|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Проблемы совершенствования нормативного регулирования предупреждения несостоятельности (банкротства) страховой организации ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1)
"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 1
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Интервью с заместителем директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Д.В. Скрипичниковым.
Специалистами департамента корпоративного управления разработан и в настоящее время дорабатывается и согласовывается с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций)". Законопроект разработан в целях реализации п. 21 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 2330-р "Об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации".
- Дмитрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, каким образом проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" касается деятельности страховщиков?
- В соответствии с положениями законопроекта к финансовым организациям относятся в том числе страховые организации. В этой связи законопроект непосредственно направлен на регулирование правоотношений, возникающих в сфере страхового дела в случае неплатежеспособности страховщика. Необходимо отметить, что механизмы предупреждения банкротства страховщиков, разработанные нашими специалистами и предусмотренные законопроектом, взяты за основу для регулирования аналогичных вопросов, возникающих в сферах деятельности других видов финансовых организаций (к примеру, профессиональных участников рынка ценных бумаг). Это еще раз подтверждает мнение о том, что все финансовые организации обладают едиными признаками, которые позволяют объединить их в одну группу. Так, деятельность страховщиков, прежде всего, основывается на доверии со стороны клиентов. По сути, доверие клиентов является практически одним из главных элементов страховой деятельности. Аналогичная картина и на рынке ценных бумаг. Указанная особенность была учтена при выборе мер, которые необходимо применить в той или иной ситуации в отношении страховой организации. - Дмитрий Валерьевич, скажите, какие механизмы предупреждения банкротства страховщиков предусмотрены законопроектом? - Законопроектом предусмотрены две основные меры по предупреждению банкротства страховой организации: разработка и реализация плана финансового оздоровления страховой организации и введение временной администрации страховой организации. Необходимо иметь в виду, что финансовое оздоровление применительно к страховой организации рассматривается не как процедура банкротства, которая предусмотрена общими положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а как мера по предупреждению банкротства. Процедуры банкротства, финансовое оздоровление и внешнее управление в соответствии с положениями законопроекта к страховым организациям не применяются. Дело в том, что указанные процедуры направлены на восстановление платежеспособности должника в ходе дела о банкротстве, а дело о банкротстве может быть возбуждено только в случае подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником. Представляется бесспорным аргумент, что в случае подачи руководителем страховой организации заявления о признании страховой организации банкротом целесообразность введения реабилитационных процедур банкротства в отношении такой страховой организации отсутствует. Возникает справедливый вопрос: а почему исключена возможность введения таких процедур в отношении страховщика в случае, если заявление подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом? В этой связи необходимо вновь напомнить о единой для всех финансовых организаций особенности. Основой деятельности таких организаций является доверие клиентов. Утрата страховщиком доверия собственных клиентов всегда влечет прекращение отношений с клиентами. На сегодняшний день не существует таких реабилитационных процедур, которые позволили бы вернуть страховщику этот главный в его деятельности элемент. Именно поэтому положения проекта прежде всего направлены на процедуры по предупреждению банкротства, которые должны проходить во внесудебном порядке. - Вы упомянули о такой мере по предупреждению банкротства страховых организаций, как составление и реализация плана финансового оздоровления. В каких случаях к страховщику будет применяться такая мера? - Законопроект предусматривает, что план финансового оздоровления разрабатывается руководителем страховой организации и направляется в федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере страхования при возникновении следующих оснований: - неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по истечении более чем десяти дней с момента возникновения обязанности удовлетворения таких требований; - неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти дней со дня наступления даты ее исполнения по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах организации; - снижения величины чистых активов по отношению к размеру уставного капитала по данным отчетности; - ограничения, приостановления или отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Указанные основания в настоящее время являются предметом обсуждения, однако обсуждаются лишь нюансы. - Какие конкретные процедуры включает эта мера? - Законопроектом предусмотрен перечень из семи мероприятий, которые могут быть включены в план финансового оздоровления. При этом указанный перечень не является исчерпывающим, и страховой организацией могут быть предусмотрены и иные мероприятия. Главная цель планируемых мероприятий - восстановление платежеспособности страховщика, достижение финансовой устойчивости. Итак, законопроектом предусмотрены следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности страховщика, которые могут быть включены в план финансового оздоровления: 1) приведение в соответствие с установленным размером величины собственных средств (капитала) финансовой организации; 2) взыскание дебиторской задолженности; 3) сокращение кредиторской задолженности; 4) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации; 5) изменение тарифной политики; 6) реорганизация финансовой организации; 7) изменение организационной структуры финансовой организации. - Что из себя представляют указанные мероприятия? - Каждое из указанных мероприятий является целым комплексом мер, направленных в целом на повышение эффективности деятельности организации. Ничего нового здесь не придумаешь, сама практика деятельности страховщика выявила ряд действий, которые должны предприниматься в случае финансовой неустойчивости страховой организации. Поэтому в соответствии с законопроектом изменение структуры активов может предусматривать: 1) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающих их исполнение; 2) сокращение расходов организации, в том числе на обслуживание долга организации, и расходов на управление ею; 3) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению лицензионных требований. Одновременно изменение структуры пассивов организации может предусматривать: 1) увеличение размера собственных средств (капитала); 2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; 3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов. При этом изменение организационной структуры организации может осуществляться: 1) изменением состава и численности сотрудников страховой организации; 2) изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений страховщика, а также иными способами, помогающими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению. Необходимо отметить, что перечень указанных действий не исчерпывающий, и страховые организации вправе предусмотреть иные действия, способствующие достижению соответствующих целей, по своему усмотрению. - Какой срок предусмотрен для реализации указанных мероприятий? - В редакции законопроекта для реализации мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, отведено лишь три месяца. По нашему мнению, реализация мероприятий по предупреждению неплатежеспособности страховой организации - это экстренные меры, которые проводятся уже в период финансовой неустойчивости организации. В этой связи промедление грозит неэффективностью принимаемых мер, а значит, невозможностью достижения желаемого результата. Однако указанное не означает, что спустя три месяца в отношении страховой организации возбуждается дело о банкротстве. Как уже было отмечено, существует еще одна мера по предупреждению банкротства страховой организации - введение временной администрации. Об этой мере подробно рассказывала в одном из предыдущих номеров вашего журнала директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Анна Владиславовна Попова. - А как будет обеспечиваться выполнение страховой организацией мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления? Ведь в случае, если руководство страховой организации окажется недобросовестным, срок, предоставленный для проведения таких мероприятий, станет дополнительным временем для использования средств страховой организации в противоправных интересах. - Оценка представленных в плане финансового оздоровления страховой организации мероприятий проводится в рамках выездной проверки сотрудниками федерального органа исполнительной власти по контролю в сфере страхования. В случае если по итогам этой проверки будет сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности страховой организации путем принятия мер, предусмотренных планом финансового оздоровления, будет рассмотрен вопрос о введении для страховой организации временной администрации. Таким образом, проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности страховой организации будет контролироваться на должном уровне. Кроме того, по мнению департамента, в ходе развития саморегулирования в сфере страхования некоторые контрольные функции будут выполнять профессиональные объединения страховщиков. - Дмитрий Валерьевич, скажите, а как продвигается работа по согласованию законопроекта? - Согласование законопроекта находится на финальной стадии, и мы планируем представить законопроект в Правительство Российской Федерации до конца апреля текущего года. Однако в настоящее время все еще остается возможность представить свои предложения к законопроекту всем заинтересованным лицам. Это можно сделать на сайте Минэкономразвития России в Интернете (www.economy.gov.ru). Департамент готов к обсуждению любых предложений, которые могут стать полезными для законопроекта и улучшить его содержание.
Подписано в печать 16.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |