|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Банки ждут изменений в налоговое законодательство ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5)
"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 5
БАНКИ ЖДУТ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Российские бизнесмены, включая банкиров, уже давно ждут серьезных коррективов в налоговое законодательство, которые дали бы возможность существенно активизировать предпринимательскую деятельность. Ведь это вызовет повышение спроса на кредиты. Казалось бы, снижение налогового бремени, о котором говорилось в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г., необходимо не только в интересах бизнесменов, но и национальной экономики в целом. Но в верхних эшелонах государственной власти, в том числе и в Минфине России, похоже, еще не все поддерживают эту точку зрения. Отсюда происходят некоторые нестыковки в планах и намерениях, с которыми выступают публично представители властных структур.
Российские бизнесмены, включая банкиров, с определенным воодушевлением восприняли Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г., в котором говорится о целесообразности "рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени". Ведь такую постановку вопроса можно рассматривать как указание Правительству РФ и парламенту существенно подкорректировать налоговое законодательство. В какой мере отреагируют парламент и Правительство РФ на указание Президента РФ? Это станет известно ближе к лету, то есть после того, как в Госдуме пройдут первое и второе чтения законопроекта о трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг. Основные направления снижения налогового бремени уже были оглашены в конце марта 2007 г. на заседании рабочей группы при правительственном совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Речь шла прежде всего о трех налогах: налоге на добавленную стоимость (далее - НДС), налоге на прибыль и едином социальном налоге (далее - ЕСН). Ставку НДС вновь, как и два года назад, предлагается снизить до 13% или даже до 10%. Окончательно не снят с рассмотрения вопрос о замене НДС налогом с продаж. Предлагается ставка налога с продаж в размере 10%. Как сообщалось в средствах массовой информации, эту идею поддерживает, в частности, руководитель Экспертного управления Президента РФ А. Дворкович. Представители бизнеса предлагают также сократить до 20% ставку налога на прибыль и усовершенствовать ускоренную амортизацию.
Постоянно обсуждается вопрос о снижении ставки ЕСН. Но насколько это реально? Пенсионный фонд уже сейчас не может покрыть всех расходов за счет поступающей в него части ЕСН. В перспективе дефицит его средств будет только нарастать. Поэтому, заявляют некоторые эксперты, размер возможных сокращений ставки ЕСН можно будет просчитать только после достижения договоренностей об изменении механизма взимания этого налога. Как уже было сказано выше, многое, видимо, прояснится лишь к концу весенней парламентской сессии.
Законопроект по стимулированию инновационной деятельности
Госдума продолжает активно работать над налоговыми законопроектами, включенными в программу весенней сессии. Каждый из этих документов детально рассматривается. Ведь изменение любой правовой нормы налогового законодательства, равно как внесение новой или, наоборот, исключение действующей, должно быть достаточно мотивированным. По этой причине большинство законопроектов, вынесенных на весеннюю сессию, пока не проходят даже первое чтение. Из тех налоговых законопроектов, которые были поддержаны Госдумой в первом чтении, особого внимания заслуживает предложенный Правительством РФ законопроект N 391230-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, Налоговый кодекс РФ содержит нормы, касающиеся регулирования налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации. В частности: - не подлежат обложению НДС операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; - не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде средств, полученных в рамках целевого финансирования из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций; - при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). При этом расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения прибыли организаций в пределах 0,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Но для адекватного финансирования инновационной деятельности в сегодняшних условиях этого, видимо, не вполне достаточно. Вот почему в целях более активного стимулирования инновационной деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение новых изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. По налогу на добавленную стоимость предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). По налогу на прибыль организаций в законопроекте предполагается расширить перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы. Правительство РФ получит полномочия по определению перечня таких фондов. Плательщикам налога на прибыль организаций предлагается предоставить право применять специальный коэффициент (но не выше 2) к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов предлагается повысить с 0,5 до 1,5% доходов налогоплательщика. Согласно экспертным расчетам выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации, которые возникнут в случае реализации законопроекта, в условиях 2007 г. могут составить 2812,76 млн руб., в том числе: - освобождение от обложения НДС операций по реализации патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности, - 220,5 млн руб.; - применение налогоплательщиками коэффициента ускоренной амортизации имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности, - 1212,16 млн руб.; - увеличение норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других фондов - 1127,3 млн руб. Как показала работа над законопроектом в период его подготовки к первому чтению, идея документа была поддержана всеми думскими комитетами, принявшими участие в его рассмотрении. Однако комитеты высказали ряд существенных замечаний, которые предстоит учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Рассмотрев законопроект, Комитет Госдумы по бюджету и налогам отметил, что при подготовке документа ко второму чтению необходимо уточнить используемый в нем понятийный аппарат с учетом положений Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступит в силу с 1 января 2008 г. Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму (далее - Комитет) обратил внимание на то, что законопроект не в полной мере отвечает требованиям Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г., в котором поставлена задача: не нарушая достигнутой финансовой устойчивости, "сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций". Предлагаемые в законопроекте льготы можно назвать "точечными". Они не обеспечат выполнения поставленной Президентом РФ задачи создания такой инновационной среды, "которая поставит производство новых знаний на поток". Предлагаемые Правительством РФ меры по стимулированию инновационной деятельности должны иметь комплексный, более системный характер. По мнению членов Комитета, на практике не произойдет значительного увеличения объемов фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, за счет повышения предельного размера отчислений на формирование таких фондов с 0,5 до 1,5% доходов налогоплательщика. В настоящее время в реестре отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ведение которого осуществляется федеральным государственным учреждением "Российский фонд технологического развития", числятся только 6 фондов: 4 - при федеральных министерствах и ведомствах и 2 - при коммерческих организациях. За последние годы отчисления во внебюджетные фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ практически прекратились, что свидетельствует о том, что данная льгота и отсутствие надлежащей подзаконной нормативной правовой базы не стимулируют отчисления налогоплательщиков на развитие инновационной деятельности. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту на протяжении 2003 - 2005 гг., по данным Росстата, имеют четкую тенденцию к сокращению. Они составляли: в 2003 г. - 1,28%, в 2004 г. - 1,17%, в 2005 г. - 1,07%. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки на долю внебюджетных фондов приходилось в 2004 г. 2,5%, в 2005 г. уже 1,8%, а доля средств предпринимательского сектора за указанный период сократилась с 21,4 до 20,7% соответственно. Члены Комитета считают, что требует уточнения положение законопроекта о возможности применения к основной норме амортизации специального коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. По мнению парламентариев, целесообразно рассмотреть предоставление такой возможности и для осуществления научной деятельности, в ходе которой также создаются наработки, имеющие перспективу для прикладного использования (в области биотехнологии и микробиологии, производства фармацевтических препаратов и др.). Причем целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении специального коэффициента до 3. В части определения перечня видов деятельности, включаемых в состав научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и освобождаемых от обложения НДС, на взгляд членов Комитета, целесообразно во избежание сложностей в правоприменении уточнить такие виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
И.Е.Смирнов Издательский дом "Регламент" Подписано в печать 07.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |