|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Т.В. Шевцова: "Федеральная налоговая служба предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности" ("Российский налоговый курьер", 2007, N 7)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 7
Т.В. ШЕВЦОВА: "ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДЛАГАЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ЗОНУ НАЛОГОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ"
С 1 января действуют новые правила налогового контроля, установленные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Поправки в часть первую Налогового кодекса, внесенные этим Законом, направлены на совершенствование налогового администрирования. О том, как реализуются на практике новые положения Кодекса, как меняются подходы к контрольной работе, в интервью нашему журналу рассказывает заместитель руководителя ФНС России Татьяна Викторовна Шевцова.
- Татьяна Викторовна, как изменения в Налоговом кодексе отразились на работе налоговых органов в 2007 г.? - Принятые в 2006 г. изменения в Налоговый кодекс потребовали перестройки нашей деятельности, и в первую очередь в части организации и проведения контрольной работы. Это была большая работа, поскольку контроль и надзор в налоговой сфере является основной функцией Службы. Как вы знаете, Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ уточнил права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, общие условия исполнения обязанности по уплате налогов, а также внес поправки в порядок представления налоговых деклараций. Но наиболее существенные изменения коснулись контрольной работы. Так, из ст. 87 Налогового кодекса исчезло понятие встречной проверки как вспомогательной формы налогового контроля. Вместе с тем сам инструмент истребования информации по цепочке у иных лиц о деятельности проверяемого лица сохранен и теперь регламентирован новой ст. 93.1 Кодекса. Кроме того, изменены правила проведения камеральной проверки. К примеру, истребование документов при камеральной проверке возможно только в трех случаях: при подтверждении права на налоговые льготы, при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, и при проверке декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
- С учетом этих и других поправок правомерно ли говорить, что возможности налоговых органов по истребованию документов при камеральной проверке ограничены? - Некоторые ограничения налицо. Однако у Службы сохранилась возможность эффективно осуществлять налоговый контроль, используя другие инструменты, заложенные в Кодексе. Например, в налоговой декларации по НДС организация заявляет налог к уплате, но инспектор видит у данной организации определенные риски. Это очень распространенная ситуация. И в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса налоговые органы имеют право запросить у банка расширенную выписку по расчетному счету и тем самым установить основных контрагентов налогоплательщика, а затем на основании ст. 93.1 истребовать у них информацию или документы о конкретной сделке. Таким образом, в рамках камеральной проверки инспектор может запросить у налогоплательщика пояснения, задав уже конкретные вопросы по имеющимся у налоговых органов документам, и в случае выявления нарушения составить акт камеральной проверки. - Вы упомянули риски, которые инспектор может обнаружить у конкретного налогоплательщика. Какие риски вы имеете в виду? - Говоря о рисках, мы имеем в виду признаки использования налогоплательщиком различных схем уклонения от налогообложения. Инспектора может насторожить как отдельный признак, так и совокупность признаков. К примеру, высокий удельный вес вычетов или тот факт, что данный налогоплательщик систематически предъявляет НДС к возмещению, причем объемы возмещения несоизмеримы с суммами уплаченных в бюджет налогов. Есть и другие факторы риска. Так, у налогоплательщика отсутствует кадровый состав, основные средства и иное ликвидное имущество, у него прогрессирующая дебиторская и кредиторская задолженность. Нет реальных затрат при уплате НДС поставщикам или таможенным органам, накладных расходов. Налогоплательщик использует фиктивный юридический адрес... Я называю основные, лежащие на поверхности признаки, которые могут указывать на имеющиеся налоговые нарушения, уход от налогов. На самом деле таких признаков может быть много, и их анализу налоговые органы уделяют большое внимание. - Практика истребования документов тоже изменится? - Безусловно. В основу будет положен принцип целесообразности и эффективности результатов от использования запрашиваемых документов. Скажем, однажды запросив у налогоплательщика лицензию на осуществление деятельности, подлежащей льготированию, не нужно требовать представления той же лицензии в каждом налоговом периоде. Другой пример: нет смысла при проверке вычетов истребовать документы у всех поставщиков плательщика. Достаточно отработать наиболее крупные поставки или основных контрагентов. - Чем будет регламентирована работа налогового инспектора при истребовании документов? - ФНС России разработала и утвердила Регламент взаимодействия налоговых органов по истребованию документов и получению информации. Основным нововведением в организации данной работы является формирование единого федерального информационного ресурса "Истребование документов". Он создается для хранения информации о процессе истребования документов (сроки направления запросов, ответственные исполнители, сроки выставления требований), об истребованных документах (количество, виды) и о проводимых мероприятиях - допросах свидетелей, осмотре зданий, имущества. - Этот Регламент применяется? - Уже сегодня налоговые органы выполняют процедуры истребования документов в рамках Регламента и осуществляют документооборот в электронном виде. С 1 июля этого года планируется реализовать автоматическую поддержку процедуры истребования документов. В специальную базу данных будут помещены все сканированные копии документов, полученных в рамках истребования. Найти любой документ, полученный налоговыми органами от налогоплательщика, позволит поисковая система. - Сказанное вами позволяет сделать вывод о том, что изменились задачи, которые налоговые органы решают в ходе камеральных проверок. - Вы правы. Камеральная проверка - это нечто большее, чем способ выявления арифметических ошибок налоговой отчетности. Основные задачи камеральных проверок в новых условиях - постоянный мониторинг и системный анализ деятельности и налоговых обязательств налогоплательщика, определение групп риска и отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. - Тогда перейдем к выездным налоговым проверкам. Как меняется их роль в системе контрольной работы налоговых органов? - Выездная налоговая проверка становится основным инструментом налогового контроля. При этом порядок ее проведения существенно изменен. Во-первых, в течение года проверить одного плательщика более двух раз нельзя. Сверх указанного ограничения в исключительных случаях выездная проверка может быть проведена только по решению руководителя Службы. Во-вторых, изменились сроки проведения выездных проверок. Общее правило - два месяца независимо от фактического нахождения на территории проверяемого лица. Проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев по закрытому перечню оснований, важнейшее из которых - истребование у иных лиц информации о деятельности проверяемого лица. То, что раньше называлось встречной проверкой. Двухмесячный срок проведения проверки можно при необходимости продлить до четырех месяцев, в исключительных случаях - до шести. При этом до четырех месяцев проверку вправе продлевать территориальное Управление ФНС России, до шести - только ФНС России. В-третьих, срок проведения выездной проверки исчисляется с момента принятия решения о ее назначении, а увеличенный до 10 дней срок для представления документов теперь входит в общий срок проведения проверки. С учетом этих факторов мы считаем, что на сегодняшний день выход на выездную проверку для налогового инспектора должен быть исключительно результатом продуманных, выверенных действий налоговых органов с определением конкретных зон риска. - Налоговые органы как-то ранжируют налогоплательщиков для проведения налоговых проверок? - Да, если говорить простыми словами, мы разделяем плательщиков на тех, которые требуют повышенного внимания с нашей стороны, и на тех, контроль за которыми ограничивается вводом информации и текущим мониторингом. Концепцию планирования выездных проверок в настоящее время разрабатывает центральный аппарат Службы. Мы будем обсуждать ее с руководителями территориальных управлений по итогам I квартала. Хочу подчеркнуть, что в сегодняшних условиях для обеспечения реального контроля очень важно определить круг плательщиков, в отношении которых проводятся постоянный мониторинг, углубленный анализ и все мероприятия налогового контроля. Собранный материал в рамках предпроверочного анализа, выводы, сделанные по нему, и правильное формирование программы проверки позволят впоследствии получить качественный результат выездной проверки. - Какие еще нововведения ждут сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков? - Центральный аппарат ФНС России готовит к реализации новую составляющую организации аналитической и контрольной работы. Речь идет о попытке мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до налогоплательщиков некие правила игры, соблюдая которые они смогут выйти из зоны риска. А в качестве альтернативы ФНС России предлагает налогоплательщикам зону налоговой стабильности. - Татьяна Викторовна, что вы подразумеваете, говоря о зоне налоговой стабильности для налогоплательщиков? - Например, эти налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с истребованием документов. Контрольные мероприятия в отношении них - мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников. - Как налогоплательщику попасть в такую зону? В чем суть новых правил? - Правила очень просты. Налоговый орган в открытой печати публикует условия (например, долю налоговых вычетов, размер заработной платы, уровень налоговой нагрузки), при соблюдении которых выход к налогоплательщику считает нецелесообразным. И в течение определенного срока, допустим года, соблюдает эти условия. - Где можно получить необходимую информацию? - В настоящее время критерии отбора плательщиков для налоговых проверок дорабатываются, и уже скоро они будут опубликованы на сайте ФНС. Соответственно, плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от минимизации и полнее платить налоги заметны уже из отчетности. Что же касается конкретных показателей (в частности, того же размера средней зарплаты), их будут определять в регионах. Наша задача - обеспечить соблюдение декларируемых условий всеми налоговыми органами во всех субъектах Российской Федерации. - А что ждет тех, кто не примет предложенные правила? - В отношении этих организаций мы будем осуществлять предпроверочный анализ и мероприятия налогового контроля в полном объеме. Мне бы также хотелось подчеркнуть один момент, важный как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Не стоит задача подогнать под эти критерии всех налогоплательщиков без учета специфики их деятельности. Речь также не идет о жестких запретах на проведение проверок по объективным обстоятельствам. Мы ставим перед собой задачу реализовать компромиссный вариант, когда будут соблюдены интересы налогоплательщиков, которым нужна налоговая стабильность, и интересы бюджета. - Объектами налогового контроля сегодня нередко становятся аудиторские компании. Чем объясняется столь пристальное внимание налоговых органов к этой категории фирм? - Как правило, ни одна схема у налогоплательщиков не проходит без выверенных консультаций с аудиторами. Все считают налоговые риски. Но остается непонятным одно: как можно проводить аудит, если сама аудиторская компания является нарушителем налогового законодательства? - Какие нарушения налоговики выявляют у аудиторов? - Например, Управление ФНС России по г. Москве установило, что одна из известных аудиторских компаний составила два аудиторских заключения. Одно - неофициальное для руководства проверяемой компании, другое - официальное для ее потенциальных инвесторов. В официальном заключении говорилось о достоверности финансовой отчетности и ее соответствии российскому законодательству. А справка для руководства содержала противоположные выводы, ставящие под сомнение достоверность отчетности. - Какое наказание грозит аудиторской фирме? - В данном случае Управление ФНС России по г. Москве обратилось с исковым заявлением в суд о признании договора на оказание аудиторских услуг недействительным и противоречащим основам правопорядка и нравственности, а также о взыскании полученного по данному договору в доход государства. Основание - ст. 169 Гражданского кодекса. - Как широко будет распространена такая практика? - Оспаривание подобных сделок не самоцель для налоговых органов. К каждому случаю недобросовестного оказания услуг нужно подходить индивидуально, взвешивая собранные доказательства. Но очевидно одно: контроль со стороны налоговых органов за деятельностью аудиторских компаний должен осуществляться на постоянной основе как в отношении уплаты налогов, так и в отношении качественного оказания услуг. - Татьяна Викторовна, как вы считаете, в целом новое законодательство сузило возможности для налогового контроля или расширило их? - Это покажут итоги 2007 г. Но могу сказать, что в ряде случаев последние нововведения существенно расширили наши возможности и полномочия. - Можете привести примеры? - Теперь в рамках дополнительных мероприятий можно осуществлять весь комплекс контрольных мер, в том числе истребование документов. Если налогоплательщик представил уточненную декларацию к уменьшению - это основание для назначения выездной проверки сверх установленного ограничения (две проверки в год). Новые правила исчисления сроков выездной проверки более четкие и понятные. Очень важное нововведение касается сроков на выставление требований: мероприятия по взысканию начинаются с даты, когда выявлена недоимка, а не с даты, соответствующей сроку уплаты налога по Кодексу. Установлен срок на взыскание за счет имущества налогоплательщика по ст. 47 Кодекса. Это год, а не два месяца в соответствии со сложившейся судебной практикой. В ст. 101 установлены новые обеспечительные меры по исполнению решения налогового органа. Налоговым органам также предоставлена возможность принимать привычные обеспечительные меры на более ранней стадии сразу после вынесения решения. В частности, это запрет на отчуждение имущества налогоплательщика, приостановление операций по счетам, банковская гарантия, залог, поручительство. - Как вы оцениваете новый порядок взаимодействия с банками? - Положительно. Судите сами. Установлены более четкие правила истребования необходимой информации у банков на основании ст. 86 Налогового кодекса. Предусмотрена возможность взыскивать с банков ущерб государству, вызванный перечислением денег с заблокированного счета. Приостановление операций по счетам в банках теперь происходит с момента поступления в банк соответствующего решения налогового органа. При этом банк без отдельного запроса обязан направить в налоговый орган выписку по остаткам на счете. С такими нововведениями мы просто обязаны поднять на новый уровень качество налогового администрирования. - Спасибо, Татьяна Викторовна.
Беседовали Т.Пономарева
Н.Попова Подписано в печать 20.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |