Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обзор судебной практики ("Налоговед", 2007, N 4)



"Налоговед", 2007, N 4

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Общие вопросы налогообложения

Определение КС РФ от 17.10.2006 N 430-О

Адвокат оспорил в КС РФ запрет на применение адвокатами упрощенной системы налогообложения. Суд в принятии жалобы отказал, так как проверка КС РФ этих положений привела бы к ограничению дискреционных полномочий законодателя, который вправе устанавливать неодинаковые условия налогообложения для различных категорий налогоплательщиков.

Решение ВС РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793

ВС РФ признал недействующими абз. 1 и 2 пп. "а" п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 (в ред. от 08.05.2002 N 302) "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" в части, возлагающей на организации и граждан обязанность внесения платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним (временных разрешений на право управления транспортными средствами) и другой специальной документации (паспорта транспортного средства, удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев, акта технического осмотра транспортного средства, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения), а также за прием квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами. По мнению суда, эти платежи являются сборами, которые установлены не НК РФ, а Правительством РФ, что противоречит ст. 3 НК РФ.

Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67

Суд признал, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Постановления Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N N 9680/06, 9387/06, 9687/06

Суд отказал в вычете НДС при экспорте, так как Обществу должно быть известно о нарушениях контрагентами налоговых обязанностей - по таким же операциям предыдущих периодов ему было отказано в возмещении НДС. Суд указал на возможность создания цепочкой посреднических операций условий для искусственного удорожания товара с целью дальнейшего неправомерного изъятия средств из федерального бюджета. При этом следует учитывать тот факт, что посредники-перепродавцы уплачивали налоги только с сумм агентских вознаграждений (не с сумм реализации ванадиевого шлака), а деятельность Общества по спорным поставкам направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Постановление ФАС ВВО от 17.11.2006 по делу N А82-7208/2005-37

Суд признал, что при применении ст. 40 НК РФ на рыночную цену квартиры влияют такие условия, как ее местоположение, экологическая обстановка района, наличие инфраструктуры, транспортная доступность, этажность здания, общая и жилая площадь квартиры, количество комнат, наличие подсобных помещений.

Постановление ФАС СЗО от 09.11.2006 по делу N А56-26597/2005

Налоговый орган определил рыночную цену товаров, реализованных Обществом на экспорт, на основании экспертного заключения торгово-промышленной палаты. Эксперт применил сравнительный метод оценки, в результате которого выявил средние розничные цены на спорные товары с учетом НДС. Суд признал, что экспертом и налоговым органом при определении рыночной стоимости товаров для целей налогообложения в нарушение требований, предусмотренных п. п. 3 - 10 ст. 40 НК РФ, не учтены маркетинговая политика, используемая при продвижении товаров производителем на новые рынки, цена реализации производителями на рынке идентичных товаров иностранным покупателям в сопоставимых экономических условиях. Суд пришел к выводу, что рыночная стоимость реализованных Обществом товаров, определенная на основании экспертного заключения, не отвечает требованиям ст. 40 НК РФ и не может применяться в целях налогообложения.

Постановление ФАС УО от 07.12.2006 по делу N Ф09-10865/06-С2

Суд отметил, что при применении ст. 40 НК РФ налоговый орган действовал правомерно. Уровень цен на аренду нежилых помещений зависит от множества факторов, и в сложившейся ситуации налоговый орган правомерно применил метод цены последующей реализации и обоснованно доначислил соответствующие суммы налогов и пеней.

Постановление ФАС ЗСО от 13.12.2006 по делу N Ф04-7453/2006(28228-А46-33)

Цели налогоплательщика не могут быть признаны добросовестными, и налогоплательщик не может рассчитывать на использование налоговых льгот и преимуществ, если единственным результатом гражданско-правовой сделки является получение налога из бюджета, а также снижение обоснованного налогового бремени.

Решение АС г. Москвы от 21.06.2006 по делу N А40-6105/06-76-61

Суд отметил, что НК РФ не ставит право на вычеты в зависимость от экономических показателей деятельности организации и морально-этических характеристик налогоплательщика.

Постановление 9 ААС от 02.08.2006 по делу N 09АП-5427/2006-АК

Суд признал, что НК РФ не устанавливает критериев добросовестности, но исходя из терминологии общей теории права и конституционных принципов можно определить недобросовестность как такое осуществление субъективных прав лица, при котором причиняется вред или создается угроза причинения вреда иным лицам. В рассматриваемом случае создается угроза нанесения ущерба бюджету РФ неправомерным возмещением суммы НДС посредством совершения фиктивных сделок и операций, направленных на создание видимости уплаты НДС поставщикам товаров (работ, услуг).

Уплата и возврат налогов

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6928/06

Общество в 2005 г. обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании обязанности Общества по уплате налогов из проблемного банка исполненной в 1999 г. ВАС РФ заявление удовлетворил и признал обязанность исполненной.

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.12.2006 N N 10718/06, 8599/06

В связи с досрочным погашением задолженности по налогам и сборам всех уровней бюджета на основании утвержденного графика предприятие обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам. Суд признал, что задолженность должна быть списана в такой ситуации и в части дополнительных платежей налога на прибыль.

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06

Пункт 8 ст. 78 НК РФ определяет трехлетний срок подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога. Это положение не устанавливает срока обращения в суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога. Начало течения срока исковой давности необходимо определять в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ. Суд отметил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд такого заявления должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. Такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11577/06

Суд установил, что возврата спорной суммы излишне уплаченного НДС не было после пяти лет продолжения судебных процессов, несмотря на то что факт ее излишней уплаты в 2000 г. судом установлен и налоговой инспекцией не оспаривается. Это произошло в связи с изменением с 2001 г. порядка распределения доходов от поступления НДС между бюджетами различных уровней. ВАС РФ признал правомерным возврат из городского бюджета НДС, уплаченного в 2000 г.

Постановление ФАС УО от 09.11.2006 по делу N Ф09-9864/06-С1

В НК РФ не определен налоговый орган, в который налогоплательщик обязан обращаться с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного налога при переходе на учет в другой налоговый орган, а также при нахождении на учете в разных налоговых инспекциях по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 83 и п. 2 ст. 366 НК РФ. Налоговые органы, согласно п. 1 ст. 30 НК РФ, представляют собой единую централизованную систему контроля за исчислением и внесением в соответствующий бюджет налогов и сборов. Не имеет правового значения, в какой из налоговых органов обратится налогоплательщик с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога.

Постановление ФАС СЗО от 23.08.2006 по делу N А05-20714/2005-9

Суд указал, что налоговым органом неправомерно проведен зачет в порядке ст. 78 НК РФ имеющейся у Общества переплаты налога на прибыль в счет погашения задолженности по пеням и дополнительным платежам по этому налогу, так как налогоплательщик не подавал заявления о проведении такого зачета.

Постановление ФАС ЗСО от 11.12.2006 по делу N Ф04-8154/2006(29105-А27-25)

Суд отметил, что порядок подтверждения права применения ставки 0%, установленный ст. 165 НК РФ, не ограничен трехгодичным сроком. Ни ст. 176, ни п. 9 ст. 165 НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений срока возврата налогоплательщику НДС, уплаченного ранее при неподтверждении ставки 0%.

Постановление ФАС ВВО от 04.08.2006 по делу N А82-15278/2004-27

Сроки, предусмотренные в ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, установлены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик. Однако письмо налогоплательщика с требованием внести изменения в лицевые счета ООО и провести перерасчет пеней по сути содержит заявление о возврате излишне уплаченных налогов и сборов. Зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в рассматриваемом случае ограничивается сроками, определенными в ст. 78 НК РФ, поэтому такое требование налогоплательщика необоснованно.

Постановление ФАС ЦО от 22.12.2006 по делу N А64-3900/06-16

Суммы, поступившие в Пенсионный фонд РФ как уплата страховых взносов обязательного пенсионного страхования, уплачены ошибочно. Из платежных документов можно установить, на счет какого застрахованного лица должны поступить страховые взносы. Суд пришел к выводу, что проводить зачет спорных поступлений обязан налоговый орган, а не орган пенсионного страхования.

Постановление ФАС СКО от 15.11.2006 по делу N Ф08-5725/2006-2382А

Уплата налога на имущество головной организации по месту ее нахождения не может быть признана правомерной, поскольку влечет недоплату налога в бюджет по месту нахождения филиала организации. Суд признал налог не уплаченным в бюджет по месту нахождения филиала.

Постановление ФАС СКО от 13.11.2006 по делу N Ф08-5673/2006-2370А

Суд отметил, что 60-дневный срок в соответствии со ст. 46 НК РФ применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, проводимого в бесспорном порядке как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ применяется во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ. Решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика налоговый орган должен вынести в пределах 60-дневного срока.

Постановление ФАС ЦО от 22.12.2006 по делу N А35-393/05-С15

Наличие реструктуризации задолженности не может быть основанием отказа в возврате переплаты по налогам.

Иные налоги и сборы

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6785/06

Суд признал, что компания сохраняет льготу по налогу на имущество для принадлежащих ей очистных сооружений, переданных в возмездное владение и пользование другому юридическому лицу.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 7290/06

Суд признал, что ФГУП Минобороны России обоснованно использовало льготу по налогу на имущество в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, так как на предприятии предусмотрено прохождение сотрудниками военной службы.

Постановление ФАС СЗО от 28.11.2006 по делу N А56-2577/2006

Отсутствие документа о праве пользования земельным участком, получение которого зависит от волеизъявления землепользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Постановление ФАС УО от 27.11.2006 по делу N Ф09-10432/06-С7

Администрация муниципального образования имеет на балансе скважину для водозабора воды и лицензии на право пользования недрами. Это обстоятельство не свидетельствует о возникновении у нее обязанностей плательщика водного налога, так как она не ведет деятельности, связанной с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением населения. Сельское население пользуется водой из водозаборных колонок.

Налоговый контроль

Определение КС РФ от 03.10.2006 N 442-О

Суд признал, что налоговый орган не имел права заочно привлекать налогоплательщика к ответственности по результатам камеральной проверки (2006 г.).

Постановление ФАС СЗО от 29.11.2006 по делу N А56-3523/2006

Изложенные в решении выводы налоговой инспекции о недобросовестности контрагентов Общества и ничтожности сделок основаны на результатах оперативно-розыскных мероприятий, проведенных органами милиции у контрагентов Общества до назначения выездной проверки. Однако эти выводы не подтверждены мероприятиями, проведенными в рамках налогового контроля, и не закреплены соответствующими доказательствами, в связи с чем необоснованны. Отклонен и довод инспекции о том, что из офиса Общества сотрудниками милиции изъяты печати контрагентов, поскольку данное обстоятельство не отражено в акте налогового органа.

Постановление ФАС МО от 18.07.2006 по делу N КА-А40/6498-06

Налоговое законодательство не содержит положений, устанавливающих обязанность иностранных компаний представлять в российские налоговые органы информацию о реорганизации или ликвидации компании после завершения деятельности на территории Российской Федерации.

Постановление ФАС СКО от 13.11.2006 по делу N Ф08-5584/2006-2335А

Квитанции, представленные предпринимателем в качестве доказательства своевременного отправления налоговых деклараций, не приняты судом в качестве подтверждения позиции предпринимателя, так как отсутствует опись вложения, в связи с чем невозможно установить, какие именно документы были направлены в адрес налоговой инспекции.

Ответственность

Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06

Предприниматель не был налогоплательщиком НДС, но указывал НДС в счетах. Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ на индивидуальном предпринимателе лежит лишь обязанность перечисления НДС, выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя. Но суд отметил, что ответственность по ст. ст. 122 и 119 НК РФ к нему неприменима, так как он не является налогоплательщиком. Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена только для налогоплательщиков.

Использованные сокращения:

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

9 ААС - Девятый апелляционный арбитражный суд

АС г. Москвы - Арбитражный суд г. Москвы

Д.М.Щекин

К. ю. н.,

партнер юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

20.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Постановление Пленума ВС РФ по налоговым преступлениям: вопросы без ответов ("Налоговед", 2007, N 4) >
Статья: <Мониторинг законодательства от 20.03.2007> ("Налоговед", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.