Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Проблемы совершенствования нормативного регулирования предупреждения несостоятельности (банкротства) страховой организации ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1)



"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СТРАХОВОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Интервью с заместителем директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Д.В. Скрипичниковым.

Специалистами департамента корпоративного управления разработан и в настоящее время дорабатывается и согласовывается с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций)". Законопроект разработан в целях реализации п. 21 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 2330-р "Об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации".

- Дмитрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, каким образом проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" касается деятельности страховщиков?

- В соответствии с положениями законопроекта к финансовым организациям относятся в том числе страховые организации. В этой связи законопроект непосредственно направлен на регулирование правоотношений, возникающих в сфере страхового дела в случае неплатежеспособности страховщика.

Необходимо отметить, что механизмы предупреждения банкротства страховщиков, разработанные нашими специалистами и предусмотренные законопроектом, взяты за основу для регулирования аналогичных вопросов, возникающих в сферах деятельности других видов финансовых организаций (к примеру, профессиональных участников рынка ценных бумаг). Это еще раз подтверждает мнение о том, что все финансовые организации обладают едиными признаками, которые позволяют объединить их в одну группу. Так, деятельность страховщиков, прежде всего, основывается на доверии со стороны клиентов. По сути, доверие клиентов является практически одним из главных элементов страховой деятельности. Аналогичная картина и на рынке ценных бумаг. Указанная особенность была учтена при выборе мер, которые необходимо применить в той или иной ситуации в отношении страховой организации.

- Дмитрий Валерьевич, скажите, какие механизмы предупреждения банкротства страховщиков предусмотрены законопроектом?

- Законопроектом предусмотрены две основные меры по предупреждению банкротства страховой организации: разработка и реализация плана финансового оздоровления страховой организации и введение временной администрации страховой организации. Необходимо иметь в виду, что финансовое оздоровление применительно к страховой организации рассматривается не как процедура банкротства, которая предусмотрена общими положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а как мера по предупреждению банкротства.

Процедуры банкротства, финансовое оздоровление и внешнее управление в соответствии с положениями законопроекта к страховым организациям не применяются. Дело в том, что указанные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника в ходе дела о банкротстве, а дело о банкротстве может быть возбуждено только в случае подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником. Представляется бесспорным аргумент, что в случае подачи руководителем страховой организации заявления о признании страховой организации банкротом целесообразность введения реабилитационных процедур банкротства в отношении такой страховой организации отсутствует. Возникает справедливый вопрос: а почему исключена возможность введения таких процедур в отношении страховщика в случае, если заявление подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом? В этой связи необходимо вновь напомнить о единой для всех финансовых организаций особенности. Основой деятельности таких организаций является доверие клиентов. Утрата страховщиком доверия собственных клиентов всегда влечет прекращение отношений с клиентами. На сегодняшний день не существует таких реабилитационных процедур, которые позволили бы вернуть страховщику этот главный в его деятельности элемент. Именно поэтому положения проекта прежде всего направлены на процедуры по предупреждению банкротства, которые должны проходить во внесудебном порядке.

- Вы упомянули о такой мере по предупреждению банкротства страховых организаций, как составление и реализация плана финансового оздоровления. В каких случаях к страховщику будет применяться такая мера?

- Законопроект предусматривает, что план финансового оздоровления разрабатывается руководителем страховой организации и направляется в федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере страхования при возникновении следующих оснований:

- неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по истечении более чем десяти дней с момента возникновения обязанности удовлетворения таких требований;

- неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти дней со дня наступления даты ее исполнения по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах организации;

- снижения величины чистых активов по отношению к размеру уставного капитала по данным отчетности;

- ограничения, приостановления или отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

Указанные основания в настоящее время являются предметом обсуждения, однако обсуждаются лишь нюансы.

- Какие конкретные процедуры включает эта мера?

- Законопроектом предусмотрен перечень из семи мероприятий, которые могут быть включены в план финансового оздоровления. При этом указанный перечень не является исчерпывающим, и страховой организацией могут быть предусмотрены и иные мероприятия. Главная цель планируемых мероприятий - восстановление платежеспособности страховщика, достижение финансовой устойчивости.

Итак, законопроектом предусмотрены следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности страховщика, которые могут быть включены в план финансового оздоровления:

1) приведение в соответствие с установленным размером величины собственных средств (капитала) финансовой организации;

2) взыскание дебиторской задолженности;

3) сокращение кредиторской задолженности;

4) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

5) изменение тарифной политики;

6) реорганизация финансовой организации;

7) изменение организационной структуры финансовой организации.

- Что из себя представляют указанные мероприятия?

- Каждое из указанных мероприятий является целым комплексом мер, направленных в целом на повышение эффективности деятельности организации. Ничего нового здесь не придумаешь, сама практика деятельности страховщика выявила ряд действий, которые должны предприниматься в случае финансовой неустойчивости страховой организации. Поэтому в соответствии с законопроектом изменение структуры активов может предусматривать:

1) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающих их исполнение;

2) сокращение расходов организации, в том числе на обслуживание долга организации, и расходов на управление ею;

3) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению лицензионных требований.

Одновременно изменение структуры пассивов организации может предусматривать:

1) увеличение размера собственных средств (капитала);

2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

При этом изменение организационной структуры организации может осуществляться:

1) изменением состава и численности сотрудников страховой организации;

2) изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений страховщика, а также иными способами, помогающими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению.

Необходимо отметить, что перечень указанных действий не исчерпывающий, и страховые организации вправе предусмотреть иные действия, способствующие достижению соответствующих целей, по своему усмотрению.

- Какой срок предусмотрен для реализации указанных мероприятий?

- В редакции законопроекта для реализации мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, отведено лишь три месяца. По нашему мнению, реализация мероприятий по предупреждению неплатежеспособности страховой организации - это экстренные меры, которые проводятся уже в период финансовой неустойчивости организации. В этой связи промедление грозит неэффективностью принимаемых мер, а значит, невозможностью достижения желаемого результата.

Однако указанное не означает, что спустя три месяца в отношении страховой организации возбуждается дело о банкротстве. Как уже было отмечено, существует еще одна мера по предупреждению банкротства страховой организации - введение временной администрации. Об этой мере подробно рассказывала в одном из предыдущих номеров вашего журнала директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Анна Владиславовна Попова.

- А как будет обеспечиваться выполнение страховой организацией мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления? Ведь в случае, если руководство страховой организации окажется недобросовестным, срок, предоставленный для проведения таких мероприятий, станет дополнительным временем для использования средств страховой организации в противоправных интересах.

- Оценка представленных в плане финансового оздоровления страховой организации мероприятий проводится в рамках выездной проверки сотрудниками федерального органа исполнительной власти по контролю в сфере страхования. В случае если по итогам этой проверки будет сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности страховой организации путем принятия мер, предусмотренных планом финансового оздоровления, будет рассмотрен вопрос о введении для страховой организации временной администрации. Таким образом, проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности страховой организации будет контролироваться на должном уровне.

Кроме того, по мнению департамента, в ходе развития саморегулирования в сфере страхования некоторые контрольные функции будут выполнять профессиональные объединения страховщиков.

- Дмитрий Валерьевич, скажите, а как продвигается работа по согласованию законопроекта?

- Согласование законопроекта находится на финальной стадии, и мы планируем представить законопроект в Правительство Российской Федерации до конца апреля текущего года. Однако в настоящее время все еще остается возможность представить свои предложения к законопроекту всем заинтересованным лицам. Это можно сделать на сайте Минэкономразвития России в Интернете (www.economy.gov.ru). Департамент готов к обсуждению любых предложений, которые могут стать полезными для законопроекта и улучшить его содержание.

Подписано в печать

16.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обзор судебной практики по вопросу правомерности отказа в выплате страхового возмещения ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1) >
Статья: О перспективах нормативного регулирования деятельности филиалов иностранных страховых организаций ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.