Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: И.В. Трунин: "Система регистрации плательщиков НДС станет действенным инструментом налогового контроля" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 10)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 10

И.В. ТРУНИН: "СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС

СТАНЕТ ДЕЙСТВЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ"

С 2008 г. страна переходит на среднесрочное бюджетное планирование. Как изменится налоговая система и что ждать налогоплательщикам в ближайшие годы? На эти и другие вопросы в интервью нашему журналу ответил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Вячеславович Трунин.

- Илья Вячеславович, не так давно правительство утвердило основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг. Скажите, пожалуйста, для чего потребовался такой документ и насколько серьезны грядущие изменения?

- Разрабатывая этот документ, мы ставили перед собой задачу продолжить совершенствование налогового администрирования и развитие налоговой системы.

Сразу оговорюсь: речь не идет о масштабных преобразованиях, свидетелями которых мы были на протяжении последних шести лет. Дальнейшее развитие налоговой системы будет направлено на устранение недостатков и неточностей законодательства, возникших в результате ускоренного реформирования налоговой системы, а также на внедрение новых инструментов налоговой политики, соответствующих современному этапу развития экономики и технологий.

- С начала года уже действуют поправки в Налоговый кодекс, направленные на совершенствование налогового администрирования. Что еще планируется изменить?

- Совершенствование налогового администрирования не сводится к улучшению налогового законодательства. Уточнение порядка налогового контроля и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков лишь первый этап. Необходимо четко понимать, что основная задача Федеральной налоговой службы - контроль за исполнением налогового законодательства.

Недавно прошло заседание комиссии по результативности бюджетных расходов Минфина России. На заседании мы обсуждали критерии эффективности деятельности налоговых органов. В результате определили восемь критериев.

- Можете их назвать?

- Работа налоговых органов будет оцениваться по собираемости налогов, снижению задолженности, результатам судебной практики, эффективности досудебного разрешения налоговых споров. Особое внимание будет уделено качеству обслуживания налогоплательщиков, в том числе возможности получать информацию в электронном виде и из единых государственных реестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Еще один критерий - увеличение числа налогоплательщиков, которые положительно оценивают качество работы налоговых органов. Этими сведениями мы будем располагать по результатам социологических опросов налогоплательщиков.

От соблюдения названных критериев будет частично зависеть финансирование налоговых органов. Таким образом, изменяя систему финансирования и повышая ответственность налоговых органов за принимаемые решения, мы постепенно снизим административное давление на налогоплательщиков и одновременно повысим эффективность системы сбора налогов.

- В предложениях по совершенствованию налоговой политики Минфин особо выделил вопросы администрирования НДС.

- НДС - один из существенных источников дохода бюджета, порядок его контроля и возмещения из бюджета достаточно сложен. Эти две причины и заставляют уделять налогу особое внимание.

В прошлом году доля доходов бюджета от НДС снизилась, что в значительной степени объясняется предпринятыми правительством мерами в области налоговой политики. Как вы знаете, в 2006 г. ввели новый порядок предоставления вычетов по капитальному строительству, освободили от НДС экспортные авансы, перешли на уплату налога по методу начисления. Как следствие - поступления от налога уменьшились практически на один процентный пункт ВВП. Но эти же средства остались у тех, кто платит НДС, то есть в экономике.

Еще одна причина, которая приводит к потерям по НДС, - злоупотребления при возмещении налога из бюджета. По мнению Минфина, решению проблемы может способствовать, среди прочего, введение спецрегистрации плательщиков НДС. В рамках такой процедуры организации и индивидуальные предприниматели получат свидетельства плательщиков НДС и специальные идентификационные номера. По этим номерам, в частности, контрагенты смогут проверять, является ли их партнер плательщиком НДС и, соответственно, есть ли у них право на вычет по налогу.

- Кого обяжут пройти процедуру регистрации?

- Мы планируем установить предел выручки, до достижения которого регистрация не будет обязательной.

- Какова его величина?

- Этот вопрос пока не решен. Например, в странах Евросоюза лимит выручки, позволяющий фирме не регистрироваться в качестве плательщика НДС, - в среднем 40 000 евро в год (около 1,5 млн руб.). Мы не можем установить такую же величину. У нас действует упрощенная система налогообложения, годовой лимит для которой гораздо выше (20 млн руб.) и которая также не предполагает уплату НДС.

- Как будет организована регистрация плательщика НДС?

- Мы предлагаем при внедрении данной системы в России основываться на практике, которая существует в зарубежных странах. Например, в Германии организация вместе с документами на государственную регистрацию подает заявление на регистрацию в качестве плательщика НДС. В этой стране государственная регистрация фирмы не занимает много времени. Регистрация же плательщика НДС совсем другая процедура и длится дольше. В ходе ее осуществления налоговые органы получают возможность провести дополнительную проверку. При положительном решении соответствующий статус присваивается фирме с момента подачи заявления на регистрацию в качестве плательщика НДС.

- Нам такая процедура подходит?

- В России существует своя специфика, и это не позволяет без изменений применить зарубежные аналоги. Например, в отличие от зарубежных стран государственной регистрацией у нас также <1> занимаются налоговые органы. В настоящее время Минэкономразвития готовит изменения в законодательство о государственной регистрации. Эти поправки, если они приобретут силу закона, также повлияют на структуру системы регистрации плательщиков НДС.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Помимо ФНС России функции в сфере государственной регистрации осуществляет Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). - Примеч. ред. Говоря об этой системе, мы фактически подразумеваем "клуб" организаций и индивидуальных предпринимателей, которые при вступлении в него принимают на себя некоторые дополнительные обязательства - как в части прозрачности, так и в части ответственности за совершаемые действия. Для налоговых органов система регистрации плательщиков НДС, как мы надеемся, станет действенным инструментом налогового контроля. - Подобные предложения касаются вновь создаваемых предприятий. А как регистрировать фирмы, которые уже ведут деятельность? - Этот и многие другие вопросы предстоит решить в процессе подготовки соответствующего законопроекта. - Понятно. А что изменится в администрировании экспортного НДС? - Одновременно с введением регистрации плательщиков НДС обсуждается еще одно нововведение, которое, по нашему мнению, повысит эффективность налогового администрирования. Это система контроля ввоза и вывоза товаров, основанная на обмене информацией между таможенными и налоговыми органами. Сейчас объем информации, подтверждающей право на применение нулевой ставки НДС при экспорте, с точки зрения налогоплательщика, избыточен. На самом деле для налоговых органов важно не количество документов, а качество и полнота информации об экспортных сделках. На основании единственного документа нельзя точно сказать, был ли вывезен товар за пределы России, поэтому для подтверждения права на применение нулевой ставки налогоплательщик представляет пакет документов. При этом мы понимаем, что чем больше документов представлено, тем выше вероятность предъявить претензии к их оформлению. Минфин России и налоговые органы готовы упростить существующий порядок подтверждения нулевой ставки НДС. Но сначала надо обязать пункты пропуска и таможенные посты представлять информацию о том, что происходит с экспортом товаров. Иными словами, нужно создать такую систему, которая позволит налоговым органам на основании представленных документов убедиться в правомерности применения нулевой ставки, то есть в факте вывоза товаров. - Когда можно ждать изменений? - Внедрение новой информационной системы - процесс долгосрочный. Недостаточно внести поправки в законодательство. Федеральная налоговая служба уже сейчас готова к работе с этой системой, но таможенным органам на подготовку необходимо еще некоторое время. - В прошлом году финансовое ведомство предлагало ввести в платежные документы специальное поле для налога на добавленную стоимость. Предложение будет реализовано? - Нет. Минфин России и ФНС России пришли к выводу, что такое нововведение нецелесообразно. - Планируются ли изменения в главу о НДС? - Масштабных изменений в гл. 21 Кодекса не предвидится. Между тем в ней много технических недостатков. Мы видим проблемы, которые возникают у налогоплательщиков в правоприменительной практике, и постараемся их решить. Так, необходимо уточнить сроки представления документов перевозчиками при оказании ими услуг, связанных с экспортом, разрешить вопросы, касающиеся получения вычетов по НДС при неденежных формах расчетов (п. 4 ст. 168 НК РФ), порядок предоставления освобождения при совершении операций с драгоценными металлами и многие другие. Часть этих предложений уже направлена на рассмотрение в Госдуму. - Илья Вячеславович, поговорим о других предложениях Минфина. На протяжении нескольких лет обсуждается трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами. Будут ли приняты долгожданные поправки в ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса? - Сейчас активно идет работа над новой редакцией законопроекта о трансфертном ценообразовании. Последнее обсуждение проекта показало, что скорее всего одними поправками в названные статьи не обойтись. Нужна специальная глава, может быть даже раздел Налогового кодекса, посвященный трансфертному ценообразованию. Понятие "трансфертная цена" существует во всем мире. Использование такой цены в сделках между взаимозависимыми лицами априори не считается налоговым правонарушением. Когда два лица взаимозависимы (одна компания владеет другой), по умолчанию следует признать, что они не могут строить взаимоотношения на рыночной основе. Контроль в данном случае необходим, чтобы выявить, нет ли занижения налогов при использовании трансфертных цен. Большинство крупных российских компаний, осуществляющих деятельность на зарубежных рынках, соблюдают правила трансфертного ценообразования других стран. Наша задача сделать так, чтобы для налогоплательщиков введение новых норм о трансфертном ценообразовании, во-первых, не стало неприятным сюрпризом, а во-вторых, не было бы слишком обременительным, то есть нужно изначально исключить попытки применения этих норм в отношении тех налогоплательщиков, для которых они неактуальны. Об этом говорил и Президент России в Бюджетном послании. - Расскажите кратко о предлагаемых нововведениях. - Прежде всего круг взаимозависимых лиц необходимо привести в соответствие с корпоративным законодательством, регламентировать порядок и перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми. Для внедрения инструментов, используемых в мировой практике, следует определиться с процедурой налогового контроля за трансфертными ценами, а также установить порядок исчисления цены, которая у нас называется рыночной (в других странах используется понятие "на расстоянии вытянутой руки"). - Каким будет этот порядок? - Мы предлагаем установить несколько методов определения рыночной цены, которые смогут использовать как налогоплательщики, так и налоговые органы. Это стандартные методы, включая метод сопоставимой рыночной цены, цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, распределения прибыли. Взаимозависимые лица, которые используют трансфертные цены, будут готовить пакет документов, обосновывающих применяемый принцип ценообразования (уровень цены). Если впоследствии суд примет решение о занижении налога в сделках взаимозависимых лиц, наличие таких документов поможет компаниям избежать штрафа. Налогоплательщиков обяжут информировать налоговые органы о сделках с взаимозависимыми лицами. - Каким образом? - Компании будут представлять информацию в виде приложения к декларации по налогу на прибыль или к декларации, сдаваемой в рамках спецрежимов. - Кто будет контролировать сделки между взаимозависимыми лицами и принимать решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности? - Квалифицированное применение норм о трансфертном ценообразовании (а это один из самых сложных инструментов налогового администрирования) не должно стать массовым. По всей видимости, в масштабах страны этим должен заниматься специальный отдел центрального аппарата ФНС России. - Когда начнет действовать новый закон? - В ближайшее время мы планируем вынести законопроект на публичное обсуждение, например разместить на нашем сайте. О вступлении закона в силу в полном объеме речь пойдет не раньше чем в 2009 - 2010 гг. - Перейдем к налогу на прибыль организаций. В Бюджетном послании президента одно из ключевых поручений Федеральному Собранию - введение института консолидированной налоговой отчетности для холдингов. Как возникла такая идея? - Предложения по введению консолидированной отчетности - ответ на участившиеся случаи миграции организаций из одного региона в другой. В результате регионы, из которых уходят налогоплательщики, недополучают доходы. Если группа компаний будет сдавать консолидированную отчетность, консолидированно уплачивать налог на прибыль, это позволит более эффективно распределять его по региональным бюджетам. В какой-то степени решится проблема трансфертного ценообразования в отношении сделок между взаимозависимыми лицами внутри страны. - Какие компании имеются в виду? - Консолидированным налогоплательщиком будет являться группа компаний, прямо или косвенно принадлежащих материнской компании. Критерий принадлежности - доля участия. Пока мы не определили ее размер. Все операции внутри группы компаний (со статусом консолидированного налогоплательщика) должны рассматриваться как "внутризаводской" оборот. А для целей налогообложения необходимо учитывать только внешние операции группы. Отчитываться за все компании, входящие в холдинг, придется одной из них (например, материнской), на которую остальные участники группы возложат такую обязанность. Это общая концепция. Большую часть вопросов еще предстоит решить, в частности по каким правилам проводить консолидацию, каковы обязательства и ответственность участников группы. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что строить такую сложную систему необходимо очень осторожно, принимая во внимание все последствия. - То есть назвать предположительную дату введения нового порядка нельзя? - Если нам удастся разработать и согласовать проект в этом году, в следующем его, скорее всего, рассмотрят в Госдуме. Тогда введение нового порядка начнется с 2009 г. - Будут ли обновлены другие главы Налогового кодекса? - Как я уже говорил, основная часть изменений, которые планируется внести в налоговое законодательство, направлена на уточнение отдельных норм. Например, будут внесены изменения в порядок получения налоговых вычетов по НДФЛ. Увеличится предельный размер социального налогового вычета с 50 000 до 100 000 руб. Одновременно расширится и перечень расходов, по которым налогоплательщик сможет получить социальный вычет. В него будут включены расходы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и по договорам добровольного пенсионного страхования. Налогоплательщики смогут самостоятельно выбирать, по каким расходам получать вычет НДФЛ: по расходам на лечение, обучение, суммам уплаченных пенсионных взносов или по всем таким расходам, если их общий объем не превышает установленный Кодексом предел. Необходимые поправки уже рассматриваются в Госдуме. Идет также работа над поправками в порядок предоставления имущественных вычетов по НДФЛ. Кроме того, депутаты рассматривают законопроект об индексации акцизов в 2008 - 2010 гг. Ставки на все подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов, планируется увеличить в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Еще один законопроект, который, кстати, Госдума уже приняла в первом чтении, касается стимулирования инновационной деятельности. Он вносит ряд поправок в главы о НДС, налоге на прибыль и об упрощенной системе налогообложения. В частности, те, кто применяет УСН, смогут признавать расходы на патенты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. - Депутаты Госдумы, сенаторы и представители бизнеса говорят о необходимости реформировать ЕСН. Предлагают разделить ЕСН на налоговые и неналоговые платежи, снизить ставку... - Проблема с ЕСН действительно существует. При максимальной ставке налога 26% уже к 2015 г. дефицит средств в пенсионной системе составит по различным оценкам примерно 2 - 3% ВВП (при условии сохранения текущего коэффициента замещения, то есть отношения средней пенсии к средней зарплате). Такой прогноз вынуждает нас задуматься о реформировании всей пенсионной системы, в том числе ЕСН как основного источника ее финансирования. Самый простой выход - повысить ставку налога. Однако мы не хотим увеличивать налоговое бремя. Кризис европейских пенсионных систем, в основе которых - сохранение высокого уровня социальной поддержки за счет высоких налоговых ставок "на труд", также свидетельствует не в пользу повышения налоговой нагрузки. Необходимо искать иные пути реформы. Что касается разделения ЕСН на налоговые и страховые части, мы рассматриваем такую возможность. Но обсудим, ее скорее всего, при подготовке следующего трехлетнего бюджета. - Правда ли, что Минфин предлагает исключить из Налогового кодекса главы о спецрежимах? - Скажем так: есть некоторые претензии к специальным налоговым режимам. Но вносить предложения по их ликвидации Минфин России не планирует. Хотя я убежден, что нельзя вводить передовые технологии, одновременно сохраняя системы, которые характерны для слаборазвитых стран. - Что не нравится Минфину? - Простой пример: ЕНВД. С введением этого спецрежима мы, по сути, расписались в собственном бессилии контролировать целый класс бизнеса, то есть контролировать выручку предпринимателей, их реальный доход, который фактически является налоговой базой. И сегодня ситуация не изменилась. Более того, при налогообложении вмененного дохода (дохода, который не зависит от фактической деятельности налогоплательщика) уровень налогообложения, будучи усредненным, не является справедливым - для кого-то он занижен, для кого-то, наоборот, завышен. Что касается упрощенной системы, она создает условия для уклонения от уплаты налогов крупному бизнесу и не слишком помогает малым фирмам. Во многих странах, где используются преференции для малого бизнеса, основной упор делают на снижение административной нагрузки и затрат на ведение бухгалтерского учета. Ставка же налога, взимаемого в связи с применением того или иного спецрежима, является альтернативой ставке налога на прибыль и некоторых иных налогов. Если для крупного бизнеса, уплачивающего налог на прибыль, расчет налоговой базы опирается на данные бухгалтерского учета, то для малого бизнеса это должен быть налог на денежный поток (доходы минус расходы), расчет которого не связан с ведением сложного бухгалтерского учета. Однако налоговая нагрузка в отмеченных двух случаях должна быть сопоставимой. В России компании с доходами около 20 млн руб. в год вполне могут позволить ставку бухгалтера. А малым фирмам с гораздо меньшими доходами на УСН по-прежнему сложно вести бизнес. - Спасибо за интересную беседу. Беседовали Е.Тишина Т.Пономарева Подписано в печать 02.05.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговые новшества: депутаты раздают льготы и повышают ставки ("Российский налоговый курьер", 2007, N 10) >
Статья: Расходы на страхование предмета залога ("Российский налоговый курьер", 2007, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.