Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности нормативного регулирования государственного контракта по страхованию и договоров по их исполнению ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1)



"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРАКТА ПО СТРАХОВАНИЮ И ДОГОВОРОВ ПО ИХ ИСПОЛНЕНИЮ

Действующее законодательство предписывает привлекать финансовые организации, к которым относятся и страховые компании, к предоставлению услуг страхования с использованием бюджетных денежных средств только на конкурсной основе - через заключение государственного (муниципального) контракта. В настоящей статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы, связанные с особенностями нормативного регулирования государственных (муниципальных) контрактов и договоров имущественного страхования.

Развитие экономической активности наблюдается не только в частном секторе, но и в секторе государственных (муниципальных) предприятий и организаций. В связи с этим возникает все большая потребность в эффективной защите их собственности и иных имущественных интересов.

Одним из способов обеспечения защиты имущественных интересов является страхование имущества или иного имущественного интереса.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, страховать за свой счет риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. К лицам, обязанным заключать договоры ОСАГО, относятся и органы государственной и муниципальной власти, которые являются владельцами транспортных средств. Для реализации требования Федерального закона об ОСАГО эти органы обязаны заключить договоры ОСАГО, направив на уплату страховых премий средства бюджетов соответствующего уровня.

В преамбуле Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" указано, что под продукцией понимается размещение и исполнение на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, предоставление услуг, в том числе страховых.

Положения ст. 526 ГК РФ раскрывают сущность государственного (муниципального) контракта (далее - контракт), по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары (оказать услугу) государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (оказанных услуг).

Порядок заключения таких контрактов регулируется Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Положения ст. 1 названного Закона раскрывают цель установления четкого регламента размещения заказов и заключения контрактов, а именно:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;

- эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- развитие добросовестной конкуренции;

- совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

- обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов;

- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Федеральный закон об ОСАГО имеет несколько иные цели - он гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортных средств.

Положения п. 1 ст. 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливают определенные способы размещения заказов (выбор поставщиков товаров (услуг)):

- конкурсы;

- аукционы;

- запрос котировок.

Так как страховые организации относятся к финансовым организациям, то согласно ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" эти организации могут осуществлять страхование за счет бюджетных средств только на основе результатов открытого конкурса. Таким образом, контракт по предоставлению услуг ОСАГО заключается со страховой компанией, победившей по итогам открытого конкурса.

В таком контракте могут быть определены и согласованы с исполнителем следующие существенные условия:

- характер предоставляемых услуг по страхованию (риск наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц при использовании транспортных средств);

- условия страхования, на основе которых будут заключаться договоры страхования (ссылка на Правила ОСАГО);

- количество транспортных средств, при использовании которых будут действовать договоры ОСАГО;

- порядок сообщения заказчиком данных, необходимых для заключения договоров ОСАГО, с указанием конкретного транспортного средства;

- тарифы, применяемые при расчете страховой премии;

- порядок взаимодействия сторон при уплате страховой премии по договорам ОСАГО.

Договоры же страхования имеют иные существенные условия, предусмотренные ст. 942 ГК РФ. В частности, правоотношения по договорам ОСАГО регулируются гл. 48 ГК РФ, Федеральным законом об ОСАГО, Правилами ОСАГО, Постановлением Правительства РФ о тарифах ОСАГО. Договоры страхования, в том числе и договоры ОСАГО, в силу п. 1 ст. 927 ГК РФ являются публичными, и на них в полном объеме распространяются положения ст. 426 ГК РФ, что исключает проведение какого-либо конкурса при заключении таких договоров.

В ст. 5 Федерального закона об ОСАГО установлено, что типовые Правила ОСАГО утверждает Правительство РФ, а в п. 3 ст. 15 этого Закона определено, что договор ОСАГО заключается путем выдачи страхователю одного документа - страхового полиса.

Более того, положениями ч. 4 ст. 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено страхование ответственности за неисполнение государственного (муниципального) контракта, что не предусмотрено законодательством при исполнении договоров страхования в целом и ОСАГО в частности.

При этом очевидно, что положения параграфа 4 гл. 30 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" ГК РФ, Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Бюджетный кодекс РФ регулируют правоотношения в области содержания, порядка заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, а положения гл. 48 "Страхование" ГК РФ, Федерального закона об ОСАГО, Правил ОСАГО, Постановления Правительства РФ о тарифах ОСАГО - регулируют правоотношения по договору ОСАГО.

На основании изложенного мы приходим к выводу, что контракт по предоставлению услуг страхования и договоры ОСАГО, заключенные во исполнение таких контрактов, имеют разное нормативное регулирование, что отражает их разную правовую природу.

Именно на это указал Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 17 мая 2006 г. N КГ-А40/3581-06, отказывая в удовлетворении иска ОСАО "РЕСО-Гарантия" о признании ничтожными дополнительных соглашений к контракту на осуществление ОСАГО, разъяснив, что договор ОСАГО заключается в отношении конкретного транспортного средства, оформляется в виде страхового полиса и не совпадает по своей правовой природе с государственным контрактом на осуществление ОСАГО.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что понимание особенностей нормативного регулирования контракта и договора страхования поможет сторонам юридически правильно закрепить установленные правоотношения при заключении и исполнения контракта по предоставлению услуг страхования и правоотношения по заключению и исполнению договоров страхования в рамках этого контракта, избрать наиболее правильный способ защиты своих интересов в случае неисполнения обязательств по этим договорам.

В.А.Луничев

Независимый эксперт

Подписано в печать

16.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об итогах законотворческой работы Минфина России в области страхования в 2006 году ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1) >
Статья: <Обзор нормативных правовых актов от 16.03.2007> ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.