Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые Правила бухучета: ожидания и реальность ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5)



"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5

НОВЫЕ ПРАВИЛА БУХУЧЕТА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" вводит в действие с 1 января 2008 г. новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Новые Правила бухучета заинтересованно обсуждались банковскими бухгалтерами в прошлом году. Некоторые из высказанных в ходе обсуждения предложений приняты, но многие пока не вошли в новый документ.

Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) было опубликовано в "Вестнике Банка России" от 16 апреля 2007 г. N 20-21. Ассоциация российских банков (далее - АРБ) в своем Письме первому заместителю Председателя Банка России Т.В. Парамоновой от 28.09.2006 N А-02/2-494 предлагала опубликовать этот документ не позднее февраля 2007 г.

Проект указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Проект) был вынесен на обсуждение банковского сообщества в конце августа 2006 г. ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2006, N 10, с. 25). Он по сути представлял собой предварительный вариант Положения N 302-П. Поэтому предложения банков по совершенствованию Проекта полностью относятся к Положению N 302-П.

Действующее Положение N 205-П включает Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее - Правила N 205-П). Новое Положение N 302-П включает новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее - Правила N 302-П). Эти Правила изменились, но насколько полно Банк России учел пожелания бухгалтеров кредитных организаций?

Очевидно, что Банк России пошел навстречу банковскому сообществу в части срока внедрения Правил N 302-П. Этот срок перенесен на год: с 1 января 2007 г. на 1 января 2008 г.

В таких условиях, на наш взгляд, текст Правил N 302-П до конца 2007 г. может измениться. Ведь известно, что на протяжении ряда лет Банк России почти ежегодно в конце декабря издавал указания по изменению Правил N 205-П. Кредитные организации получили значительное время для того, чтобы попытаться еще раз убедить Банк России в необходимости тех или иных изменений Правил N 302-П. Рассмотрим принятые и отвергнутые, то есть не реализованные в Правилах N 302-П, предложения банков, которые содержатся на сайте АРБ (www.arb.ru) и опубликованы в периодическом печатном издании Ассоциации региональных банков "Россия" (далее - Ассоциация "Россия") - "Вестнике банковского дела" (2006, N 12).

Прежде всего отметим, что для оценки влияния изменений на величину капитала, значения обязательных нормативов, размер резервов на возможные потери, прочие показатели деятельности банков Ассоциация "Россия" настаивала на том, что одновременно необходимо внести изменения в следующие нормативные документы:

- Положение Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (в части уточнения порядка расчета капитала);

- Инструкцию Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (в части уточнения порядка расчета нормативов);

- Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности";

- Положение Банка России от 24.09.1999 N 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков";

- другие нормативные документы, положения которых противоречат предлагаемым изменениям в Положение N 205-П.

Одновременной публикации изменений в эти документы не произошло. По сообщению той же Ассоциации "Россия", "нормативные акты Банка России, связанные с введением метода "начислений", планируется подготовить: по вопросам бухгалтерского учета - не позднее 1 апреля 2007 г.; по другим вопросам - не позднее 1 июля 2007 г." ("Вестник банковского дела", 2006, N 12).

1. Ассоциация "Россия" предлагала внести изменения в абз. 14 п. 1.3 ч. I действующего Положения N 205-П, то есть отменить ежедневный вывод на печать лицевых счетов, по которым были проведены операции, так как ежедневное распечатывание лицевых счетов на бумажных носителях, их брошюрование и хранение - процесс очень трудоемкий и дорогостоящий, требующий больших дополнительных ресурсов. То же самое предложение она предлагала учесть при доработке Проекта. Однако Банк России не принял положительного решения по этому вопросу. Пункт 1.3 в ч. I Положений N 205-П и N 302-П пока остался в прежней редакции.

Кроме того, Ассоциация "Россия" сделала еще одно предложение по совершенствованию документооборота - дополнить преамбулу ч. III Положения N 205-П следующим положением: "Документы по операциям, совершаемым без использования документов клиентов, сформированные с использованием вычислительной техники (автоматически), хранятся в электронном виде, исключающем возможность внесения изменений, и распечатываются по мере необходимости". Это предложение также не было принято. Часть III Положения N 205-П, так же как и ч. III Положения N 302-П, по-прежнему посвящена не первичным учетным документам (по-видимому, под термином "документы по операциям" следует понимать первичные учетные документы), а регистрам бухгалтерского учета.

2. Ассоциация "Россия" предлагала предоставить право кредитным организациям самостоятельно определять порядок аналитического учета, исключив требования к аналитическому учету из характеристик счетов и изложив общие принципы в ч. I Положения N 205-П следующим образом: "Аналитический учет по всем балансовым счетам ведется в порядке, определяемом учетной политикой кредитной организации, в том числе с возможным применением отдельных программ и регистров учета. При этом аналитический учет должен в обязательном порядке обеспечить получение информации в разрезе каждого заключенного договора, платежа, контрагента".

Банк России пока не принял это предложение. В Положения N 205-П и N 302-П предложенный текст не включен.

На наш взгляд, это предложение вряд ли будет принято. Сейчас порядок аналитического учета регламентирован, в частности, в характеристиках счетов. Его единообразие необходимо для составления отчетности. Если аналитический учет по всем балансовым счетам (то есть как по счетам первого, так и по счетам второго порядка) будет определяться учетной политикой каждого банка, то очевидно, что разные банки могут при построении своих учетных систем отдать предпочтения неодинаковым аналитическим признакам.

Одновременно Ассоциация "Россия" предлагала включить в ч. I Положения N 205-П следующий текст: "Приведенные в части II корреспонденции балансовых счетов не являются исчерпывающими и могут быть расширены кредитной организацией исходя из экономической сущности отражаемой операции". АРБ также внесла аналогичное предложение.

Это предложение также не было принято. В Положения N 205-П и N 302-П предложенный текст не включен, и, на наш взгляд, вряд ли это будет сделано.

3. Согласно Проекту абз. 1 п. 2.3 ч. III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" Правил должен был получить следующую редакцию: "Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы; главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия".

По мнению Ассоциации "Россия", это предполагает, что заместитель главного бухгалтера уполномочен подписывать документы только в период отсутствия главного бухгалтера, а это абсолютно неприемлемо, особенно для крупных кредитных организаций.

Ассоциация "Россия" предлагала изложить абз. 1 п. 2.3 ч. III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" Правил следующим образом: "Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером либо их заместителями, уполномоченными подписывать данные документы". Но в Правилах N 302-П этот абзац остался без изменения.

4. Ассоциация "Россия" предлагала исключить из Плана счетов внебалансовый счет 90909 "Расчетные документы, ожидающие ДПП", поскольку необходимость его использования не предусмотрена нормативными документами Банка России, регламентирующими порядок проведения расчетных операций.

Это не было сделано. Банк России, по-видимому, считает наличие счета 90909 и его характеристики в Положении N 205-П самодостаточным, не требующим разъяснений в каких-либо нормативных документах. Поэтому название счета и его характеристика остались неизменными в Положении N 302-П. Хотя, как известно, ряд документов Банка России будет пересмотрен в связи с предстоящим переходом на новое Положение N 302-П. Но, на наш взгляд, появление в каком-либо документе Банка России разъяснений о применении счета 90909 "Расчетные документы, ожидающие ДПП" маловероятно.

5. Ассоциация "Россия" предлагала описать порядок использования счета 47410 "Требования по аккредитивам по иностранным операциям", так как в настоящее время существует только ссылка на применение данного счета в Приложении 1 к Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".

Одновременно было предложено включить в характеристику счетов 47409, 47410 фразу: "На счете 47410 учитываются суммы покрытия по импортному аккредитиву, перечисленного в исполняющий банк".

Однако в Положении N 302-П характеристики счетов 47409 и 47410 остались прежними. Маловероятно и то, что поставленная задача будет выполнена путем изменения какого-то другого документа. На наш взгляд, Банк России ограничил круг вопросов, которые он стремится отрегулировать путем ввода нового Положения N 302-П. Поэтому не приходится ожидать разъяснений применения давно существующих счетов в рамках Положения N 302-П.

6. Ассоциация "Россия" предлагала исключить из перечня операций, подлежащих дополнительному контролю, приходные операции по счету 202, поскольку необходимость данного контроля не предусмотрена нормативными документами, и Банк России неоднократно указывал в ответах на частные запросы на то, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшую новую редакцию Положения N 205-П.

Это предложение было принято. В Перечне операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю (Приложение к Правилам N 302-П), по счету 202 подлежат контролю только расходные операции с наличной валютой и чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, то есть в строку счета 202 добавлены слова "только расходные операции".

7. Ассоциация "Россия" предлагала распространить область использования счетов, не имеющих признака счета (с возможным введением отдельного балансового счета), на проведение операций по зачислению и списанию на соответствующие счета платежей, в состав которых включено несколько сумм различной направленности (например, комиссии с НДС, платежи одной суммой в оплату нескольких векселей, выпущенных кредитной организацией, платежи юридического лица в адрес нескольких физических лиц). Банк России не принял это предложение.

8. Ассоциация "Россия" считает необходимым исправить следующее противоречие. Из п. 3.2.1 Порядка определения доходов, расходов, финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете следует, что процентные доходы по ссудам 1 и 2 категорий качества отражаются на балансовых счетах. Это противоречит Положению Банка России N 39-П, согласно которому проценты по ссудам 2 - 5 категорий качества отражаются на внебалансовых счетах. На этот п. 3.2.1 обратила внимание и АРБ.

В Приложении 3 "Порядок определения доходов, расходов, финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете" к Правилам N 302-П п. 3.2.1 сохранен в той же редакции. Это и понятно. Ведь такая формулировка вытекает из текста МСФО. Остается надеяться, что Банк России внесет изменения в свои нормативные документы.

9. Ассоциация "Россия" предлагала написать корреспонденцию счетов при учете начисленных комиссий за расчетно-кассовое обслуживание банковских счетов клиентов в случае недостаточности средств на счете клиентов в день взыскания, предусмотренный договором банковского счета. В Правилах N 302-П это не было сделано.

10. Ассоциация "Россия" предлагала дополнить балансовые счета второго порядка, которые будут открываться на счете первого порядка 502 "Долговые обязательства, имеющиеся в наличии для продажи", балансовым счетом второго порядка для учета резервов на возможные потери под ценные бумаги "имеющиеся в наличии для продажи" в случае невозможности надлежащего определения их текущей (справедливой) стоимости.

Это было сделано. В Правилах N 302-П появился пассивный балансовый счет второго порядка 50219 "Резервы на возможные потери".

11. Ассоциация "Россия" предлагала немного изменить редакцию одного из абзацев п. 1.18 ч. I Правил, то есть изложить его в следующей редакции: "Активы и обязательства кредитных организаций в драгоценных металлах (за исключением драгоценных металлов в виде монет и памятных медалей), а также остатки по внебалансовым счетам отражаются в балансе кредитной организации исходя из учетных цен на аффилированные драгоценные металлы (золото, серебро, платину, палладий)".

Но это предложение не было принято. В п. 1.18 ч. I Правил N 302-П этот абзац изложен так же, как в Проекте: "Активы и обязательства кредитных организаций в драгоценных металлах (за исключением драгоценных металлов в виде монет и памятных медалей) отражаются в балансе кредитной организации, а также остатки по внебалансовым счетам исходя из учетных цен на аффилированные драгоценные металлы (золото, серебро, платину, палладий)".

12. Ассоциация "Россия" обратила внимание на то, что в соответствии с абз. 6 п. 10 разд. Г "Срочные сделки" ч. II "Характеристика счетов" Правил согласно Проекту требования и (или) обязательства по сделкам с разными сроками исполнения учитываются на отдельных счетах второго порядка разд. Г "Срочные сделки". "Счета для учета требований и обязательств определяются по срокам от даты заключения сделки до даты исполнения соответствующего требования или обязательства" (данная регламентация повторяет существующую в настоящее время). Таким образом, при несовпадении даты поставки и даты расчетов для учета требований и обязательств по одной сделке используются счета разной срочности.

Ассоциация "Россия" считает, что данный порядок неоправданно усложняет учет и тяжело поддается технической реализации, при этом не имеет экономического смысла, поскольку перенос сделки на баланс осуществляется при наступлении первой по сроку из указанных дат. Ассоциация "Россия" предлагает вести учет требований и обязательств на счетах, соответствующих первой по сроку дате (поставки или расчетов).

Это предложение не было принято. Абзац 6 п. 10 разд. Г "Срочные сделки" ч. II "Характеристика счетов" Правил N 302-П изложен так же, как в Проекте.

13. Пункт 1.12.11 Проекта вводит понятие контрсчетов, которые "предназначены для отражения в бухгалтерском учете изменений первоначальной стоимости активов в результате переоценки по текущей (справедливой) стоимости, создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а также начисления амортизации в процессе эксплуатации". Далее по тексту Проекта это понятие нигде не используется, в порядок начисления амортизации и создания резервов изменения не вносились. Ассоциация "Россия" считает необходимым внести соответствующие уточнения.

Это предложение не было принято.

М.А.Булатов

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

07.05.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Банки ждут изменений в налоговое законодательство ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5) >
Статья: Внебалансовый учет открытой кредитной линии ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.