|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый контроль: истребование необходимых документов и информации ("Российский налоговый курьер", 2007, N 10)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 10
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ИСТРЕБОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ
С 2007 г. изменились не только правила истребования документов при проведении налоговой проверки. Теперь налоговые органы имеют право запросить информацию о налогоплательщике у его партнеров по бизнесу.
Право налогового органа требовать документы при проведении мероприятий налогового контроля закреплено в ст. 31 Налогового кодекса. В этой же статье определены общие характеристики документов, с которыми должностные лица налогового органа вправе ознакомиться и которые могут быть в необходимых случаях истребованы или изъяты. Налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Речь идет о документах, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Кроме того, это документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. А налогоплательщики (плательщики сборов) и налоговые агенты, соответственно, обязаны представлять указанные документы в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом (пп. 6 п. 1 ст. 23 и пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Сразу отметим: мероприятия, о которых пойдет речь далее, налоговые органы могут осуществлять в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, если прямо не указано иное. Налоговые органы также вправе требовать эти документы и (или) информацию у контрагентов проверяемого лица или у других лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ). Определенные документы могут быть истребованы у банков (пп. 10 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 45 и п. 2 ст. 86 НК РФ). Причем при проведении выездных и камеральных налоговых проверок объем прав налоговых органов и виды истребуемых документов различны.
Выездная налоговая проверка
В ходе выездной налоговой проверки налоговая инспекция при исследовании документов проверяемого лица имеет право: - на ознакомление с документами на территории налогоплательщика (в качестве исключения - по месту нахождения налогового органа); - истребование документов и информации (как у проверяемого лица, так и у иных лиц, располагающих соответствующими документами и информацией); - выемку документов.
Ознакомление с документами
В п. 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено право должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Исключения из этого правила - проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаи, предусмотренные в ст. 94 Кодекса (при выемке документов). Налогоплательщик должен обеспечить возможность уполномоченных лиц ознакомиться с названными документами. Для этого достаточно устного требования проверяющих. Обратите внимание: Налоговый кодекс не предусматривает снятия копий с документов при ознакомлении с ними проверяющих, а также изъятия их с территории (из помещения) налогоплательщика. Ознакомление с документами - важная составляющая налогового контроля, которая обеспечивает объективность и обоснованность выводов проверяющих. Поэтому большой объем проверяемых и анализируемых документов является основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки. Это установлено в пп. 6 п. 3 Оснований и порядка продления сроков проведения выездной налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@) в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ. Перечень обстоятельств, в связи с которыми сроки проверки могут быть продлены, не является закрытым. К таким обстоятельствам налоговые органы относят, например, следующие: - налогоплательщик не представляет подлинники документов как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа; - налогоплательщик имеет возможность выделить помещение для выездной налоговой проверки, если это обнаружено после того, как от него получено заявление об отсутствии такой возможности. В подобной ситуации далее выездная проверка будет проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика.
Примечание. Выездная проверка по месту нахождения налогового органа По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Но бывает, что у него нет возможности выделить для этого помещение. Тогда проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа. Об этом говорится в п. 1 ст. 89 НК РФ. Процедура изменения места проведения выездной налоговой проверки в Налоговом кодексе не урегулирована. Поэтому в названном выше случае проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Для этого налогоплательщику надо подать в налоговую инспекцию письменное заявление, указав в нем на отсутствие возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие это обстоятельство. Должностное лицо, осуществляющее выездную налоговую проверку, производит осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса. Предположим, налоговый орган принимает положительное решение по заявлению налогоплательщика. Тогда с момента получения копии такого решения налогоплательщик обязан обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с подлинниками документов на территории данного налогового органа.
Истребование документов
Должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе запросить у проверяемого лица необходимые документы (ст. 93 НК РФ). В этих целях проверяемому лицу или его представителю вручается требование о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Эти документы предназначены главным образом для формирования доказательственной базы и приобщения их к материалам налоговой проверки (в виде приложений к акту проверки). По общему правилу истребование копий не заменяет собой исследование подлинников документов на территории (в помещении) налогоплательщика. В то же время, если налогоплательщик должным образом не обеспечил возможность ознакомления проверяющих с подлинниками документов, последние могут быть истребованы в виде копий в соответствии с ст. 93 НК РФ либо изъяты в ходе выемки на основании ст. 94 Кодекса. Сейчас в ст. 93 Кодекса отсутствует указание о конкретном способе представления запрашиваемых документов. Напомним, что до 1 января 2007 г. в данной статье было названо два таких способа - направление документов (в адрес налогового органа) или их выдача (проверяющим по адресу налогоплательщика). В данной статье лишь отмечено, что документы должны быть "представлены". Следовательно, направление документов по почте не исключается, но при этом, по мнению автора, момент исполнения требования нужно определять по дате поступления документов в налоговый орган. Насколько точно налоговый орган идентифицирует документы? В ст. 93 Кодекса нет прямого ответа на этот вопрос. Обратимся к другим нормам Кодекса. Так, в п. 1 ст. 126 НК РФ определена налоговая санкция за непредставление в налоговый орган документов в установленный срок. Это штраф за каждый непредставленный документ. Кроме того, любую обязанность налогоплательщика необходимо сформулировать конкретно. Если это условие не соблюдено, налогоплательщик не сможет выполнить требование о представлении документов надлежащим образом. Значит, такое требование должно содержать наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов для определения их перечня и количества. Истребование документов путем указания "все документы за такой-то период" недопустимо. Вместе с тем, когда налогоплательщик обязан обеспечивать ведение определенного документа в течение длительного срока, допустимо указать, что данный документ требуется за определенный период.
Пример 1. Налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку по НДС у ООО "Сфера". Проверяющие исследуют счета-фактуры, выставленные ООО "Сфера" за период с 1 сентября по 31 декабря 2005 г. Количество и индивидуализирующие признаки счетов-фактур неизвестны. Поэтому представители налогового органа сначала истребуют документ, содержащий перечень и реквизиты интересующих их счетов-фактур, то есть книгу продаж за указанный период. Затем на основе данных книги продаж будет составлено требование о представлении конкретных счетов-фактур с отражением их реквизитов.
Письменные требования налоговых органов о представлении документов следует отличать от других форм запросов. В частности, налоговый орган может запрашивать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Об этом говорится в п. 2 ст. 86 НК РФ. Формы и Порядок направления таких запросов утверждены Приказом N САЭ-3-06/829@.
Сроки представления истребуемых документов
Налогоплательщик представляет документы, истребованные при проведении налоговой проверки, в течение 10 дней со дня вручения ему соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Прежняя редакция ст. 93 Кодекса предусматривала пятидневный срок для направления (выдачи) истребуемых документов налоговому органу. В 2007 г. этот срок, во-первых, увеличился, а во-вторых, исчисляется не в календарных, а в рабочих днях. Основание - п. 6 ст. 6.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Обратите внимание! Как заверяются копии истребуемых документов В прежней редакции ст. 93 Кодекса (действовавшей до 1 января 2007 г.) не указывалось, каким образом заверяются копии документов, запрашиваемых налоговым органом. В ней лишь предусматривалось, что копии должны быть заверены "должным образом". В действующей редакции той же статьи сказано, что копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Копии документов физического лица (индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося частной практикой нотариуса, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) заверяются только его подписью. Ставить печать на копии не нужно. Не допускается требовать у проверяемых лиц нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу). Конечно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пример 2. При проведении выездной налоговой проверки уполномоченные представители налоговой инспекции 27 апреля 2007 г. вручили директору ООО "Сфера" требование о представлении документов. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 661 предусмотрен перенос выходных дней с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля (предпраздничный день). Поэтому выходные дни - 29 и 30 апреля, 5, 6, 12 и 13 мая 2007 г. Праздничные нерабочие дни в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса - 1 мая (Праздник Весны и Труда) и 9 мая (День Победы). Таким образом, отсчет десятидневного срока для представления документов ООО "Сфера" начинается 28 апреля, а заканчивается 15 мая 2007 г.
Десятидневный срок предусмотрен только для представления документов по требованию налогового органа именно проверяемым лицом. Если документы запрашиваются у других лиц, действуют иные сроки. Так, при обстоятельствах, указанных в п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган вправе требовать от банка копию оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе поручения на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Банк обязан в течение пяти дней после получения требования представить в налоговый орган копию поручения.
Продление сроков представления документов
Иногда проверяемое лицо не имеет возможности подать налоговому органу запрашиваемые документы в установленный срок. Об этом надо письменно уведомить проверяющих должностных лиц в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Кроме того, следует изложить причины такой ситуации, а также указать конкретный срок, когда эти документы будут представлены. Получив уведомление, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение двух дней примет решение о продлении срока представления документов либо об отказе в этом. Основание - п. 3 ст. 93 НК РФ. При рассмотрении вопроса о продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обращает внимание: - на указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки; - объем истребуемых документов. При этом учитывается практика подачи документов этим налогоплательщиком при проведении предыдущих налоговых проверок; - наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования; - сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы; - факты ненадлежащего исполнения налогоплательщиком обязанностей в ходе как данной выездной налоговой проверки, так и предыдущих. При продлении сроков представления документов налоговый орган не ограничен тем сроком, который налогоплательщик указал в уведомлении.
Примечание. Срок представления документов или информации продлевается При продлении срока представления документов (информации), истребуемых на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе рассмотреть вопрос о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Об этом говорится в пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ. Вопрос о продлении указанного срока рассматривается только тем налоговым органом, который вынес решение о проведении проверки. Приостановление проведения проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого запрашиваются документы. Важно, что на период действия срока приостановления проверки временно прекращаются и действия налогового органа по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика. Последнему возвращаются подлинники всех запрошенных документов. Правда, это не относится к документам, полученным при выемке (п. 9 ст. 89 НК РФ). Также не возвращаются подлинники документов, которые были представлены для ознакомления должностным лицам налогового органа в ходе выездной проверки по месту его нахождения.
Истребование документов и информации по статье 93.1 НК РФ
Одно из самых значительных изменений норм части первой Налогового кодекса, вступивших в силу с этого года, - право налогового органа запросить документы (информацию) о деятельности проверяемого лица у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами (информацией). До 2007 г. данное мероприятие, по сути не изменившееся, называлось встречной проверкой. Но в рамках встречной проверки не было предусмотрено истребование информации. Обратите внимание: теперь такое истребование документов (информации) возможно не только в ходе налоговых проверок, но и при рассмотрении их материалов, когда назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. В последнем случае для этого нужно решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Налоговые органы имеют право потребовать представления информации вообще вне рамок проведения налоговых проверок. Это возможно, если у них возникает обоснованная необходимость получения сведений по какой-либо конкретной сделке. Должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти сведения у участников сделки или иных лиц, располагающих информацией о ней.
Форма представления информации и документов
Документы, запрашиваемые в соответствии со ст. 93.1 НК РФ у контрагентов проверяемого лица или у иных лиц, представляются налоговому органу в том же виде, что и документы, которые истребуются у самого проверяемого лица (п. 2 ст. 93 НК РФ). То есть речь идет о копиях документов. Очевидно, что в данном случае копии заверяет не проверяемое лицо, а тот, у кого налоговый орган истребовал документы. Нередко у налоговых органов возникает необходимость получения также информации, не имеющей документального выражения. Тогда лицу, у которого запрашиваются такие сведения, надо провести определенную подготовительную работу, чтобы подать их в письменном виде. Поскольку Налоговый кодекс не содержит каких-либо ограничений на этот счет, передать информацию можно и в электронном виде на материальном носителе. Она представляется, например, в форме: - сведений поясняющего либо обосновывающего характера; - подтверждения либо опровержения фактов; - справки аналитического либо сводного характера; - сведений, которые содержатся в электронном виде в информационных базах данных налогоплательщика. При этом необходимо обеспечить выборку данных, касающихся исключительно проверяемого налогоплательщика, либо сделок, информацию о которых запросил налоговый орган; - информации о конкретных сделках. В любом случае документ, представляемый налоговому органу, следует заверять подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица организации и печатью. Конечно, если иное не установлено законодательством РФ. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, заверяют документы своей подписью.
Порядок истребования и представления документов и информации
Нередко в ходе налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля бывают необходимы документы (информация) от контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц. В таких ситуациях порядок истребования документов (информации) следующий. Налоговый орган направляет письменное поручение о запросе документов (информации) о деятельности проверяемого лица в налоговый орган по месту учета того лица, у которого они должны быть истребованы. В поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла такая необходимость. При запрашивании данных о конкретной сделке также приводятся сведения, которые позволяют ее идентифицировать. А поручение на истребование документов должно содержать их перечень с указанием периода, к которому они относятся. Об этом говорится в п. 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного Приказом N САЭ-3-06/892@. В свою очередь, налоговый орган в течение пяти дней после получения указанного поручения направляет лицу, которое располагает необходимыми документами (информацией), требование об их представлении. Согласно п. 4 ст. 93.1 НК РФ к требованию прилагается копия поручения о запросе документов (информации). Для представления документов и информации, запрашиваемых на основании ст. 93.1 Кодекса, установлен более короткий срок, чем при истребовании документов у самого проверяемого лица в рамках ст. 93. А именно пять дней со дня получения требования. Если лицо, которое получило такое требование, не располагает указанными в нем документами (информацией), оно обязано в тот же срок сообщить об этом в налоговый орган. Предположим, что необходимые документы (информация) не могут быть представлены в пятидневный срок. Тогда лицо, у которого они истребованы, ходатайствует о продлении данного срока. На основании ходатайства налоговый орган имеет право продлить указанный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Выемка документов
В ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов у налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ). К такой мере налоговый орган прибегает, если у него есть достаточные основания полагать, что документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Порядок проведения выемки документов прописан в ст. 94 Кодекса. В частности, в ней сказано, что основанием для выемки служит мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление утверждает руководитель (его заместитель) данного налогового органа. Выемка проводится в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы. При этом составляется протокол. В протоколе или в прилагаемых к нему описях перечисляются изъятые документы. С этих документов делают копии, которые заверяет должностное лицо налогового органа. Затем они передаются лицу, у которого были изъяты. Выемке подлежат только документы, которые имеют отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).
Камеральная проверка
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе: - налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком; - других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Исследование подлинников документов на территории (в помещении) налогоплательщика при камеральной налоговой проверке не допускается. Положения п. 12 ст. 89, ст. ст. 91 и 92 НК РФ касаются только выездной налоговой проверки. Таким образом, при камеральной проверке должностные лица налогового органа помимо указанных выше исследуют только те документы, которые налогоплательщик по своей инициативе дополнительно подал и которые были истребованы. В каких же случаях налогоплательщик дополнительно представляет документы? Допустим, что в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в сданных документах. Также может быть обнаружено несоответствие информации, переданной налогоплательщиком, тем сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа. Об этом налоговый орган сообщает налогоплательщику и требует представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления. Налогоплательщик, представляя в налоговый орган свои пояснения, вправе дополнительно приложить определенные документы. Речь идет о выписках из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, иных документах, подтверждающих достоверность показателей, отраженных в налоговой декларации (расчете). Такой порядок закреплен в п. п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ. Подчеркнем, что в рассматриваемом случае дополнительное представление документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). Что же касается истребования документов в рамках камеральной проверки, то их налогоплательщик обязан представить по закрытому перечню оснований. По сравнению с выездной проверкой при камеральной проверке перечень документов, которые может истребовать налоговая инспекция, гораздо уже. Это документы: - подтверждающие право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ); - согласно положениям Кодекса прилагаемые к налоговой декларации (расчету), если они не были поданы вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 НК РФ); - подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такие документы могут быть истребованы у налогоплательщика, подающего декларацию по НДС, в которой сумма налога предъявлена к возмещению. Напомним, что право на возмещение (зачет, возврат) НДС возникает у налогоплательщиков, если по итогам налогового периода величина налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса (п. 1 ст. 176 НК РФ). Обратите внимание: перечисленные выше положения Кодекса не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (или заявления о возврате из бюджета НДС в случае превышения величины налоговых вычетов над общей суммой налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после получения требования о представлении документов. Это следует из п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика и другие документы помимо указанных выше. В таком случае ограничение только одно - запрашиваемые документы должны служить основанием для исчисления и уплаты этих налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Примечание. Как объясниться с налоговой Право налогового органа требовать от налогоплательщика пояснений по поводу ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями реализуется в порядке, предусмотренном пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Для дачи пояснений налогоплательщик вызывается в налоговый орган письменным уведомлением. По мнению автора, в подобной ситуации рекомендуется составить письменный текст поясняющего характера, подписанный налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом).
Истребование документов вне рамок налогового контроля
Этот случай закреплен в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и касается только индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатский кабинет. Данные лица по запросу налогового органа представляют по месту жительства Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Форма такого запроса законом не установлена.
С.А.Тараканов Советник отдела методологии налогового контроля Управления контрольной работы ФНС России Подписано в печать 02.05.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |