|
|
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114 <Расчет "незавершенки" по подрядным работам>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 6)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 6
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 22.02.2007 N 03-03-06/1/114 <РАСЧЕТ "НЕЗАВЕРШЕНКИ" ПО ПОДРЯДНЫМ РАБОТАМ>>
Определить вид деятельности фирмы бывает хоть и сложно, но очень важно. Например, выполняет она работы или оказывает услуги. Ведь порядок учета налоговых расходов в этих двух случаях значительно отличается. В Письме финансисты разъяснили, чем является деятельность по разработке техдокументации и как нужно учитывать расходы по ней.
Распределение расходов...
Налоговые затраты любых фирм делят на прямые и косвенные. Примерный перечень прямых затрат есть в Налоговом кодексе. Это расходы:
- на покупку израсходованных материалов; - на оплату труда работников; - на амортизацию основных средств. Однако список прямых расходов носит лишь рекомендательный характер. Фирма, учитывая специфику деятельности, может установить свой перечень прямых затрат. Его она должна закрепить в налоговой учетной политике. Все остальные расходы (за исключением внереализационных) считают косвенными, их учитывают полностью в текущем периоде. Прямые же расходы распределяют. Порядок их распределения зависит от того, чем занимается компания: изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг. В нашем комментарии мы рассмотрим лишь два последних случая.
...при выполнении работ...
Фирмы, которые выполняют работы, должны ежемесячно распределять прямые расходы: - на стоимость реализованных работ; - на незавершенное производство. К нему относят работы, которые еще не выполнены или сделаны, но не сданы заказчику. В расходы текущего периода фирма может включить лишь прямые затраты, которые приходятся на сданные в нем работы. Затраты в "незавершенке" учесть в текущих расходах нельзя. Чтобы определить сумму расходов, которую можно списать, бухгалтеру фирмы следует рассчитать стоимость "незавершенки". А затем из прямых расходов вычесть эту сумму. Порядок оценки незавершенного производства компании определяют для себя самостоятельно. Единственное условие, которое предъявляет Налоговый кодекс: сумма расходов должна соответствовать объему работ. Выбранный метод нужно закрепить в учетной политике и применять его не менее двух календарных лет. Стоимость незавершенного производства на конец месяца включают в прямые расходы следующего месяца. И учитывают при распределении прямых затрат уже в данном периоде. Подробнее о том, как это сделать, мы расскажем далее.
...и оказании услуг
Что же касается списания прямых расходов при оказании услуг, то фирмы могут воспользоваться тем же порядком, который применяют при работах. Однако у таких компаний есть "привилегии". Налоговый кодекс позволяет им вовсе не распределять прямые расходы, а списывать их сразу без расчета "незавершенки". Возникает закономерный вопрос: должны ли такие фирмы делить расходы на прямые и косвенные? Ответ на него дали финансисты в Письме от 13.07.2006 N 03-03-04/2/174. Они пояснили, что "обслуживающие" фирмы могут определять расходы в целом, без какого-либо деления. При этом, заполняя "прибыльную" декларацию, "неразделенные" расходы нужно отразить по строке 110 Приложения 2 к листу 02.
Расчет "незавершенки"
В опубликованном Письме финансисты рассказали о том, как определить вид деятельности компании. В качестве примера была взята деятельность по разработке технической документации. По мнению Минфина, это выполнение работ. Во-первых, фирма заключает с клиентами договоры подряда. А по таким контрактам компания занимается не чем иным, как выполнением работ. Во-вторых, понятия "услуга" и "работа" раскрыты в Налоговом кодексе. Их основное отличие в том, что результаты работ вещественны, а услуг - нематериальны. По итогам проектной деятельности фирма представляет заказчику пакет техдокументов. То есть вещественный результат. Следовательно, ее деятельность - это выполнение работ. Поэтому списать все прямые расходы единовременно (т.е. без расчета "незавершенки") нельзя. А как определить стоимость незавершенного производства, покажет пример.
Пример. ОАО "Сфинкс" занимается разработкой техдокументации. В феврале 2007 г. фирма выполняла проектные работы по двум договорам. Налоговые расходы в этом месяце составили:
———————————————————————————————————————————T——————————————————————
Виды расходов ¦Сумма расходов (руб.)
+---------T----------
————
¦ Первый ¦ Второй¦ заказ ¦ заказ
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
Материальные расходы ¦ 80 000 ¦ 100 000
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
Оплата труда основного персонала (в т.ч. ¦ 120 000 ¦ 140 000ЕСН) ¦ ¦
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
Амортизация оборудования, участвующего ¦ 6 000 ¦ 9 000в разработке техдокументации ¦ ¦
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
Оплата труда управленческого персонала ¦ 60 000 ¦ 80 000(в т.ч. ЕСН) ¦ ¦
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
Прочие расходы ¦ 30 000 ¦ 40 000
———————————————————————————————————————————+—————————+————————————
В учетной политике определено, что к прямым расходам фирмы относят материальные расходы, затраты на оплату труда основных работников, ЕСН с нее, амортизацию оборудования, которое участвует в выполнении работ. Остальные расходы - косвенные.
Работу по первому договору фирма закончила и сдала заказчику в феврале 2007 г. "Незавершенка" по ней на начало этого месяца составляла 60 000 руб. Работу по второму контракту фирма начала выполнять в феврале 2007 г. и до конца месяца не закончила.
Сумма косвенных расходов фирмы за февраль 2007 г. составила:
60 000 руб. + 30 000 руб. + 80 000 руб. + 40 000 руб. = 210 000 руб.
Прямые расходы в этом месяце составили:
80 000 руб. + 120 000 руб. + 6000 руб. + 100 000 руб. + 140 000 руб. + 9000 руб. = 455 000 руб.
В учетной политике "Сфинкса" указано, что прямые расходы распределяют на "незавершенку" пропорционально ее доле в общей стоимости выполняемых в течение месяца договоров. Стоимость работ по договорам с заказчиками составила:
- по первому договору - 400 000 руб. (без НДС);
- по второму договору - 500 000 руб. (без НДС).
Общая стоимость работ по двум договорам равна:
400 000 руб. + 500 000 руб. = 900 000 руб.
Доля "незавершенки" в общей стоимости работ составила:
500 000 руб. : 900 000 руб. = 0,56.
Следовательно, прямые расходы, приходящиеся на "незавершенку" на конец февраля, составили:
(60 000 руб. + 455 000 руб.) x 0,56 = 288 400 руб.
Эту величину фирма включила в прямые расходы марта. Сумма прямых расходов, которая приходится на работу, сданную в феврале, составила:
60 000 руб. + 455 000 руб. - 288 400 руб. = 226 600 руб.
В итоге в этом месяце фирма включила в налоговую себестоимость косвенные и прямые расходы в сумме:
210 000 руб. + 226 600 руб. = 436 600 руб.
Н.В.Кушкова
Эксперт "НА"
Подписано в печать
16.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |