Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Т.В. Шевцова: "Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 7)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 7

Т.В. ШЕВЦОВА: "ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДЛАГАЕТ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ЗОНУ НАЛОГОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ"

С 1 января действуют новые правила налогового контроля, установленные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Поправки в часть первую Налогового кодекса, внесенные этим Законом, направлены на совершенствование налогового администрирования. О том, как реализуются на практике новые положения Кодекса, как меняются подходы к контрольной работе, в интервью нашему журналу рассказывает заместитель руководителя ФНС России Татьяна Викторовна Шевцова.

- Татьяна Викторовна, как изменения в Налоговом кодексе отразились на работе налоговых органов в 2007 г.?

- Принятые в 2006 г. изменения в Налоговый кодекс потребовали перестройки нашей деятельности, и в первую очередь в части организации и проведения контрольной работы. Это была большая работа, поскольку контроль и надзор в налоговой сфере является основной функцией Службы.

Как вы знаете, Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ уточнил права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, общие условия исполнения обязанности по уплате налогов, а также внес поправки в порядок представления налоговых деклараций. Но наиболее существенные изменения коснулись контрольной работы. Так, из ст. 87 Налогового кодекса исчезло понятие встречной проверки как вспомогательной формы налогового контроля. Вместе с тем сам инструмент истребования информации по цепочке у иных лиц о деятельности проверяемого лица сохранен и теперь регламентирован новой ст. 93.1 Кодекса.

Кроме того, изменены правила проведения камеральной проверки. К примеру, истребование документов при камеральной проверке возможно только в трех случаях: при подтверждении права на налоговые льготы, при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, и при проверке декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

- С учетом этих и других поправок правомерно ли говорить, что возможности налоговых органов по истребованию документов при камеральной проверке ограничены?

- Некоторые ограничения налицо. Однако у Службы сохранилась возможность эффективно осуществлять налоговый контроль, используя другие инструменты, заложенные в Кодексе.

Например, в налоговой декларации по НДС организация заявляет налог к уплате, но инспектор видит у данной организации определенные риски. Это очень распространенная ситуация. И в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса налоговые органы имеют право запросить у банка расширенную выписку по расчетному счету и тем самым установить основных контрагентов налогоплательщика, а затем на основании ст. 93.1 истребовать у них информацию или документы о конкретной сделке.

Таким образом, в рамках камеральной проверки инспектор может запросить у налогоплательщика пояснения, задав уже конкретные вопросы по имеющимся у налоговых органов документам, и в случае выявления нарушения составить акт камеральной проверки.

- Вы упомянули риски, которые инспектор может обнаружить у конкретного налогоплательщика. Какие риски вы имеете в виду?

- Говоря о рисках, мы имеем в виду признаки использования налогоплательщиком различных схем уклонения от налогообложения.

Инспектора может насторожить как отдельный признак, так и совокупность признаков. К примеру, высокий удельный вес вычетов или тот факт, что данный налогоплательщик систематически предъявляет НДС к возмещению, причем объемы возмещения несоизмеримы с суммами уплаченных в бюджет налогов.

Есть и другие факторы риска. Так, у налогоплательщика отсутствует кадровый состав, основные средства и иное ликвидное имущество, у него прогрессирующая дебиторская и кредиторская задолженность. Нет реальных затрат при уплате НДС поставщикам или таможенным органам, накладных расходов. Налогоплательщик использует фиктивный юридический адрес... Я называю основные, лежащие на поверхности признаки, которые могут указывать на имеющиеся налоговые нарушения, уход от налогов. На самом деле таких признаков может быть много, и их анализу налоговые органы уделяют большое внимание.

- Практика истребования документов тоже изменится?

- Безусловно. В основу будет положен принцип целесообразности и эффективности результатов от использования запрашиваемых документов. Скажем, однажды запросив у налогоплательщика лицензию на осуществление деятельности, подлежащей льготированию, не нужно требовать представления той же лицензии в каждом налоговом периоде.

Другой пример: нет смысла при проверке вычетов истребовать документы у всех поставщиков плательщика. Достаточно отработать наиболее крупные поставки или основных контрагентов.

- Чем будет регламентирована работа налогового инспектора при истребовании документов?

- ФНС России разработала и утвердила Регламент взаимодействия налоговых органов по истребованию документов и получению информации. Основным нововведением в организации данной работы является формирование единого федерального информационного ресурса "Истребование документов". Он создается для хранения информации о процессе истребования документов (сроки направления запросов, ответственные исполнители, сроки выставления требований), об истребованных документах (количество, виды) и о проводимых мероприятиях - допросах свидетелей, осмотре зданий, имущества.

- Этот Регламент применяется?

- Уже сегодня налоговые органы выполняют процедуры истребования документов в рамках Регламента и осуществляют документооборот в электронном виде.

С 1 июля этого года планируется реализовать автоматическую поддержку процедуры истребования документов. В специальную базу данных будут помещены все сканированные копии документов, полученных в рамках истребования. Найти любой документ, полученный налоговыми органами от налогоплательщика, позволит поисковая система.

- Сказанное вами позволяет сделать вывод о том, что изменились задачи, которые налоговые органы решают в ходе камеральных проверок.

- Вы правы. Камеральная проверка - это нечто большее, чем способ выявления арифметических ошибок налоговой отчетности. Основные задачи камеральных проверок в новых условиях - постоянный мониторинг и системный анализ деятельности и налоговых обязательств налогоплательщика, определение групп риска и отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

- Тогда перейдем к выездным налоговым проверкам. Как меняется их роль в системе контрольной работы налоговых органов?

- Выездная налоговая проверка становится основным инструментом налогового контроля. При этом порядок ее проведения существенно изменен.

Во-первых, в течение года проверить одного плательщика более двух раз нельзя. Сверх указанного ограничения в исключительных случаях выездная проверка может быть проведена только по решению руководителя Службы.

Во-вторых, изменились сроки проведения выездных проверок. Общее правило - два месяца независимо от фактического нахождения на территории проверяемого лица. Проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев по закрытому перечню оснований, важнейшее из которых - истребование у иных лиц информации о деятельности проверяемого лица. То, что раньше называлось встречной проверкой.

Двухмесячный срок проведения проверки можно при необходимости продлить до четырех месяцев, в исключительных случаях - до шести. При этом до четырех месяцев проверку вправе продлевать территориальное Управление ФНС России, до шести - только ФНС России.

В-третьих, срок проведения выездной проверки исчисляется с момента принятия решения о ее назначении, а увеличенный до 10 дней срок для представления документов теперь входит в общий срок проведения проверки.

С учетом этих факторов мы считаем, что на сегодняшний день выход на выездную проверку для налогового инспектора должен быть исключительно результатом продуманных, выверенных действий налоговых органов с определением конкретных зон риска.

- Налоговые органы как-то ранжируют налогоплательщиков для проведения налоговых проверок?

- Да, если говорить простыми словами, мы разделяем плательщиков на тех, которые требуют повышенного внимания с нашей стороны, и на тех, контроль за которыми ограничивается вводом информации и текущим мониторингом.

Концепцию планирования выездных проверок в настоящее время разрабатывает центральный аппарат Службы. Мы будем обсуждать ее с руководителями территориальных управлений по итогам I квартала.

Хочу подчеркнуть, что в сегодняшних условиях для обеспечения реального контроля очень важно определить круг плательщиков, в отношении которых проводятся постоянный мониторинг, углубленный анализ и все мероприятия налогового контроля. Собранный материал в рамках предпроверочного анализа, выводы, сделанные по нему, и правильное формирование программы проверки позволят впоследствии получить качественный результат выездной проверки.

- Какие еще нововведения ждут сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков?

- Центральный аппарат ФНС России готовит к реализации новую составляющую организации аналитической и контрольной работы. Речь идет о попытке мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до налогоплательщиков некие правила игры, соблюдая которые они смогут выйти из зоны риска. А в качестве альтернативы ФНС России предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности.

- Татьяна Викторовна, что вы подразумеваете, говоря о зоне налоговой стабильности для налогоплательщиков?

- Например, эти налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с истребованием документов. Контрольные мероприятия в отношении них - мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников.

- Как налогоплательщику попасть в такую зону? В чем суть новых правил?

- Правила очень просты. Налоговый орган в открытой печати публикует условия (например, долю налоговых вычетов, размер заработной платы, уровень налоговой нагрузки), при соблюдении которых выход к налогоплательщику считает нецелесообразным. И в течение определенного срока, допустим года, соблюдает эти условия.

- Где можно получить необходимую информацию?

- В настоящее время критерии отбора плательщиков для налоговых проверок дорабатываются, и уже скоро они будут опубликованы на сайте ФНС. Соответственно, плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от минимизации и полнее платить налоги заметны уже из отчетности.

Что же касается конкретных показателей (в частности, того же размера средней зарплаты), их будут определять в регионах. Наша задача - обеспечить соблюдение декларируемых условий всеми налоговыми органами во всех субъектах Российской Федерации.

- А что ждет тех, кто не примет предложенные правила?

- В отношении этих организаций мы будем осуществлять предпроверочный анализ и мероприятия налогового контроля в полном объеме.

Мне бы также хотелось подчеркнуть один момент, важный как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Не стоит задача подогнать под эти критерии всех налогоплательщиков без учета специфики их деятельности. Речь также не идет о жестких запретах на проведение проверок по объективным обстоятельствам. Мы ставим перед собой задачу реализовать компромиссный вариант, когда будут соблюдены интересы налогоплательщиков, которым нужна налоговая стабильность, и интересы бюджета.

- Объектами налогового контроля сегодня нередко становятся аудиторские компании. Чем объясняется столь пристальное внимание налоговых органов к этой категории фирм?

- Как правило, ни одна схема у налогоплательщиков не проходит без выверенных консультаций с аудиторами. Все считают налоговые риски. Но остается непонятным одно: как можно проводить аудит, если сама аудиторская компания является нарушителем налогового законодательства?

- Какие нарушения налоговики выявляют у аудиторов?

- Например, Управление ФНС России по г. Москве установило, что одна из известных аудиторских компаний составила два аудиторских заключения. Одно - неофициальное для руководства проверяемой компании, другое - официальное для ее потенциальных инвесторов. В официальном заключении говорилось о достоверности финансовой отчетности и ее соответствии российскому законодательству. А справка для руководства содержала противоположные выводы, ставящие под сомнение достоверность отчетности.

- Какое наказание грозит аудиторской фирме?

- В данном случае Управление ФНС России по г. Москве обратилось с исковым заявлением в суд о признании договора на оказание аудиторских услуг недействительным и противоречащим основам правопорядка и нравственности, а также о взыскании полученного по данному договору в доход государства. Основание - ст. 169 Гражданского кодекса.

- Как широко будет распространена такая практика?

- Оспаривание подобных сделок не самоцель для налоговых органов. К каждому случаю недобросовестного оказания услуг нужно подходить индивидуально, взвешивая собранные доказательства. Но очевидно одно: контроль со стороны налоговых органов за деятельностью аудиторских компаний должен осуществляться на постоянной основе как в отношении уплаты налогов, так и в отношении качественного оказания услуг.

- Татьяна Викторовна, как вы считаете, в целом новое законодательство сузило возможности для налогового контроля или расширило их?

- Это покажут итоги 2007 г. Но могу сказать, что в ряде случаев последние нововведения существенно расширили наши возможности и полномочия.

- Можете привести примеры?

- Теперь в рамках дополнительных мероприятий можно осуществлять весь комплекс контрольных мер, в том числе истребование документов. Если налогоплательщик представил уточненную декларацию к уменьшению - это основание для назначения выездной проверки сверх установленного ограничения (две проверки в год). Новые правила исчисления сроков выездной проверки более четкие и понятные.

Очень важное нововведение касается сроков на выставление требований: мероприятия по взысканию начинаются с даты, когда выявлена недоимка, а не с даты, соответствующей сроку уплаты налога по Кодексу.

Установлен срок на взыскание за счет имущества налогоплательщика по ст. 47 Кодекса. Это год, а не два месяца в соответствии со сложившейся судебной практикой.

В ст. 101 установлены новые обеспечительные меры по исполнению решения налогового органа. Налоговым органам также предоставлена возможность принимать привычные обеспечительные меры на более ранней стадии сразу после вынесения решения. В частности, это запрет на отчуждение имущества налогоплательщика, приостановление операций по счетам, банковская гарантия, залог, поручительство.

- Как вы оцениваете новый порядок взаимодействия с банками?

- Положительно. Судите сами. Установлены более четкие правила истребования необходимой информации у банков на основании ст. 86 Налогового кодекса. Предусмотрена возможность взыскивать с банков ущерб государству, вызванный перечислением денег с заблокированного счета. Приостановление операций по счетам в банках теперь происходит с момента поступления в банк соответствующего решения налогового органа. При этом банк без отдельного запроса обязан направить в налоговый орган выписку по остаткам на счете.

С такими нововведениями мы просто обязаны поднять на новый уровень качество налогового администрирования.

- Спасибо, Татьяна Викторовна.

Беседовали

Т.Пономарева

Н.Попова

Подписано в печать

20.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налог на недвижимость: возможны варианты ("Российский налоговый курьер", 2007, N 7) >
Статья: Ремонт, модернизация и прочие улучшения ОС: налоговый учет ("Российский налоговый курьер", 2007, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.