциями. При необходимости истребовать документы у контрагента проверяемой организации или иных лиц инспекция должна направить письменное поручение в налоговый орган по месту учета контрагента или иного лица, у которого находятся необходимые документы или информация. В поручении должен быть указан вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых требуются документы или информация. В течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов инспекция направляет указанному лицу требование об их представлении (к требованию прилагается копия поручения). Если проверяемая организация и лицо, у которого необходимо истребовать документы, состоят на налоговом учете, поручение может не оформляться. А значит, организация получит только требование о представлении документов. Однако в нем, по мнению автора, в этом случае должна содержаться информация о проверяемой организации и проводимых мероприятиях налогового контроля. Новые формы актов, решений. Формы решения о назначении проверки и актов проверок в целом не претерпели серьезных изменений. Большинство нововведений связано с приведением форм документов в соответствие с новой редакцией НК РФ. Например, в акте и решении будет указываться место проведения проверки, введена отдельная форма акта, оформляемого при проведении камеральной проверки. В целом анализируемый документ в очередной раз демонстрирует, что в ситуации, когда налоговое ведомство получает право на нормотворчество, интересы налогового администрирования получают максимально возможную поддержку. А.Г.Легейда Старший юрисконсульт департамента налогов и права компании "ФБК" Подписано в печать 08.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Доктрина обоснованной налоговой выгоды ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5) >
Статья: Документальное подтверждение расходов на услуги по управлению ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.